• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа. Количество друзей у разных типов темперамента

Опубликовано Василенко В.А. вкл 11.09.2012 - 23:43
Василенко В.А.
Автор: 
Рященко Нина

 

 

Потребность в alter ego, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша,— это не любовь, а дружба»,— писал Руссо.

Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы, вроде дружбы Герцена и Огарева, не соответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, и т. п.  Но по нашему мнению,  на дружеские отношения между подростками в количественном отношении влияет темперамент человека.  Так как мы знаем, что люди разных типов  темперамента в общении по разному взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, возникла необходимость изучить, как тип темперамента влияет на количество друзей у подростков.

Цель  исследования:

Как влияет тип темперамента на количество друзей у подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryashchenko_n._kol-vo_druzey.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского района Белгородской области»

Количество друзей у разных типов

темперамента

 (исследовательская работа)

Подготовила  ученица

 9 «Б» класса

Рященко Нина

Руководитель: Василенко  В.А.

зам. директора по УВР,

педагог-психолог

Томаровка,   2012

Оглавление

Введение

Глава  1.   Теоретические основы изучения дружбы и темперамента среди подростков.

1.1   Понятие  темперамент и его виды.  

1.2    Понятие дружбы в подростковом возрасте.

Глава 2.  Изучение компонентов дружбы в зависимости от типа темперамента.

2.1   Изучение проявления дружбы у разных типов темперамента.

2.2   Рекомендации для разных типов темперамента.

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Потребность в alter ego, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша,— это не любовь, а дружба»,— писал Руссо.

Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы, вроде дружбы Герцена и Огарева, не соответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, и т. п.  Но по нашему мнению,  на дружеские отношения между подростками в количественном отношении влияет темперамент человека.  Так как мы знаем, что люди разных типов  темперамента в общении по разному взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, возникла необходимость изучить, как тип темперамента влияет на количество друзей у подростков.

Цель  исследования:

Как влияет тип темперамента на количество друзей у подростка.

Объект  исследования:
Учащиеся 8-10  классов.  

Предмет:

Количество друзей  у разных типов темперамента.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать особенности общения у различных типов темперамента.
  2. Изучить  влияние типов темперамента на количество друзей, в зависимости от возраста и пола.
  3. Подобрать рекомендации для разных типов темперамента.

В основу исследования была положена гипотеза: тип темперамента влияет на количество друзей подростка.

Методы исследований:

  1. Изучение специальной литературы;
  2. Использование  интернет ресурсов;
  3.  Беседы с подростками (школьниками);
  4.  Тестирование по типам темперамента.
  5. Анкетирование «Дружба  в подростковом возрасте».
  6.  Метод сравнительного анализа.

Работа выполнена на базе   МБОУ  «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1», в исследовании приняли участие 96 подростков от 14 до 16 лет.

Глава  1.   Теоретические основы изучения дружбы и темперамента среди подростков.

1.1   Понятие  темперамент и его виды

Давно замечено, что, несмотря на большие индивидуальные различия в поведении людей, присутствует сходство в стиле их поведения, способах выражения чувств и т. д. Попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада людей привели к созданию обобщенных портретов.

Наиболее ранняя классификация темпераментов была пред ложена во II в. до н. э. врачом Клавдием Галеном. Четыре из девяти выделенных им типов и в наше время рассматривают ся как основные: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик (сангвиник — от латинского слова «сангвис» — кровь; флегма тик — от греческого «флегма» — слизь; холерик — от греческого «холе» — красно-желтая желчь, меланхолик — от греческого «мелайн холе» — черная желчь).

К. Гален в основу классификации заложил особенности обмен ных процессов, Э. Кречмер — строение тела, И. П. Павлов — свойства нервной системы.

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. 

Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

Типы нервной системы

Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом (см. таблицу).

Таблица

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.

У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.

Меланхолик - человек с малой реактивностью и высокой чувствительностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Неэнергичен, не настойчив, с низкой работоспособностью, легко утомляется. Робок, неуверен в себе. Движения бедны, голос тихий, мимика невыразительна. Внимание неустойчивое. Темп всех психических процессов замедлен (интроверт).

Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Флегматик - человек с высокой активностью, значительно преобладающей над реактивностью. Менее других эмоционален и чувствителен. Невозмутим. При неприятностях сохраняет спокойствие. Движения и речь медленные, движения невыразительны, мимика бедная. С трудом приспосабливается к новой обстановке, перестраивает навыки и привычки, тяжело сходится с новыми людьми, переключает внимание. В то же время энергичен и работоспособен. Терпелив, выдержан. Слабо откликается на внешние впечатления, ориентирован на свой внутренний мир (интроверт).

Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Сангвиник - человек с несколько повышенной реактивностью, при уравновешенности в целом активности и реактивности. Энергично и возбуждённо реагирует на всё, что привлекает его внимание. Эмоционален: громко смеётся по самому незначительному поводу и очень сердится из-за совершенно несущественного факта, с выразительными движениями, живой мимикой, быстрой речью. Настроение его легко определить по выражению лица. Энергичен, работоспособен, активен. Быстро включается в новую работу и сосредотачивается,  дисциплинирован. Ум гибкий. Легко привыкает к новой обстановке и сходится с новыми людьми. Без усилий переключается с одного вида работы на другой, переучивается и овладевает новыми навыками. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на внутренние ощущения (экстраверт).

Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Холерик - человек с высокой реактивностью и активностью; характеризуется слабой чувствительностью. Реактивность существенно преобладает над активностью, что ведёт к появлениям необузданности, несдержанности, вспыльчивости, нетерпеливости. Менее гибок, чем сангвиник, более инертен. Отличается устойчивостью стремлений и интересов, настойчивостью, определёнными затруднениями в переключении внимания. Скорее экстраверт.

В зарубежной психологии наиболее распространена типология, разработанная швейцарским психологом и психиатром Карлом Густафом Юнгом. Его типология выделяет два основных типа людей: экстраверт и интроверт.   По нятие «экстраверсия» и «интровесия» (от латинского ext ra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать).

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир.

Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Интровертированный тип характеризуется фиксацией интересов  личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Нейротизм — эмоционально-волевая устойчивость-неустойчивость.

        Таким образом, нами были рассмотрены разные типы темперамента.

1.2    Понятие дружбы в подростковом возрасте

В. А. Сухомлинский писал, что уже у 13—14-летних подростков основой дружбы чаще становятся духовные интересы и потребности, чем увлечение каким-то определенным видом труда (См.: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.— М.: Молодая гвардия, 1971.- С. 219). Наши данные указывают на это же.

Разумеется, дружеское общение всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с их друзьями важное место занимают общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт; реже упоминаются различные любительские занятия и хобби. Но от 20 до 40 процентов опрошенных оставили вопрос о совместной деятельности с другом (подчеркивалось, что речь идет не о вербальной активности, а именно о предметной деятельности, совместных занятиях и увлечениях) без ответа. Дружба ассоциируется у них главным образом с разговорами, спорами, обменом мнениями, короче — с вербальным общением.

Каковы возрастные рамки юношеской дружбы? В принципе люди» чаще выбирают друзей собственного возраста, но понятие «сверстник» относительно. В 40—50 лет разница в 5—6 лет совсем невелика, а 2—3 года и вовсе незаметны. Иное дело в юности, когда каждый; год приносит нечто существенно новое. 15—16-летние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна.

Потребность в эмоциональном контакте со старшим нередко принимает даже форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.

Каков психологический смысл этих расхождений в ориентациях, в основном совпадающих с данными Бьянки Заззо (1966)? Как правильно замечает Заззо, возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые, психологические потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба с ним основывается на принципе сходства и равенства: «С парнем моего возраста мне легче общаться», «Ему можно все сказать, не боясь насмешек», «С ним свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее».

Выбор более старшего друга, напротив, выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь преобладают ссылки на то, что старший «может служить образцом», «может поделиться опытом, рассказать о том, чего я еще не знаю», «на него можно положиться».

Какое место занимает дружба в ряду других межличностных отношений и прежде всего — какова сравнительная степень психологической близости юношей и девушек с друзьями и с родителями?

Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна.

Поэтому,  дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. (Кон И.С. Психология ранней юности)

Глава 2.  Изучение компонентов дружбы в зависимости от типа темперамента

2.1  Изучение проявления дружбы у разных типов темперамента

        Для исследования типа темперамента и анкетирования  (Приложение 2.) нами были взяты 4 класса – 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А».  Для диагностики мы взяли экспресс-тест Гребневой В.В.  диагностика темперамента. (Приложение 1.)   Были получены следующие результаты у мальчиков:

Тип темперамента

Кол-во

Тип темперамента

Кол-во

Тип темперамента

Кол-во

Тип темперамента

Кол-во

Флегматик Интраверт - 3

амбиверт - 1

4 чел.

Холерик (в 10 кл. нет)

21 чел.

Сангвиник  

6 чел. больше в 10 кл

Меланхолик

7 чел.

Экстраверт - 4

Экстраверт - 3

амбиверт – 3

Экстраверт - 1

Интроверт –3

амбиверт –3

Интроверт – 4 (8 кл.)

амбиверт – 13 (9 кл.)

  1. Вы верите в настоящую дружбу?

75%

90%

100%

100%

  1. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, а больше знакомых.

50%

14%, 19% (нет)

16%

42%

  1. Я люблю бывать среди людей.

25%

66%

66%

100%

  1. У Вас много настоящих друзей,  сколько?

3-5

1-6 (нет 2 чел. и больше 10 -2 чел.)

3-8

2-5

  1. Вы часто с ними общаетесь?

100%

90%

100%

100%

  1. Я сочувствую людям, у которых нет близких людей.

50%

90%

83%

57%

  1. Ради друга я готов пожертвовать своими интересами.  

100%

71%

66%

71%

        На основе данных теста и анкеты можно сделать вывод, что флегматики и меланхолики имеют меньшее количество друзей, а холерики и сангвиники больше. Больше верят в дружбу сангвиники и меланхолики, они же предпочитают иметь больше  друзей, а не знакомых. Предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и меланхолики. Холерики и сангвиники в большем количестве сочувствуют людям, у которых нет друзей, но жертвовать своими интересами могут флегматики.

        Результаты у девочек.

Тип темперамента

Кол-во

Тип темперамента

Кол-во

Тип темперамента

Кол-во

Тип темперамента

Кол-во

Флегматик (в 8 кл. нет)

Интраверт - 1

амбиверт - 1

2 чел.

Холерик

15 чел.

(больше в 9 кл.)

Сангвиник  

7 чел. больше в 9 кл

Меланхолик

0 чел.

Экстраверт - 5

Интроверт – 4

амбиверт – 6

Экстраверт – 3

Интроверт-2

Амбиверт-2

  1. Вы верите в настоящую дружбу?

100%

80%

71%

  1. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, а больше знакомых.

0

26%

42%

  1. Я люблю бывать среди людей.

100%

93%

100%

  1. У Вас много настоящих друзей,  сколько?

2

1-5

2-5

  1. Вы часто с ними общаетесь?

100%

100%

100%

  1. Я сочувствую людям, у которых нет близких людей.

100%

100%

100%

  1. Ради друга я готов пожертвовать своими интересами.  

100%

86%

71%

        На основе данных тесты и анкеты можно сделать вывод, что флегматики имеют меньшее количество друзей, а холерики и сангвиники больше. Больше верят в дружбу флегматики  меньше сангвиники и холерики они же предпочитают иметь меньше друзей, а больше знакомых. Предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и флегматики, также все они сочувствуют людям, у которых нет друзей, но жертвовать своими интересами могут только флегматики, как у мальчиков так и у девочек.

        Таким образом, у флегматиков и меланхоликов значительно меньше друзей, чем у холериков и сангвиников. Кроме того, флегматики могут жертвовать своими интересами ради друга и верят в дружбу. Предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и они же в большем количестве сочувствуют людям, у которых нет друзей.

Заключение

        Предполагаемая нами гипотеза о том, что тип темперамента влияет на количество друзей, подтвердилась. Так  в ходе исследования учащихся разных возрастов и пола была экспериментально доказано, что меланхолики и флегматики имеют меньшее количество друзей, чем холерики и сангвиники. Также предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и меньше меланхолики. Холерики и сангвиники в большем количестве сочувствуют людям, у которых нет друзей, но жертвовать своими интересами могут только флегматики.

        Таким образом, данная работа для классных руководителей может быть полезна  как в построении отношений между членами коллектива,  и в дальнейшем как с ними строить работу учитывая рекомендации Гребневой В.В.  Так, сангвинику будет сопутствовать успех в сфере организации и управления и всюду, где нужны мобильность, умение быстро переключаться на другие дела.

Преобладание флегматических черт характеризует человека, способного решать те же задачи, что и сангвиник, но с большими склонностями к стратегической деятельности. Ему противопоказаны как поспешность, так и долгие колебания в ответственный момент, неоправданный оптимизм или преувеличение трудностей.

Меланхолик означает, что человек мало приспособлен для самостоятельной управленческой работы. Ему больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными. Но среди меланхоликов встречаются и неплохие управленцы, правда, в таком случае им приходится платить за это своим здоровьем.

Холерик, то человек добьется скорее успеха в работе, где ценятся напор и безудержность, особенно в том случае, если на втором месте в формуле черты флегматика и, таким образом, неуемная активность сбалансирована основательностью и невозмутимостью.

        Следовательно, нет хороших или плохих типов темперамента, каждый из них по-своему хорош, нужно только учитывать все сильные стороны и в будущем на них опираться. И неважно, сколько будет друзей много или мало, главное  чтобы они были верными, честными и порядочными.

Литература:

  1. Гребнева, В.В. Психология для кураторов: Учебное пособие. – Белгород, 2006. – 110-115 с.
  2. Немов, Р.С.  Психология –М,: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1 (Общая психология)
  3. Немов, Р.С. Психология –М,: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2  (Возрастная  психология)
  4. Дудкина М.В. Темперамент ребенка и воспитание http://psiholog-30.ucoz.ru/
  5. http://www.psychological.ru/
  6. http://www.vashpsixolog.ru/

Приложение 1.

. Экспресс-тест «Направленность активности».

Задание 1. Перед вами карточки с символическими изображениями. Не задумываясь долго, выберите в каждом варианте один из символов, наиболее приятный вашему восприятию.

Предлагая, разработанную нами экспресс-диагностику, мы просим Вас руководствоваться следующим правилом. Вспомните пословицу: «Первая мысль от Бога, а вторая от Сатаны». Учтите, что народ никогда не ошибается в своих пословицах и поговорках. Чем больше Вы будете думать над выбором, тем ниже будет становиться достоверность вашего выбора.

Эти картинки можно использовать для диагностики темперамента у детей дошкольного возраста, словесно-логическое мышление у которых еще недостаточно развито и носит наглядно-практический характер.

Вариант 1.

А)                                                           Б)

В)                                                              Г)

Вариант 2.

А)                                          Б)                                         В)

Первый вариант символов соответствует типам активности нервной системы согласно вашему темперамента: а) – внешняя и внутренняя уравновешенность, свойственна флегматику; б) – внешняя и внутренняя неуравновешенность, свойственна холерику; в) – внешняя активность, внутренняя уравновешенность, свойственна сангвинику; г) – внешняя пассивность, внутренняя неуравновешенность, свойственна меланхолику.

Второй вариант символов соответствует: а) - направленность энергии вовне (экстраверсия), б) - вовнутрь (интроверсия), в) – смешанный тип направленности (амбиверсия).

Приложение 2.

Анкета

  1. Вы верите в настоящую дружбу? ___
  2. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, а больше знакомых. ______
  3. Я люблю бывать среди людей.
  4. У Вас много настоящих друзей,  сколько?  ______ (написать число)
  5. Вы часто с ними общаетесь?  ______
  6. Я сочувствую людям, у которых нет близких людей. _____

  1. Ради друга я готов пожертвовать своими интересами.   ______________


класс  ______         пол (ж.  м.)  (подчеркнуть)

Вариант 1.

А)                                       Б)                                     В)                                Г)

Вариант 2.

А)                                          Б)                                         В)

Анкета

  1. Вы верите в настоящую дружбу? ___
  2. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, а больше знакомых. ______
  3. Я люблю бывать среди людей.
  4. У Вас много настоящих друзей,  сколько?  ______ (написать число)
  5. Вы часто с ними общаетесь?  ______
  6. Я сочувствую людям, у которых нет близких людей. _____
  7. Ради друга я готов пожертвовать своими интересами.   ____________


Поделиться:

Растрёпанный воробей

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Рисуем крокусы акварелью

Простые летающие модели из бумаги

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна