• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Статистика на службе школы"

Опубликовано Петрова Ольга Анатольевна вкл 23.09.2012 - 19:33
Петрова Ольга Анатольевна
Автор: 
Ногтева Елена

Исследовательская работа "Статистика на службе школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_po_matematike.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

V   районная научно-практическая  конференция школьников «Эврика»

Секция МАТЕМАТИКИ

Статистика на службе школы

Ногтева Елена Евгеньевна МОУ СОШ №5, 8 класс,

г. Татарск Новосибирской области

                                                                    Научный руководитель:

                                           Петрова Ольга Анатольевна,

                                                                    учитель  математики

                                                          высшей  квалификационной категории.

                                                                                                       

                                                                                                       

                                                                                                     

   

С О Д Е Р Ж А Н И Е .

  1. Введение.
  2.  История развития статистики и теории вероятностей.
  3. Статистика на службе школы:
  1. отношения учащихся к учебе, к школьным предметам;
  2. отношения учащихся к распорядку в школе;
  1. Заключение.
  2. Литература.
  3. Приложение.

 Данная работа позволяет выявить некоторые аспекты школьной жизни учащихся:

  1. успешность и неуспешность учащихся 9   класса;
  2. отношение учащихся 9   класса к распорядку в школе;
  3. интерес к  учебе, преподаваемым предметам, предметам дополнительного образования;
  4. значимость учебных предметов для учащихся 9  класса.

Гипотеза:

   без статистической обработки данных, сравнении событий нельзя проследить развитие той или иной  проблемы.

Цель :

   собрать статистические данные и обработать информацию об отношении учащихся к школе, классу, учебе.

Задачи работы:

  1. выяснить, что изучает теория вероятностей и  математическая статистика;
  2. собрать и обработать данные, используя  метод анкетирования;
  3. создать диаграммы для описания результатов  анкетирования;
  4. выяснить с помощью сбора информации и её статистической обработки  отношение учащихся к школе, классу, учёбе и проблемы  школьной жизни учащихся.

Что такое статистика?

   Говорят, что на этот вопрос английский  премьер – министр конца Х1Х века Б. Дизраэли ответил так: «Есть три вида лжи: обычная ложь, наглая ложь и статистика».  Да… шутливое и не весьма лестное определение.

Заглянем в энциклопедический словарь и узнаем толкование слова «статистика».

   Статистика (нем . Statistik от итал.  Stato- государство) – получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В естественных науках понятие «статистика» означает анализ массовых явлений, основанный на применении методов теории вероятности.

   Наблюдая за влиянием какого-то явления на группу людей, можно сделать вывод, касающийся уже всех людей. Например, к выводу о вреде курения врачи всего мира пришли не сразу, а лишь после анализа множества наблюдений за здоровьем курящих людей. Конечно, обследовалось здоровье  не всех курящих людей планеты, но достаточно большое их количество, возможно, несколько миллионов. В результате на пачках с сигаретами появилась надпись: «Минздрав предупреждает: курить опасно для Вашего здоровья!».  В статистических исследованиях рассматривают и изучают многочисленную часть объектов какого-то явления (ее называют выборкой). При этом все объекты явления называют генеральной совокупностью. По результатам наблюдения за массовой выборкой делают выводы обо всей генеральной совокупности. Так, в нашем примере медики изучили влияние курения на здоровье нескольких миллионов человек (это выборка), сделали вывод о вреде курения для наблюдаемых и распространили этот вывод на всех людей планеты (на генеральную совокупность). И этот вывод уже равносилен закону, потому что он имеет массовое подтверждение.

Кстати сказать, в естественных науках, в технике, технологии изучение  какого-то свойства явления бывает просто невозможно или абсурдно проводить на всей генеральной совокупности. Представьте себе, что технолог завода хочет убедиться  в отличном качестве подготовленных к отправке потребителю консервов. Разве для этого он вскроет все банки  с консервами? ( Что достанется тогда потребителю!) Нет, он откроет, например, сотню наугад выбранных банок из многотысячной партии, и, убедившись в их высоком качестве, даст разрешение на отправку продуктов.

Но есть и такие явления, истинное представление о которых можно получить, лишь исследовав все или почти все его элементы.

   Окружающий мир полон случайностей, необходимо научиться сопоставлять, анализировать и делать выводы в нашей повседневной  жизни по всем важнейшим направлениям и аспектам – практическим и научным: подъемы и спады экономического развития, землетрясения и ураганы, войны, болезни, достижения научных изысканий, случайные встречи и так далее. В окружающем мире много случайного останется очевидным, но бесплодным, если не изучать и не анализировать, не вычислять шансы различных событий. Без знаний теории вероятностей и статистики не возможна организация конкурентного производства, внедрение новых лекарств и методов лечения в медицине, обеспечение страховой защиты граждан от непредвиденных обстоятельств, проведении обоснованной социальной политики.

   Теория вероятностей как наука начала складываться в ХУ11 веке. Одновременно с развитием теории вероятностей стала развиваться статистика. К ХУ11 веку относятся и первые научные применения статистики в демографии и страховании, идеи о случайных ошибках и измерениях. Теория вероятностей и статистика долгое время развивались как естественные науки. В отрасль математики они превратились только в ХХ веке, на аксиоматическую основу они поставлены нашим великим соотечественником А.Н.Колмогоровым. Мы пользуемся введенными им и общепринятыми сейчас понятиями: случайный эксперимент, элементарное событие и так далее. Случайности могут подчиняться  относительно простым и более сложным закономерностям.   В предисловии к своей книге «Аналитическая теория вероятностей»             П. Лаплас писал: «Замечательно, что наука, которая началась с рассмотрения азартных игр, обещает стать наиболее важным объектом человеческого знания… Ведь по большей части важнейшие жизненные вопросы являются на самом деле лишь задачами теории вероятностей».                                                                          

   Изучение проблем школьной жизни, представлений о целях - идеалах будущей жизни и перспективах профессии подростков, интересов школьников и их занятости в свободное время интересуют  учителей  и родителей учеников. Оказывается, только пользуясь языком науки о случае – теории вероятностей, можно описать многие явления и ситуации.  Моя  исследовательская работа предлагает  способ поиска и анализа различных проблем  подростка в школе. Без  собранных данных, их обработке и анализа нельзя ответить на главный вопрос: что влияет на успеваемость учащихся?   Необходимо найти причины  неуспешности или успешности, выявить положительные и отрицательные аспекты школьной жизни ученика.

Представления старшеклассников об уверенном поведении.

   В основе способности полагаться на себя (уверенности) лежит чувство соответствия своих возможностей тем задачам, которые ставит жизнь. Для ощущения уверенности в себе необходим анализ стоящих перед человеком задач, соответствия им собственных возможностей и адекватная самооценка.             Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, может точно определить и выразить свои потребности, не затронув чувства других, умеет строить отношения “на равных”, вне зависимости от положения, умеет обратиться с просьбой к другому человеку, в случае необходимости может вежливо отказать. Неуверенный человек будет скрывать свои желания, чувства, потребности. Неуверенные люди избегают ситуаций, которые могли бы угрожать их представлениям о себе. Круг таких ситуаций для неуверенного человека постоянно увеличивается, так как любое проявление грубости, неуважения, недостаточного внимания рассматриваются им как нанесение ущерба его собственному “Я”, страдает самолюбие и усиливается ранимость. Проявления неуверенного поведения, сходные по своему психологическому содержанию и различные по форме выражения, возможны в виде застенчивого и агрессивного.                                  Особенно актуальна проблема уверенности в подростковом возрасте, когда остро стоят вопросы  самоопределения, смысла жизни, когда важно чужое мнение и наблюдается зависимость от внешней оценки.    Для выяснения вопроса, что подростки понимают под уверенностью, были опрошены ученики 9 класса. Исследование проводилось   с помощью  анкеты, представленной в форме незаконченных предложений. Наиболее часто выделяемыми критериями уверенного человека для учеников  9  класса являются:

1) вера в себя, оценка своих поступков как правильных;  

  2) целеустремленность, знание того, что хочет, наличие цели;  

  3) воля – не останавливаться перед трудностями.                                                                                               В 9 классе за последний год резко понизилась успеваемость, и я  решила исследовать причины  этого события. Утратив интерес к учебе, многие в 9  классе  просто отсиживают уроки и не имеют представления, что дальше делать. На вопросы: нравится ли учиться, нравится  гуманитарное или техническое направление в учебе, уважаешь ли своих учителей  больше, чем половина учащихся ответила утвердительно.    30% учащихся  всё  не нравится, и  30 % учащихся на 9 году обучения  еще не определили  своё отношение  к учебе, учителям. 90% учащихся не приветствуют  12-летнее образование. Неудивительно поэтому, что большинство из учащихся - с установкой на неуспех. Здесь нет никакой новости: в справедливости данного утверждения с каждым днем убеждается все большее число родителей. Именно поэтому они пытаются найти для  нас, своих детей альтернативу школе.  60 % учеников класса планируют продолжить дальнейшего обучения не в школе (колледж, техникум, ПУ).    Основную проблему, связанную с трудностями обучения в школе 40% учащихся считают перегрузку домашним заданием, 60  % учащихся утомляет шестидневное обучение в школе,  100 % учащихся -  за  длинные перемены.  

       50 % учащихся - за 45-минутный урок и  3-х месячные летние каникулы,    80 % учащихся за строгие порядки в школе.  В своё свободное время:

  1. ребята любят общаться с друзьями – 30 % учащихся;
  2. любят гулять на свежем воздухе -  70 % учащихся;
  3. играют в ПК или смотрят TU -  30 %  учащихся;
  4. отдают предпочтение своему хобби - 20 % учащихся.  

100 % учащихся устраивает коллектив класса, школы и  им будет трудно расставаться  с одноклассниками.                                                                                                                После 9 класса  учащимся  предстоит экзамен, завершающий «формальное детство».  По результатам опроса только   50 % учащихся на данный момент могут оценить свою готовность к данному испытанию. Четвертая часть класса не задумывались еще об экзаменах, не могут еще определить, какие экзамены по выбору будут сдавать. Остальные (25%)  не знают: подготовятся ли они к экзаменам, пригодятся ли им  школьные знания в будущем,   70 % учащихся  категорически отказываются выбирать такую форму проведения экзамена, как ЕГЭ.   Предметы для сдачи экзамена  выбираются:

  1. необходимые для поступления в среднее специальное учебное заведение, колледж и т.д.;
  2. благодаря личности учителя;
  3. интересные учащимся с точки зрения их применимости в жизни.

География, биология, история, химия, литература. Эти  предметы учащиеся  9 класса выбрали для сдачи экзамена.      

               

        По данным опроса наиболее остро учащиеся переживают три  проблемы. Во-первых, это все, что связано с общением, в частности, со сверстниками своего и противоположного пола в школе и вне ее (дружба, любовь, безответность симпатий); с родителями (ругают за плохую учебу, не понимая, что при всем старании  лучше учиться они ( учащиеся) не в состоянии; не понимают проблемы детей. Вторая область болезненных переживаний связана с разнообразными учебными проблемами — плохие отметки, уровень знаний, отношение к учебным дисциплинам (что пригодится, что нет); необходимость посещать школу, нежелание учиться; как и где списать; как получить хорошую отметку; как ввести в заблуждение педагога.  Третья область переживаний, которую можно обозначить как «поиск своего места в жизни — в будущем и настоящем» (будущая профессия; выбор предметов для дальнейшего обучения; пути получения дальнейшего образования; сдача экзаменов, поступление в другое учебное заведение по окончании 9 класса).                                                                             Т.о. я  собрала  данные, которые помогут изучить проблемы школьной жизни, интересы школьников и их занятость в свободное время.

В моей  исследовательской работе я    составила вопросы для учащихся 9 класса. Старалась отразить интересующие  и наболевшие  проблемы школьной жизни с нашей точки зрения, т.е. ученической.

Я  предлагаю  проанализировать  результаты моих  исследований  классному руководителю, учителям – предметникам, психологу для использования  их в дальнейшей работе  в школе  в рамках повседневного и дополнительного образования учащихся.

Литература:

  1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. –  

  М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. – (Психол. наука – школе).

  1. Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей.

М. ,«Просвещение» ,1990.

  1. Бунимович Е.А.,  Булычев В.А.. Основы статистики и вероятность.  

 М. «Дрофа»,  2004.

  1. Ткачева М.В. Домашняя математика. М.  «Просвещение», 1999.  

П Р И Л О Ж Е Н И Е 1 .

Анкета

1.Нравится ли тебе учиться?

2.Уважаешь ли ты своих  учителей?

3. Нравится ли тебе гуманитарное направление в учёбе?

4.Нравится ли тебе техническое направление в учёбе?

5.Проучившись в школе 9 лет, ты уже знаешь, куда хочешь поступить?

6. Ты планируешь остаться в школе до 11 класса?

7. Тебя устраивает двенадцатилетнее ( обязательное)  школьное образование?

8.Тебя устраивает шестидневное обучение в школе?

9.Нравится ли тебе коллектив, который тебя окружает ?

10.В твоих планах есть цель получить высшее образование?

11. Если  бы у тебя был выбор, то ты  выбрал  бы ЕГЭ как экзамен?

12.Как ты считаешь, тебе по силам успешно сдать обязательные экзамены?

13. Ты считаешь, что школьные знания помогут тебе в дальнейшей жизни?

14.Тебе  нравятся дополнительные занятия по различным  предметам?

15.Как ты считаешь,  обучение должно  проходить по 45 минут?

16.Как ты считаешь, перемены  должны  быть короткими (5-10 мин)?

17.Ты считаешь, что летние каникулы должно быть три месяца?

18.Ты считаешь, что в школе должна быть строгая  дисциплина?

19. Как ты думаешь, тебе будет трудно расстаться со школой?

Нравится ли тебе учиться?

Уважаешь ли ты своих учителей?

Нравится ли тебе гуманитарное направление в учебе?

Нравиться ли тебе техническое направление в учёбе?

Проучившись в школе 9 лет, ты уже знаешь, куда хочешь поступить?

Ты планируешь остаться  в школе до 11 класса?

В твоих планах есть цель получить высшее образование?

Тебя устраивает шестидневное обучение в школе?

Как ты считаешь, обучение должно быть по 45 минут?

Как ты считаешь, перемены должны быть короткими (5, 10 мин.)?

Ты считаешь, что летние каникулы должны быть 3 месяца?

Как ты считаешь, тебе по силам успешно сдать обязательные экзамены?

Если бы у тебя был выбор, то ты сдавал бы экзамен ЕГЭ?

Нравится ли тебе коллектив, который тебя окружает?

Ты считаешь, что в школе должна быть строгая дисциплина?

Как ты думаешь, тебе будет трудно расставаться со школой?

Ты считаешь, что школьные знания помогут тебе в будущей жизни?


Поделиться:

Одеяльце

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Рисуем крокусы акварелью

Городецкая роспись

Два петушка