• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

военное искусство. Япония, самураи.

Опубликовано Атаманова Светлана Юрьевна вкл 22.09.2012 - 13:32
Автор: 
Епимахов Максим

Материал содержит информацию о происхождении самураев, кодексе чести самураев. Ученик использовал несколько источников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posledniy_samuray.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  «Северный (Гуманитарный лицей)» г. Магадан

Тема:

Военное искусство.

 Япония: самураи

Ученика 5 «А» класса

Епимахова Максима.

Магадан

2012

        

План:

  1. Введение.
  2. Зарождение самурайства.
  3. Воспитание самурая
  4. Кодекс поведения самурая – Бусидо.
  5. Требования Бусидо.
  6. Выводы

Меч  самурая – душа  самурая!

Кодекс чести – жизнь  самурая.

        Верность  слову  и  сыновняя  почтительность, постоянное самосовершенствование  и  любовь  к жизни, презрение  к опасностям  и готовность  к смерти – вот  Кодекс  Чести настоящего  самурая. В своей работе   я хочу  рассказать  о верных  рыцарях  Страны  восходящего  солнца. Когда я начал читать книги о рыцарях, то узнал, что в каждой стране были группы людей, занимающиеся военным делом. В Японии самурай – это не просто воин, а элита страны, лучшие люди.

Думаю, что познакомиться с историей самурайства будет интересно всем. Предлагаю Вашему вниманию свою работу.

2. Зарождение самурайства

А) Для того, чтобы разобраться, кто такие были самураи и откуда они взялись, надо вернуться обратно в глубь столетий. История Японии - это история непрерывных войн, кровавых междоусобиц, смут и переворотов. И с самого начала главную роль в ней играли люди с оружием, обладатели самого сильного оружия, когда-либо досягаемого смертным: веры и воли. Они считались элитой (лучшие люди) страны, цветом японской нации. Отсюда и возникла поговорка: «Среди цветов - вишня, среди людей – самурай». Эпоха самураев длилась в Японии почти 700 лет - с 1185 по 1867 год, достигнув своего расцвета в эпоху Эдо (1603-1867гг.). К началу XVII века число всех самураев и членов их семей составляло примерно около двух миллионов человек, то есть около 10 % всего населения Японии.

Б) Само же слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» — в дословном переводе означает: служить вышестоящему лицу. Самураи — не просто рыцари, они были и телохранителями своего даймё, и в то же время и слугами в повсеместной жизни. Самая почётная должность — смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как смотритель зонтика или «подаватель» воды утром, после сна.

3. Воспитание самурая

Воспитание самурая начиналось с детства. Обычно вместо волшебных сказок родители рассказывали малышам о войнах, которых было немало в японской истории, мужественных героях-самураях, их блистательных победах над врагами или, когда доводилось, готовности хладнокровно пойти на смерть. Эти рассказы, по мнению взрослых, будили в ребенке желание самому когда-нибудь стать таким же, как те идеальные герои, вызывающие его восхищение.

Также мальчика с детства закаляли, учили владеть своим телом и чувствами, без жалоб сносить боль, холод и другие тяготы жизни. Железная воля, сильный характер, умение подчиняться жесткой дисциплине воспитывались не только увещеваниями и наставлениями, но и всеми условиями жизни будущего самурая. Так, мальчиков будили еще в предрассветные сумерки, оставляли играть в нетопленой комнате или надолго лишали еды.

В) Еще более суровые испытания ожидали мальчишек впереди, когда они подрастали и их уже можно было учить чтению и письму в соседнем храме или монастыре. Детям приходилось проделывать долгий путь туда и обратно в любую погоду, часто в ненастье даже без плаща, а зимой — босиком. Их приучали учиться побеждать страх: в одиночестве оставляли на ночь на кладбище или подле эшафота среди повешенных, обезглавленных и распятых.

Г) Одновременно мальчиков учили владеть оружием. Приобщение к этому искусству начиналось с торжественной церемонии: будущему воину, которому к тому времени исполнилось пять лет, вручали меч. Однако первыми основными учебными предметами для него были плавание, верховая езда и джиу-джитсу — искусство самозащиты без оружия. Только после того как ученик осваивал эти азы, переходили к фехтованию, стрельбе из лука, единоборству на копьях.

Д) Кроме того, юноша должен был овладеть и другими полезными навыками, например научиться плавать со связанными руками и ногами или в доспехах, преодолевать водные преграды, используя вместо моста лианы, и, не оступаясь, сражаться среди бурных потоков горных рек.

Е) Сыновья рядовых самураев получали, как правило, лишь домашнее воспитание и в крайнем случае могли посещать частные школы. Сегун, даймё и другие высшие представители сословия воинов отправляли своих сыновей в государственные элитные школы. Помимо различных боевых искусств юноши постигали там учение глубоко почитавшегося в Японии китайского философа Конфуция, а также изучали математику, медицину и фармацевтику, поэзию и музыку, овладевали искусством каллиграфии (красивого и четкого письма).

Ж) Таким образом, когда знатные молодые самураи покидали стены школы, они были не только превосходными воинами, но и в высшей степени образованными людьми, способными тонко чувствовать прекрасное.

К окончанию учебы, в 15 лет, юноша должен был стать таким, каким полагалось быть настоящему самураю: «Спокойным, как лес, неподвижным, как гора, холодным, как туман, быстрым, как ветер, в принятии решения и яростным в, атаке, как огонь».

Если молодой человек соответствовал этим требованиям, его принимали в сообщество воинов.

3.Кодекс  поведения самурая – Бусидо.

В X—XII вв. сложились  устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, прще сказать это свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой.

Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

Б) Наиболее важные правила, которого бусидо почерпнуло из синтоизма — древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов, были любовь к природе, предкам, духам природы и предков, к стране и государю. Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.

Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.

Требования  Бусидо.
     Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана, я хочу остановиться на некоторых из них.

  1. Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  2. К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
  3. Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
  4. Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
  5. В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
  6. Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
  7. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  8. На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
  9. Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
  10. Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
  11. Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
  12. Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
  13. Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
  14. Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
  15. Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
  16. Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

5) С  падением сёгуната Токугава в XIX веке японцы окончательно преодолели свое знаменитое «островное мышление» - симагуни кондзё. Страна восходящего солнца открылись для западной цивилизации. В новых исторических условиях самураи оказались ненужными. Не желая сдаваться, они еще защищали уже сданную крепость японской феодальной древности, свое прославленное прошлое, вернее - его былой призрак.

В конце работы хочу отметить, что некоторые люди считают, что, в новой европеизированной Японии самураям нет места. Однако самурайский дух оказался долговечнее самих самураев. Сословие средневековых японских рыцарей исчезло под натиском  цивилизации, но его философия живет в каждом современном японце.

В современной преуспевающей Японии мало что может напоминать о тех временах, когда люди падали ниц при появлении человека с двумя самурайскими мечами. И еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни, совершив сеппуку – ритуальное самоубийство. Но, тем не менее, дух самураев – рыцарей Дальнего Востока по сей день живет едва ли, не в каждом из жителей страны восходящего солнца.

Литература:

  1. К.С.Носов. Вооружение самураев. СПб,2002
  2. Стивен Тернбулл. Большая книга самураев. Москва., 2008.
  3. А.Ю.Синицын. Рыцари Страны Восходящего солнца.СПб,2001


Поделиться:

Распускающиеся бумажные цветы на воде

Л. Нечаев. Яма

Четыре художника. Осень

Рисуем кактусы акварелью

Свадьба в Малиновке