• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"По святым местам Салаира"

Опубликовано Омельяненко Светлана Викторовна вкл 12.10.2012 - 19:22
Омельяненко Светлана Викторовна
Автор: 
Гугунова Елена

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 26»

Автор: Гугунова Лена , обучающаяся 7 класса.   Руководитель: Омельяненко С.В.

"По святым местам Салаира"

Из работы  можно узнать об истории Салаира. О  истории храма Петра и Павла и святых местах нашего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из работы можно узнать об истории Салаира. О истории храма Петра и Павла и святых местах нашего города. 29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Проходя по улицам Салаира, невольно обращаешь взор на стоящий на возвышенности храм Петра и Павла. Его видно практически со всех уголков города и завораживающий звон колоколов слышен, где бы ты ни был.

Однажды к нам на классный час пришел иерей  Александр. Он много рассказывал о православии и пригласил нас посещать воскресную школу, которая находится при храме. Меня это заинтересовало, и с тех пор каждое воскресенье я хожу в храм. Мне очень понравилось в воскресной школе, где мы изучаем Закон Божий, готовим концерты к великим православным праздникам, поем, читаем стихи, выполняем творческие работы. Свои концерты и выставки мы представляем прихожанам нашего храма. Узнав в воскресной школе о древней истории нашего храма, я приняла решение выбрать темой моего исследования святые места Салаира.

  1. Из истории Салаира

В 1781 году (рудоискатель из ссыльных) Дмитрий Попов сделал сообщение об открытии им рудного месторождения у северного склона Салаирских гор: «Выехав  из Усть-Сосновского острога, среди непроходимых лиственных лесов я неожиданно на берегу реки Салаирчик натолкнулся на татарское поселение того же имени».

Начало Салаиру положило открытие серебряных руд в 1781 году. В те годы Салаирский край, как и весь современный Кузбасс, входил в состав Колывано-Воскресенского горного округа. Центром его был Барнаул, где находилось Горное управление, руководившее обширными землями.

Поселок расположился на небольшой речушке Осиновке, между реками Большой  и  Малой   Толмовой. В 1782 году были выстроены магазин и амбар для припасов, кузница. Тогда же была возведена временная верхняя казарма для горных служителей и офицера. Несколько позже построена арестантская для проштрафившихся рабочих рудника. В 1789 году возведена «камера для собранных горных пород и пробирная лаборатория. В 1790 году построен лазарет. Одновременно рабочие строили для себя домики, обзаводились собственным хозяйством.

  1. История храма Петра и Павла

Еще в 1801 году служащие рудника обращались к своему управляющему Федору Савельевичу Ваганову с просьбой ходатайствовать у вышестоящего начальства о разрешении на постройку церкви. В этом же году просьбы рабочих были переданы начальнику Колыванских заводов Василию Сергеевичу Чулкову. Спустя некоторое время «...на доклад управляющего рудником Его Превосходительство приказать изволил церковь построить деревянную, на строение ея и украшение отнюдь казенными деньгами не заимствоваться, и как сие принадлежит до пользы общественной, то и стараться сбирать от доброхотодателей».

 В 1803-1809 гг. в поселке существовал небольшой молитвенный дом. Прихожане передали много ценных икон, написанных Осколовым, Сумкиным, а также церковную утварь и богослужебные книги. На Ирбитской ярмарке куплены были колокола (четырехпудовый, двухпудовый, полуторапудовый и два полупудовых), приобретены необходимые богослужебные книги, кадила, лампады и другая церковная утварь. В ночь на 24 декабря 1809 г. молитвенный дом сгорел. За год отстроили новый и начали сбор средств на постройку столь желанной церкви.

 В 1829 г. протоиереем из Кузнецкого духовного правления Дергачевым и управляющим рудником Мевиусом выбирается место в центре поселка для постройки деревянной, на каменном фундаменте церкви по проекту окружного архитектора Якова Попова из города Барнаул. В Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранились рисунок и план этой церкви. С 1830 г. около 30 лет священником Петропавловской церкви служил Яков Карпович Пузырев, прибывший из Бачатской церкви. При нем были начаты и окончены работы по сооружению деревянного храма. Согласно ведомостям, постройка церкви на каменном фундаменте без колокольни была начата 29 июня 1831 г., окончена в 1834 г., а освящена в 1836 г. Позолоченный резной иконостас для него был заказан в городе Барнауле в 1832 г. у мастера иконописца «академика 10 класса» Михайлы Мягкова. В ноябре 1859 г. при сильном пожаре на руднике, уничтожившем лучшую часть поселка – торговые лавки, богатые дома, больницу - полностью сгорела и деревянная церковь. Вместо нее стараниями местного купца Д.Д. Бекенина выстроили и в 1861 г. освятили небольшую деревянную, однопрестольную, кладбищенскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Императорский Кабинет поддержал стремление прихожан и заказал специальный проект нового каменного храма. Реализация его началась 14 мая 1900 г., но из-за финансовых трудностей затянулась до 1907 г. Построена в 1907 г. К строительству были привлечены опытные каменщики из алтайского села Жуланиха под руководством мастера Рогова. Рядом с церковью отстроили просторный дом для священника и отвели место для погоста, оградив все железной оградой. Освятил храм 8 апреля 1907 г. по благословению епископа Томской епархии настоятель прихода протоиерей Леонтий Попов. С 15 июля 1861 г. он являлся духовником окружных церквей. Прослужив более 40 лет, умер в 1910 г. и погребен у алтаря построенного при нем каменного храма.

В фасадах храма, выполненного в стиле эклектики, наблюдается смешение «псевдорусского» стиля с «сибирским модерном». В плане он напоминает Троицкую церковь в селе Красное, тем более что строились они в одно время в начале XX века. На 1914 г. прихожан было 3184 чел. Земли при ней числилось 101 десятина. В приходе имелись приписная кладбищенская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы) в с. Салаирский рудник с 1861 г.; молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы в д. Гавриловке с 1872 г.
(построен на средства урядника Д.П. Ковцова); церковно-приходская школа в д. Гавриловке с 1898 г.; двухклассное училище гражданского ведомства в с. Салаирский рудник с 1902 г. с 200 учениками; церковная библиотека с фондом 287 экз.

В советское время в 1933 г. Петропавловская церковь была разорена, колокола и кресты отправлены на переплавку, а само здание церкви пришло в запустение. В 1936-37 гг. репрессировали оставшихся священников: отцов Павла, Якова, Симеона и старосту Тимофея Кротова.

В 1941 г. поселок Салаир преобразован в город. Появляется несколько мелких предприятий, расширяется рудник по добыче полиметаллов. Еще в 1970-х гг. в связи с  приближением  выработок  Салаирского рудника местные власти намеревались полностью уничтожить храм, начав вблизи взрывные работы, чем нанесли серьезный урон фундаменту. Были разрушены привратные каменные колонны. Был даже сочинен официальный документ с авторитетными подписями «специалистов», по которому храм объявлялся не представляющим архитектурно-исторической ценности. Казалось, судьба храма решена, и его разрушающиеся стены должны были навсегда исчезнуть с лица земли. Однако судьба на этот раз оказалась более милостива к Петропавловской церкви. Благодаря представителям Общества охраны памятников истории и культуры, краеведам и особенно директору Салаирского рудника А.М. Руденко, удалось восстановить истинную значимость храма как памятника историко-культурного наследия русских сибиряков.

С 1989 г. стараниями настоятеля прихода священника Сергия Мосолова ведутся активные реставрационные работы по проекту архитекторов города Новокузнецка. 24 августа 1991 г. епископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил восстанавливаемый храм, а к 1995 г. все работы уже были закончены. На погосте у храмового алтаря восстановлена могила протоиерея Леонтия Попова. В храме имеются две старинные иконы: Божией Матери «Тихвинская», освященная в 1908 г. на Афонской Горе в Русском Андреевском Общежительном ските; икона вмч. и целителя Пантелеимона.

 С сентября 1995 г. преподаватель истории поселковой школы С.А. Юдина и настоятель начали занятия с 15 учениками в воскресной школе при храме по программе протоиерея Бориса Пивоварова. Численность обучающихся на 2011 г. составила 27 человек. Имеется церковная библиотека, насчитывающая более 700 книг.

При храме Петра и Павла работает профессиональная столярная мастерская, осуществляющая работы не только для нужд храма, но и для всех приходов епархии. В 2007 году безвозмездно вырезан иконостас для новооткрытого храма успения Божией Матери в селе Сосновка Гурьевского благочиния. Осуществлен заказ для одного из храмов г. Кемерово: вырезаны престол и жертвенник.  Сейчас  в мастерской вырезают статую Серафима Саровского, которая будет установлена на часовне в селе Гавриловка.

В 2007 году храму исполнилось 100 лет со дня освящения. На торжествах присутствовал владыка Аристарх,  представители администрации и много гостей со всей России.

В 2007 году благочинным протоиереем Владимиром Рассказовым с Афона привезена икона Божией Матери "Всецарица". Икона писалась для другого храма, но, по промыслу Божию, она была привезена в храм Петра и Павла.

В храме Петра и Павла ежедневно в будние дни присутствует священнослужитель в течение всего дня (внебогослужебное время), для проведения беседы с людьми, паломниками и, если необходимо, для совершения необходимых треб (освящения крестиков, исповеди).

  1. Святой источник Кирика и Иулитты

В 1995 г на  микрорайоне города «Речка» была построена часовня. стараниями протоиерея Сергия Мосолова. Здание рубленное, деревянное. К святому источнику проложена асфальтовая дорога. В дни поминовения святых Кирика и Иулитты и в день Крещения Господня совершается крестный ход и освящение воды.

  1. Святой источник Иоанна Крестителя

Ещё одно легендарное место Гурьевского района находится в пятнадцати километрах от Салаира, близ села Гавриловка. Многим кузбассовцам место это известно как "святой источник". Стоит отметить, что в этих краях источников, ключей и родников великое множество, причём большинство из них пробивается сквозь залежи серебряной руды, отчего местные зовут эти источники "серебряными". Но источник близ Гавриловки не только серебряный, но и святой.

По одному из существующих преданий, именно на этом месте от рук большевиков во время революции приняли мученическую смерть священники салаирской церкви иерей Рафаил и диакон Терентий, а вместе с ними ещё девять мирян.

"Священники как раз служили молебен в местной салаирской церкви, когда в неё ворвались красные, - рассказывает один из старожилов Гурьевска. - Диакон убежал, а батюшку они схватили, привязали за ноги к лошадям и пустили через поле в лог, в общем, замучили его и бросили там умирать. Той же ночью диакону приснился сон, будто приходит к нему Рафаил и говорит: "Брат, ты устрашился своего венца, он ждёт тебя!" Наутро Терентий взял с собой 9 прихожан и отправился в лог, там их всех красноармейцы и поубивали. По одной версии - расстреляли, по другой - повесили".

Легенда умалчивает, всех ли героев этой истории похоронили в этом логу или только Рафаила. Зато, по преданию, вскоре над этим местом появилось неестественное свечение, а потом пробился новый родник, вода в котором пузырилась, - будто дышала; позже местные жители стали в этой воде видеть лики икон. С тех пор к святому источнику стали ходить паломники.

Кстати, ещё по одной легенде, во время земляных работ по расчистке и благоустройству источника рабочие нашли неглубокую могилу. В могиле был скелет человека, на котором был надет большой позолоченный крест, такой, какие носят священники. Предположительно, это и были останки Рафаила.

Долгие годы источник был не обустроен и представлял собой обычный родник в логу, от которого через небольшую поляну, истоптанную в грязевую жижу пасущимся скотом местных жителей, тянулся длинный ручей, стекавший в болото. Вид источника преобразился лишь в 1995 году, когда протоиерей салаирской церкви отец Сергий освятил это место, а позже там была воздвигнута часовня Иоанна Крестителя, колодец, купель и поставлен огромный деревянный крест...

У «Святого Источника» совершается крещение с полным погружением, а также молебны.

Каждый год от храма Петра и Павла после богослужения проходят крестные ходы на Святой Источник (с. Гавриловка) в дни памяти Иоанна Крестителя и в день Крещения Господня. В крестных ходах участвуют от 100 до 200 человек.

На территории источника строится новая церковь иконы Божией Матери "Всецарица", которая должна быть освещена в 2012году. На ней уже устанавливают купола.

Заключение

Проведя исследования святых мест Салаира, я узнала, что духовная жизнь нашего города богата значимыми событиями: восстанавливаются, строятся новые храмы, открываются святые источники. Это, несомненно, отличает его от других городов. И, посещая святые места,  я молю  об  укреплении моей веры.

Информационные  источники

  1. Из истории Салаира [текст] КемГУ, под ред. А.М. Адаменко. – Кемерово, 2007г. – 177стр. с.: ил.
  2. Храм Петра и Павла [текст] Альбом, - г. Белово «Канцлер», 2007г. – 39стр. с.: ил.


Поделиться:

Хризантема и Луковица

Заповеди детства и юности

Филимоновская игрушка

Отчего синичка развеселилась

Кто чем богат, тот тем и делится!