• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа "Церкви Московского Кремля"

Опубликовано Пилипенко Этери Юрьевна вкл 22.06.2012 - 14:45
Автор: 
Аксёнова Ольга

Ученица ставит следующую цель проектно - исследовательской работы:

Изучить, как были построены и для чего  использовались церкви на территории Московского

Кремля в древности.

 

Проблема  исследования:

  1. Выяснить разницу между «церковью» и «собором».
  2. Сравнить, как изменилось назначение церквей, для чего теперь их используют (Успенский собор и церковь Ризоположения).

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектно - исследовательская работа "Церкви Московского Кремля".doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к развитию личности

в УМК «Начальная школа XXI»

 (под руководством Н.Ф.Виноградовой)

Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то.

 

Антуан де Сент-Экзюпери.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, так как школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Нельзя упускать такой благоприятный с точки зрения развития разнообразных способностей детский возраст, когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к богатству и красоте окружающего его мира. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых. В моей работе этому я уделяю особое внимание. Поэтому я с огромным интересом отнеслась к УМК так как, ведущей идеей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» является усиленное внимание к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. В УМК впервые для начальной школы разработана система уроков творчества и использования ролевой игры в обучении, которая даёт возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Виды деятельности, направленные на развитие творческих способностей и используемые на уроках, я  разделила на три основные «блока».

Во-первых, это виды деятельности, направленные на воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой активности, натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты. Предпосылками творчества является мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.

Во-вторых, это виды деятельности, направленные на индивидуальности личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства.

Третий блок – это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе. В УМК это достигается методикой, при которой ученик осваивает другую роль – не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Ученик может выдвинуть свою гипотезу, вступить в дискуссию, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи. Это даёт возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научные знания.

Опираясь на теоретические и практические рекомендации Н.К.Винокуровой, В.А.Синицина, я использую модель урока, направленную на развитие творческих способностей, которая легко вписывается в систему УМК. Эта модель урока очень гибкая, её можно использовать как в комплексе, так и отдельно. Модель включает в себя четыре этапа:

  1. Разминка.
  2. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения).
  3. Выполнение частично-поисковых задач.
  4. Решение творческих заданий.

Рассмотрим каждый этап.

1 этап – разминка.

На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередование вопросов из разных областей знаний. Это придаёт дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера.

Пример разминки.

  1. Какой день недели был вчера?
  2. Какая буква третья в слове «вокзал», четвёртая в слове «солнце»?
  3. Название этого месяца заканчивается на букву «т». Какой он по счёту в году?
  4. Сколько букв в имени белобоки?
  5. Как называется третья буква с конца алфавита?
  6. Назовите на слух общий звук в словах : дар, мера, аист, жар.

Интегративность вопросов и объединение в одном задании знаний из разных областей позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения представлений учащихся об окружающей действительности, обществе.

2 этап.

Развитие психических механизмов как основы РТС (развития творческих способностей - памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности).

Тренировка психических механизмов способствует повышению эффективности обучения. Приведу примеры нескольких видов заданий этого этапа.

  1. Задание на развитие зрительной памяти. Нужно внимательно прочитать три раза ряды из слов, попытаться их запомнить, а затем закрыть их и ответить на вопросы.

МАМА            ДЕТИ            ЧЕЛОВЕК              БРАТ

ДОБРОТА       ТЁТЯ             МУЖЧИНА           РЕБЁНОК

 

Вопросы:

  1. Сколько слов состояло из одного слога?
  2. Назовите третье с начала слово.
  3. Сколько слов заканчивалось на согласную?
  4. Сколько слов заканчивалось на «а»?
  5. Какие имена существительные женского рода вы запомнили?

  1. Задание на развитие слуховой памяти. Прослушайте внимательно два раза следующий текст, а затем ответьте на вопросы.

Вам дали указание: Откройте учебник на странице…, найдите второй абзац снизу. В этом абзаце на третьей строчке сверху вы увидите прилагательное, записанное пятью буквами, в котором пропущена удвоенная «н». исправьте запись.

А теперь, поставьте знак + или – (в зависимости от правильности) напротив следующих утверждений:

  1. Вам надо было открыть учебник на восьмой странице.
  2. Вам предложили найти второй абзац снизу.
  3. Нужный вам абзац состоял как минимум из трёх строчек.
  4. В данном вам слове было шесть букв.
  5. Если бы слово было написано правильно, оно состояло бы из семи букв.

Приведите пример слова, которое вам следовало бы найти.

Включая в урок подобные задания, мы приучаем детей быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности в целом.

3 этап.

Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения которого учащиеся, без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают для себя новые знания и способы их добывания. К частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие, как задания на нахождения закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос, задания на нахождение наиболее рационального способа решения задачи и т.д.

Приведу примеры задач  частично-поискового характера.

  1. В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье?
  2. По какому признаку можно объединить следующие числа:

           121, 40, 31, 22.

            2, 9, 20.

            1, 5, 7.

  1. Определи закономерность словообразования.

Слава (сапог) порог

Плешь ( … ) надел

Река (вера) ров

Писк ( …) сад

  1. найдите принцип, по которому расставлены числа, и вставьте пропущенное.

         4  8  6                           9  4  1

         6  2  4                           6  6  2

         8  6  ?                           1  9  ?

4 этап.

Решение творческих задач.

Решение творческих задач можно разделить на два типа.

1 – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность.

2 – это задачи повышенной трудности интегративного характера.

Приведу примеры.

  1. Утро – з

День – о

Вечер - ?

80 – о

90 – п

100 - ?

  1. Жарко        х

Хорошо      п

Много        ?

Корова        т

Курица        ц

Лошадь       ?

  1. Чёрное/белое = огонь/ …

Сила / доброта = …/ злость

Доска /аксад = парта/…

Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию учёного. Мои учащиеся в прошедшем учебном году не только продемонстрировали рост качества знаний по предметам, в том числе по русскому языку, но и с удовольствием принимали участие в школьных, районных исследовательских, творческих конкурсах. И есть успехи – три призовых места в районных конкурсах, повышение интереса к изучению школьных предметов.

Таким образом, заниматься развитием школьников просто необходимо, и делать это надо систематически и целенаправленно.


Поделиться:

Весенние чудеса

"Не жалею, не зову, не плачу…"

Рождественские подарки от Метелицы

Флейта и Ветер

В какой день недели родился Юрий Гагарин?