• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Функции обращения в стихотворной речи

Опубликовано Евсеева Наталья Владимировна вкл 02.09.2012 - 6:05
Евсеева Наталья Владимировна
Автор: 
Карастелёва Надежда

В работе представлен анализ литературного наследия А.Блока с точки зрения использования в нем различных видов обращений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkcii_obrashcheniya_v_stihotvornoy_rechi.rar14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Функции обращения в стихотворной речи

Введение.

«Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», - писал великий Л.Н.Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: при помощи слова люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, все то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. Следовательно, язык – необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Русский язык гибок, прекрасен, многообразен.

Во всем многообразии языка выделяется стилистико-грамматическая категория, которая по праву претендует на полное, систематическое и последовательное изучение. Мы ведем речь об обращении. В научных трудах по синтаксису русского языка поднимается вопрос об обращении. Лингвисты Н.В.Гольцова, В.В.Бабайцева, С.И.Львова, А.М.Прохоров, Г.С,Мисири почти единодушны в определении обращения.  

Но если обратиться к стихотворному обращению, то можно убедиться в том, что обращения являют собой уникальный языковой феномен, отличающийся яркой выразительностью, образностью и эмоциональностью. Такой аспект служит для нас поводом к тому, чтобы исследовать именно этот раздел языкознания.

На наш взгляд, такое исследование имело бы большое значение во многих отношениях:

  1. С точки зрения грамматики оно поможет выделить отдельные типы и функции обращений;
  2. С точки зрения истории языка и стилистики наблюдение над различными типами обращений дают возможность:
  1. Установить, какие типы обращений характерны для стихотворной речи в различные периоды развития языка русской художественной литературы;
  2. Выявить индивидуальные особенности в употреблении различных типов обращений в лирике Александра Блока.

Конечно, наша работа может и не дать полных ответов на все эти вопросы, но то, что мы попытаемся ответить на них, может послужить основой для дальнейшей разработки этой темы.

Отсюда актуальность выбранной нами темы исследования очевидна.

Объект изучения – обращения в художественной литературе.

Предмет изучения – функции обращений в стихотворной речи.

Цель работы: изучение функций обращения в стихотворной речи.

Задачи работы:

  1.  Охарактеризовать обращение как синтаксическую категорию.
  2. Определить семантико-стилистические особенности обращения, предпосылки для его употребления в поэтической речи.
  3. Выяснить функции обращения в стихотворной речи.

В работе использованы следующие методы исследования: описательный, сопоставительный, сравнительно-исторический, метод наблюдения над использованием обращений в стихотворной речи.

Обращение как синтаксическая категория.

Начальные стереотипы обращения можно наблюдать уже в письменных правилах поведения на Руси, составленных князем Владимиром Мономахом. В «Поучении…» древнерусский князь писал: «…Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…». Подобные же правила мы находим и в «Домострое» XIV века, и в книге «Юности честное зерцало…» XVII века. Но наиболее ярко развитие обращения прослеживается в эпистолярном жанре частной, хозяйственно-бытовой, семейно-родственной и государственно-деловой переписки XVII – XVIII веков. Например, «Свету моему государю Василю Василевичу Ивановна женишка Федоровича Наска челом бьет здравствуй свет мои на многие лета». Новые языковые тенденции последующих веков внесли значительные изменения в обращение: сударь, сударыня, милостивый государь, господа, батюшка, любезный, голубчик, братец, приятель, гражданин, товарищ и другие. В жизни общества обращения отвечают разным требованиям: в личной сфере (солнышко мое, сестричка, милок) они изменяются не так сильно, как в общественно-политической (гражданин, господин, товарищ).

Какие же ключевые признаки, качества должны присутствовать в обращении?

  Н.В.Гольцова предлагает следующее определение: «Обращение – слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь» [3].  В.В.Бабайцева и С.И.Львова дают такое объяснение: «Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью» [1, 5]. А.М.Прохоров: «обращение – слово или сочетание слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь». Г.С,Мисири считает, что «обращение – слово  или сочетание слов, обозначающее лицо или предмет, к которому говорящий обращается с речью» [7].

Таким образом, проанализировав все определения, делаем следующий вывод: обращение – это грамматически не зависящее от предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся звательной интонацией.

Функции обращения в стихотворной речи

«Вообще ситуация с обращениями в русском языке чрезвычайно интересная, и не только в русском, - пишет Максим Кронгауз. – Обращение – очень чувствительная область языка, которая в очень большей мере подвержена внешнему влиянию» [4].

В роли обращения обычно употребляется одушевленное имя существительное в форме именительного падежа. Обращение может быть одиночным и распространенным, может быть выражено рядом слов, соединенных сочинительной связью. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Отсутствие связей с членами предложения, интонационная обособленность и непосредственное выражение контакта с адресатом речи – все это создает исключительные условия для употребления обращения в поэтической, в частности, стихотворной речи.

Изучив поэтическое наследие поэта Серебряного века Александра Блока, мы пришли к выводу, что обращения в творчестве поэта встречаются довольно часто, они разнообразны тематически и обладают различной стилистической окраской. Функции обращений в поэтической речи можно классифицировать. Мы предлагаем такую классификацию:

  1. Собственно-звательная функция.
  2. Фиктивно-звательная функция.
  3. Условно-звательная функция.
  4. Координационно-звательная функция.

Рассмотрим кратко каждую функцию.

Собственно-звательная функция связана с живой разговорной, диалогической речью.

О, Русь моя! Жена моя!

Россия, нищая Россия.

Нянюшка, о чем ты задумалась? [2]

Фиктивно-звательная функция, в противоположность собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии. Именно для лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее полного и яркого выражения связи поэта с ними, чтобы представить с предельной наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.

Плачь, сердце, плачь…

Душа! Когда устанешь верить?

Гармоника, гармоника!

Эй, пой, визжи и жги!

Ты злишься, мой смычок визгливый. [2]

        Условно-звательная функция, как  фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную речь. Условность ее проявляется в том, что такие обращения  служат не для привлечения внимания собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам.

Сюда относятся:

  1. Название лирического адресата, иногда сопровождающееся его эмоционально-рациональной  квалификацией, и тем самым установлением с ним непосредственного контакта:

Синеокая, бог тебя создал такой…

Я люблю тебя, панна моя.

Вы не знаете по-русски, Госпожа моя… [2]

  1. Обращение к условным поэтическим героям, наделенным поэтом собственными именами:

Умри, Флоренция, Иуда,

Исчезни в сумрак вековой.

О, где ты, Беатриче?

Не пой, не требуй, Маргарита,

В мое ты сердце не гляди…[2]

  1. Обращения к мифологическим и историческим героям прошлого:

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе. [2]

  1. К обращениям, употребленным в условно-звательной функции, примыкают ритуальные и культовые обращения: обращения в заклинаниях и заговорах, молитвах, плачах:

Ты дремлешь, боже, на иконе,

В дыму кадильниц голубых…

Господи боже! Уж утро клубится…

Я хочу внезапно выйти

И воскликнуть: «Богоматерь!» [2]

Четвертая функция обращений – координационно-звательная – служит для установления контакта между поэтом и читателем, причем с добавочной рационально-эмоциональной квалификацией читателя. Именно это, а не характер самих обращений, которые также в достаточной степени условны, отличает ее от условно-звательной функции.

Читатель и друг! Ты думаешь, может быть, - хуже…

Нет, милый читатель, мой критик слепой! [2]

        

Заключение.

Изучение языка художественной литературы, по нашему мнению, всегда будет актуальным. Это объясняется прежде всего тем, что в России, как ни в какой другой стране мира, существует огромное количество произведений разных литературных направлений и жанров различных писателей, от Ломоносова, Державина и Тредиаковского до Булгакова, Пастернака и Мандельштама.

В нашей работе мы рассматривали творчество поэта Серебряного века А. Блока с точки зрения употребления обращений и его функции в стихотворной речи, и решили следующие задачи:

  1. Во-первых, охарактеризовали обращение как синтаксическую категорию.
  2. Во-вторых, определили семантико-стилистические особенности обращения, предпосылки для его употребления в поэтической речи.
  3. В-третьих, выяснили функции обращения в стихотворной речи.

Таким образом, мы рассмотрели творчество Александра Блока и обнаружили очень богатый материал для анализа. Оказалось, что поэт достаточно часто прибегает к приему обращения. Он использует обращения не только по прямому их назначению (называние адресата), но и наделяет их специфическими стилистическими функциями, посредством которых дает характеристику объекту обращения.

Литература

  1. Бабайцева,  В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб.для общеобразоват.учреждений [Текст]: В.В.Бабайцева. - М.: Дрофа, 2002. – 336 с.
  2. Блок, А. Избранные сочинения [Текст]: А.Блок.-М.: Художественная литература, 1991. – 702 с.
  3. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10 – 11 классы.: Учеб.для общеобразоват.учреждений [Текст]: Н.Г.Гольцова.-М.: Русское слово, 2010. – 487 с.
  4. Кронгауз, М. Язык мой – враг мой? [Текст] / М.Кронгауз//Новый мир.-2002.-68 с.
  5. Львова, С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Ч.1: учеб.для общеобразоват.учреждений [Текст]: С.И.Львова.-М.:Мнемозина, 2009. – 216 с.
  6. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза А. Блока [Текст]: Д.Е.Максимов.-М.: Сов.писатель, 1975.-223 с.
  7. Мисири, Г.С. Русский язык: Учеб.пособие для подготов.отделений вузов[Текст]: Г.С.Мисири.-М.: Высшая школа, 1979.-232 с.


Поделиться:

Заколдованная буква

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

"Разделите так, как делили работу..."

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей