• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Так ли просты простые числа

Опубликовано Куркович Лариса Федоровна вкл 11.06.2012 - 19:27
Автор: 
Торгунакова Яна

 

В работе поставлена цель: установить соответствие между математическим понятием простого числа и значением слова «простой». Для достижения поставленной цели проведены исследования простых  чисел. По результатам этих исследований сделан вывод, что простые числа не совсем соответствуют значению слова «простой» Данные числа оказались доступны, но требуют много времени и усилий для нахождения, использования; не однородны по составу. Значит, они и не так уж просты. Ученица показала, что формулы для вычисления всех простых чисел не существует; «решето Эратосфена» и индийский способ позволяют находить все простые числа, но они затруднительны при работе с многозначными числами.

В работе использован теоретический материал по данной теме, представлены исторические факты о простых числах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tak_li_prosty_prostye_chisla.docx87.21 КБ

Предварительный просмотр:

Городская конференция младших школьников

 «Открытие»

Секция  математика

Так ли просты простые числа

                                                            Автор:  Торгунакова Яна Борисовна,

                                                                                         ученица 6 «В» класса

                                                                                        МОУ «Средняя школа №8»

               Руководитель: 

                                                                                       Куркович Лариса Федоровна,

                                                                                       учитель математики

                                                                                       МОУ «Средняя школа №8»

                                                                                       вторая  квалификационная

                                                                                       категория

г. Когалым, 2011г.

Содержание:

  1. Введение                                                                                                  стр. 3
  2. Основное содержание - исследование простых чисел                        стр. 4-8
  1. Микроисследование №1                                                           стр. 4
  2. Микроисследование №2                                                           стр. 4-5
  3. Микроисследование №3                                                           стр. 5-6
  4. Микроисследование №4                                                           стр. 5-6
  5. Микроисследование №5                                                           стр. 6
  6. Микроисследование №6                                                           стр. 6-7
  7. Микроисследование №7                                                           стр. 7-8
  1. Заключение                                                                                          стр. 8
  2. Список источников информации                                                       стр. 8
  3. Приложения                                                                                         стр. 9-18

  1. Введение

   В 6 классе на уроках математики  мы познакомились с темой «Простые числа». И меня заинтересовали эти числа. Особенно их название. Вначале я  узнала о значении слова «простой».

      Слово  «простой» в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова определяется как  «однородный по составу, не составной; не сложный, не трудный, легко доступный пониманию, осуществлению».

В энциклопедии  «Викисловарь»: «Значения слова «простой» -

  доступный и не требующий много времени и усилий для понимания, решения, выполнения, описания, использования;

  ничем не выделяющийся среди прочих, обыкновенный, типичный, стандартный;

 недорогой, без дополнительных функций, опций, аксессуаров, дополнительных этапов при производстве, ингредиентов и специй».

Немногие математические понятия настолько доступны далёкому от математики человеку, как понятие «простые числа». Любому встретившемуся на улице можно за короткое время объяснить, что такое простые числа. Поняв, человек без труда скажет: 2,3,5,7,11,13,17,… Так неужели эти числа так просты, понятны и доступны?   Соответствуют ли они своему названию?  Отсюда возникает проблема исследования: можно ли установить соответствие между значениями  слова «простой» и математическим названием простого числа.

Исходя из вышеизложенного, я выдвинула  для работы следующие цели и задачи.

 Цель исследования: установить соответствие между математическим понятием простого  числа и значением слова «простой».

Объект исследования: множество натуральных чисел.

Предмет  исследования:  простые числа.

Задачи исследования:

  1. Изучить исторические сведения  о простых числах.
  2. Исследовать  «решето Эратосфена».
  3. Исследовать множество простых чисел до 1000.

Гипотеза: если нельзя найти формулу простого числа, то эти числа нельзя назвать  простыми.

Предлагаемая работа является результатом исследования множества простых чисел, проведенного по таблице простых чисел и по литературным источникам.

Основными методами являются сбор, изучение, анализ, обобщение исследовательского и теоретического материала, рефлексивное осмысливание результатов.

  1. Основное содержание - исследование простых чисел.

Микроисследование №1.  

Цель: ответить на вопрос: « Нахождение простых чисел по «решету Эратосфена»  всегда

 легкодоступно  пониманию, осуществлению?»

Первый, кто занимался  задачей  «выписать из множества натуральных чисел  простые», был великий математик древности  Эратосфен, живший почти 2 300 лет назад. Он  придумал такой способ: записал все числа от единицы до какого-то числа, а потом вычеркнул единицу, которая не является ни простым, ни составным числом, затем вычеркивал через одно все числа, идущие после 2 (числа, кратные двум, т.е. 4,6,8 и т.д.). Первым оставшимся числом после 2 было 3. Далее вычеркивались через два все числа, идущие после трех (числа, кратные 3, т.е. 6, 9, 12, и т.д.), в конце концов оставались невычеркнутыми только простые числа: 2, 3, 5, 7, 11, 13,….

В этот способ можно внести и такой  прием (диагональный), который я использовала при нахождении простых чисел от 1 до 100. (См. приложение 1)

 Способ нахождения простых чисел  назван «решето Эратосфена», так как греки делали записи на покрытых воском табличках или на натянутом папирусе, а числа не вычеркивались, а выкалывались  иглой, то таблица в конце вычислений напоминало решето.

Вывод: используя «решето Эратосфена» мы можем найти все простые числа. И этот способ, действительно, легко доступен к пониманию и осуществлению.  Но нахождение простых чисел среди  многозначных натуральных чисел уже проблематично и затруднительно, требует много времени и усилий, поэтому используют вычислительные машины. Значит, первому значению слова «простой» простые числа не соответствуют.

Микроисследование №2.  

Цель:  -  ответить на вопрос: « Однородны ли по составу простые числа?»;

- произвести подсчет простых чисел и чисел-близнецов в таблице простых чисел до  

  1000. 

Благодаря  «решету Эратосфена» была составлена таблица простых чисел. На форзаце учебника «Математика 6 класс» Виленкина Н. Я. помещена таблица простых чисел до 997, с которой  мы работали на уроках. (См. приложение 2)  Но  почему в таблице числа записаны разными цветами? Значит, числа неоднородны?  Чтобы ответить на эти вопросы, я рассмотрела выделенные красным цветом числа.   Заметила, что разница между ними равна двум. Оказывается, такие простые числа называют  близнецами.

    По таблице простых чисел  я  подсчитала, сколько простых чисел, сколько чисел – близнецов в каждой сотне чисел (до 1000).  Результат приведен в приложении 3 и в данной таблице.

2-100

100-200

200-300

300-400

400-500

500-600

600-700

700-800

800-900

900-1000

Простые числа

25

21

16

16

17

14

16

14

15

14

Числа-близнецы

8

7

4

2

3

3

3

-

5

-

Близнецы собираются и  в скопления.  В таблице простых чисел  нашла  "тройню" - это числа

3, 5, 7.   Скопления  «четверок»   - это 5, 7, 11, 13 ;  11, 13, 17, 19;  101,103,107,109;  137,139,149,151;   419, 421, 431,433.   Есть и «шестерки»:  179,181, 191 193, 197, 199  и  809, 811, 821, 823,827,829.

Вывод: простые числа по составу не однородны (выделяются числа-близнецы); количество пар близнецов до 500 (24 пары) больше, чем количество пар от 500 до 1000 (11пар), значит, количество чисел – близнецов уменьшается,   распределены простые числа и числа-близнецы   неравномерно; количество скоплений близнецов  не определено.

Значит,  второму значению слова «простой»  эти числа не совсем соответствуют.

Микроисследование №3.  

Цель: найти формулу для нахождения чисел–близнецов.

 Анализируя простые числа по таблице простых чисел, заметила, что они либо на 1 меньше, либо на 1 больше чисел, кратных 6.  По - моему, они имеют вид  6n . Я  исследовала  эту формулу до  n = 50. (См. приложение 4) 

Вывод: числа-близнецы, найденные по формуле, совпали с числами-близнецами, найденными по таблице простых чисел. Выпала только пара (3; 5). Считаю, что, исключая пару (3; 5), можно по этой формуле находить числа близнецы. Можно  также находить и простые числа, но результат вычислений необходимо  проверять (а это сложно сделать, если проверять многозначные числа).  В приложении 4  простые числа  выделила красным цветом.

Считать эту формулу «стандартной» не можем, значит, и значению слова «простой»  простые  числа не совсем соответствуют.

Микроисследование № 4.  

Цель: найти количество простых чисел и определить процент появления их.

Как часто встречаются простые числа среди натуральных?  Я подсчитала в процентах появление простых чисел (в пределах 1000). (См. приложение 5)

Результат исследования  приведен в таблице:

Простые числа

1-

100

1-200

1-300

1-400

1-500

1-600

1-700

1-800

1-900

1-1000

Всего

25

46

62

78

95

109

125

139

154

168

Проценты

25

23

20,7

19,5

19

18,2

17,9

17,4

17,1

16,8

Вывод исследования: процент появления простых чисел с увеличением натуральных чисел уменьшается, а само количество простых чисел увеличивается.  Они не собраны вместе, а разбросаны среди натуральных чисел неравномерно. Поэтому их поиск  затруднителен.

Значит, значению слова «простой» простые числа не соответствуют.

 Микроисследование  № 5.  

Цель: ответить на вопрос: «Существует ли самое большое простое число?».

В числах, близких к триллиону, лишь каждое 28 число является простым. Существует ли самое большое простое число? Ответ на этот вопрос нашла в справочной литературе.

(См. приложение 6)

Вывод: самого большого простого числа не существует. Нахождение самого большого простого числа трудоемкий процесс, требующий много времени и усилий.

Несоответствие со значением слова «простой» очевидно.

Микроисследование  № 6.  

Цель: ответить на вопрос: «Существует ли формула нахождения простого числа?».

Можно ли все-таки найти формулу для записи любого простого числа?

I способ: из микроисследования №3 следует, что  формулу  6n  можно использовать  в нахождении простых чисел. Но среди простых чисел, попадаются составные, которые надо отсеивать. А это сложно сделать.

 II способ:    Числа Мерсенна.

 Числа вида 2р -1, где р – простое число, называются  числами Мерсенна, впервые заметившего, что среди таких чисел много простых.   Это числа  3, 7, 31, 127, 2047, 8191, 131071, 524287.  Но при р =11  число 2047 =23∙89 – составное. (См. приложение 7) Опять нужна проверка полученных чисел.

III способ:  Числа  Ферма.

   Французский математик Пьер Ферма, живший в 17в., утверждал, что значения  при натуральных значениях п  и п = 0 являются простыми числами.

n

0

1

2

3

4

5

F

3

5

17

257

65537

4294967297

Но Эйлер впоследствии показал, что при п = 5 число 4294967297 является составным, так как оно делится на 641.  И не все простые числа можно по этой формуле найти.

IV способ:    индийский.

 В 1934 году индийский студент Сундарам придумал способ отличать простые числа от составных. Он составил бесконечную таблицу, в которой числа первой строки увеличивались на 3, числа первого столбца последовательно увеличивались на 3, числа второго столбца - на 5, числа третьего столбца – на 7 и т.д.

 4      7       10     13      16      19     …               Если взять любое число из этой таблицы, умножить  

7       12     17     22      27     32     …              его на 2 и к произведению прибавить 1, то всегда

10     17     24     31      38     45     …              получится составное число.

13     22     31     40      49     58     …              Если проделать то же самое с числом, не входящим

16     27     38     49      60     71     …              в эту таблицу, то получится простое число.

…    …    …     …     …       …      …

Способ работает, но при достаточно больших значениях проверить сложно.(См. приложение 7)

VI способ:   скатерть Улама.

Иногда  формула возникает как результат наблюдения визуальных закономерностей. Одну из таких закономерностей случайно открыл Станислав Улам, американский математик, поляк по происхождению. Начав на спирали из всех натуральных чисел отмечать простые числа, Улам обнаружил, что простые числа выстраиваются по диагоналям, образуя довольно длинные цепочки.  (См. приложение 8) Но по этому способу трудно определять простые числа.

Вывод: итак, предполагаю, что формулы для однозначного вычисления  простых чисел не

существует.   А способы могут быть разными. Самый удачный, на мой взгляд, – «решето

Эратосфена». Если нельзя найти формулу простого числа, то эти числа  нельзя назвать

простыми по  значению слова «простой».

Микроисследование  № 7.  

Цель: найти промежуток времени, за который люди могут выявить простое число.

Я дала задание определенной группе людей: указать время, затраченное ими для ответа на вопрос: «Число 1723-простое или составное?».   Результат приведен в таблице:

Учитель

Мама

Папа

Сестра

Девочки  из 6-в

Ученица 10 класса

Время

45мин

2,5 часа

3часа и не определил

3,5 часа

2 часа

2 часа

Вывод: действительно, чтобы определить, является ли число простым, необходимо

затратить много времени (даже работая с микрокалькулятором). Среди  многозначных

 чисел найти простое число еще труднее.  В моем исследовании понадобилось приблизительно

2, 5 часа. В интернете узнали, что число 1723 –простое за 2 минуты.  

  1. Заключение.

В своей работе я рассмотрела простые числа. Да, они легкодоступны к пониманию (по

определению), но очень сложны в нахождении. Поставленные перед собой задачи я выполнила.

Изучив весь материал, я пришла к выводу, что:

  1. ученые на протяжении многих веков вносили свой вклад в изучение темы «Простые числа»;
  2. для простых чисел не существует формулы, по которой их можно вычислить;
  3. не существует самого большого простого числа, последовательность простых чисел бесконечна;
  4. не существуют самых больших  чисел – близнецов.

В исследованиях постаралась показать, что простые числа не совсем соответствуют значениям и определению слова «простой». Гипотезу доказала: так как не нашла идеальную формулу для нахождения простого числа и  имеются несоответствия  между значениями  слова «простой» и простыми числами, то считаю, что исследуемые  числа назвать простыми (как требует определение слова «простой») нельзя.  По своей сути они очень сложны, многогранны и  хранят много тайн, неизвестного.

Результаты исследований и исторические факты по данной теме можно использовать при изучении  «Простые числа».

  1. Список источников информации.
  1. Википедия — свободная энциклопедия. Интернет
  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений-М; «Мнемозина», 2007г.
  3. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс.Часть I. – М.: «Ювента», 2002г.
  4. Карпеченко Е. Тайны чисел .Математика /Прил. К газете "Первое сентября" №13 2007.
  5. Крылов А.Н. Числа и меры. Математика/ Прил. К газете "Первое сентября"№7 1994
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка3-е изд., стереотипное-М; «АЗЪ», 1996г.
  7. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 кл. средней школы. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.     Микроисследование 1.

Решето Эратосфена (диагональное)

  1. Выпишем все целые числа от 1 до 100 в виде прямоугольной таблицы.
  2. Вычеркнем 1, которая  не является ни простым, ни составным числом.
  1. Вычеркнем все числа, кратные 2 (за исключением самой 2), проведя вертикальные черты во втором, четвертом и шестом столбцах.
  2. Вычеркнем все числа, кратные 3, (за исключением самой 3), проведя вертикальную черту в третьем столбце. Следующее за 3 не вычеркнутое число равно 5.
  3. Чтобы вычеркнуть все числа, кратные 5, проведем диагонали, идущие вниз и влево.
  4. Чтобы вычеркнуть все числа, кратные 7, проведем диагонали, идущие с наклоном вправо и вниз.
  5. Числа 8,9 и 10 – составные, их кратные уже были вычеркнуты раньше.
  6. Следующее простое число 11, 11∙11=121. Если бы таблица была больше, то пришлось бы      исключать кратные 11, проводя диагонали с более крутым наклоном. И так далее…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

        49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица простых чисел до 1000.

2

79

191

311

439

577

709

857

3

83

193

313

443

587

719

859

5

89

197

317

449

593

727

863

7

97

199

331

457

599

733

877

11

101

211

337

461

601

739

881

13

103

223

347

463

607

743

883

17

107

227

349

467

613

751

887

19

109

229

353

479

617

757

907

23

113

233

359

487

619

761

911

29

127

239

367

491

631

769

919

31

131

241

373

499

641

773

929

37

137

251

379

503

643

787

937

41

139

257

383

509

647

797

941

43

149

263

389

521

653

809

947

47

151

269

397

523

659

811

953

53

157

271

401

541

661

821

967

59

163

277

409

547

673

823

971

61

167

281

419

557

677

827

977

67

173

283

421

563

683

829

983

71

179

293

431

569

691

839

991

73

181

307

433

571

701

853

997

Первую таблицу простых чисел составил итальянский математик Пьетро Антонио Катальди в 1603 г. Она захватывала все простые числа от 2 до 743.

 В настоящее время составлены таблицы всех простых чисел, не превосходящих 50 миллионов.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Микроисследование 2.

Работа с таблицей простых чисел.

Текущая версия (не проверялась)

Количество простых чисел до 1000: 168 чисел.

Простые числа от 2 до 100:  25 чисел (2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29, 31, 37, 41, 43, 47, 53, 59, 61, 67,71, 73, 79, 83, 89, 97)

Простые числа от 100 до 200: 21 число (101, 103, 107, 109, 113, 127, 131, 137, 139, 149, 151, 157, 163, 167,  173, 179, 181, 191, 193, 197, 199)

Простые числа от 200 до 300:  16 чисел (211, 223, 227, 229, 233, 239, 241, 251, 257, 263, 269, 271, 277, 281, 283, 293)

Простые числа от 300 до 400: 16 чисел (307, 311, 313, 317, 331, 337, 347, 349, 353, 359, 367, 373, 379, 383, 389, 397)

Простые  числа от 400 до 500: 17 чисел (401, 409, 419, 421, 431, 433, 439, 443, 449, 457, 461, 463, 467, 479, 487, 491, 499)

Простые числа от 500 до 600: 14 чисел (503, 509, 521, 523, 541, 547, 557, 563, 569, 571, 577, 587, 593, 599)

Простые числа от 600 до 700: 16 чисел (601, 607, 613, 617, 619, 631, 641, 643, 647, 653, 659, 661, 673, 677, 683, 691)

Простые числа от 700 до 800: 14 чисел (701,709, 719, 727, 733, 739, 743, 751, 757, 761, 769, 773, 787, 797)

Простые числа от 800 до 900: 15 чисел (809, 811, 821, 823, 827, 829, 839, 853, 857, 859, 863, 877, 881, 883, 887)    

Простые  числа от 900 до 1000:  14 чисел (907, 911, 919, 929, 937, 941, 947, 953, 967, 971, 977, 983, 991, 997)

Числа - близнецы до 500:   3-5; 5-7; 11-13; 17-19; 29-31; 41-43; 59-61; 71-73; 101-103; 107-109; 137-139; 149-151; 179-181; 191-193; 197-199; 227-229; 239-241;  269-271;  281-283; 311-313;   347-349; 419-421; 431-433; 461-463.  (24 пары.)

Числа - близнецы от 500 до 1000:  521-523; 569-571; 599-601; 617-619; 641-643; 659-661; 809-811; 821-823; 827-829; 857-859; 881-883.  (11 пар.)

Всего до тысячи 35 пар чисел-близнецов.

В интернете нашла, что самые большие известные числа-близнецы  

1 000 000 009 649 и 1 000 000 009 651.

Вывод: количество пар близнецов до 500 (24 пары) больше, чем количество пар от 500 до 1000 (11пар), значит, количество чисел – близнецов уменьшается,   распределены простые числа и числа-близнецы   неравномерно; количество скоплений близнецов  не определено.

ПРИЛОЖЕНИЕ   4

Микроисследование 3.

n

6n -1

6n+1

Простые  числа - близнецы

n

6n -1

6n+1

 Простые  числа - близнецы

1

61 -1=5

61+1=7

5 и 7

26

626 -1= 155

626+1=157

2

62 -1=11

62+1=13

11 и  13

27

627 -1=161

627+1=163

3

63 -1=17

63+1=19

17 и 19

28

628 -1=167

628+1=169

4

64 -1=23

64+1=25

29

629 -1=173

629+1=175

5

65 -1=29

65+1=31

29 и 31

30

630 -1=179

630+1=181

179 и 181

6

66 -1=35

66+1=37

31

631 -1=185

631+1=187

7

67 -1=41

67+1=43

41 и 43

32

632 -1=191

632+1=193

191 и 193

8

68 -1=47

68+1=49

33

633 -1=197

633+1=199

197 и 199

9

69 -1=53

69+1=55

34

634 -1=203

634+1=205

10

610 -1=59

610+1=61

59 и 61

35

635 -1=209

635+1=211

11

611 -1=65

611+1=67

36

636 -1=215

636+1=217

12

612 -1=71

612+1=73

71 и 73

37

637 -1=221

637+1=223

13

613-1=77

613+1=79

38

638 -1=227

638+1=229

227 и 229

14

614 -1=83

614+1=85

39

639 -1=233

639+1=235

15

615 -1=89

615+1= 91

40

640 -1=239

640+1=241

239 и 241

16

616 -1=95

616+1=97

41

641 -1= 245

641+1=247

17

617 -1=101

617+1=103

101 и 103

42

642 -1=251

642+1=253

18

68 -1=107

618+1=109

107 и 109

43

643-1=257

643+1=259

19

619 -1=113

619+1=115

44

644 -1=263

644+1=265

20

620 -1=119

620+1=121

45

645 -1=269

645+1=271

269 и 271

21

621 -1=125

621+1=127

46

646 -1=275

646+1=277

22

622 -1=131

622+1=133

47

647 -1=281

647+1=283

281 и 283

23

623 -1=137

623+1=139

137 и 139

48

648 -1=287

648+1=289

24

624 -1=143

624+1=145

49

649 -1=293 

649+1=295

25

625 -1=149

625+1=151

149 и 151

50

650 -1=299

650+1=301

Вывод: числа-близнецы, найденные по формуле, совпали с числами-близнецами, найденными по таблице простых чисел. По-моему, исключая пару (3; 5), можно по этой формуле находить числа близнецы. Можно  также находить и простые числа, но результат вычислений необходимо  проверять (а это сложно сделать, если проверять многозначные числа).  

ПРИЛОЖЕНИЕ   5

Микроисследование № 4.

Простые числа

1-100

1-200

1-300

1-400

1-500

1-600

1-700

1-800

1-900

1-1000

Всего

25

46

62

78

95

109

125

139

154

168

Проценты

25

23

20,7

19,5

19

18,2

17,9

17,4

17,1

16,8

25 : 100  100% = 25%                     109 : 600  100% = 18,2%                    

46 : 200  100% = 23%                     125 : 700  100% = 17,9%

62 : 300  100% = 20,7%                  139 : 800  100% = 17,4%

78 : 400  100% = 19,5%                  154 : 900  100% = 17,1%

95 : 500  100% = 19%                     168 : 1000  100% = 16,8%

Вывод: процент появления простых чисел с увеличением натуральных чисел уменьшается, а само количество простых чисел увеличивается.

   Мой вывод подтверждают  и данные из справочной литературы: количество простых чисел на отрезке натурального ряда от 1 до N очень быстро возрастает с увеличением N:

N

Количество простых чисел

%

102

25

25

104

1 229

12,3

106

78 498

7,8

108

5 761 455

5,8

 1010

455 052 511

4,6

 1012

37 607 912 018

3,8

  1014

3 204 941 750 802

3,2

 1016

279 238 341 033 925

2,8

 

ПРИЛОЖЕНИЕ   6

Микроисследование  № 5.  

Историческая справка: Из опыта вычисления люди знали, что каждое число является либо простым, либо произведением нескольких простых чисел. Но они не умели этого доказывать. Пифагор или кто-то из его последователей нашел доказательство этого утверждения.

Через два столетия после Пифагора греческий геометр Евклид написал книгу <<Начала>>. И одними из утверждений этой книги было следующее: самого большого простого числа не существует.

  Евклид доказал, что простых чисел бесконечно много. Можно сказать также, что среди простых чисел нет самого большого числа.  Так две с лишним тысячи лет назад Евклид лишил математиков надежды получить когда-нибудь полный список простых чисел.

    В 1876 году француз Люка доказал, что число 2 127 – 1 простое, и 75 лет оно оставалось наибольшим из известных простых чисел

                       2 127 -1 = 170141183460469231731687303715884105727.

На сегодняшний момент  известны два самых больших  простых числа:    

2 44497 - 1 и 2 86243 - 1.

 Последнее число записано пока в книгу рекордов Гиннеса, в нем 25962 десятичных знака.

Найдено оно было в рекламных целях - демонстрация фирмой IBM возможностей очередного

    суперкомпьютера, которому для проверки этого числа на простоту с помощью специальных

изощренных тестов (пригодных только для чисел вида 2n -1) потребовалась неделя работы.  

Вывод: самого большого простого числа не существует. Нахождение самого большого простого числа трудоемкий процесс, требующий много времени и усилий.

ПРИЛОЖЕНИЕ  7

Микроисследование  № 6.  

II способ:  числа Мерсенна - числа вида 2р -1, где р – простое число.

Проверим, всегда ли получаются простые числа:

                   если р = 2, то 22-1=3  простое;

                    если р = 3, то 23-1=7  простое;

                    если р = 5, то 25-1=31  простое;

                    если р = 7, то 27-1=127 простое;

                    если р = 11, то 211-1=2047  составное.

IVспособ:      индийский.

4      7       10     13      16      19     …               Если взять любое число из этой таблицы, умножить  

7       12     17     22      27     32     …              его на 2 и к произведению прибавить 1, то всегда

10     17     24     31      38     45     …              получится составное число.

13     22     31     40      49     58     …              Если проделать то же самое с числом, не входящим

16     27     38     49      60     71     …              в эту таблицу, то получится простое число.

…    …    …     …     …       …      …

Числа из таблицы:

7 2+1=15;  13 2+1=27;  16 2+1=33;  19 2+1=39;  22 2+1=45;  25 2+1=51; 27 2+1=55;  

37 2+1=75;  38 2+1=77;  45 2+1=91;  52 2+1=105;  60 2+1=121;  67 2+1=135;  

7 2+1=143;  82 2+1=165 -  составные числа.  

Числа не из таблицы:

9 2+1=19;  11 2+1=23;  14 2+1=29;  15 2+1=31;  18 2+1=37;  20 2+1=41; 21 2+1=43;  

23 2+1=47;  26 2+1=53; 29 2+1=59;  30 2+1=61;  33 2+1=67;  35 2+1=71;  

39 2+1=79-  простые  числа.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ   8

Микроисследование  № 6.  

VI способ.  Скатерть Улама.

 Иногда своего рода формула возникает как результат наблюдения визуальных закономерностей. Одну из таких закономерностей случайно открыл Станислав Улам, американский математик, поляк по происхождению. Сидя как-то на скучной лекции, он, ни о чем не думая, начал рисовать решетку из горизонтальных и вертикальных линий. В одной из полученных таким образом клеток он поставил 1 и стал нумеровать остальные клетки по спирали, расходящейся от первой клетки:    5 4 3    

                                                                           6 1 2

                                                           7 8 9

Когда спираль совершила уже несколько оборотов, Улам начал обводить кружками простые числа, не преследуя никакой определенной цели. Однако вскоре заметил, как на его глазах возникает довольно любопытная закономерность. Откуда ни возьмись, стали появляться прямые линии. Улам, конечно, сразу понял, что такие линии говорят о закономерности, которую можно облечь в формулу для простых чисел. Компьютерная распечатка, дублирует то, что Улам сделал от руки. На компьютерном графике составные числа представлены маленькими белыми квадратиками, а простые - черными. Однако не было оснований ожидать, что и в области больших чисел, где плотность простых чисел значительно меньше, те так же будут выстраиваться вдоль прямых. Улама заинтересовало, как же будет выглядеть его спираль, если её продолжить до нескольких тысяч простых чисел. Разработав программу, Улам получил рисунок для чисел от 1 до 65 000 (иногда его называют «скатертью Улама»), из которого видно, что даже у края картины простые числа продолжают послушно укладываться на прямые.

102

65

64

63

62

61

60

59

58

57

90

103

66

37

36

35

34

33

32

31

56

89

104

67

38

17

16

15

14

13

30

55

88

105

68

39

18

5

4

3

12

29

54

87

106

69

40

19

6

1

2

11

28

53

86

107

70

41

20

7

8

9

10

27

52

85

108

71

42

21

22

23

24

25

26

51

84

109

72

43

44

45

46

47

48

49

50

83

110

73

74

75

76

77

78

79

80

84

82

Фрагмент спирали Улама - простейшей иллюстрации закономерностей в распределении простых чисел.   Начав на спирали из всех натуральных чисел (рис. 1) отмечать простые числа, Улам с удивлением обнаружил, что простые числа выстраиваются по диагоналям, образуя довольно длинные цепочки.

197

196

195

194

193

192

191

190

189

188

187

186

185

184

183

198

145

144

143

142

141

140

139

138

137

136

135

134

133

182

199

146

101

100

99

98

97

96

95

94

93

92

91

132

181

200

147

102

65

64

63

62

61

60

59

58

57

90

131

180

201

148

103

66

37

36

35

34

33

32

31

56

89

130

179

202

149

104

67

38

17

16

15

14

13

30

55

88

129

178

203

150

105

68

39

18

5

4

3

12

29

54

87

128

177

204

151

106

69

40

19

6

1

2

11

28

53

86

127

176

205

152

107

70

41

20

7

8

9

10

27

52

85

126

175

206

153

108

71

42

21

22

23

24

25

26

51

84

125

174

207

154

109

72

43

44

45

46

47

48

49

50

83

124

173

208

155

110

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

123

172

209

156

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

171

210

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

Рис. 1.

Ещё более удивительным оказалось то, что закономерность эта наблюдалась и тогда, когда спираль была продолжена (с помощью компьютера) до больших чисел — на рис. 2 светлыми точками отмечены простые числа на спирали из первых 10 000 чисел. Узор, изображённый на рис. 2, получил название «скатерть Улама»

            Рис. 2.

Чтобы отмеченная закономерность проявилась, не обязательно начинать спираль с единицы. Например, простые числа выстраиваются по диагоналям у спирали, начинающейся с числа 41 и заканчивающейся числом 41.

57

56

55

54

53

58

45

44

43

52

59

46

41

42

51

60

47

48

49

50

61

62

63

64

60

33

32

31

30

29

34

21

20

19

28

35

22

17

18

27

36

23

24

25

26

37

38

39

40

41


  Феномен со стремлением простых чисел располагаться в цепочки вдоль диагоналей был обнаружен сравнительно недавно и ещё не получил какого-либо математического объяснения.

 


Поделиться:

Загадка Бабы-Яги

Галка в чужих перьях

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Снег своими руками

Астрономический календарь. Март, 2019