Работа посвящена одной из наболевших проблем современной школы: введению обязательной формы.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_forma.doc | 96 КБ |
Школьная форма: проблемы и пути решения
Введение
Актуальность. В этом году многие ученики, прейдя в школу на так называемую перекличку, услышали, что, наверное, впервые за последние лет десять, в России начинает возрождаться школьная форма. Конечно, ее уже пытались не раз возродить, но после первой недели трудового энтузиазма все спускали на тормозах. Вот и в этот раз большинство учеников, родителей, да что греха таить учителей не приняли эту попытку всерьез. Поэтому родители, как и в предыдущие разы, купили своим детям по паре джинсов, джемперов и кофточек, а также кроссовок и спокойно отправили их в школу. Но каково было их удивление, когда ребенок расстроенный, но чаще довольный, возвращается домой и со счастливым видом и сообщает, что так, дескать, и так мои дорогие, и любимые родители, злой директор сказал, что в школу надо ходить в форме и если мой вид не будет соответствовать правилам дресс-кота, то учится в этой школе я не буду. Заканчиваются последние приготовления к новому учебному сезону. Собраны школьные принадлежности, куплены учебники и тетрадки. Остается один вопрос – в чем отправить ребенка в школу. Для большинства родителей это серьезная "головная боль", потому что единой школьной формы давно нет, а в "вольном стиле" хочется, чтобы твое чадо выглядело не хуже других. Неслучайно многие из современных родителей с ностальгией сегодня вспоминают школьную форму советских времен, которой в то время большинство было недовольно…
Проблема заключается в том, что ученики не хотят носить школьную форму.
Объект исследования: отношение учащихся и россиян к школьной форме.
Предмет исследований: причины нежелания носить школьную форму у учащихся.
Поэтому целью моей работы является: выяснить насколько законно введение школьной формы и найти актуальные способы решение этой проблемы.
В ходе работы предстоит решить несколько задач:
В процессе работы встретились некоторые проблемы, например, недоступность источников, отсутствие адаптированных для детского понимания научных изданий, противоречивые данные в разных источниках и т.д.
В работе применялись общенаучные методы, среди них - сравнительно - исторический, хронологический. При обработке анкетных материалов использовались элементы формализованного анализа, поскольку материал был обширным и не систематизированным.
Данная работа состоит из введения, разделенной на четыре логически взаимосвязанные части основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Для сравнения был проведен опрос учеников 9-11 классов гимназии № 12 г. Омска на тему введения школьной формы.
Среди законов и кодексов наиболее интересными с точки зрения закрепления основных положений о школьной форме показался закон РФ «Об образовании». Для проверки практического выполнения закона был использован Устав гимназии № 12.
История школьной формы Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала - для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Спустя несколько десятилетий, форму ввели и для девочек. До революции 1917 г. мальчики-гимназисты одевались так: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец. Девочки носили обычные коричневые платьица с фартучками. Правда, одежда для гимназисток была выполнена из ткани высокого качества и выглядела изящнее, нежели памятные людям старшего поколения школьные платья советского производства. Хотя многим они нравятся до сих пор. Изначально школьная форма была предметом гордости. В дореволюционной России одежда гимназистов относилась к сословным признакам, так как учились в гимназии в основном дети обеспеченных родителей. Ее носили на улице, дома, во время торжеств и праздников. Мальчикам тогда полагалось иметь форму военного фасона, а девочкам - темные строгие платья с плиссированными юбками до колен и передниками. В 1949 г. было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам - белых), а мальчики - в серых военных гимнастерках. Затем серые гимнастерки были сменены серыми же, а потом синими костюмами. Примечательно, что школьная форма девочек со временем не изменилась. В начале 90-х, в знак того, что в стране полностью победила демократия, единая школьная форма была отменена. Коричневые платья и синие костюмы были "разжалованы" как пережиток социализма, а дети получили возможность наряжаться в школу в соответствии со своими вкусами и, конечно же, кошельками родителей. Однако дискуссии о необходимости возрождения школьной формы в массовом порядке или ее введения в отдельно взятом учебном заведении не утихают. Основные споры ведутся вокруг того, что даст введение обязательной школьной формы в современных школах: повысит дисциплину и успеваемость или, наоборот, лишит индивидуальности, превратив класс в серую безликую массу. В форме для учеников есть как плюсы, так и минусы. Так многие педагоги и родители уверены, что введение школьной формы придаёт ученикам "божеский вид", и не дает выставлять на показ различия в социальном положении родителей. Школа должна не только учить, но и воспитывать, прививать детям чувство стиля и меры. По мнению учителей со стажем, в погоне за модной одеждой дети забывают, что в школе нужно учиться, а не отвлекаться на разглядывание, кто во что одет. Строгие костюмы напоминают как юношам, так и девушкам, что школа - это их работа, и они чувствуют себя старше, солиднее. Ведь далеко не каждый подросток способен оценивать себя и своих приятелей по уму, а не по одежке, - считают школьные психологи. По мнению специалистов, школьная форма на 60% улучшает дисциплину и успеваемость в классе, прививает детям вкус к деловому костюму в будущем. С другой стороны, школьная форма выгодна родителям: купив в конце августа школьный костюм, они на целый учебный год избавляют себя и ребенка от вопроса: что же завтра надеть? Однако пока что в России сегодня не так уж много фабрик, которые специализируются на изготовлении недорогой и, главное, красивой и качественной школьной одежды. Часто фабрики и мелкие фирмы стараются сбыть залежалый некачественный товар. Предлагаемая ученикам одежда должна быть стильной и красивой, чтобы у них не было причин для недовольства, что, мол, мешковатый костюм или немодное платье убивают их индивидуальность. Пожалуй, один из главных аргументов "за" – разные финансовые возможности родителей. Социальное расслоение больно ударило по самим школьникам, утверждают специалисты. Те, кто одет с иголочки, стали сторониться своих сверстников, донашивающих одежды старших братьев и сестер. “Бесформенная свобода”, по утверждению психологов, отрицательно сказалась и на психике ребят. Школьная униформа, со временем обязательная для всех учеников, возможно, замаскирует социальное неравенство в детской среде. За рубежом, например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там "сэйлор-фуку". Форма для них - эталон подростковой моды. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму. В Австралии дети ходят на занятия в джинсах и фуфайках, а вот престижные экономические классы – будущие финансисты – носят строгий костюм. В Африке школьницам запрещают мини-юбки, которые могут спровоцировать учителей на сексуальные домогательства. В Иране ученицам начальной школы позволено носить накидки не черного или коричневого цвета, а более светлых тонов, остальные носят чадру. В США школьная форма есть только в престижных частных школах для детей обеспеченных родителей. Кроме того, там каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. А в Великобритании школьная форма приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки! У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с "фирменным" галстуком. Школьники любят носить форму и гордятся ей. В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих государствах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым |
В 1992 году традиционная одинаковая форма в российских школах была официально отменена государственными органами управления. Запрет был снят, и в школу ученики начали ходить в чем угодно. Но, наряжаясь в школу, школьники далеко не всегда руководствовались чувством меры, порой появляясь даже на экзаменах в спортивных костюмах. Это и заставило учителей лицея всерьез задуматься о введении определенного вида одежды для всех учеников. "Закон об образовании" Республики Молдова никак не регламентирует этот вопрос, а потому и решение вводить или не вводить школьную форму целиком зависит от школьной администрации. В итоге, в уставе лицея появилась новая статья, согласно которой лицеисты должны появляться на занятиях в одежде делового стиля по принципу "светлый верх, темный низ". Единой формы для всех вводить не стали, предоставив всем ученикам относительную свободу выбора. Впрочем, несмотря на это, многим школьникам деловой стиль одежды пришелся не по душе, особенно старшеклассникам. Младшие классы, напротив, самые благодарные носители и почитатели школьной формы. Надевая форму, они наполняются гордостью от мысли "Я теперь хожу в школу". За несколько лет тренировок лицеисты все же научились умело варьировать между белыми блузками и бежевыми свитерами так, чтобы подчеркивать свою индивидуальность. А следит за порядком администрация очень строго, каждый день по утрам, приветствуя учеников в фойе, а заодно и отправляя переодеваться всех тех, кто решил сменить деловой стиль одежды на что-нибудь другое. Есть у администрации и ряд других мер: построение всех "штрафников" в фойе, рейды по классам, разговоры с родителями (у которых форма пользуется не большей популярностью, чем у их детей). И если зимой на вопрос "Почему вы пришли в школу в джинсах?", у вас еще остается ответ "А в школе холодно", то на весну и осень лучше все же запастись белыми блузками и рубашками и черными брюками. Хоть яркий контраст и утомляет зрение... Приучаться к дисциплине нужно уже со школьной скамьи: начальник в офисе вряд ли будет столь же терпеливо уговаривать вас (как это делают учителя) сменить джинсы и кислотный свитер на деловой костюм.
Правовой аспект введения школьной формы
Из «Закона об образовании РФ» следует, что вопросы введения и не введения школьной формы не освещены законом и данный вопрос администрация школы должна решать самостоятельно, но есть одна оговорка: это не должно нарушать права ребенка.
Что такое права ребенка?
Я считаю, что в большинстве случаев школа не нарушает прав ребенка. Однако в некоторых вопросах она все же ущемляет их. Какие же права ущемляет школьная форма, по мнению учеников гимназии № 12:
Мнение россиян о школьной форме
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к введению школьной формы, в чем видят её основные преимуществ и недостатки, кто, по мнению респондентов, должен принимать решение о введении школьной формы. Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%, из них 39% считают, что «безусловно следует» ее вести. На этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18–24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к её введению – половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» – лишь треть (38%). По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержать такую меру. Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы. Причем, среди молодёжи 18–24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%). Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Также респонденты указывают на фактор «затратности» – 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% – затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех – четверть опрошенных (25%), – кто не видит никаких недостатков во введении школьной формы. Кто должен принимать решение о введении школьной формы? Относительное большинство опрошенных (43%) считают, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России. Существенно реже респонденты указывают, что это прерогатива директора школа (15%) или региональных органов власти (13%). Лишь 12% опрошенных считают, что сами родители должны принимать решение о том, будет ли их ребенок ходить в школьной форме.
Для того, чтобы узнать, что не устраивает учеников в школьной форме мы провели опрос на базе старших классов гимназии № 12. Результаты этого опроса, а также сами опросные листы приведены в Приложении № 1. В большинстве случаев вот, то, что не устраивает школьников: фасон; ткань; цвет; крой; качество; боязнь быть похожим на всех.
Однако большинство из них даже примерно не представляют себе основные правила дресс-кода. И будет лучше, если ученик познакомиться с ними в школе, а не после очередного отказа по поиску работы, когда тот заявиться на собеседование в кислотных джинсах и кофточке, с черными губами и ногтями, и зеленым ежиком на голове. Для этого нужно проводить классные часы или даже специальные курсы по ознакомлению с дресс-котом и умением следовать ему.
Идеальная форма по правилам дресс-кода и по мнению учеников
Дресс-код – это стиль одежды, который принят для посещения какого-либо общества или какого-либо места. Одним из видов дресс-кода является – деловой, который вводится для рабочих какой-либо организации руководством этой организации. Однако, школьная форма – это тоже вид делового дресс-кода, который вводится руководством школы. Какой же должна быть школьная форма по основным положениям делового дресс-кода, который являются общими для всех предприятий, фирм и даже школ. Вот эти основные положения:
Но что хотят ученики? Это видно из опроса, проведенного на базе гимназии № 12: удобный фасон; мягкая, немаркая, немнущаяся ткань; красивые цветовые сочетания цветов и красивые рисунки; эмблема гимназии.
Но как удовлетворить всем этим требованиям? Вам не кажется, что это несколько проблематично. Но разные школы выходят из этих ситуаций. Например, одна московская школа сшила всем ученикам форму из темной джинсовой ткани с эмблемами школы? Другие с проблемой справляются так: начинают введение школьной постепенно с первоклассников, на следующий год форму носят первые и вторые и классы, еще через год первые вторые и третьи, и так чрез десять лет мы получаем школу, где все ученики носят форму, не потому что их заставляли (сначала, конечно, заставляли), а просто, потому что так ходят все, и они просто привыкли ходить в школу в определенной одежде.
Нам кажется, что лучше всего в качестве школьной формы носить деловые костюмы.
Заключение
Заканчиваются последние приготовления к новому учебному сезону. Собраны школьные принадлежности, куплены учебники и тетрадки. Остается один вопрос – в чем отправить ребенка в школу. Для большинства родителей это серьезная "головная боль", потому что единой школьной формы давно нет, а в "вольном стиле" хочется, чтобы твое чадо выглядело не хуже других. Неслучайно многие из современных родителей с ностальгией сегодня вспоминают школьную форму советских времен, которой в то время большинство было недовольно…
Среди пользователей сети Интернет почти 3 млн. людей имеют детей. Всем пользователям сети, которые заходили на сайт газеты, было предложено ответить на несколько вопросов. Вопросы были простые. Нужна ли школьная форма или не нужна? Подавляющее большинство высказалось за необходимость введения школьной формы в школах, это более 63%. Абсолютно ненужной школьную форму считают 22% опрошенных. И количество равнодушных составляет 14,6%. Школьник в форме и школьник без нее. Есть ли разница? Почти 60% опрошенных считают, что школьная форма дисциплинирует, что она не позволяет богатым выделяться на фоне бедных. 40%считают, что разницы особенной нет. И социальный статус проявляется независимо от того, одет школьник в форму или в школе присутствует другая форма одежды.
Был задан вопрос относительно того, какой видят школьную форму родители и ученики? Опрос выяснил, что большинство считает, что школьная форма должна быть функциональной, чтобы в ней можно было и за партой сидеть, и в футбол погонять, и в классики поиграть. Это 43% тех людей, которые приняли участие в опросе. 38% считают, что школьная форма должна быть строгой, желательно с эмблемой школьного заведения. Но если вспомнить наших гимназистов, лицеистов, то так оно и было. Наверное, по ментальности русскому народу наличие школьной формы само по себе близко. И 19% опрошенных, считают, что не важно, какой будет школьная форма, лишь бы она была недорогой и комфортной. Был задан вопрос: возникали ли какие-то трудности при приобретении школьной формы? 60% сказали, что трудностей не было, однако 37% сказали, что трудности возникали, трудности были серьезными. Позвольте мне чуть-чуть вернуться к истории вопроса о школьной форме. Школьная форма в свое время в 1970 году в уставе средней образовательной школы существовала как обязательная. Причем, согласовывалось это обязательно с республикой – какой именно должна быть форма. Проходят годы, и в 1991 году школьная форма еще существует, а в 1992 году решением Правительства, с введением нового Закона об образовании вопрос определения такого волевого решения введения школьной формы сам ушел. И он отпал. Таким образом, сегодня это вопрос решается на уровне образовательных учреждений, руководителей образовательных учреждений и родителей, никаких волевых отношений, документов, приказов, распоряжений на этот счет нет. Тем не менее, жизнь показывает другое.Ранее мы приводили цифры по опросу, а мы их чуть сравнили. 4 года назад точно такой же опрос проводился не только в Москве, но и в России. И опрос тогда показал, что 100% руководителей образовательных учреждений приняли тогда участие, 67 наших регионов. 100% руководителей образовательных учреждений поддержали наличие школьной формы. 91% учителей поддержал. Из родителей 78%, а вот дети поддержали введение школьной формы только 38%. Это было 4 года назад. Я слушала сейчас Марину, и я поняла, что цифра несколько изменилась. Она пошла несколько в другую сторону. На уровне округов в течение последних 3-4 лет наши производители школьной формы представляют ее на наших августовских конференциях. И школьная форма вызывает интерес, если она комфортна, удобна, если создает сопричастность к определенной корпоративности того или иного учреждения.
Мы абсолютно согласны, что она организует, а это очень важно. У родителей тоже более ровное отношение к школьной форме. Что интересно, у нас есть школы в Москве, которые не отказались от школьной формы. Они унифицировали эту форму. Из тусклой и неприглядной, создали свою модель. Это могли быть только жилеты, только верх, допустим, пиджак. Это могла быть одинаковая ткань и корпоративный цвет – малиновый, синий или серый. Опросы родителей и детей показывают, что они ею довольны.
Наше мнение: школьная форма мобилизует, позволяет едино воспринимать учеников, уравнивает социальное положение детей. Однако многие не хотят носить школьную форму, потому что она им не нравится ее не удобно носить. Нам кажется, что решением этой проблемы является просто выбор ателье с хорошей репутацией. Также мы думаем, что школьную форму надо вводить постепенно, начиная с первого класса, тогда это будет иметь хоть какой-то эффект. Надо начинать вводит форму во всей стране, потому что порой ученикам обидно и непонятно, почему я должен носить в школу что-то одно, а мой друг может ходить в чем угодно, хоть голышом.
Итак, мы ознакомились с историей создания и развития школьной формы в России, в других странах и по городу Омску, а также рассмотрели требования учащихся и постарались сопоставить их с основными положениями дресс-кода, помог нам в этом опрос, проведенный на базе старших классов гимназии № 12. Из опроса школьников видно, что большинство из них не хотят носить форму, потому что им неудобно, и они просто не привыкли к ней. Мне кажется, что эти требования больше относятся к эстетическим, а не к правовым, поэтому гипотеза представленная в начале исследования подтвердилась.
Цели и задачи, поставленные в начале работы, мы считаем выполненными. Данная работа может быть использована для проведения кружков по праву и обществознанию и как опорный материал для дальнейших исследований.
Нам кажется, что проблема, рассмотренная в работе, актуальна в настоящее время. И кто знает, может быть, мы уже начинаем делать шаги к введению единой школьной формы?
Список литературы:
Приложение № 1
Результаты опроса проведенного в гимназии № 12 г. Омска
Вопрос | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
1. Как вы считаете, нужна ли школьная форма? | 34,41 % | 65, 59 % |
2. Устраивает ли вас школьная форма вообще? | 37,74 % | 62, 26 % |
3. А в нашей гимназии? | 26, 74 % | 74, 6 % |
4. Как относятся к школьной форме ваши родители? | 50, 05 % | 49, 95 % |
5. Как относятся родители к форме нашей гимназии? | 32, 92 % | 67,08 % |
5. Позволяет ли ваше финансовое положение приобрести школьную форму? | 64, 48 % | 32, 52 % |
6. Как вы считаете, нарушает ли введение школьной формы ваши права? | 57,82 % | 42,18 % |
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Без сердца что поймём?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Груз обид
Акварель + трафарет = ?