• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Удобрение - пища растений

Опубликовано Кутепова Елена Петровна вкл 13.06.2012 - 20:05
Кутепова Елена Петровна
Автор: 
Кучеренко Ася

 

Цель  работы: изучить историю возникновения различных видов удобрений и доказать необходимость их использования для повышения плодородия почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_udobrenie_pishcha_rasteniy.rar778.15 КБ

Предварительный просмотр:

VII – городская научно-практическая конференция  школьников

Секция: биология

Название работы « Удобрения – пища растений»

Автор работы: Кучеренко Ася

Место выполнения работы: г. Невинномысск,

МОУ лицей №6, 4 класс.

Научный рук.: Кутепова Елена Петровна,

учитель начальных классов

Невинномысск, 2008

Содержание

  1. Введение  ______________________________________________ стр. 3
  2. Глава 1. Виды удобрений. _________________________________ стр. 4

        а.)  1.1. Органические удобрения. _______________________ стр. 4

        б)  1.2.  Минеральные удобрения________________________ стр. 6

  1. Глава 2. Практическая часть

          а)    2.1 Использование удобрений людьми на своих дачных

                       и огородных участках _________________________ стр. 7

          в)    2.2. Система использования удобрений

                        для растений класса __________________________ стр. 7

  1. Заключение _____________________________________________ стр. 8
  2. Библиография __________________________________________   стр.  9
  3. Приложения ____________________________________________ стр.  10

Введение

Актуальность проблемы исследования. Слово «удобрение» я часто слышала от папы, так как он реализует продукцию ОАО «Невинномысский Азот» сельхозпроизводителям. Изучая в 4 классе тему «Отрасли сельского хозяйства» я узнала, что люди используют удобрения, чтобы увеличить плодородие почвы. Без их использования не удастся получить большие урожаи овощей, фруктов и пышное цветение на клумбах.

Я заинтересовалась этой темой, и решила узнать: когда были изобретены первые удобрения и какие удобрения используют люди в наше время.

Цель моей  работы: изучить историю возникновения различных видов удобрений и доказать необходимость их использования для повышения плодородия почвы.

Задачи исследования

  1. Узнать, когда человек научился удобрять землю.
  2. Какие виды удобрений существуют сейчас и как человек их использует.
  3. Провести опрос «Использование удобрений людьми на своих дачных и огородных участках»
  4. Разработать систему использования удобрений для растений класса.

Для достижения  поставленных задач исследования использовался комплекс методов:  

  1.  теоретические: теоретический анализ, обобщение опыта;

-         эмпирические:  опрос;

-        статистические: количественная и качественная обработка материалов.

Структура и объем работы.

         Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии; изложена на 6 страницах, содержит 5 приложений. Список литературы включает 7 источников.

     

ГЛАВА 1. Типы удобрений.

Слово «удобрение»  произошло от слова «добрый». Удобряя почву,  мы хотим сделать ей добро.  Поэтому удоб рением называют любое вещество, добавляемое в почву, для того, чтобы повысить ее плодородность и восполнить нехватку полезных веществ. «На удобренной земле и оглобля родит»,— гласит русская пословица.

Существуют два типа удобрений: минеральные и органические. Минеральные удобрения производятся на химических предприятиях. Органическими удобрениями называют вещества природного происхождения.

1.1. Органические удобрения.

Органические удобрения известны с раннего периода истории земледелия.

Навоз. Имя земледельца, впервые придумавшего использовать навоз в качестве удобрений неизвестно, но можно предположить, что такие изобретатели были в каждой культуре. В Индии и Китае его использовали, чтобы повысить урожай, еще за три тысячелетия до нашей эры, а крестьяне на Руси всегда добавляли навоз в почву под зерновые культуры. Отсюда и поговорка: "Клади навоз в пору - соберешь зерна гору".

Слово «навоз» в русском языке означает «то, что навозится». Стоит отметить, что навоз, внесенный в почву, повышает урожай растений не только в год внесения, но и в течение нескольких последующих лет.

Интересно, что на Руси навоз использовался ещё в качестве топлива. А во Франции  в 19-ом  веке бумага изготавливалась из конского навоза.

 Зола. Зола как удобрение тоже применяется с глубокой древности. «Почву питать навозом жирным, а также грязную сыпать золу поверх истощенного поля» — так в «Поэме о земледелии» в 36 г. до н.э. писал римский поэт Вергилий Марон Публий.

В VII - VIII вв. древние славяне использовали золу как естественное удобрение, которое разносил по полю ветер. Сначала они в лесу выбирали участок. Стоявшие на этом участке деревья подсекали железными топорами. Через полгода деревья превращали в сушняк, который с приходом весны поджигали. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.

С незапамятных времен зола — самое доступное удобрение. В селах, где основным топливом были дрова, её собирали и вносили под растения.

Торф. Торф -  горючее полезное ископаемое, которое образуется в процессе разложения болотных растений.

Уже в 4 веке нашей эры римляне и греки использовали «черную землю» - торф, как топливо. А в качестве удобрения торф стал использоваться значительно позже.

 Считается, что именно в России торф впервые стал использоваться в качестве удобрения на больших участках земли. Такой способ  применялся у нас в Архангельской губернии около 200 лет. Основателями этого изобретения стали крестьяне, которые использовали торф для повышения плодородия песчаных почв.

Зеленое  удобрение. В качестве зеленого удобрения используют бобовые и небобовые культуры. Растениям дают вырасти и развить корневую систему и зеленую массу, а затем их или скашивают, или целиком заделывают в почву. К таким растениям относятся: люпин, клевер, горох, овес.

Впервые его начали использовать в Древнем Китае, а затем этот способ начал распространятся в Европе.  Римский писатель и ученый Плиний Старший, живший в 1 веке нашей эры говорил: «Все согласны с тем, что нет ничего полезнее люпина… Это такое же хорошее удобрение, как и навоз». Кстати, в  Германии это растение до сих называют «благословением песчаной земли», так как оно обладает свойством обогащать землю фосфором и азотом.

 Сапропель. «Сапропель» - (от греч. saprós — гнилой и pelós — ил, грязь)  греческое слово, означает ил, который образовался из перегнивших растений и животных  на дне стоячих водоемов.

В Древнем Египте поля удобряла илом сама природа. Дожди в этой местности могли не выпадать на протяжении 7-10 лет. Река Нил, каждый год, разливая свои воды, удобряла почву илом,  делая ее очень подходящей для земледелия. Древние египтяне называли плодородную почву «черной землей» из-за цвета, который ей придавал ил. Хочется отметить, что именно он  позволял всем древним речным цивилизациям получать не один, а два, и даже три урожая в год!

Гуано. Гуано (исп. guano), разложившийся помёт и останки морских птиц — чаек, бакланов. Гуано известно с незапамятных времен, еще в 200 до н.э. древние карфагеняне использовали птичий помет в качестве удобрения.

Гуано - ценное удобрение (иногда его называют «белым золотом»). Самые большие залежи гуано находятся в Перу на «Птичьих островах», где толщина слоя достигает в некоторых местах 30 м. До сих пор птичий помет считается ценным удобрением.

Рыбные отходы. Впервые использовать рыбные отходы в качестве удобрений стали индейцы. Правда, чтобы не возиться с изготовлением рыбьей муки, индейцы поступали более просто – они клали по одной штуке рыбы в лунку. Благо, что рек с сельдью у них хватало. А рыболовами они были (да и остаются до сих пор) великолепными.

Позже появилась рыбная мука, которую изготавливают из рыбных отходов и используют в качестве удобрения.

1.2. Минеральные удобрения.

 Минеральные удобрения по действию химических веществ делятся на азотные, фосфорные и калийные. Азот способствует росту у растений побегов и листьев. Потребность растений в азотных удобрениях особенно высока весной, когда растения трогаются в рост. Фосфор влияет на качество и продолжительность цветения, образование завязей, способствует закладке новых цветочных почек. Калий влияет на качество цветения, способствует росту и повышает  защитные свойства растений, такие как засухоустойчивость и сопротивляемость болезням. Он необходим весной или летом, особенно перед самым посевом или высадкой рассады. Кроме этого есть комплексные удобрения, которые включают в себя несколько веществ.

Минеральные удобрения производятся на химических предприятиях, таких как ОАО ЕвроХим «Невинномысский Азот». В день на предприятии 3 цеха выпускают 4.500 тысяч тонн удобрений за 1 день.

Все  изученные материалы убедили меня в том, что люди с глубокой древности стали применять разные способы удобрения земли, чтобы восполнить плодородие почвы. Сначала это происходило естественным путем - сама природа оказывалась для людей помощником. Позднее с развитием сельского хозяйства люди научились изготавливать удобрения сами, так появились минеральные удобрения.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 Использование удобрений людьми на своих дачных  и огородных участках

Какие способы удобрения земли популярны в наше время? Для ответа на этот вопрос я провела анкетирование на тему: «Использование удобрений людьми на своих дачных и огородных участках». В опросе участвовали  30 человек.

Из органических удобрений самым популярным оказался навоз. Его используют 29 человек из 30 опрошенных, то есть почти 100%. Птичий помет используют – 17 человек, зеленое удобрение - 15, сапропель – 8 и торф – 2 человека. Рыбная мука как удобрение  среди опрошенных не пользуется популярностью.

Из минеральных удобрений чаще всего люди применяют  аммиачную селитру – 16 человек и нитроаммофос – 15 человек. На втором месте оказались калийные и фосфорные удобрения – их выбрали 13 и 14 человек. [1]

Проводя анализ анкет, я задумалась над таким вопросом: «Зачем химические предприятия, такие как ОАО «Невинномысский Азот» производят такое большое количество минеральных удобрений, если люди в большинстве своем до сих пор используют самые древние способы повышения плодородия, такие как навоз, птичий помет, ил?»

 Ответить на этот вопрос мне помогла консультация моего папы. Минеральные удобрения используются в сельском хозяйстве на больших участках земли, т.е.  сельхозпроизводителями. Это подтверждает карта использования удобрений в нашем крае. [2]В основном эти удобрения используют  сельхозпроизводители  России, а также они направляются  более чем в 35 стран мира, в том числе в США, Китай, Канаду, Индию, Израиль, Италию, Великобританию. А среди дачников наибольшей популярностью пользуется именно навоз, так как он является доступным удобрением и в своем составе содержит все элементы необходимые для поддержания плодородия почвы. Как я указывала ранее, почва, удобренная навозом сохраняет свою плодородность не только в год внесении, но и в последующие 2-3 года.

2.2. Система использования удобрений для растений класса. 

Свои знания мне хотелось применить на практике, поэтому я разработала план удобрения растений класса. Поэтому  я решила разделить их на группы: декоративно-лиственные и декоративно-цветущие. Так как этим группам нужны удобрения с разным составом.В группу декоративно-лиственных вошли: сциндапсус, две разновидности филодендрона и  сингониума, сансевьерия, маранта, гептаплеурум, папоротник, а в группу декоративно-цветущих вошли: спатифиллум и плумерия. [3] Для первой группы необходимо удобрение, большую часть которого составляет азот. Так как он ускоряет рост растения и влияет на цвет листьев. Для второй группы необходимо удобрение с повышенным содержанием фосфора и калия. Так как они  влияют на образование цветов.

Я проанализировала время внесения удобрений в почву и составила график. Круглый год в подкормке нуждается сциндапсус- с декабря по февраль 1 раз в месяц, а с марта по октябрь – каждую неделю. Начиная с марта надо удобрять филоденрон, сингониум, папоротник, гептаплеурум, плумерию, спатифиллум – каждые 14 дней или 1 раз в 2 недели. В апреле начинается подкормка маранты,  тоже каждые 14 дней. А с мая – сансевьерии - таким же образом. Внесение удобрений заканчивается для всех растений в августе, кроме сциндапсуса. [4]

Затем я решила проанализировать какие из удобрений: органические или минеральные, всего лучше использовать для цветов класса. Из органических удобрений  подходят для использования: навоз и птичий помет. Из минеральных удобрений – аммиачная селитра и аммофос. Я узнала, что навоз, хотя и содержит все питательные элементы, но в свежем виде не пригоден для  комнатных растений. Сухой навоз надо использовать так: 1 стакан навоза надо залить 2 стаканами воды. Птичий помет — удобрение сильнодействующее, вносить его нужно  малыми порциями. Сначала приготавливается раствор из расчета 1 чайная ложка помета на 1 литр воды. Готовый раствор перед внесением надо разбавить  так – 1 столовую ложку  на 2 стакана воды. Минеральные удобрения надо вносить следующим образом:1 чайную ложку селитры на 3 литра воды и 1 г аммофоса на 1 литр воды.

Начиная с марта, я решила проследить, какие из удобрений окажут на цветы лучшее действие органические или минеральные. Результаты моих наблюдений я опишу в следующей работе.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенная мною исследовательская работа показала, что еще в древности люди научились восполнять плодородие почвы, наблюдая за природой. Позднее с развитием науки появились минеральные удобрения. Данные анкетирования показали, что и в наши дни люди продолжают использовать самые древние способы удобрения земли, выбирая самый доступный и питательный вид удобрения.        

Таким образом, я пришла к выводу, что использование удобрений необходимая часть ухода за растениями, поэтому при составлении  системы  использования удобрений   надо учитывать особенности почвы, время внесения и подбирать его для каждого вида растений индивидуально. Удобрять почву надо в строго определенных пропорциях, так как, избыток удобрений часто наносит больше вреда, чем недостаток. Только в этом случае удобрение станет пищей для растения, которая не принесет ему вреда.

Библиография

  1. Школьная энциклопедия «Руссика». История Древнего мира. – М. : ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003
  2. Энциклопедия для детей.[Т.31 ] Древние цивилизации. - М.: Мир энциклопедий Аванта+ , Астрель, 2007
  3. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия. Т.3. - М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2004
  4. Использование торфа в Европе и России с 12 по 19 век. Соткина Е. А.,

    Жирнова Г.Е.

  1. Такие разные удобрения. «Дела садовые»: журнал, 2007, № 5.
  2. Все о комнатных растениях. Хессайон Д.Г. – М.: «Кладезь», 1996
  3. Комнатные растения. Галкина Е.Г.- Ростов н/Д: издательство «Феникс», 1997

Список сайтов

  1. www.cemechko.ru - Сад и огород - 2008

приложение 1

приложение 2

приложение 4

        

приложение 5

Название растения

Периодичность

Круглый год

Сциндапсус

с декабря по февраль 1 раз в месяц, а с марта по октябрь – каждую неделю

Начиная с марта

Филодендрон

каждые 14 дней

или

1 раз в 2 недели

Сингониум

Папоротник

Гептоплеурум

Спатифиллум

Плумерия

Начиная с апреля

Маранта

каждые 14 дней

Начиная с мая

Сансевиерия

каждые 14 дней


Поделиться:

Ручей и камень

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Весенняя гроза

На берегу Байкала

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись