Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии»
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 57 КБ |
МБОУ Шамординская основная общеоразовательная школа
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии»
Учитель физической культуры высшей категории: Захарова Н. И.
Жизнь ХХ века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая работа должна быть направлена на укрепление здоровья детей.
С чем это связано. Многочисленные исследования последних лет показывают , что около -25%-30% детей приходящих в школу имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, и только 1% детей приходят в школу здоровыми.
Необходимо постоянно помнить, что сейчас здоровых идеально здоровых детей немного.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным экзаменам с 3,9 % до 12,3% с нервно- психическими расстройствами с 5,6% до 16,4 % , нарушение осанки с 1,9 %до 16,8%. Одна из самых частных паталогий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющие в ряде регионов России до 30-40 %.
Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования
Исследования также показывают, что здоровье человека зависит лишь на 7-8 % от успехов здравоохранения и 50 % от образа жизни.
Однако в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний по настоящему никто не занимался. Вся работа по валеологии ( под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни) проводилась спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведётся и сейчас медленно и неэффективно.
Не следует также забывать, что в школьном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением школьников методам совершенствования и сохранения здоровья привидут к положительным результатам.
Поэтому мы считаем , что проблема оздоровления детей не кампания деятельности одного человека , а целенаправленная работа всего коллектива школы.
Наша основная общеобразовательная школа в силу актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей разработала программу « Здоровье «. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения, определяет основные направления и задачи, способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. Всеми педагогами школы работа по созданию здоровьесберегающего пространства спланирована на основании плана работы школы и подчинена целям и задачам школы с применением здоровьесберегающих технологий.
А что же такое здоровьесберегающие технология ?
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания. Умения и навыки по здоровому образу жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть с помощью здоровьесберегающей педагогики, которая рассматривает как совокупность приёмов и методов организации учебно-образовательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие технологии- регулярная диагностика состояния учащихся, состояния здоровья, отслеживание основных параметров развития организма, что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
( схемы, таблицы, анкеты )
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий определяют принципы обучения, они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и спецефические принципы. И так здоровьесберегающие технологии- это многие из знакомых большинству педагогов приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации проблем.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяем средства :
средства двигательной направленности
оздоровительные силы природы
гигиенические факторы.
Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении. Способствует развитию двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.
Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня.
Физические упражнения являются одним из средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего развития детей.
Они важны для развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной системы, сердечно-сосудистой системы, двигательной, скелетно- мышечной.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровосберегающих образовательных технологий обучения.
Это- движение; физические упражнения; физкультминутки; подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя» ; гимнастика ( оздоровительная, коррегирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, лечебная физкультура, своевременное развитие двигательных навыков, массаж. самомассаж, психогимнастика, тренинги и другие.
Дети должны в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности.
Утренняя гимнастика с элементами закаливания в семье 1000 движений
Вводная гимнастика -300
Подвижная перемена -1000
Физкультпаузы на уроках -150
Часовые занятия физическими упражнениями -4500 движений.
Двигательная активность необходима для развёртывания программы индивидуального развития ребёнка.
Тесно связаны между собой увеличение двигательной активности, роль грудной клетки в дыхательных движениях и развитие осанки.
Диагностика, анализ медицинских справок показали, что дети в основном болеют простудными заболеваниями. Это означает, что дети неправильно осуществляют процесс дыхания. Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение имеет правильное дыхание. Для профилактики органов дыхания мы изучаем методики дыхания К.П. Бутейко и А. Стрельниковой. Уделяем огромное внимание дыхательной гимнастики в режиме дня. Комплексы дыхательной гимнастики применяем на уроке физкультуры во время проведения физкультминуток и физкультпауз. В классных уголках здоровья есть комплексы упражнений по дыхательной гимнастике. Увеличение диапозона грудной клетки напрямую влияет на активность дыхательной мускулатуры, под влиянием которой увеличивается изгиб грудной клетки, влияющих на состояние осанки ученика.
Формирование осанки связано с основными задачами предмета « Физическая культура « и проводится с учётом возрастных особенностей учащихся.
Упражнения для формирования осанки включаются в комплексы утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультминуток, физкультпауз, а также проводятся беседы о правильной осанке на уроках Здоровья по расписанию, на уроках Здоровья при проведении Дней Здоровья, в уголках Здоровья по классам есть комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
В уставе образовательной школы записано: «…обеспечить своим воспитанникам гармоническое развитие». Учитель физкультуры реализуя эту задачу использует все средства и методы физического воспитания. Основная роль по здоровья сбережению принадлежит учителю физкультуры так как он обязан:
1. Знать дефекты каждого ученика.
2. Знать результаты медицинских осмотров учащихся.
3. Консультироваться с врачом.
4. Учитывать состояние ребенка на каждом уроке.
5. Дифференцированно планировать физическую нагрузку, особенно это касается детей вернувшихся после болезни.
В школе применяются все формы вне классной и внешкольной работы. Им открыта зеленая улица.
Но основной формой обучения был и остаётся- урок. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. И задачи, и содержание урока и его структура и методы обучения – всё это должно быть направлено на то чтобы учащиеся испытывали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.
Поэтому идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков. Это уроки:
Уроки - игры
Уроки – дискуссии
Уроки - соревнования
Тетрализованные уроки
Уроки - конкурсы
Уроки - фантазии
Уроки - экскурсии и другие уроки.
Подвижные игры применяем целенаправленно с учётом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания на уроках физкультуры а также на других уроках и во внеурочное время, учитывая уровень физической подготовленности, функциональные особенности организма, дисциплинированность и условия в которых проводится игра.
Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма с учётом возраста, а также формированию правильной осанки.
Действительно, нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. Кроме удовлетворения личных интересов ребенок сам не подозревая развивает свои физические и моральные качества учится дружить сопереживать идти на помощь без оглядки. Кто много играет, лучше движется процесс общего развития, формирование понятий. Этим детям легче учиться.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Проведение занятий на открытом воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.
Проводим в школе закаливающие процедуры. В результате повышается сопротивляемость организма прежде всего к таким воздействиям как холод, жара. Велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
Основными средствами закаливания являются – воздух, вода, солнце.
К ним относятся выполнение физических упражнений на свежем воздухе, поддержание оптимальной температуры помещений, воспитание с детского возраста привычки к свежему воздуху, холодной воде, избегание лишней тёплой одежды, соблюдение правил личной гигиены –всё это способствует укреплению здоровья и повышению общей устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды. ( в школе поддерживается тепловой режим, вводная гимнастика проводится на улице, уроки физкультуры кроме гимнастики проводятся на открытом воздухе, осуществляется проветривание классных комнат ).
К гигиеническим средствам относятся : выполнение санитарно-гигиенических требований регламентированных Сан Пи Нами, личная и общественная гигиена ( чистота тела, мест занятий, воздуха и т. д. ), проветривание и влажная уборка помещений. Соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям навыков при мытье рук. Обучение детей приёмам ЗОЖ, навыкам оказания первой медицинской помощи, организация порядка, проведение прививок учащихся и работников школы с целью предупреждения инфекций, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных средств является их система и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудисопровождение уроков с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья; экскурсии; через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
Учебный труд школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, У детей врождённая близорукость встречается редко, чаще она появляется у детей на втором году обучения в школе. Поэтому в деле охраны здоровья детей важную роль играет создание рациональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонения зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков.
Для профилактики близорукости используем практические методики профилактики близорукости. Это игра « Дрессированный кузнечик «; упражнения для глаз И.В. Чупаха; Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии И.В. Чупаха; Релаксационные упражнения для мимики лица И.В. Чупаха.
Уделяем внимание укреплению мышц стопы. С целью профилактики плоскостопия. Для этого используем коврики с неровностями как индивидуальные так и групповые. Проводим массаж «Босоножье».
Полезны специально профилактические упражнения, например , ходьба на носках, ходьба на пятках, на внутренних и внешних краях стоп. Эти упражнения можно использовать даже во время физкультминуток в начальных классах, но в основном используем на уроках физической культуры.
Огромное внимание уделяем охране труда и профилактике детского травматизма так как травматизм у учащихся - явление несовместимое с оздоровительными целями. Он отрицательно сказывается на здоровье учащихся, на результатах учебной деятельности.
Обучаем детей как вести себя на улице и в экстремальных ситуациях. В этом нам помогает предмет ОБЖ, Биология, Граждановедение и Междисциплинарная программа « Здоровье»
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволяет решать задачи педагогики. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса.
В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Только тогда можно сказать, что учебно- образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям.
Литература: Здоровьесберегающие технологии В.И. КОВАЛЬКО.
Программа оздоровления детей З.И. Береснёва.
Школа докторов природы или 135 уроков здоровья
Л.А. Обухова
Физическое воспитание в системе коррекционно-
развивающего обучения Г.П. БОЛОНОВ.
Физкультура против недуга Б.С. Толкачёв.
Весёлая кукушка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Нора Аргунова. Щенята
Лиса Лариска и белка Ленка
Девчата