• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Изучение методов улучшения кратковременной памяти у младших школьников»

Опубликовано Березова Елена Вячеславовна вкл 25.05.2012 - 20:00
Автор: 
Костина Мария

 

Цель: исследовать  объем кратковременной памяти младших школьников и влияние на нее определенных  видов  деятельности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить  влияние на память  различных видов деятельности и найти способ улучшения успеваемости в классе.

3.Провести экспериментальную работу с детьми.

4.Разработать рекомендации для учителей и учеников по улучшению кратковременной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_dlya_mashi_kostinoy_3_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательская работа по теме:

«Изучение методов улучшения кратковременной памяти у младших школьников»

Выполнила: ученица 3 «Б» класса

  Костина Мария

Руководитель: учитель начальных классов Михеева Елена Вячеславовна

г. Саранск 2011 г.

Содержание

                                                                       

     Введение

  1. Память
  2. Виды памяти
  3. Экспериментальная часть
  4. Заключение

     Список литературы

         Рекомендации

        


Цель: исследовать  объем кратковременной памяти младших школьников и влияние на нее определенных  видов  деятельности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить  влияние на память  различных видов деятельности и найти способ улучшения успеваемости в классе.

3.Провести экспериментальную работу с детьми.

4.Разработать рекомендации для учителей и учеников по улучшению кратковременной памяти.

Методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.

Практическая значимость: определить способ улучшения памяти учеников для повышения успеваемости в классе.

Объект исследования: учащиеся 3 Б класса средней школы № 9 г. Саранска.

Гипотеза: занятия спортом и шоколад улучшают кратковременную память. 

 

Введение.

     В этом учебном году успеваемость в моем классе стала хуже, чем в прошлом году.  Одноклассники стали плохо запоминать правила, хуже считать. Мне стало интересно узнать, от чего зависит память и внимание учеников и что можно сделать, чтобы  улучшить успеваемость в классе. Можно ли тренировать память? Какие вообще есть способы улучшения памяти?

Я решила  найти ответы  на эти вопросы и заглянуть в детскую энциклопедию Я познаю мир «Психология». После изучения литературы я узнала, что существует много способов для улучшения памяти.   Занятия спортом, сладкое, лекарственные препараты, тренировки памяти и т.д. Но как определить, почему дети стали плохо учиться, и виновата ли в этом память? Я решила провести ряд экспериментов, чтобы самостоятельно определить ухудшение  памяти у детей и как различные виды деятельности влияют  на память.  Также из литературы я узнала, что есть разные виды памяти, но если страдает кратковременная память, то дальнейший этап запоминания нарушается. И ее проще и быстрее всего проверить для меня. Так возникла моя исследовательская работа.

1. Память.

      Память есть у всех живых существ.  Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление и последующее воспроизведение человеком своего опыта.  Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а связана с личностью, ее  внутренним миром, интересами, стремлениями. В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то «отбрасывать». Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Поэтому возникает проблема развития памяти ребенка. Развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека. Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные. Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение способами  улучшения  памяти. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

       

2. Виды памяти.

   В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, промежуточную и генетическую память.

  Кратковременная память – это второй уровень сохранения информации. В отличие от мгновенной памяти она может контролироваться человеком. Кратковременная память сохраняет информацию в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.). Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность.  Уменьшение объема кратковременной памяти ведет к неверному пониманию происходящего - особенно в сложных ситуациях, которые требуют сопоставления многих данных. Эта память  играет большую роль в жизни человека. Благодаря этой памяти перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека.  Кратковременную память можно тренировать.  Из интернета и литературы я узнала, что ученые, изучающие возможности человеческого интеллекта, убеждены, что мы используем нашу память лишь на 10%. Хотя и эта малая часть позволяет нам хранить и воспроизводить огромное количество информации. К тому же детская память гораздо более гибкая – все мы знаем, что стихи в детстве учатся быстрее и проще, чем в 30 лет, а уж о раннем обучении иностранным языкам написано и сказано немало. Но не стоит полагаться только на природу. Родители могут помочь своему ребенку развить и улучшить его память, выполняя с ним несложные упражнения, например массаж, пальчиковая гимнастика, запоминание образов и т.д.  Есть лекарственные препараты, влияющие на память. Чтобы определить, влияют ли на кратковременную память физические упражнения, отвлеченные разговоры и сладкое, я решила провести эксперимент.

3. Экспериментальная часть.

Эксперимент 1.

                                                    Ход работы.

  1. Учитель помог мне выбрать разных учеников из класса. Мы распределили их на 3 группы, в которые входили сильные, средние и слабые по способностям дети. В каждой группе было по 5 человек.
  2. Прочитали пять слов: ваза, елка, мед, игра, картина.
  3. Попросили детей их запомнить и повторить через 30 сек.
  4. Записали результат и определили общий объем кратковременной памяти первоначально.
  5. Затем, в течение 30 сек., одна группа выполняла  приседания, вторая группа детей ела шоколад, а третья просто разговаривала на свободную тему.
  6. Через 1 мин.  всех детей снова попросили повторить слова, которые они запоминали и мы оценили результаты каждой группы.

Таблица №1.  Тест из пяти слов.

Группа

Задание

Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания

Кол-во слов (из 25), повторенных после задания

1

Съесть шоколад

23

20

2

Приседания

23

21

3

Разговор

24

14

                       

Результаты эксперимента 1

       Мой эксперимент показал, что кратковременная память у учеников моего класса хорошая, потому что сначала все дети повторили  слова из теста почти без ошибок (результат 23,24 из 25).  Но кратковременная память очень короткая и мозг не может долго держать информацию. А эксперимент показал, что если приседать или потреблять  шоколад, то можно помнить слова дольше. Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (14 слов из 25). Лучший результат у детей, которые приседали (21 слово из 25). Дети, которые потребляли шоколад, тоже хорошо справились (20 слов из 25).  Таким образом,  я  убедилась, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память.  

Но может быть это случайный результат. Чтобы исключить возможность ошибки я решила еще раз провести эксперимент, но поменять ребят в группах местами.

                                       

Эксперимент 2.

Ход работы.

  1. В 3 группах детей, которые участвовали в первом эксперименте, поменяли детей между собой.
  2. Прочитали пять слов: дорога, трава, лень, кот, небо.
  3. Попросили детей их запомнить и повторить через 30 сек.
  4. Зафиксировали результат.
  5. Затем, в течение 30 сек., одна группа выполняла  приседания, вторая группа детей ела  шоколад, а третья просто разговаривала на свободную тему.
  6. Через 1 мин.  всех детей снова попросили повторить слова, которые они запоминали и мы оценили результаты каждой группы.

Таблица №2.  Тест из пяти слов.

        

Группа

Задание

Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания

Кол-во слов (из 25), повторенных после задания

1

Съесть шоколад

24

21

2

Приседания

23

22

3

Разговор

22

13

Результаты эксперимента 2

 

Второй эксперимент показал те же результаты. Кратковременная память у учеников моего класса хорошая, потому что сначала все дети повторили  слова из теста почти без ошибок.   Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (13 слов из 25). Лучший результат у детей, которые приседали (22 слова из 25). Дети, которые потребляли шоколад, тоже хорошо справились (21 слово из 25).  Таким образом,  я  убедилась, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память.  

Для более точного результата я провела эксперимент и на третий день.

                                 

Эксперимент 3.

Ход работы.

1. В 3 группах детей, которые участвовали в первом эксперименте, поменяли детей между собой. Снова сформировали 3 группы по 5 человек разных по способностям детей в группе.

2. Прочитали пять слов: снег, тень, корова, облако, сон.

3. Попросили детей их запомнить и повторить через 30 сек.

4. Оценили результат.

5. Затем, в течение 30 сек., одна группа выполняла  приседания, вторая группа детей ела шоколад, а третья просто разговаривала на свободную тему.

6. Через 1 мин.  всех детей снова попросили повторить слова, которые они запоминали и мы оценили результаты каждой группы.

Таблица №3.  Тест из пяти слов.

Группа

Задание

Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания

Кол-во слов (из 25), повторенных после задания

1

Съесть шоколад

24

21

2

Приседания

24

22

3

Разговор

23

14

Результаты эксперимента 3

      Третий  эксперимент показал те же результаты. Объем кратковременной  памяти у учеников моего класса хороший.   Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (14 слов из 25). Лучший результат у детей, которые приседали (22 слова из 25). Дети, которые потребляли шоколад, тоже хорошо справились (21 слово из 25).  

Вывод:  я  подтвердила гипотезу, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память.  

Таблица №4.  Общая таблица результатов эксперимента.        

№

Задание

Эксперимент 1

Эксперимент 2

Эксперимент 3

Кол-во слов,  до задания

Кол-во слов, после задания

Кол-во слов,  до задания

Кол-во слов, после задания

Кол-во слов, до задания

Кол-во слов, после задания

1

Съесть шоколад

23

20

24

21

24

21

2

Приседа-

ния

23

21

23

22

24

22

3

Разговор

24

14

22

13

23

14

Из общей таблицы видно, что самый хороший результат за все 3 эксперимента показали дети, которые приседали. Дети, которые ели шоколад,  тоже показали хороший результат. Это можно объяснить тем, что  при выполнении физических упражнений или при потреблении  шоколада, усиливается приток крови и энергии  мозгу и информация лучше запоминается, а также быстрее обрабатывается  и переводится в разряд оперативной памяти. Самый низкий результат оказался у детей, которые просто разговаривали. Информация из кратковременной памяти не могла быть обработана мозгом, так как поступило еще много новой информации, вероятно более интересной для детей, и они не смогли воспроизвести после эксперимента слова полностью.

Но, может быть, это только в моем классе?  Может у детей, которые старше или младше результаты будут другими?  Я решила провести эксперимент в 1 классе.

                                      Эксперимент 4.  

                                         Ход работы.

  1. Учитель этого класса помог мне выбрать разных по способностям учеников. Мы распределили их на 3 группы, в которые входили сильные, средние и слабые по способностям дети. В каждой группе было по 5 человек.
  2. Прочитали пять слов: кот, хвост, ручка, лес, цветок.
  3. Попросили детей их запомнить и повторить через 30 сек.
  4. Оценили объем кратковременной памяти в каждой группе.
  5. Затем, в течение 30 сек., одна группа выполняла  приседания, вторая группа детей ела шоколад, а третья просто разговаривала на свободную тему.
  6. Через 1 мин.  всех детей снова попросили повторить слова, которые они запоминали и мы оценили результаты каждой группы.

Таблица №4.  Тест из пяти слов.

Группа

Задание

Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания

Кол-во слов (из 25), повторенных после задания

1

Съесть шоколад

21

23

2

Приседания

23

21

3

Разговор

21

17

Результаты эксперимента 4

      Эксперимент показал, что дети в первом классе лучше запомнили слова в группах, которые потребляли шоколад и приседали. Особенно хороший  результат оказался у группы, которая ела шоколад (23 из 25 слов).  Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (17 слов из 25).  Таким образом,  я  подтвердила гипотезу, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память.  И не только в моем классе, а и у других детей.

Выводы.

  1. Физические упражнения и шоколад улучшают кратковременную память.
  2. Приседания лучше влияют на запоминание информации в моем 3 классе, а в первом классе шоколад улучшает запоминание.
  3. Отвлеченные разговоры рассеивают внимание и кратковременная память ухудшается у всех детей.
  4. Для повышения успеваемости в классе можно рекомендовать детям не отвлекаться  на уроке, а  на перемене можно съесть маленькую шоколадку.
  5. Учителям можно рекомендовать, для улучшения усвоения материала на уроках проводить короткие физические упражнения с детьми во время урока.

4. Выводы.

Гипотеза, что шоколад и физические упражнения (приседания) могут улучшить кратковременную память,  подтвердилась.  Я оценила объем кратковременной памяти учеников 3 «Б» и 3 «В» класса. Провела эксперимент по влиянию на объем кратковременной памяти приседаний, обычных разговоров и потребления шоколада. Рассказала о своей работе и результатах детям. Оказывается, никто и не думал, что отвлеченные разговоры на уроке могут так плохо влиять на запоминание материала. Все дети захотели улучшить свою память. Теперь на уроках мы проводим короткие физ.минутки. Некоторые  ученики приносят с собой шоколадку и едят ее на переменах. Успеваемость в нашем классе стала лучше. С результатами работы я ознакомила  учеников и учителей начальных классов моей школы. Я планирую продолжить свою работу и разработать гимнастику для улучшения памяти, которую можно будет проводить на перемене.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника.-
    Москва: Просвещение, 1977.
  2. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
  3. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карнеенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
  4.  Смирнов А.А. "Память и её воспитание".Правда М:1948г.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Психология.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2000. – 432с.


Поделиться:

Ветер и Солнце

Ворона

Мост из бумаги для Киры и Вики

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?

Три загадки Солнца