Данное исследование посвящено событиям, происходившим в х.Змеевка Старооскольского района Белгородской области в 1942-1943 годах. Ребята обнаружили на местном кладбище неизвестное захоронение в котором, предположительно, находятся останки 4 советских разведчиков, расстерлянных мадьярами в годы фашистской оккупации. По рассказам местных жителей ученики восстанавливают давно забытые факты и события.
Вложение | Размер |
---|---|
zmeevka.doc | 78 КБ |
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №8»
Муниципальные исторические чтения
Номинация: «Этих дней не смолкнет слава…»
Исследовательская работа
Загадка неизвестного захоронения
близ хутора Змеевка
Подготовили:
Говоров Никита,Щуров Андрей, обучающиеся 8 «А»класса
Руководители:
Вислогузова Екатерина Сергеевна,
учитель истории и обществознания,
Трофимова Александра Владимировна,
учитель географии
Старый Оскол
2012 год
Содержание
Введение
Основная часть
1. О чем рассказывают традиции.
2. Старооскольский край в годы фашистской оккупации.
3. Партизанское движение в Старооскольском районе.
4. Военная память хутора Змеевка.
5. Кто они, четверо неизвестных?
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Война. Это страшное слово оставило свой неизгладимый след в сердцах и душах целого поколения людей. Германский фашизм обратил в пустыню целые края и области, разрушил столицы многих европейских государств, сжег десятки тысяч сел и деревень, уничтожил много миллионов человеческих жизней. Не поддаются описанию жестокие злодеяния совершенные фашистами.
С каждым годом уменьшается количество тех, кто участвовал в борьбе с фашисткой Германией, но очевидцы тех суровых лет живы. Мы обязаны не только сохранять воспоминания очевидцев, но и делать все возможное, чтобы каждый солдат, погибший в годы Великой Отечественной войны, не был забыт. Ведь не зря говорят, что война не закончится, пока не будет похоронен каждый солдат, пока его потомки не узнают, где нашел упокоение отец, брат и дед.
Тема нашей исследовательской работы звучит так «Загадка неизвестного захоронения близ хутора Змеевка».
Гипотеза исследования: предполагаем, что в безымянном захоронении, находящемся на кладбище близ хутора Змеевка, находятся останки четырех советских солдат, предположительно, разведчиков, выброска которых произошла в августе 1942 года.
Поэтому целью нашей работы является изучение истории захоронения, находящегося на территории сельского кладбища близ хутора Змеевка. В связи с целью исследования были поставлены следующие задачи:
собрать и проанализировать воспоминания очевидцев о событиях, произошедших в хуторе осенью 1942 года;
познакомиться с историей Старооскольского края и партизанского движения в годы фашистской оккупации;
выдвинуть свои предложения по увековечиванию памяти погибших солдат.
Объект исследования: воспоминания очевидцев фашистской оккупации хутора Змеевка в 1942-1943 годах.
Предмет исследования: события и факты, которые нашли отражение в воспоминаниях очевидцев фашистской оккупации хутора Змеевка в 1942-1943 годах.
В процессе исследования мы применяли следующие методы: 1) накопления научного материала (изучение научно-познавательной литературы и источников по теме исследования; ознакомление с историей и теорией вопроса, консультация специалистов, занимающихся изучением данного вопроса); 2) осмысления собранного материала (сравнение, анализ и синтез, обобщение); 3) проверка и уточнение фактов.
Работа состоит из введения, где кратко обосновывается проблема выбора темы исследования, ставятся цели, задачи, определяется гипотеза, объект и предмет исследования, дается краткий обзор источниковой базы; основная часть разбивается на пять глав, в которых раскрывается суть работы; в заключении даются основные выводы, полученные в ходе решения поставленных задач.
В ходе написания работы мы использовали следующую литературу: А. П. Никулов, Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края.); Партизаны оскольского края/ Д.Е.Зарубин.-Книжная серия «Это было на самом деле…»; Белгородская энциклопедия; различные интернет-ресурсы.
I.Основная часть
1.О чем рассказывают традиции
Традиции часто оказываются сильнее памяти и воспоминаний. Есть среди жителей хутора Змеевка один примечательный обряд. На праздник Пасхи, во время посещения местного кладбища, все односельчане обязательно подходят к небольшому участку земли, огороженному скромной оградой и кладут крашеные яйца, кусочки пасхального кулича, конфеты. Люди подолгу стоят здесь, передавая из уст в уста историю о четырех советских разведчиках, расстрелянных фашистами, а затем похороненных здесь местными жителями в далеком 1942 году.
Нам рассказал об этой традиции друг, часто приезжающий на каникулы к своей бабушке, живущей в хуторе Змеевка.
Что же это за история о загадочных разведчиках, кем в действительности были эти четыре человека? Почему же воспоминания о этих людях еще живы в сердцах жителей хутора, но на месте их погребения нет ни одного знака, увековечивающего память советских солдат?
Мы решили ответить на поставленные вопросы и отправиться к старожилам хутора Змеевка, чтобы лично побеседовать с очевидцами тех далеких и трагичных для истории нашего края событий.[Приложение 1] Но прежде нам важно было узнать, что же происходило на территории нашего края в 1942-1943 годах, во время немецко-фашистской оккупации.
2.Старооскольский край в годы фашистской оккупации
Обратившись к источникам, в частности, к книге А.П. Никулова «Оскольский край», мы узнали, что «О войне с фашистской Германий население Староосколья узнало в полдень 22 июня 1941 г. и сотни юношей и мужчин к 15.00 уже находились на пунктах формирования. Старый Оскол оказался перевалочным пунктам на пути эвакуации людей и государственного имущества. Через город и район прошло тысячи беженцев, получавшие здесь отдых, ночлег, питание, а на Запад шли эшелоны с войсками, техникой и боеприпасами.
После тяжелых кровопролитных боев 24 октября наши войска оставили Белгород, в ноябре Курск, гитлеровцы захватили территории Белгородского, Борисовского, Гайворонского, Ивнянского, Красногвардейского, Ракитянского, Тамаровского, а также часть Прохоровского и Шебекинского районов. Ценой больших потерь врага удалось остановить на рубеже Северского Донца и фронт временно стабилизировался.
В течение недели гремели бои вокруг Старого Оскола. Благодаря их упорству враг не смог отвлечь многие части на взятие Воронежа и форсирование Дона. Своими жизнями воины 6, 45, 8, 62, 227, 212, 297-й и других стрелковых дивизий сдерживали наступление врага.
Но многим вырваться не удалось. Дорого достался фашистам небольшой Старооскольский край и маленький городок.
С 3 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. территория района и города находились в зоне оккупации. За эти 7 месяцев нашему краю был нанесен большой урон. Большое количество зданий промышленных предприятий было уничтожено вражеской авиацией во время оборонительных боев. Более 2 тыс. парней и девушек в возрасте от 15 до 18 лет были угнаны в Германию, свыше 300 жителей повешены и расстреляны, около 200 человек получили увечья. В слободах Казацкой, Стрелецкой, Пушкарской и у села Котеневка были образованы лагеря военнопленных».[2, с.483]
3. Партизанское движение в Старооскольском районе
Мы выяснили, что 7 месяцев территория нашего края находилась в зоне оккупации. Это подтвердили и воспоминания опрошенных нами жителей хутора Змеевка Шкориной Анастасии Селиверстовны (1931 года рождения), Котаревой Нины Тимофеевны (1938 года рождения), Богданова Ивана Петровича (1963 года рождения, рассказывающего со слов своего отца - орденоносца Петра Богданова), а так же «Летопись хутора Змеевка», составленной бывшем учителем географии Ольгой Сергеевной Апанской.
По воспоминаниям очевидцев, фашистов как таковых в хуторе не было, они располагались в Шаталовке, как более крупном селе. Вместе с фашистами зверствовали и мадьяры, но наибольшую активность выказывали местные полицаи.
Жители села постоянно помогали местным партизанам. По воспоминаниям местный староста Котарев Григорий Денисович был замечен фашистами в содействии партизанам и зверски замучен, а затем расстрелян на глазах своих детей.[Приложение 2 ] На территории нашего края в данный период действовало несколько партизанских отрядов.
«Формирование партизанского отряда в Старом Осколе началось 27 января 1942 года. Базировался он в селе Обуховка» [1,с.282]
Партизаны под расписку, которая потом переправлялась в обком партии, присягали в 1942 году.[Приложение 3 ]
Как нам стало известно, в период немецкой оккупации на территории Старооскольского края действовал партизанский отряд, возглавляемый уроженцем с. Крупенец Крупенецкого района Курской области Григорием Петровичем Кожедубовым.
«Многие бойцы Старооскольского партизанского отряда также были нашими земляками. Другие, видимо, попали в него, пытаясь выйти из немецкого окружения в июле 1942 года. Они были мобилизованы из разных городов и сел Советского Союза. Среди старооскольских партизан воевали уроженцы Ферганы, Киева, Рязанской области, Татарской и Башкирской АССР.
Кожедубов Г.П. отмечал, что за период немецкой оккупации нашего края отряд неоднократно совершал рейды через линию фронта, распространял листовки. Он сообщает также о расстрелах "предателей", т.е. лиц сотрудничавших с немцами; о бое в районе сел Большие Крюки и Малые Крюки с карательным отрядом "мадьяр и полицейских", а также о так называемых "кулаках", подвергших одного из партизан телесным наказаниям».[3,с.45]
4.Военная память хутора Змеевка
Вспоминая о событиях осени 1942 года, произошедших в хуторе Змеевка, Анастасия Селиверстовна рассказывает «…Был вечер. Загудел самолет, пролетел над селом, а затем мы увидели четыре белых купола в небе. Мы были ребятишки, но все-таки сообразили, что это наши парашютисты. Они спустились недалече, в омет…» (омет – стог сена)[Приложение 4]
Богданов Иван Петрович, со слов своего отца рассказывает, что « После выброски, разведчики (так их называет Иван Петрович) схоронились в омете, затем ночью пришли в дом к бабке Зое, спросили нет ли немцев. Узнав, что немцев в деревне нет, попросили еды. Бабка Зоя дала им что в доме было: вареную картошку, да квас. Разведчики ушли и спрятались в амбаре». )[Приложение 5]
По воспоминаниям Нины Тимофеевны Котаревой [Приложение 6]разведчиков сумел увидеть с крыши дома полицай Денис, который сам добровольно пошел к немцам и выказывал особенное рвение, выслуживаясь перед ними. Заметив парашютистов, он тот час же отправился в Шаталовку за дислоцирующимися там мадьярами и немцами.
Так как разведчики были уверены в том, что в деревне немцев нет, они заснули без караула в амбаре, где их и застали врасплох, вызванные полицаем Денисом немцы.
Затем по воспоминаниям очевидцев, солдат долго пытали, заперли в сарае. Вечером к ним смог подойти дед Антип и успел только спросить, сколько лет ребятам. Один из них сказал, что он с 1922 года. Больше ничего не удалось узнать, так как деда прогнали. На следующее утро всех четверых после долгих издевательств расстреляли. На трупы красноармейцев заставили смотреть всю местную детвору. Мадьяры продолжая глумиться уже над мертвыми телами раздели их до нога разобрав всю одежду. Одному из мальчишек, брату Анастасии Селиверстовны, дали в руки пилотку с красной звездочкой, которую он принес домой и отдал сестре.
Нина Тимофеевна вспоминает: «… их не давали хоронить. Наш староста пошел и долго упрашивал, чтобы разрешили закопать мальчишек. Как сейчас помню, лежат все такие беленькие, молоденькие, красивые. Из одежды ничего не оставили, только крестик у одного был на цепочке серебряной». [Приложение 7]
После долгих уговоров немцы разрешили похороны. Как говорит Анастасия Селиверстовна «Хоронили их не глубоко. Мой брат подбежал к могилке и успел кинуть туда пилотку. Больше с ними ничего не было…»[Приложение 7]
4.Кто они, четверо неизвестных?
Так кем же были эти четыре неизвестных красноармейца? Разведчики, как утверждают местные жители, диверсанты или партизаны, заброшенные в оккупированную зону. В местной «Летописи хутора» говорится, что «Во время освобождения нашей территории от немцев в районе Глушковки у скирды соломы немцы расстреляли четырех наших разведчиков. Местные жители похоронили разведчиков на Змеевском кладбище в одной могиле» [Приложение 8,9] Анализируя литературу, посвященную данному вопросу, мы находим следующее «В тыл фашистам забрасывались диверсанты, разведчики, радисты, шифровальщики, подготовленные в специальных школах, а также специалисты-печатники для налаживания выпуска подпольных газет и листовок»[3,с.59]
Так же мы находим данные о том, что «В июне 1942 года из Старого Оскола на самолете была сброшена в районе города Курска разведывательная резидентура 4-го отдела НКВД в составе трех разведчиков с рацией и радистом. В июле 1942 года при переходе за линию фронта со специальным заданием обкома ВЛКСМ был убит Виктор Андреевич Бабанин, бывший секретарь Старооскольского райкома, секретарь Курского обкома ВЛКСМ».[3,с.66]
Анализируя полученные данные, мы можем косвенно предположить, что и эти четыре красноармейца, возможно, так же участвовали в одной из подобных операций. Они действительно были разведчиками, заброшенными на оккупированную фашистами территорию. Точно установить данный факт нам представляется затруднительным, так как нам недоступны Государственные архивы, многие данные еще не рассекречены. Но основная трудность, как нам кажется, состоит в идентификации личности расстрелянных красноармейцев, так как по воспоминаниям очевидцев, захоронены они были нагими, без документов или других опознавательных знаков.
Так же косвенно подтверждает наше предположение слова Богданова Ивана Петровича, рассказывающего о последнем желании Сысоева Филлипа Петровича – жителя хутора Змеевка, умершего в 1987 году. [Приложение 8] Во время фашистской оккупации он служил полицаем в деревне, но одновременно помогал и партизанам, получив в народе прозвище Ветродуб. Умирая, Сысоев попросил похоронить его рядом с могилой четырех разведчиков, возможно, пытаясь даже после смерти стать ближе к тем воинам, которым помогал во время оккупации, пытаясь показать, что хотя он и служил полицаем, но все же оставался верным своей Родине.
Заключение
Память потомков, память поколений. Вот та связующая нить, которая способна соединить сквозь года и столетия всех людей одной нации, одной страны. Мы помним, мы устно предаем сказки и легенды, предания и мифы. Очень часто небыль превращается в быль и наоборот, то, что нам на первый взгляд, кажется выдумкой и фантазией, является реальным фактом.
Простая история, рассказанная правнуку, помогла восстановить страшные события семидесятилетней давности. Собрав и проанализировав воспоминания очевидцев: Шкориной Анастасии Селиверстовны, Котаревой Нины Тимофеевны, а так же записав воспоминания Петра Богданова со слов его сына Богданова Ивана Петровича; познакомившись с историей Старооскольского края и партизанского движения в годы фашистской оккупации, мы смогли выдвинуть свои предположения о принадлежности неизвестных останков, находящихся на территории кладбища х. Змеевка.
Мы считаем нашу теорию о том, что эти останки принадлежат четырем советским разведчикам, заброшенным на оккупированную немцами в 1942 году территорию Старооскольского района, вполне реалистичной. Нам бы хотелось, чтобы начатая нами работа была поддержана членами старооскольского Клуба «Поиск», занимающегося идентификацией и перезахоронением советских воинов, погибших на территории нашего края в годы Великой Отечественной войны.
В дальнейшем мы предполагаем обратиться к представителям органов власти с предложением об увековечивании памяти неизвестных солдат, водрузив на месте захоронения обелиск, достойный подвига красноармейцев. Ни один из них не стал предателем, ни один не посрамил честь своего мундира. Несправедливо и неверно забывать нам, потомкам о тех воинах, которые остались безвестны, но память о них еще жива, пока живы очевидцы тех далеких событий, пока мы помним о подвигах наших отцов, дедов и прадедов и стараемся по крупицам восстановить военную историю нашего края.
Библиографический список:
1.Белгородская энциклопедия. Главный редактор В.В.Овчинников.- Белгород: Издательство областная типография, 2000.- 463 с., ил.
2.А. П. Никулов, Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края.) – Курск: ГУИПП «Курск», 1997. – 576 с., ил. 16 с
3.Партизаны Оскольского края/Д.Е Зарубин. - Книжная серия «Это было на самом деле…». Выпуск 2.Старый Оскол: Изд-во «РОСА», 2011.-92 с.
4.Интернет – ресурсы:
Приложение
Как нарисовать ветку ели?
По морям вокруг Земли
Иван Васильевич меняет профессию
Разлука
Три орешка для Золушки