• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Оценка информационно-консультационных услуг провизора в аптеке: мнение врачей, провизоров, посетителей аптек

Опубликовано Желудкова Марина Васильевна вкл 07.09.2012 - 19:11
Желудкова Марина Васильевна
Автор: 
максимова Анастасия

 

Цель исследования:  определение степени необходимости информационно-консультационных услуг провизора в аптеках г. Александровска.

 

 В ходе исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:

  • Большая часть населения г. Александровска нуждается в информационно-консультационных услугах, и в связи с этим степень оказания данных услуг очень высока.
  • Сами провизоры видят необходимость в оказании пояснительных рекомендаций  любому посетителю аптеки.
  • Большинство медиков считают, что работники аптек не должны оказывать консультационные услуги покупателям, объясняя это недостаточным медицинским опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ocenka_informacionno-konsultacionnyh_uslug.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Секция  Фармация

Оценка информационно-консультационных услуг

провизора в аптеке: мнение врачей,    

провизоров,  посетителей аптек

Выполнила

Максимова Анастасия Андреевна

10 класс

Руководитель:

Желудкова Марина Васильевна,

учитель химии

                                                                                 

г. Александровск         2009 год


Оглавление

Введение        

Глава 1        

Методика исследования        

Глава 2        

Собственные исследования        

Выводы        

Заключение        

Список литературы        

Приложения        

Приложение 1        

Приложение 2        

Приложение 3        

Приложение 4        

Приложение 5        


 Введение

Прогресс, идущий семимильными шагами, затрагивает все отрасли деятельности человека, и фармация среди них — отнюдь не исключение. Если раньше провизоры занимались изготовлением лекарственных средств, то на данный момент основная функция работника аптеки - это установить главные потребности клиента, определить мотивы его визита и далее действовать в соответствии с ситуацией. Одной из основных задач аптечной системы является оказание квалифицированной, своевременной и доступной фармацевтической  помощи  [3].  Приходя в аптеку, посетитель должен быть уверен в том, что к нему отнесутся с должным вниманием и доброжелательностью, помогут в выборе лекарственного препарата и дадут необходимые рекомендации по рациональному применению. Провизор должен порекомендовать посетителю тот или иной препарат, объяснив, для лечения каких заболеваний предназначен препарат, какими побочными эффектами обладает, каковы противопоказания к его применению, обязательно сообщить цену препарата.

Провизор — часть целостной системы аптеки и основная его функция — это помощь людям, ждущим профессионального подхода. Участие  фармацевта  может реально повысить качество оказания медицинской помощи, уменьшить количество врачебных ошибок, частоту и тяжесть побочных реакций, которые сегодня являются бичом фармакотерапии.  Взросший интерес к вопросам лекарственной самопомощи  и самопрофилактики способствовал   появлению новых видов и форм фармацевтического обслуживания  населения (фармацевтических услуг) как в традиционных аптечных предприятиях, так и организуемых с открытым  доступом лекарственных средств безрецептурного отпуска, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции[2].

Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку, к фармацевту? Причина этого — недоверие к профессионализму врачей в области фармакотерапии [4]. На провизоре лежит огромная ответственность за информирование пациента о побочных действиях, условиях приема препарата, в том числе особенностях диеты, питьевого режима, допустимости приема алкоголя, курения и т.п. Случается, что пациент не осведомлен о том, каким образом следует применять препарат той или иной лекарственной формы (суппозитории, например), и фармацевт должен прийти ему на помощь. По отношению к врачу провизор не является конкурентом, а наоборот, дифференцированно отбирает контингент пациентов, нуждающихся именно во врачебной помощи. Хорошо разбираясь в вопросах фармакотерапии, провизор совместно с врачом определяет условия рационального применения лекарственных средств, меры по снижению риска побочных реакций, следит за соотношением стоимость/эффективность терапии [5]. 

 В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №80 от 04.03.2003г. «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств  в аптечных организациях. Основные положения»[1] реализуемые из аптечных организаций лекарственные препараты должны иметь информацию согласно государственному информационному стандарту лекарственного средства. Информация об услугах, предоставляемых аптечными организациями, а также реализуемых лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства [1].

Таким образом, большинство посетителей, приходя в аптеку за какими-либо лекарственными  препаратами, обращаются к провизору за определённой помощью. Аналогичная ситуация наблюдается в аптеках нашего города.  Перед нами встала актуальная проблема: насколько востребованы информационно-консультационные услуги провизора среди населения города Александровска.

          Провизор – моя будущая профессия, поэтому мне интересно узнать, что будет требовать от меня выбранная специальность, какими знаниями и умениями должен обладать фармацевт,  и есть ли вообще у данной  профессии будущее.

Цель исследования:  определение степени необходимости информационно-консультационных услуг провизора в аптеках г. Александровска.

Задачи:

  1. Провести опрос среди провизоров, посетителей и врачей о необходимости информационно-консультационных услуг провизора в аптеке.
  2. Проанализировать мнения провизоров, посетителей и врачей по поводу оказания подобных услуг.
  3. Установить, насколько  необходимы консультации провизора методом опроса.

Исследования проводились в январе-феврале 2009 года. Опрашивались

провизоры городских аптечных пунктов «Глория», «Таймер», врачи городской поликлиники, посетители аптек.

Ожидаемый результат. В результате исследования ожидается определить роль провизора как консультанта в аптеках города Александровска.

 


Глава 1

 Методика исследования

Для реализации поставленной цели методом анкетирования был проведен опрос 16 провизоров (фармацевтов) аптек г. Александровска, 50 посетителей аптек и 20 врачей городской поликлиники.

            Участникам опроса было предложено ответить на следующие вопросы:

Как вы считаете, необходимы ли консультации провизора и (или) фармацевта?

В каких случаях такие услуги необходимы?

Когда можно обойтись без них?

Кто в большей степени в них нуждается?

Удовлетворены ли вы консультациями провизора и (или) фармацевта при покупке лекарственных средств?

После поведения опроса, полученные результаты были обработаны и представлены в процентном соотношении. В данной работе полученные данные представлены в виде таблиц и круговых диаграмм, которые позволяют более наглядно представить полученные данные опросов.

Данные опроса проанализированы, сделаны соответствующие выводы.


Глава 2

Собственные исследования

По данным социологического опроса посетителей аптек города Александровска информационно-консультационные услуги провизора являются необходимыми (см. приложение 1, таблица и диаграмма).

Около половины опрошенных посетителей аптек (45%)  полностью  доверяют  информации, полученной от работников аптеки, 40% обращаются за консультацией не всегда, а только тогда, когда считают нужным, 15% считают, что такие консультации лишние.

Что же касается мнения самих провизоров, то большая их часть (70%) считают, что консультации при покупке лекарственных средств, лечебных косметических средств, изделий медназначения и других товаров аптечного ассортимента необходимы. Остальные 30% работников аптеки полагают, что информацию о названных средствах нужно предоставлять только в определенных случаях (наличие рецепта, незнакомый для покупателя препарат и т.д.). Фармацевтов, которые считают, что консультация вообще не нужна, среди опрошенных не оказалось,  (см. приложение 2, таблица и диаграмма)

 С точки зрения врачей, консультации провизоры (фармацевты) в большинстве случаев давать не должны, так как у них отсутствует медицинский опыт и такого взгляда придерживаются около 50% медиков, 30% врачей  предполагают, что работники аптеки должны  давать консультации только тогда, когда дозировка не прописана в рецепте. Остальные 20% считают, что информационно-консультационные услуги никогда не будут лишними (см. приложение, таблица и диаграмма)

На вопрос: «Кто в большей степени нуждается в советах?» было дано много вариантов ответов. В основном большинство посетителей (85%)  аптек ответили, что данная услуга не помешает никому, в зависимости от случая и препарата. Примерно 15% покупателей предпочитают сами разбираться, что и как им надо принимать.

Провизоры (100%) уверены, что в консультациях нуждаются все. Особое внимание следует уделять людям пожилого возраста, беременным и кормящим мамам.

 Половина опрошенных врачей (50%) считают, что информационно-консультационные услуги не нужны, т.к. сам  медик уже проконсультировал пациента, 35% опрошенных докторов предполагают, что данные услуги необходимы для более достоверной информации о приобретаемом препарате, 15%  врачей уверены, что советы надлежит давать в случаях, если покупатель не имеет рецепта.

          Таким образом, на сегодняшний день мнения провизоров, врачей и посетителей аптек о необходимости информационно - консультационных услуг, оказываемых работниками аптеки, расходятся.

           Почти 45% посетителей аптек прибегают к услугам провизоров при каждой покупке лекарственных средств, большинство работников аптеки (70%) также уверены, что необходимо оказывать покупателям  информационно-консультационные услуги. Врачи (50%) полагают, что такие услуги нужны, только в конкретных случаях. Отсюда напрашивается вывод, что провизоры, всё-таки, необходимы в аптеках, особенно людям пожилого возраста и молодому неопытному поколению.

           40%  людей, бывающих в аптеках, иногда пользуются предоставленной информацией, 30% фармацевтов дают рекомендации в зависимости от покупаемого препарата, по рецепту. Эти провизоры, предполагают, что при покупке товаров личной гигиены, косметики консультации не нужны.

         Остальные 15%  покупателей  аптек (в основном это люди трудоспособного возраста) вообще не нуждаются ни в чьей помощи, сами решают, какими  лекарственными препаратами лечиться. Работников аптек, которые считают, что информационно-консультационные услуги не нужны совсем, не оказалось.

         В основном все посетители аптек (86%) удовлетворены информацией получаемой от фармацевта при приобретении лекарственных препаратов, большинство респондентов отметили деятельность провизоров-консультантов аптеки «Глория», находящаяся по адресу г.Александровск, ул.Ленина 6. И только 14% покупателей не нравится, как их обслуживают в аптеках города Александровска.

 


Выводы

 В ходе исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:

  1. Большая часть населения г. Александровска нуждается в информационно-консультационных услугах, и в связи с этим степень оказания данных услуг очень высока.
  2. Особенно нуждаются в консультациях люди пожилого возраста, беременные женщины и кормящие мамы, дети, пациенты, имеющие хронические заболевания, пациенты с повышенной чувствительностью к аллергенам.
  3. Сами провизоры видят необходимость в оказании пояснительных рекомендаций  любому посетителю аптеки.
  4. Большинство медиков считают, что работники аптек не должны оказывать консультационные услуги покупателям, объясняя это недостаточным медицинским опытом.
  5.  Большая часть посетителей городских аптек удовлетворена рекомендациями провизоров.

Заключение

Результаты нашего исследования могут быть использованы руководителями аптек города с целью правильной организации консультационно-информационных услуг в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств провизорами. Данное исследование может быть применено как дополнительный материал в рамках курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников 8-9 классов.

Выражаем благодарность за помощь в проведении исследования работников аптечных пунктов «Глория» и «Таймер». А также выражаем благодарность  Желудкову Матвею Владимировичу, провизору аптечного пункта «Глория» за  консультации, оказанные при проведении исследования и написании работы.

               


Список литературы

  1.  «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств  в аптечных организациях. Основные положения». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №80 от 04.03.2003г.
  2. Федина Е. А. Справочник провизора-консультанта. – М.:МЦФЭР, 2005. – (Приложение к журналу «Новая аптека», 1-2005. – Библиотека первостольника).
  3. http://www.apteka.ua/online/24860
  4. www.provisor.com.ua
  5. http://www.starservice.com.ua/posts/view/56

Приложения

Приложение 1

Таблица 1

Потребность покупателей в консультации провизора

Наличие потребности

       %

Всегда

       45

Никогда

       15

Иногда

       40

Диаграмма 1

Потребность покупателей в консультации провизора

                       



Приложение 2

                               

Таблица 2

Необходимость  консультации провизора. Мнение самих провизоров

 

                    %

Да, обязательно

             70%

Иногда

             30%

Совсем не нужна

             ---

                           

Диаграмма 2

Необходимость  консультации провизора. Мнение самих провизоров

                                     

 



Приложение 3

Таблица 3

Необходимость консультации провизора. Мнение врачей

   

                   %

Да, обязательно

       20%

Иногда

       30%

Совсем не нужна

       50%

Диаграмма 3

Необходимость консультации провизора. Мнение врачей

                                                                               


Приложение 4

Таблица 4

Кому нужны консультации? Мнение врачей, провизоров, посетителей аптек

Провизоры

Врачи

Посетители аптек

Всем

100%

35%

85%

Никому

---

50%

---

Зависит от случая

---

15%

15%

Диаграмма 4.1

Мнение провизоров

Диаграмма 4.2

Мнение врачей

Диаграмма 4.2

Мнение посетителей

   

Приложение 5

Таблица  5                    

 Удовлетворены ли вы консультациями провизора?  Мнение посетителей аптек

             Вариант ответа

                         %

                       Да

                      86

                      Нет

                      14

 Диаграмма 5

Удовлетворены ли вы консультациями провизора?  Мнение посетителей аптек

     


Поделиться:

Пчёлки на разведках

Рисуем домики зимой

Снежный всадник

Сладость для сердца

Невидимое письмо