Исследовательская работа "Статистика на службе школы"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_matematike.doc | 334 КБ |
Секция МАТЕМАТИКИ
Статистика на службе школы
Ногтева Елена Евгеньевна МОУ СОШ №5, 8 класс,
г. Татарск Новосибирской области
Научный руководитель:
Петрова Ольга Анатольевна,
учитель математики
высшей квалификационной категории.
Данная работа позволяет выявить некоторые аспекты школьной жизни учащихся:
Гипотеза:
без статистической обработки данных, сравнении событий нельзя проследить развитие той или иной проблемы.
Цель :
собрать статистические данные и обработать информацию об отношении учащихся к школе, классу, учебе.
Задачи работы:
Говорят, что на этот вопрос английский премьер – министр конца Х1Х века Б. Дизраэли ответил так: «Есть три вида лжи: обычная ложь, наглая ложь и статистика». Да… шутливое и не весьма лестное определение.
Заглянем в энциклопедический словарь и узнаем толкование слова «статистика».
Статистика (нем . Statistik от итал. Stato- государство) – получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В естественных науках понятие «статистика» означает анализ массовых явлений, основанный на применении методов теории вероятности.
Наблюдая за влиянием какого-то явления на группу людей, можно сделать вывод, касающийся уже всех людей. Например, к выводу о вреде курения врачи всего мира пришли не сразу, а лишь после анализа множества наблюдений за здоровьем курящих людей. Конечно, обследовалось здоровье не всех курящих людей планеты, но достаточно большое их количество, возможно, несколько миллионов. В результате на пачках с сигаретами появилась надпись: «Минздрав предупреждает: курить опасно для Вашего здоровья!». В статистических исследованиях рассматривают и изучают многочисленную часть объектов какого-то явления (ее называют выборкой). При этом все объекты явления называют генеральной совокупностью. По результатам наблюдения за массовой выборкой делают выводы обо всей генеральной совокупности. Так, в нашем примере медики изучили влияние курения на здоровье нескольких миллионов человек (это выборка), сделали вывод о вреде курения для наблюдаемых и распространили этот вывод на всех людей планеты (на генеральную совокупность). И этот вывод уже равносилен закону, потому что он имеет массовое подтверждение.
Кстати сказать, в естественных науках, в технике, технологии изучение какого-то свойства явления бывает просто невозможно или абсурдно проводить на всей генеральной совокупности. Представьте себе, что технолог завода хочет убедиться в отличном качестве подготовленных к отправке потребителю консервов. Разве для этого он вскроет все банки с консервами? ( Что достанется тогда потребителю!) Нет, он откроет, например, сотню наугад выбранных банок из многотысячной партии, и, убедившись в их высоком качестве, даст разрешение на отправку продуктов.
Но есть и такие явления, истинное представление о которых можно получить, лишь исследовав все или почти все его элементы.
Окружающий мир полон случайностей, необходимо научиться сопоставлять, анализировать и делать выводы в нашей повседневной жизни по всем важнейшим направлениям и аспектам – практическим и научным: подъемы и спады экономического развития, землетрясения и ураганы, войны, болезни, достижения научных изысканий, случайные встречи и так далее. В окружающем мире много случайного останется очевидным, но бесплодным, если не изучать и не анализировать, не вычислять шансы различных событий. Без знаний теории вероятностей и статистики не возможна организация конкурентного производства, внедрение новых лекарств и методов лечения в медицине, обеспечение страховой защиты граждан от непредвиденных обстоятельств, проведении обоснованной социальной политики.
Теория вероятностей как наука начала складываться в ХУ11 веке. Одновременно с развитием теории вероятностей стала развиваться статистика. К ХУ11 веку относятся и первые научные применения статистики в демографии и страховании, идеи о случайных ошибках и измерениях. Теория вероятностей и статистика долгое время развивались как естественные науки. В отрасль математики они превратились только в ХХ веке, на аксиоматическую основу они поставлены нашим великим соотечественником А.Н.Колмогоровым. Мы пользуемся введенными им и общепринятыми сейчас понятиями: случайный эксперимент, элементарное событие и так далее. Случайности могут подчиняться относительно простым и более сложным закономерностям. В предисловии к своей книге «Аналитическая теория вероятностей» П. Лаплас писал: «Замечательно, что наука, которая началась с рассмотрения азартных игр, обещает стать наиболее важным объектом человеческого знания… Ведь по большей части важнейшие жизненные вопросы являются на самом деле лишь задачами теории вероятностей».
Изучение проблем школьной жизни, представлений о целях - идеалах будущей жизни и перспективах профессии подростков, интересов школьников и их занятости в свободное время интересуют учителей и родителей учеников. Оказывается, только пользуясь языком науки о случае – теории вероятностей, можно описать многие явления и ситуации. Моя исследовательская работа предлагает способ поиска и анализа различных проблем подростка в школе. Без собранных данных, их обработке и анализа нельзя ответить на главный вопрос: что влияет на успеваемость учащихся? Необходимо найти причины неуспешности или успешности, выявить положительные и отрицательные аспекты школьной жизни ученика.
Представления старшеклассников об уверенном поведении.
В основе способности полагаться на себя (уверенности) лежит чувство соответствия своих возможностей тем задачам, которые ставит жизнь. Для ощущения уверенности в себе необходим анализ стоящих перед человеком задач, соответствия им собственных возможностей и адекватная самооценка. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, может точно определить и выразить свои потребности, не затронув чувства других, умеет строить отношения “на равных”, вне зависимости от положения, умеет обратиться с просьбой к другому человеку, в случае необходимости может вежливо отказать. Неуверенный человек будет скрывать свои желания, чувства, потребности. Неуверенные люди избегают ситуаций, которые могли бы угрожать их представлениям о себе. Круг таких ситуаций для неуверенного человека постоянно увеличивается, так как любое проявление грубости, неуважения, недостаточного внимания рассматриваются им как нанесение ущерба его собственному “Я”, страдает самолюбие и усиливается ранимость. Проявления неуверенного поведения, сходные по своему психологическому содержанию и различные по форме выражения, возможны в виде застенчивого и агрессивного. Особенно актуальна проблема уверенности в подростковом возрасте, когда остро стоят вопросы самоопределения, смысла жизни, когда важно чужое мнение и наблюдается зависимость от внешней оценки. Для выяснения вопроса, что подростки понимают под уверенностью, были опрошены ученики 9 класса. Исследование проводилось с помощью анкеты, представленной в форме незаконченных предложений. Наиболее часто выделяемыми критериями уверенного человека для учеников 9 класса являются:
1) вера в себя, оценка своих поступков как правильных;
2) целеустремленность, знание того, что хочет, наличие цели;
3) воля – не останавливаться перед трудностями. В 9 классе за последний год резко понизилась успеваемость, и я решила исследовать причины этого события. Утратив интерес к учебе, многие в 9 классе просто отсиживают уроки и не имеют представления, что дальше делать. На вопросы: нравится ли учиться, нравится гуманитарное или техническое направление в учебе, уважаешь ли своих учителей больше, чем половина учащихся ответила утвердительно. 30% учащихся всё не нравится, и 30 % учащихся на 9 году обучения еще не определили своё отношение к учебе, учителям. 90% учащихся не приветствуют 12-летнее образование. Неудивительно поэтому, что большинство из учащихся - с установкой на неуспех. Здесь нет никакой новости: в справедливости данного утверждения с каждым днем убеждается все большее число родителей. Именно поэтому они пытаются найти для нас, своих детей альтернативу школе. 60 % учеников класса планируют продолжить дальнейшего обучения не в школе (колледж, техникум, ПУ). Основную проблему, связанную с трудностями обучения в школе 40% учащихся считают перегрузку домашним заданием, 60 % учащихся утомляет шестидневное обучение в школе, 100 % учащихся - за длинные перемены.
50 % учащихся - за 45-минутный урок и 3-х месячные летние каникулы, 80 % учащихся за строгие порядки в школе. В своё свободное время:
100 % учащихся устраивает коллектив класса, школы и им будет трудно расставаться с одноклассниками. После 9 класса учащимся предстоит экзамен, завершающий «формальное детство». По результатам опроса только 50 % учащихся на данный момент могут оценить свою готовность к данному испытанию. Четвертая часть класса не задумывались еще об экзаменах, не могут еще определить, какие экзамены по выбору будут сдавать. Остальные (25%) не знают: подготовятся ли они к экзаменам, пригодятся ли им школьные знания в будущем, 70 % учащихся категорически отказываются выбирать такую форму проведения экзамена, как ЕГЭ. Предметы для сдачи экзамена выбираются:
География, биология, история, химия, литература. Эти предметы учащиеся 9 класса выбрали для сдачи экзамена.
По данным опроса наиболее остро учащиеся переживают три проблемы. Во-первых, это все, что связано с общением, в частности, со сверстниками своего и противоположного пола в школе и вне ее (дружба, любовь, безответность симпатий); с родителями (ругают за плохую учебу, не понимая, что при всем старании лучше учиться они ( учащиеся) не в состоянии; не понимают проблемы детей. Вторая область болезненных переживаний связана с разнообразными учебными проблемами — плохие отметки, уровень знаний, отношение к учебным дисциплинам (что пригодится, что нет); необходимость посещать школу, нежелание учиться; как и где списать; как получить хорошую отметку; как ввести в заблуждение педагога. Третья область переживаний, которую можно обозначить как «поиск своего места в жизни — в будущем и настоящем» (будущая профессия; выбор предметов для дальнейшего обучения; пути получения дальнейшего образования; сдача экзаменов, поступление в другое учебное заведение по окончании 9 класса). Т.о. я собрала данные, которые помогут изучить проблемы школьной жизни, интересы школьников и их занятость в свободное время.
В моей исследовательской работе я составила вопросы для учащихся 9 класса. Старалась отразить интересующие и наболевшие проблемы школьной жизни с нашей точки зрения, т.е. ученической.
Я предлагаю проанализировать результаты моих исследований классному руководителю, учителям – предметникам, психологу для использования их в дальнейшей работе в школе в рамках повседневного и дополнительного образования учащихся.
М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. – (Психол. наука – школе).
М. ,«Просвещение» ,1990.
М. «Дрофа», 2004.
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1 .
Анкета
1.Нравится ли тебе учиться?
2.Уважаешь ли ты своих учителей?
3. Нравится ли тебе гуманитарное направление в учёбе?
4.Нравится ли тебе техническое направление в учёбе?
5.Проучившись в школе 9 лет, ты уже знаешь, куда хочешь поступить?
6. Ты планируешь остаться в школе до 11 класса?
7. Тебя устраивает двенадцатилетнее ( обязательное) школьное образование?
8.Тебя устраивает шестидневное обучение в школе?
9.Нравится ли тебе коллектив, который тебя окружает ?
10.В твоих планах есть цель получить высшее образование?
11. Если бы у тебя был выбор, то ты выбрал бы ЕГЭ как экзамен?
12.Как ты считаешь, тебе по силам успешно сдать обязательные экзамены?
13. Ты считаешь, что школьные знания помогут тебе в дальнейшей жизни?
14.Тебе нравятся дополнительные занятия по различным предметам?
15.Как ты считаешь, обучение должно проходить по 45 минут?
16.Как ты считаешь, перемены должны быть короткими (5-10 мин)?
17.Ты считаешь, что летние каникулы должно быть три месяца?
18.Ты считаешь, что в школе должна быть строгая дисциплина?
19. Как ты думаешь, тебе будет трудно расстаться со школой?
Нравится ли тебе учиться?
Уважаешь ли ты своих учителей?
Нравится ли тебе гуманитарное направление в учебе?
Нравиться ли тебе техническое направление в учёбе?
Проучившись в школе 9 лет, ты уже знаешь, куда хочешь поступить?
Ты планируешь остаться в школе до 11 класса?
В твоих планах есть цель получить высшее образование?
Тебя устраивает шестидневное обучение в школе?
Как ты считаешь, обучение должно быть по 45 минут?
Как ты считаешь, перемены должны быть короткими (5, 10 мин.)?
Ты считаешь, что летние каникулы должны быть 3 месяца?
Как ты считаешь, тебе по силам успешно сдать обязательные экзамены?
Если бы у тебя был выбор, то ты сдавал бы экзамен ЕГЭ?
Нравится ли тебе коллектив, который тебя окружает?
Ты считаешь, что в школе должна быть строгая дисциплина?
Как ты думаешь, тебе будет трудно расставаться со школой?
Ты считаешь, что школьные знания помогут тебе в будущей жизни?
Одеяльце
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем крокусы акварелью
Городецкая роспись
Два петушка