Арифметические фокусы – это эксперименты, основанные на свойствах чисел и действий, математических законах. И понять суть того или иного фокуса – это значит понять пусть небольшую, но математическую закономерность. Математических фокусов очень много, они появились вместе с возникновением математики, как науки. Их можно найти в различной литературе, а можно придумать и самим. Данный материал можно использовать для занятия математического кружка и внеклассной работы.
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_otgadyvat_chisla.doc | 77.5 КБ |
fokusy_i_matematika.ppt | 247 КБ |
Исследовательская работа ученика 7 класса Чепурнова Ивана.
Руководитель: учитель математики Е.Н.Молодых.
Ни одно человеческое исследование
не может назваться истинной
наукой, если оно не прошло через
математические доказательства.
Леонардо да Винчи
Тема: «Искусство отгадывания чисел»
Цель:
ВВЕДЕНИЕ
Арифметические фокусы – это эксперименты, основанные на свойствах чисел и действий, математических законах. И понять суть того или иного фокуса – это значит понять пусть небольшую, но математическую закономерность. Математических фокусов очень много, они появились вместе с возникновением математики, как науки. Их можно найти в различной литературе, а можно придумать и самим.
«Математические забавы из «Арифметики» Л.Магницкого»
Первое упоминание о математических фокусах встречаются в книге русского математика Леонтия Филипповича Магницкого с длинным названием “Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана и на две книги разделена…”, опубликованной в 1703 году и содержащей начала математических знаний того времени.
Одна глава книги была названа автором “Об утешных некиих действах, через арифметику употребляемых”. Эта глава содержала математические игры и фокусы. Сам Магницкий пишет, что поместил эту главу в книгу для “утехи и особенно для изощрения ума учащихся”. Вот один из фокусов…
Я попрошу выйти к доске несколько учениц. Сейчас мы узнаем, кто из них взял перстень, на какой палец надел его и на какой именно сустав пальца. Сначала договоримся о номерах участниц, пальцев и суставов
Сейчас я попрошу вас выполнить следующие действия:
номер, взявшего перстень умножить на 2;
к произведению прибавить 5;
сумму умножить на 5;
к полученному числу прибавить номер пальца,
результат умножить на 10;
к произведению прибавить номер сустава;
Секрет фокуса От полученного в результате арифметических действий числа нужно отнять 250:
в остатке первая цифра слева - это номер взявшего кольцо,
вторая - номер пальца,
третья - номер сустава.
«Математическая забава М. Ю. Лермонтова»
Все вы знакомы с творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.
Вот отрывок из воспоминаний однополчанина поэта Е. И. Мейделя о забавном случае, связанном с пребыванием Михаила Юрьевича в крепости (в Анапе) «… Зимой офицеры анапского гарнизона, проходя службу в захолустном местечке, собирались по вечерам у кого-либо из друзей и развлекались от скуки как могли. Однажды, находясь в такой компании, Лермонтов предложил: "Задумайте какую угодно цифру, и я с помощью простых арифметических действий, которые вы будете проводить со мною, определю эту цифру". В итоге Лермонтов всегда безошибочно называл ее. Батальонный был изумлен: "Фу ты... Да вы уж не колдун ли?!" Поэт улыбнулся: "Колдун - не колдун, а математике учился", и раскрыл секрет фокуса…»
Вот один из фокусов М.Ю. Лермонтова:
задумать любое число,
прибавить к нему 25,
прибавить еще 125,
отнять 36,
вычесть задуманное число,
остаток умножить на 5,
полученное число разделить на 2.
Получится 285
Секрет фокуса (а + 25 + 125 – 36 - а) · 5 : 2 = 114 · 5 : 2 = 285.
Как видно, в процессе выполнения действий задуманное число а исключается, и собеседник выполняет остальные действия только над теми числами, которые дает сам отгадчик. Вместо чисел 25, 125, 36, 5 и 2 можно брать, конечно, и другие числа, но тогда и ответ будет иной.
«Математический фокус Дэвида Копперфильда»
Фокусы знаменитого американского иллюзиониста восхищают и поражают зрителей не только сложностью и оригинальностью, но прежде всего грандиозностью замысла и мастерством его воплощения, использованием сложнейших оптических эффектов, специальных устройств и приспособлений. Примечательно, что Дэвид Копперфильд включил в свои программы также серию математических фокусов, которые редко показывают на эстраде из-за того, что они не очень зрелищны. Тем не менее Копперфильду удалось найти эффектную подачу таких фокусов
«Удивительные часы»
Некоторая вариация описанного фокуса Дэвида Копперфильда - угадывание задуманного числа на циферблате часов.
Задумайте какой-нибудь час (от 1 до 12). Задуманный вами час запомните. Теперь я буду указкой постукивать по часам. Каждый раз, когда постучу, прибавляйте к задуманному вами числу по одному. Когда вы досчитаете до двадцати, остановите меня.
В этот момент указка укажет на часах задуманное время.
Секрет фокуса:
Вначале нужно ударять указкой по циферблату по любым делениям до семи ударов. Восьмым ударом показывается число 12, а потом с каждым ударом перемещаемся влево (11, 10, 9 и т.д.) Когда вы скажете: "Довольно", — указка будет стоять на том часе, который вы задумали. Расчет очень простой. Всего будет ударов (20-х). Когда будет сделано восемь ударов, указка покажет число 12. С этого момента мы делаем еще столько ударов, сколько не достает вам до двадцати, так как, двигаясь влево, будут показываться числа, последовательно уменьшенные на единицу.
Каждый из вас, несомненно, встречался с «фокусами» по отгадыванию чисел. Фокусник обычно предлагает выполнить действия следующего характера: задумай число, прибавь 2, умножь на 3, отними 5,отними задуманное число и так далее — всего пяток, а то и десяток действий. Затем фокусник спрашивает, что у вас получилось в результате, и, получив ответ, мгновенно сообщает задуманное вами число.
Секрет «фокуса», разумеется, очень прост, и в основе его лежат все те же уравнения.
Пусть, например, фокусник предложил вам выполнить программу действий, указанную в левой колонке следующей таблицы:
Задумай число | х |
Прибавь 2 | х + 2 |
Умножь результат на 3 | 3х + 6 |
Отними 5 | 3х + 1 |
Отними задуманное число | 2х + 1 |
Умножь на 2 | 4х + 2 |
Отними 1 | 4х + 1 |
Затем фокусник просит вас сообщить окончательный результат и, получив его, моментально называет задуманное число. Как он это делает?
Чтобы понять это, достаточно обратиться к правой колонке таблицы, где указания фокусника переведены на язык алгебры. Из этой колонки видно, что если вы задумали какое- то число х, то после всех действий у вас должно получиться 4х + 1. Зная это, нетрудно «отгадать» задуманное число.
Пусть, например, вы сообщили фокуснику, что получилось 33. Тогда фокусник быстро решает в уме уравнение 4х + 1= 33 и находят; х = 8.Иными словами, от окончательного результата надо отнять единицу (33-1=32) и затем полученное число разделить на 4 (32 : 4 = 8); это и даёт задуманное число (8). Если же у вас получилось 25, то фокусник в уме проделывает действия 25 – 1 = 24, 24 : 4 = 6 и сообщает вам, что вы задумали 6.
Поняв это, вы можете ещё более удивить и озадачить ваших приятелей, предложив им самим, по своему усмотрению, выбрать характер действий над задуманным числом. Вы предлагаете приятелю задумать число и производить в любом порядке действия следующего характера: прибавлять или отнимать известное число (скажем: прибавить 2, отнять 5 и т. д.), умножать на известное число (на 2, на 3 и т. п.), прибавлять или отнимать задуманное число. Ваш приятель нагромождает, чтобы запутать вас, ряд действий. Например, он задумал число 5 (этого он вам не сообщает) и, выполняя действия, говорит:
Решив, что он уже совершенно вас запутал, он с торжествующим видом сообщает вам:
— Получилось 49.
К его изумлению вы немедленно сообщаете ему, что он задумал число 5.
Как вы это делаете? Теперь это уже достаточно ясно. Когда ваш приятель сообщает вам о действиях, которые он выполняет над задуманным числом, вы одновременно действуете в уме с неизвестным х. Он вам говорит: «Я задумал число...», а вы про себя твердите: «значит, у нас есть х». Он говорит: «...умножил его на 2...» (и он, в самом деле произ водит умножение чисел), а вы про себя продолжаете: «теперь 2х». Он говорит: «...прибавил к результату 3...», и вы немедленно следите: 2а;+ 3, и т. д. Когда он «запутал» вас окончательно и выполнил все те действия, которые перечислены выше, у вас получи лось то, что указано в следующей таблице (левая ко лонка содержит то, что вслух говорит ваш приятель, а правая — те действия, которые вы выполняете в уме)
Я задумал число, | х |
умножил его на 2, | 2х |
прибавил к результату 3, | 2х +3 |
затем прибавил задуманное число, | 3х + 3 |
теперь я прибавил 1, | 3х + 4 |
умножил на 2, | 6х + 8 |
отнял задуманное число, | 5х + 8 |
отнял 3, | 5х + 5 |
еще отнял задуманное число, | 4х + 5 |
отнял 2, | 4х + 3 |
наконец, я умножил результат на 2 | 8х + 6 |
и прибавил 3 | 8х + 9 |
В конце концов, вы про себя подумали: окончатель ный результат 8х + 9. Теперь он говорит: «У меня по лучилось 49». А у вас готово уравнение: 8x + 9 = 49. Решить его — пара пустяков, и вы немедленно сооб щаете ему, что он задумал число 5.
Фокус этот особенно эффектен потому, что не вы предлагаете те операции, которые надо произвести над задуманным числом, а сам товарищ ваш «изобретает» их.
Есть, правда, один случай, когда фокус не удает ся. Если, например, после ряда операций вы (считая про себя) получили х+14, а затем ваш товарищ говорит: «...теперь я отнял задуманное число; у меня получилось 14», то вы следите за ним:- (х + 14) – х = 14 — в самом деле, получилось 14, но никакого уравнения нет и отгадать задуманное число вы не в состоянии. Что же в таком случае делать? Поступай те так: как только у вас получается результат, не содержащий неизвестного х, вы прерываете товарища словами: «Стоп! Теперь я могу, ничего не спрашивая, сказать, сколько у тебя получилось: у тебя 14». Это уже совсем озадачит вашего приятеля — ведь он со всем ничего вам не говорил! И, хотя вы так и не уз нали задуманное число, фокус получился на славу!
Вот пример (по-прежнему в левой колонке стоит то, что говорит ваш приятель):
Я задумал число, | х |
прибавил к нему 2 | х + 2 |
и результат умножил на 2, | 2х + 4 |
теперь я прибавил 3, | 2х + 7 |
отнял задуманное число, | х + 7 |
прибавил 5, | х +12 |
затем я отнял задуманное число... | 12 |
В тот момент, когда у вас получилось число 12, т.е. выражение, не содержащее больше неизвестного х
Вы и прерываете товарища, сообщив ему, что теперь у него получилось 12,
Немного поупражнявшись, вы легко сможете показывать своим приятелям такие «фокусы»
Вывод: Можно освоить много фокусов с помощью математики, можно придумать их самому. Мне нравится изучать и познавать секреты математических фокусов. В дальнейшем я планирую освоить фокусы «Отгадывание суммы очков на открытых гранях игрального кубика» ,
«Угадать в какой руке белая пешка», «Сколько палочек в кулаке?» ,
«Угадывание возраста и дня рождения», «Таинственные квадраты»,
«Мгновенное умножение трехзначного числа на 999»,
«Быстрое суммирование» и другие.
Математические фокусы помогают мне развивать логическое мышление и закреплять вычислительные навыки.
Самый главный и трудный вопрос
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Колумбово яйцо
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Чья проталина?