• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние биоритмов на физическую работоспособность учащихся

Опубликовано Лезин Виталий Алексеевич вкл 23.05.2012 - 22:50
Лезин Виталий Алексеевич
Автор: 
Фаталиев Фатали

Биоритмология занимает особое место в системе научных изысканий, она касается главного – здоровья и жизни людей, ритмов окружающей их природы и биосферы. Выбранная нами тема исследования особенно актуальна в настоящее время, когда значительная часть населения земного шара живет каждый по-своему графику. Знание своего внутреннего «графика» поможет выбрать правильный ритм. Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний. Цель исследования – определить, что же такое биоритмы и как влияют биологические ритмы на физическую работоспособность.Результаты данной работы фактически потвердели биотип каждого ученика и определили их период активности по субъективным ощущениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioritmy_001.rar2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тест для определения индивидуального биологического профиля

Необходимо выбрать вариант ответа максимально подходящий к вашему профилю:

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5

5.00 – 6.45

4.00 – 5.45

4

6.46 – 8.15

5.46 – 7.15

3

8.16 – 10.45

7.16 – 9.45

2

10.46 – 12.00

9.46 – 11.00

1

12.01 – 13.00

11.01 – 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее  время совершенно свободно.

Баллы

Часы

зимой

летом

5

20.00 – 20.45

21.00 – 21.45

4

20.46 – 21.30

21.46 – 22.30

3

21.31 – 00.15

22.31 – 1.15

2

00.16 – 1.30

1.16 – 2.30

1

1.31 – 3.00

2.31 – 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?

                                                                                         Баллы

  1. совершенно нет потребности                        4
  2. в определенных случаях есть                        3
  3. потребность довольно сильная                     2
  4. будильник мне абсолютно необходим         1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий период времени с 23.00 до 2 часов ночи, насколько продуктивно была бы ваша работа в это время?

                                                                                                  Баллы

  1. абсолютно бесполезной                                         4
  2. была бы некоторая польза                                     3
  3. работа была бы достаточно эффективной           2
  4. работа была бы высокоэффективной                   1

5. Легко ли вам вставать в обычных условиях?

                                                   Баллы

  1. очень трудно           1
  2. довольно легко        2
  3. очень легко              3

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимися в первые полчаса после подъема?

                                                                     Баллы

  1. очень большая сонливость        1
  2. есть небольшая сонливость       2
  3. довольно ясная голова               3
  4. полная ясность мысли               4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

                                                                    Баллы

  1. аппетита совершенно нет       1
  2. снижен                                      2
  3. хороший                                    3
  4. прекрасный                               4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени использовать для подготовки раннее утро (с 4.00 до 7.00), насколько продуктивной была бы ваша работа.

                                                                    Баллы

  1. абсолютно бесполезной         1
  2. с некоторой пользой               2
  3. достаточно эффективной        3
  4. высокоэффективной                4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?

                                                                     Баллы

  1. очень большая вялость            1
  2. небольшая вялость                   2
  3. незначительная бодрость        3
  4. полная бодрость                       4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

                                                             Баллы

  1. очень трудно                      1
  2. довольно трудно                2
  3. довольно легко                   3
  4. очень легко                         4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1часу 2раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7.00 до 8.00 утра. Является ли этот период наилучший для вас?

                                                                                                       Баллы

  1. в это время я бы находился в хорошей форме         4
  2. я был бы довольно в хорошем состоянии                3
  3. мне было бы трудно                                                    2
  4. мне было бы очень трудно                                         1

12.Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

                                             Баллы

                 20.00 – 21.00             5

                 21.01 – 22.15             4

                 22.16 – 00.45              3

                 00.46 – 02.00              2

                 02.01 – 03.00              1

13.При выполнении двух часовой  работы, требующей от вас полной мобилизации умственных   сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

                                                 Баллы

                  08.00 – 10.00               4

                  11.00 – 13.00               3

                  15.00 – 17.00               2

                  17.00 – 21.00               1

14. Как велика ваша усталость к 23ч.?

                                                               Баллы

  1. я очень устаю                       5
  2. заметно устаю                      3
  3. слегка устаю                         2
  4. совершенно не устаю           1

15.По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости встать в определенное время. Какой из 4 вариантов вы бы выбрали?

                                                                                                  Баллы

  1. проснусь в обычное время и больше не усну        4
  2. проснусь в обычное время, и буду дремать           3
  3.  проснусь в обычное время и снова засну              2
  4. проснусь позже, чем обычно                                   1

16.Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу, лучшее время для него 12.00 до 2.00. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

                                                                                                       Баллы

  1. да, я был бы в хорошей форме                                1
  2. был бы приемлемой форме                                      2
  3. был бы в плохой форме                                            3
  4. совсем не мог бы тренироваться                             4

17.В каком часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?

                                                        Баллы

                           5.00 – 6.45                  5

                           6.46 – 7.45                  4

                           7.46 – 9.45                  3

                           9.46 – 10.45                2

                           10.46 – 12.00              1

18.Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?

                                                                                     Баллы

  1. четко к утреннему                                     6
  2. скорее к утреннему, чем к вечернему     4
  3. скорее к вечернему, чем к утреннему     2
  4. четко к вечернему                                     0

Результаты обрабатывались следующим образом – считалась сумма баллов всех ответов:

Свыше 72: четко выраженный утренний тип;

60 – 71: слабо выраженный утренний тип;

48 – 59: аритмичный тип;

35 – 47: слабо выраженный вечерний тип;

Менее 34: четко выражен вечерний тип.


Приложение 2

Изменение пульса у представителей разных биологических ритмов в разное время суток

№ п/п

        Ф.И.О.

утро

вечер

Рs покой

Рs 

после нагрузки

Рs ч/з 3мин.

 Рs покой

Рs 

после нагрузки

Рs ч/з 3мин.

1

Воробьёв Кирилл

40

70

53

43

73

55

2

Гаврилова Татьяна

45

74

60

42

75

59

3

Дякун Константин *

46

64

49

43

67

50

4

Жуковская Ирина *

46

56

50

43

59

49

5

Казюк Анастасия *

48

57

52

45

59

54

6

Клочко Данил

101

159

119

100

167

122

7

Промкин Егор

40

62

57

37

64

58

8

Руденко Алина

46

74

55

43

76

58

9

Рудь Александра

45

54

48

42

57

49

10

Фаталиев Фатали *

44

62

49

42

64

49

11

Чалов Михаил

43

76

57

45

80

60

12

Шульга Яна

98

113

94

79

120

113

* обозначены учащиеся, посещающие спортивные секции

синим цветом выделены учащиеся, относящиеся к утреннему типу (жаворонки)


Приложение 3

Приложение 4

Диаграмма 1

Изменение пульса у представителей разных биологических ритмов в утренние часы

Изменение пульса у представителей разных биологических ритмов в вечернее время

Диаграмма 2

Примечание: (ж) –жаворонки,  * -учащиеся, посещающие спортивные секции

Приложение 5

Рекомендации родителям, учащимся, преподавателям физической культуры и администрации школы:

  1. Занятия в спортивных секциях проводить с 15:00 до 18:00 часов дня, так как это время является пиком активности для всех хронотипов.
  2. Во время школьных каникул тренировочные занятия проводить в интервале – 10:00 – 12:00, 15:00 – 18:00.
  3. Составлять расписание таким образом, что уроки по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки) проводить со второго по пятый.
  4. Использовать микропаузы в учебном процессе и тренировочных занятиях для оптимизации режима учащихся.
  5. Учащимся школ обязательно завтракать дома, рассматривая это как фактор энергетической подпитки для детей всех хронотипов, особенно «сов».
  6. Учащимся школ обязательно обязательно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, для детей всех хронотипов, особенно «сов».
  7. Категорически не использовать время для проведения занятий в  спортивных секциях и уроков по основным предметам в пределах от 13:00 до 14:30, являющихся пиком наименьшей активности для всех хронотипов.


Поделиться:

Алые паруса

Просто так

Снежная сказка

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?

Мать-и-мачеха