• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

этнография моей школы

Опубликовано Берлюбская Тамара Владимировна вкл 04.06.2012 - 15:05
Автор: 
Дедова Д. Воинкова А.

Цель работы: определение   национального состава своей школы и Курганской области и изучение  этнокультурного образования обучающихся.

 

Задачи:

1.     Изучить литературные источники по проблеме исследования и систематизировать имеющуюся информацию об  этническом составе Курганской области.

2.     Раскрыть сущность понятия этнос, этнография, этнокультура.

3.     Исследовать статистические материалы и на их основе построить  графики и диаграммы, характеризующие  этнический состав Курганской области, Варгашинского района и своей школы.

4.     Дать характеристику языковому составу учащихся МОУ «Варгашинская СОШ №1».

5.     Провести социологический опрос обучающихся МОУ «Варгашинская СОШ №1» по выявлению уровня этнокультуры школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon etnografiya_moey_shkoly.zip625.54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследование этнографии моей школы.

Выполнили учащиеся

6 Б класса:      Дедова Д.

              Воинкова А.

Руководитель :       Берлюбская Т.В.,

        учитель географии

р.п. Варгаши

2010 г.

Цель работы: определение   национального состава своей школы и Курганской области и изучение  этнокультурного образования обучающихся.

Задачи:

  1. Изучить литературные источники по проблеме исследования и систематизировать имеющуюся информацию об  этническом составе Курганской области.
  2. Раскрыть сущность понятия этнос, этнография, этнокультура.
  3. Исследовать статистические материалы и на их основе построить  графики и диаграммы, характеризующие  этнический состав Курганской области, Варгашинского района и своей школы.
  4. Дать характеристику языковому составу учащихся МОУ «Варгашинская СОШ №1».
  5. Провести социологический опрос обучающихся МОУ «Варгашинская СОШ №1» по выявлению уровня этнокультуры школьников.

Методы исследования:

  1. литературный;
  2. сравнительно-описательный;
  3. статистический;
  4. математический.

План работы:

  1. Изучение литературы по данной теме, нахождение информации в Интернете.
  2. Сбор статистических данных
  3. Составление анкеты для проведения социологического исследования.
  4. Анкетирование школьников.
  5. Обработка полученных данных.
  6. Оформление отчета о проделанной  работе

                               

                   

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОГРАФИИ

ЭТНОГРАФИЯ (от греч . ethnos - племя, народ и ...графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Л. Лени-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса и др.

ЭТНОС – исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА (субэтническая группа) , обособленная часть народности или нации, сохранявшая некоторые особенности языка, культуры и быта (напр., нормандцы во Франции).

ЭТНОГЕОГРАФИЯ (этническая география) , раздел этнографии, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов.

ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ – самая крупная единица классификации народов по признаку их языкового родства, объединяющая схожие по происхождению и лингвистическому строю языки. В настоящее время выделяют около десятка крупных языковых семей. Наибольшая по численности – индоевропейская, объединяет около половины человечества; вторая по численности –  сино–тибетская. Крупными языковыми семьями являются также алтайская, финно-угорская, семито-хамитская.  

ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ – распределение населения отдельных районов, стран, континентов и мира в целом по различным языковым семьям. Данные для характеристики языкового состава могут быть получены из материалов переписей населения.

.

Работа выполнена на основе статистических материалов данных всероссийской переписи населения 2002 года по Курганской области, Варгашинского района. В моей работе приведены и проанализированы данные за 2002г (по Курганской области и Варгашинскому району, рассмотрены  современные данные за 2010 год в МОУ «Варгашинская СОШ №1».

Курганская область  - одна из многонациональных областей России. Будучи на перекрестке важных транспортных путей (на юге граничит с Казахстаном), она с первых лет своего существования служила пристанищем для представителей разных национальностей. На территории Курганской области проживают представители 25 национальностей. Из 1019000  человек русские составляю большинство 932 613 , что составляет 91,47 %, 20 899 – татары, 15 353 – башкиры, 14 804 – казахи, 11 243 – украинцы, на остальные национальности приходится менее 1%.

русские

91,47%

татары

2,05%

башкиры

1,50%

казахи

1,45%

украинцы

1,10%

белорусы

0,41%

немцы

0,27%

удмурты

0,22%

армяне

0,21%

чуваши

0,19%

азербайджанцы

0,17%

мордва

0,11%

молдоване

0,10%

чеченцы

0,10%

цыгане

0,08%

грузины

0,05%

поляки

0,04%

марийцы

0,04%

евреи

0,03%

узбеки

0,03%

ингуши

0,03%

коми-пермяки

0,03%

таджики

0,02%

курды

0,02%

лезгинцы

0,02%

корейцы

0,02%

  1. В Варгашинском районе проживает 95% русских, 5% - другие национальности: казахов – 0,99%, украинцев – 0,88%, армян – 0,4%.

   русские

95%

   азербайджанцы

0,02%

   армяне

0,4%

   башкиры

0,11%

   беларусы

0,01%

   белорусы

0,21%

   болгары

0,008%

   гагаузы

0,02%

   греки

0,004%

   грузины

0,02%

   евреи

0,004%

   езиды

0,04%

   ингуши

0,02%

   казахи

0,99%

   киргизы

0,02%

   коми (с родным языком коми-пермяцким)

0,004%

   коми-пермяки

0,02%

   корейцы

0,03%

   лезгины

0,01%

   литовцы

0,01%

   манси

0,004%

   мари

0,004%

   марийцы

0,01%

   молдаване

0,07%

   мордвины

0,03%

   мордовцы

0,02%

   немцы

0,3%

   поляки

0,05%

   таджики

0,02%

   татары

0,34%

   удмурты

0,07%

   узбеки

0,02%

   украинцы

0,88%

   ханты

0,004%

   цыгане

0,02%

   чеченцы

0,18%

   чуваши

0,14%

   другие национальности

0,004%

Из 678 учащихся русские составляют основное большинство – 647 человек, что составляет 95,4%, 3 человека – украинцы, по 2 человека – азербайджанцы, армяне, казахи, 1 человек – таджик, 4,5% (31 человек) – метисы 13 национальностей. (данные таблицы, диаграмма)

русские

95,4%

метисы

4,5

украинцы

0,44

таджики

0,14

армяне

0,3

азербайджанцы

0,3

казахи

0,3

  1. В школе обучаются представители   4 языковых семей,  9  этнических групп, 15 национальностей.  

Индоевропейская семья:

Славянская группа: русские, украинцы, белорусы.

Балтийская группа: литовцы

Германская группа: немцы

Романская группа: молдоване

Иранская группа: таджики

Армянская группа: армяне

Северокавказская семья:

Нахско-адыгейская группа: чеченцы

Уральско-юкагирская семья:

Финно-угорская семья: мордва

Алтайская семья:

Тюркская группа: татары, башкиры, казахи, узбеки, азербайджанцы.

  1. 4,5 % составляют метисы(31 человек). Можно выделить 2 групп:

Русские – другие национальности – 29 человек (93,5%)

Украинцы-азербайджанцы – 2 человека (6,5%)

Первая группа является самой многочисленной.

  1. В предложенной  анкете принимали участие учащиеся 4-11 классов, всего – 422 человека.

На вопрос: Назовите народы, проживающие на территории Курганской области учащиеся предложили 18  национальностей.  Практически все назвали: русские, украинцы, армяне, казахи, азербайджанцы, татары, башкиры. Около половины  учащихся назвали болгар, немцев, цыган, чеченцев, белорусов, узбеков. Единичные случаи – молдаване, греки, евреи, корейцы и др. мною было замечено, что в зависимости от возраста у учащихся меняется кругозор об национальном составе Курганской области.

На вопрос :  Какие вы знаете традиции (обычаи), этих народов большинство учащихся предложили следующие праздники:

  1. Пасха
  2. Масленица
  3. Троица

Единичные случаи: свой национальный праздник (но не указали какой).

Анализ третьего вопроса( Что бы вы хотели перенять или переняли у этих народов ) показал, что наиболее значимые для учащихся стали следующие варианты ответов:

  1. Особенности кухни – 156 человек (36,9%)
  2. Черты характера – 66 человек (15,6%)
  3. Особенности воспитания в семье – 34 человека (8%)
  4. Ничего  - 125 человек (29,6%)

Отвечая на вопрос :Какие чувства вы испытываете к людям других национальностей, учащиеся ответили следующее:

  1. Уважаю – 242 человека (57,3%)
  2. Не люблю – 14 человек (3,3%)
  3. Мне безразлично – 166 человека (39,3%)

Анализ вопроса : До какой степени вы готовы с ними общаться, показал, что учащиеся готовы общаться  с людьми других национальностей не только в учебное время, но и за его пределами.

  1. Дружеские взаимоотношения – 256 человек (60,6%)
  2. Близкие друзья – 95 человек (22,5%)
  3. Готов связать свою судьбу –12 человек (0,23%)
  4. Другое – 70 человек (16,6%).

Выводы:

  1. В Курганской области проживают народы 26 национальностей, т.е область является многонациональной.
  2. В МОУ «Варгашинская СОШ №1»  учатся представители 15 национальностей, 4 языковых семей.
  3. Учащиеся школы толерантны к людям других национальностей.
  4. Учащиеся школы мало знают о традициях и обычаях других народов.
  5. В  школе должны быть мероприятия, посвященные народному творчеству.


Поделиться:

Шум и человек

Одна беседа. Лев Кассиль

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Ребята и утята

Рождественские подарки от Метелицы