• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«СМС-сообщения как новый речевой жанр».

Опубликовано Дубина Татьяна Михайловна вкл 20.06.2012 - 10:43
Дубина Татьяна Михайловна
Автор: 
Буйлина Александра

Исследовательская работа по лингвистике.

Цельнашего исследования – выявить признаки смс как речевого жанра, роль смс в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon buylina_aleksandra.zip74.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «СМС-сообщения как новый речевой жанр».

На улице и в магазине, на переменах в школе мы часто видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS-сообщения, которые стали новой  на сегодняшний день формой письменной коммуникации. Большинство её участников  – дети и подростки. Постепенно смс- сообщения становятся новым речевым жанром.

Цель нашего исследования – выявить признаки смс как речевого жанра, роль смс в общении.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать структуру смс
  2. Выявить особенности стиля
  3. Выявить задачи автора смс
  4. Классифицировать тематические группы смс

Методы исследования:

  1. Лингвистическое описание
  2. Сплошная выборка
  3. Классификация

Предметом исследования стали структура, тематика, стилистические особенности смс-сообщений. Материалом послужили сообщения учащихся нашей школы, готовые шаблоны из Интернета общим количеством – 250 единиц..

Количество порталов в сети Интернет бурно увеличивается. В них представлены смс на все случаи жизни. На многих порталах пользователь с лёгкостью может найти эксклюзивные поздравления с днём рождения или смс любимому. Особенно это актуально в том случае, если у человека нет вдохновения, и он не может придумать текст.

По мнению М. В. Китайгородцевой и Н.Н. Розановой, речевой жанр обусловлен ситуацией общения. Следовательно, типология жанров в той или иной коммуникативной сфере базируется на типологии ситуаций.

С этой точки зрения, смс-сообщение как жанр обладает следующими признаками:

  1. Дистанционность (можем отправить из любой точки планеты на любое расстояние)
  2. Письменная форма коммуникации
  3. Краткость
  4. Частный характер содержания
  5. Зависимость от средства передачи информации – сотового телефона, разрешающего лишь небольшой объём сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш.
  6. Возможность редактировать, исправлять, дописывать.

Цели автора смс:

  1. Донести новую информацию (завтра контрольная; я заболел)
  2. Установить контакт – фатическое общение (Привет! Как жизнь?/ Ты чо не пишешь?/ Я соскучился! Позвони!!!) – 35 СМС
  3. Поздравить с праздником (Поздравляю с 8 марта! Счастья, здоровья, любви!) Когда целью смс является поздравление, адресант обычно не намерен скупиться на знаки (в этих сообщениях необходимое количество знаков выдержано за счет экономии на пробелах после знаков препинания):
  1. Пусть красивою дорогой будет виться жизнь тво!Счастье пусть шагает в ногу от невзгод ТЕБЯ!ХРАНЯ!
  2. !00 СЧАСТЛИВЫХ ДОРОГ У ТЕБЯ ВПЕРЕДИ!ПУСТЬ УДАЧИ ЗВЕЗДА СВЕТИТ ЯРКО В ПУТИ!!!
  3. Пусть побыстрее побыстрее тает снег!и сказка зимних сладких снов!желаю шоколадных рек!и карамельных берегов!!!
  4. С днём влюблённых!!!!!!!!!!!!
  5. всего – 104 примера
  1. выразить настроение, чувства
  1. весь день тебе надоедаю,шлю смс-ки и звоню!Ну как же ты не понимаешь???Ведь я люблю тебя!ЛЮБЛЮ!!!
  2. Ты сказал, что мы только друзья…Но ЗАЧЕМ обнимал ты меня?.. Но ЗАЧЕМ говорил сладкий бред???Не молчи! Я ХОЧУ ЗНАТЬ ОТВЕТ!!!
  3. В мире есть 2 бесконечные вещи: Вселенная и моя ЛЮБОВЬ К ТЕБЕ…хотя насчет Вселенной я не уверена!!!
  4. всего- 73 примера
  1. разыграть адресата (так называемые прикольные смски)
  1. Живи 100 лет! Люби 100 лет! Пока не рухнул………твой  скелет!
  2. Милый! Я кажется догадалась, какой у тебя камень по гороскопу…судя по всему это………кирпич!!!
  3. Позитифффчик! Лови от жизни УСЁ!=))))) ☺
  4. Хочешь похудеть?????? ( через минуту продолжение:  меньше жри!!!
  5. Конечно, тебе не обязательно быть сумасшедшим, чтобы быть моим другом…но так РЕАЛЬНО ЛЕГЧЕ!!=)
  6. ВСЕГО 72 ПРИМЕРА

Автор смс решает несколько важных задач, используя необходимые для этого лингвистические средства:

1) Компрессия текста. Объем смски ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста (конденсация смысла) может происходить за счет средств разных языковых уровней:

а) графических: щас <- сейчас, skoko <- skol'ko (сколько), 2U <- to you;

б) синтаксических: элиминация Я: Оформляю газету на два знака (Я и пробел) короче, чем Я оформляю газету; активное использование безглагольных конструкций (Я в школе вместо Я нахожусь в школе) - в) морфологических: еду короче, чем уезжаю, говорил короче, чем поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;

г) словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами): усечение – (У нас общество вместо У нас обществознание); аббревиация – пишу кр вместо пишу контрольную работу).;

д) лексических (часто с использованием иностранных слов): тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shop короче, чем магазин.

2) Языковая игра. Великолепна и лаконична формулировка современного классика теории коммуникации канадского ученого Маршалла Маклюэна: "Средство коммуникации есть сообщение". Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека, активизирует живущее в нас не только в детстве "А если так?"

Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие - из озорства, потому, что играют в жанр.

В жертву желанию поиграть со словом может приноситься даже компрессия, как в следующем смс-диалоге:

- Ja bezbozhno tormozhu-zhu-zhu... Priedu popozzzhe nemnozzzko)
- Яснононо

3) "Похлопывания". Наконец, важнейшей чертой смс-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. Смски в большинстве своем передают не только информацию или побуждение к действию, но и то, что Э. Берн называет "похлопываниями", необходимыми каждому человеку для хорошего эмоционального состояния.

Фатика (контактоустанавливающие и контактоподдерживающие высказывания) составляет значительный процент содержания смсок: экономя на местоимениях и глаголах, урезая слова и предложения, авторы смсок не жалеют места на "похлопывания":

  1. Ночь, романтика, луна. Позвони мне! Я одна!
  2. Доброе утречко! Ломтик на блюдечк. Ккофе или чай? Весёлого дня тебе! Не скучай!!!
  3. Счастливой ночи я желаю и сладких снов тебе всегда, и в этих снах тебе желаю увидеть только лишь меня!
  4. Привет! Я SMS1 Ой! А кто это смотрит на меня такими красивыми глазками?! У меня даже голова закружилась!
  5. Будешь птицей – лети! Будешь рыбой – плыви!! Будешь кушать – звони!!!
  6. Что сказать тебе не знаю, может, просто, как всегда, пожелать спокойной ночи… сухо и банально очень… может, доброй… слишком вяло… ну-ка, марш под одеяло!!!
  7. Бывает, проснёшься, как птица, крылатой пружинкой на взводе, и хочется жить и трудиться, но к вечеру это проходит.
  8. Солнышко, доброе утро! Отправляю миллион воздушных поцелуев, создающих самое прекрасное настроение!
  9. Приятное пробуждение заказывали?
  10. Здравствуй, ангел! Как живёшь? От кого ответа ждёшь? Может быть, не от меня? Ну и ладно. Это Я!
  11. всего – 76 примеров

Графические средства:

  1. Смайлики для передачи настроения:

В связи с тем, что общение происходит на расстоянии и коммуниканты не видят друг друга возникают трудности в передаче эмоций. Этот недостаток компенсируется смайликами (от английского smile - улыбка). Это специальные значки, создаваемые небуквенными символами клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, создавая эффект присутствия.

☺ - улыбка

☹ - грусть

,:^ - подмигивание

,:-(( - огорчение

  1. Использование вопросительного и восклицательного знаков, многоточия и их сочетаний, чтобы передать интонацию: (Ты чо?!! / Жду!!! /У нас каникулы!!!!!!!! / Ты где???)

Повышение тона передаётся заглавными буквами (ХОЛОДНО! / I LOVE  YOU!!! / ТЫ МЕНЯ ДОСТАЛ!

Вывод

 

Итак, смс-сообщения, несмотря на необычность, ненормативность языкового облика, служат средством позитивной частной коммуникации. Они носят неформальный характер. Это сказывается на отношении к тексту: пишущий пренебрегает некоторыми правилами русского языка. Часто ошибки делают специально, чтобы подчеркнуть неформальность общения и максимально приблизить письменный текст к устной речи.

Экстралингвистические условия смс-общения обусловливают лингвистические особенности смс-текстов. На основе перечисленных особенностей (электронный способ передачи информации, скорость, нелинейность во времени, неформальность  общения, компрессия, языковая игра, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, использование смайликов и заглавных букв для передачи настроения и интонации) можно считать смс-сообщения новым речевым жанром. Мы не можем считать исследованный нами материал полностью репрезентативным: в нем в основном представлены текстовые сообщения тех, кому 13 -16 лет. В перспективе планируем расширить возрастной круг реципиентов, провести сравнительный анализ смс по возрастным особенностям.

Литература

  1. Берн, Э. Межличностная коммуникация. -www.provisor.com.ua/archive/.../meglk_238.php
  2. Маклюэн, М. Тетрасоциология и теория коммуникаций.-  www.peacefromharmony.org/?ca
  3. Сидорова, М.Ю. Засоряют ли СМС-сообщения русский язык? - korunb.nlr.ru/query_info.php?query_ID=5306


Поделиться:

Стеклянный Человечек

Астрономический календарь. Февраль, 2019

В Китае испытали "автобус будущего"

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Кто должен измениться?