Работа Насти была представлена на областном конкурсе исследовательских работ "Первые шаги в науку" в г.Вологда
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnye_obryady_oblast.doc | 120.5 КБ |
Областной конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»
Секция «Река времён» ( археология и этнография)
Старинные свадебные обряды Вологодской области
Работу выполнила Пивоварова Анастасия
Валерьевна
учащаяся 7 «В» класса МОУ «Верховажская средняя
общеобразовательная школа им. Я.Я. Кремлёва».
Научный руководитель: Когут Ирина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Верховажская средняя
общеобразовательная школа им. Я.Я. Кремлёва»
с. Верховажье
2010
Содержание:
Понятие традиции, обычая, обряда.
Свадьба - яркий пример драматизированного обряда.
Структура свадебного обряда:
а) сватовство
б) подготовка к браку
в) свадебная церемония
г) свадебный пир
д) утверждение свершившегося брака.
4) Заключение.
5) Литература.
6) Приложение.
7) Тезисы.
-2-
Введение.
Свадьба во все времена считалась одним из самых важных событий в жизни человека, поэтому с ней связано множество обычаев, обрядов. Но в наши дни свадьба как строгая и сложная последовательность определённых обрядов не сохранилась. Сейчас это праздник, организованный в меру сил, возможностей, знаний родителями, молодыми, свидетелями. Сейчас во многом обряды стали развлечением, шуткой. Но всё же различное отношение к старине, отдельные элементы традиционных свадебных обрядов сохранились, правда, зачастую в изменённом виде, поэтому тема моей работы считается актуальной.
Цель исследовательской работы:
Изучить старинные свадебные обряды Вологодской области.
Задачи:
Изучить литературу по теме «Старинные свадебные обряды Вологодской области».
Описать свадебные обряды
Подобрать иллюстрированный материал к разделам работы.
-3-
Традиции, традиционная – это всё то, что передаётся из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.
Обычаи же – относительно устойчивые, стереотипные, нравственные установления о нормах и правилах поведения людей, обусловленные их жизненными потребностями, и которые передаются из поколения в поколение.
Обычаи имеют отношение, главным образом, к нравственной стороне жизни людей, рода, племени и других этнических образований, обычай – это один из важных составных структурных элементов традиций. Следовательно, традиция – более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни – нравственные отношения. Тема моей исследовательской работы-«Старинные свадебные обряды Вологодской области», поэтому необходимо дать понятие обряда. Обряд -более узкое понятие, под ним подразумевается совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. В данном случае это свадебный обряд.
Традиции и обычаи зародились ещё в глубокой древности.
-4-
Свадьба - самый яркий пример драматизированного обряда, одна из главных картин великой жизненной драмы, той драмы, длина которой равна человеческой жизни ... Действие свадьбы длилось много дней и ночей, оно втягивало в себя множество людей, родственников и неродственников, касаясь иной раз не только других деревень, но и других волостей.
Неотвратимость обряда объясняется просто: пришло время жениться, а необходимость женитьбы никогда не подвергалась сомнению. Поэтому, свадьба как для молодых, так и для их близких - это всего лишь один из жизненных эпизодов, правда, эпизод этот особый, самый, может быть, примечательный.
Женитьба - важнейшее звено в неразрывной жизненной цепи, подготовленное всеми предшествующими звеньями: детством, событиями отрочества, делами юности, старением родителей и т.д.
Вспомним: «верченый, крученый, сеченый, мученый» - записанный и напечатанный в книгах сюжет этой народной драмы. Зарождается этот обряд намного раньше, где-то на деревенском гулянье, может быть еще в детстве, но действие его всегда определенно и образно.
Обратимся к истории. В северной традиции русского свадебного чина, который исследован наиболее полно в Вологодской области, четыре основных этапа: сватовство, подготовка к браку, свадебная церемония и утверждение свершившегося брака.
Сватовство состояло из собственно сватания невесты, ее смотрин, осмотра дома жениха, рукобитья и пропоя невесты.
Подготовка к браку включала приготовление даров невестой, приезд жениха на неделе, прощальные обходы невестой мест ее девического гуляния с подругами, приезд жениха на девичник, обряд прощания невесты с девичеством - с "красной красотой", баню. Обязательными были причитывания невесты.
В свадебной церемонии выделялись причитывание невесты yтpoм свадебного дня, выкуп права входа в дом дружкой и женихом, встреча жениха в доме невесты, выкуп невесты и передача ее жениху, вывод невесты из-за стола, отправление свадебного поезда к венцу, венчание, встреча молодых, большой ("княжий") стол.
Утверждение брака состояло из утреннего бужения молодых, их омовения, кражи невесты, обряда ряжения на свадьбу, испытания молодой, гощение на второй день, обряд принятия молодой в новую семью.
Такой сложной являлась «классическая» структура обряда.
Свадьба игралась после окончания сельскохозяйственных работ осенью и в зимний мясоед. До этого происходил выбор невесты. На посиделках, или беседах, парни высматривали себе невесту. Существовали специальные дни (обычно праздники), когда нарядно одетые парни и девушки из разных деревень съезжались, гуляли и сговаривались о том, когда пришлют сватов.
-5-
Сватовство.
Чаще всего сватовство происходило не только без взаимной склонности молодых людей друг к другу, но и без предварительного знакомства, а браки совершались по принуждению. Такое явление было распространённым, и главное в таком случае заключалось в материальном или хозяйственном расчёте семей.
В старину брак совершался так: родители, предприняв намерения женить своего сына, советовались со своими ближайшими родственниками и часто не говорили об этом жениху. Избравши семейство, с которым было не стыдно завести родственную связь, они посылали к родителям невесты свата или сваху для предварительного объяснения.
В дом заходили без предупреждения, как и всегда. Крестились, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу настраивались на определённый лад, невеста уходила с глаз долой. Начинался настоящий словесный поединок.
Разговор сваты начинали издалека, хотя подлинная цель визита была очевидна. Сначала говорили об урожае, о хозяйстве. Затем сват переходил к делу: « Я пришёл к вам не кумиться, не брататься, а пришёл к вам посвататься». Были и другие варианты начала разговора о деле: «У вас товар – у нас купец». Или: «У вас есть берёза, у нас дуб, давайте вместе гнуть».
Иносказательная манера ведения беседы, ведение разговора издалека – всё это было необходимо, так как надо было уберечь дела от вмешательства нечистой силы и запугать её.
Традицией было хвалить жениха, его семью и хозяйство, а потом спрашивать согласия хозяев на брак. Родители девушки, даже если они рады сватам, не должны были сразу соглашаться, говоря о её молодости и нежелания покидать родной дом. Таковы были этикетные нормы.
Бывали случаи, когда, ничего не добившись, сваты на свой страх и риск высватывали другую невесту, младшую, а то и старшую, засидевшуюся в девках сестру, либо уходили в другой дом и даже в другую деревню, если жених был не очень разборчив, а женитьба становилась безотлагательной.
Сватовство редко заканчивалось твёрдым обещанием, тем не менее сваты улавливали согласие в нетвёрдости голоса, в неопределённости причин отказа. Иногда один из родителей невесты рьяно отказывал, другой же делал тайный, едва уловимый знак: дескать, всё ладно будет, не отступайтесь.
Когда, наконец, давалось согласие, сват или сваха просил дозволения видеть невесту. Случалось и так, что дозволения этого не давали, иногда из кичливости, а иногда по безобразию невесты. Но чаще случалось, что родители соглашались показать невесту, и тогда приезжала мать жениха или посылалась женщина, называемая смотрительницею, но всё – таки смотрел невесту не жених.
-6-
После смотра происходил сговор или рукобитье, первая часть рукобитье, иначе называемое сговором, назначалось обычно на четверг и подтверждало окончательное закрепление сватовства, когда стороны окончательно договаривались о расходах на свадьбу, о подарках со стороны жениха, об осмотре его хозяйства родственниками невесты.
Подготовка к браку.
Родители невесты старались приехать невзначай, чтобы увидеть всё как есть, но женихова родня тоже не дремала. Чтобы не упасть лицом в грязь, исподтишка готовились к встрече. Здесь народная традиция брать у соседей «именье» напоказ, и в дом к жениху иногда стаскивали соседские одеяла и шубы ... И все же бывало так, что смотрящие место по одному виду дома твердо решали не отдавать дочь, а чтобы не обидеть жениха, искали для отказа благовидный предлог.
Родители невесты обходили весь дом, заглядывали в хлевы и во двор, любопытствуя, сколько у жениха скота и утвари, дородно ли хлеба, есть ли на чем спать и какова баня. Только после этого становилось ясным, удачно ли свершилось сватовство, или жениху отказано. Если отказано - снаряжали новых сватов…
В доме невесты собирались её родственники, готовилось угощение. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда до обеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно было назначать это родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почётных местах в переднем углу под божницей, а сами садились возле них. Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга. Это требовало приличие. Потом отец жениха, или родственник жениха, говорил речь такого смысла, где высказывались причины приезда. Родители невесты необходимо должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался взять себе в жёны такую – то, а родственники её должны были выдать и дать за неё такое - то приданое.
Отныне девушка считалась запорученной, она начинала шить приданое. (Вот когда пригодились холсты, которые с детства копились в девичьем сундуке!) Время между запорученьем и венчанием особенно насыщено причетами, песнями, приметами и т. д. Ничто не дало так много для народной поэзии, как эта часть русского свадебного обряда! Только во время девишников, когда девушки помогали своей подруге шить приданое, создано несколько тысяч первоклассных поэтических строк.
Сроки свадьбы были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьба совершалась и через неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев.
-7-
Свадебная церемония.
И вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делались приготовления: собирали поезжан, снаряжали свадебные чины. Главный чин со стороны жениха был тысяцкий. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на пиру свадебном, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных. В более благоприятном случае эту должность исполняли сами родители. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин. Одна сваха была со стороны жениха, а другая со стороны невесты.
Дружка (или дружко) - один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководил обрядовыми действиями. Дружка должен был отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулили и ругали, и он должен был уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же - почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорил обрядовых слов. Обычно дружка - родственник жениха (брат) или близкий друг
Утром свадебного дня дружка должен был посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.
Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляли свадебный поезд. Во время того, как поезд двигался к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.
Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций, в том числе и в Вологодской области, это выкуп входа в дом. Выкупаться могли ворота, дверь и т. п. Выкупать мог как сам жених, так и дружка.
Существенная деталь обряда - непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могли или у подружек, или у родителей.
Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху.В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.
После венца жених вёз невесту в свой дом. Здесь их должны были благословить родители. Освещённое Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье. Вслед за родителями благословляли крёстные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Благословение крёстных, особенно, пожалуй, крёстной матери, считалось столь же необходимым,
-8-
как и родных родителей.
Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. Хлеб положено было откусить и жениху, и невесте, его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.
Свадебный пир.
После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Жених привозит невесту к себе в дом. Там уже было готово обильное угощение для гостей. Начинался свадебный пир. Во время пира пели величальные песни. Кроме жениха и невесты величали родителей и дружку.
Дружко обязан был веселить и смешить народ. Для этого недостаточно одних традиционных слов и примеров, нужны вдохновение и талант, а прибаутничать серьёзному человеку хочется далеко не всегда. Невеста, соблюдая традицию, в определённых местах должна была плакать, но ведь отнюдь не всякой невесте хочется плакать на собственной свадьбе. И вот та же традиция позволяла безунывной невесте тайком натирать глаза луком, чтобы искусственно вызвать так необходимые в этот момент слёзы.
Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам, а также разделял приглашённых, неприглашённых, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых «смотрельщиков», «глядельщиков», которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба, становился таким же её участником, как и все приглашённые. Более того, если какой–нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали «как хорошего гостя и появления его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых». Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.
Во время свадебного пира было принято дарить подарки. В Вологодской области невеста дарила жениху рубаху с поясом, свекровке – платье, свёкру – рубашку, остальным родственникам – полотенца, вышитые с бахромой кисеты. Жених дарил невесте только зеркало. Гостей одаривали полотенцами, скатертями. Подружкам невеста готовила «тараканов» (заколки) и ленты. Пир мог длиться два или три дня.
Утверждение свершившегося брака.
На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжался там. Если пировали три дня, на третий снова возвращались к жениху.
-9-
На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов – «поиски ярочки».Этот обряд заключался в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где –нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен был её найти.
Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя вёслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зёрна – молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.
Важным являлся приезд жениха к тёще. Этот обряд заключался в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.),тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.
-10-
Заключение.
С течением времени наши традиции, в том числе и свадебные, утрачиваются, остаются лишь некоторые элементы драматизированного обряда, да и те порой слишком утрированы.
Мы, в особенности жители сельской местн6ости, должны пытаться возрождать традиции наших предков. Конечно, идеала достичь невозможно, но кому помешает стремиться к нему? Ведь где есть стремление, там есть и осуществление!
А за возрождение традиций наши предки нам скажут только «спасибо», потому что это история, это наша жизнь.
-11-
Литература:
Белов С.И. «Лад», М.: Молодая гвардия, 1982.
Ожегов С.И.. «Толковый словарь русского языка», Москва, «Русский язык», 1987.
.Филипповский В. «Страницы из истории Верховажья», В 2- х т: Т.2, стр.341 – 348, «Верховажская свадьба».
Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. «Русская свадьба». М., «Современник», 1985.
Приложение
Из воспоминаний Новиковой Таисьи Алексеевны, жительницы Терменгского сельского совета Верховажского района.
Начинался свадебный обряд с посещения дома невесты сватами. Обычно сват едет на сватовство один. Его главное поручение, которое он получил, высватать невесту. Жених вместе со сватом на сватовстве бывает редко. Если до дома невесты недалеко, то сват идёт пешком, а если невеста живёт далеко от дома жениха, то сват едет на лошади. По прибытию в дом невесты сват здоровается с хозяевами дома, проходит вдоль по полу и садится на лавку вдоль по полу, одновременно «обседлав» половицу, отодвинет немного стола и говорит: «Я пришёл сватом, накормите соломатом, одарите белым платом (полотенцем)». Далее он продолжает разговор, отмечая, у нас есть жених, а у вас невеста и рассказывает подробно о женихе. А в отдельных случаях сват начинает вести и такой разговор: «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек посадить в наш садочек».
Между сватом и родителями невесты ведётся разговор. Если невесты дома нет, то её созывают. Свата угощают, ставят самовар. Чай разливает невеста. Пока она разливает чай, свату предоставляется возможность хорошенько разглядеть невесту.
На смотрины ездили через 2 – 4 дня после сватовства. Смотреть место,ездили отец и мать невесты. Иногда ездили только отец или одн а мать невесты и ещё кто – нибудь из родственников. Если место понравится, то и невесту отдадут, причём, не считаясь с её чувствами.
Дары дарили в первый день свадьбы в доме невесты. Все дары заранее покупали и шили в доме невесты сама невеста и ее подруги. В этот день свёкору и свекрови дарили только по полотенцу и свёкору еще кисет, а остальные дары преподносили во второй день свадьбы. А тысяцкому также дарили кисет . Помимо даров готовили и приданое.
Девчата наряжали невесту, одевали фату, подбирали цветы и т. д. ,а в некоторых деревнях фату не одевали, а одевали на голову венок из цветов. После того, как невеста нарядится, к ней подходила сватья жениха и выводила её к столам. Жених здоровался с невестой и вместе со сватьей садился за стол. Жених и невеста садились на подушки ближе к сутному углу, где имелись иконы, а в угол возле жениха садился тысяцкий, а затем брат и отец жениха и другие гости. Рядом с невестой садилась сватья жениха, а за ней остальные родные жениха и приглашённые
.Стол накрывали заранее. Ржаной каравай с солонкой соли ставили перед женихом и невестой. Для каждого гостя отдельно кусками клали на стол пироги. На середину стола ставили пирог с рыбой, холодец, яичницу и другие угощения. Здесь же на столах стояли братыни, наполненные пивом. Родители невесты объявляли: «Просим, дорогие гости, покушайте наших угощений». Затем наливали рюмки вина и на подносе обносили всех гостей.
-1-
Невеста также вставала и кланялась гостям и своим кивком головы просила всех присутствующих покушать .
Прибывшие на свадьбу деревенские женщины ждали, когда подадут на стол суп. Как только на стол подавали суп, женщины начинали петь припевки жениху, невесте, тысяцкому, свату, дружкам и др.
Вот некоторые из припевок, которые исполнялись на свадьбах.
Припевки жениху и невесте:
Ах ты, соловей, ты соловей,
Соловейка, птица певчая.
Ой, дерева – ль тебе не было.
А прежде этого деревца
Прежде осинушки горькие.
Ох ты, молодец удалой!
Добрый молодец свет Николай Иванович!
Что невест ли тебе не было,
А прежде этой девицы Анны Ивановны?
А уж Аннушка божилась,
Что она замуж не пойдёт
На то счастье не подумает
А теперича Аннушка за одним столом сидит
Одну думушку думает,
Одно кушанье кушает, одной ложечкой хлебает.
Что за эту за припевочку
По братыньке пива пьяного,
Да по стакану зелена вина,
Ещё по рюмочке слодкой водочки,
Да на закуску слодких пряничков.
Ох, на закуску сладких пряничков,
Да на забаву красну девицу.
Тысяцкому:
Нам сказали, что Николай Николаевич не богатый,
Не богатый, а он из тысячи на тысячу ступает,
Он рублём – то ворота закрывает, закрывает!
Полтиною (полтинниками) ворота открывает, открывает,
Душу красну – девицу пропускает, пропускает.
-2-
Для свата:
Что у чарочки, да у серебряной
Золотой былд веночек,
Что у свата
Дорогой у него разум.
Уж и где душа не ходит,
Где не тешится?
В полуночь домой приходит,
На кроваточку садится
На тесовую садится.
Разувати заставляет
«Иди, Марьюшка, разуй
Да свет, Ивановна, разуй!
«Да не досуг тебя разувати!
Уж я сына – то качаю, уж тебе замену чаю».
Другой вариант:
Уж я доченьку качаю,
Лебедь белую качаю,
Я тебе замену чаю.
Дружку:
Как у нас есть во горнице
Не женатый, холостой Пётр Иванович!
Пора ему жениться,
На добра коня садиться,
На добра коня садиться!
Пора ехать и ему
Ко невестиному двору
Ко невестиному терему!
Ай, люли, ай, люли,
Ко невестиному терему!
И добра коня становил,
На крылечко поднялся,
За колечушко брался.
Ай, люли, ай люли!
За колечушко брался.
-«Александра, отопри,
Свет Михайловна, пропусти!
Ай, люли, Ай, люли!
Свет Михайловна, пропусти!
-3-
-«Рада, рада пропустить-
Буйный ветер больно вьёт,
С головушки цветки рвёт.
А тот Пётр осердился,
Свет Иванович назад заворотился,
Ай, люли, ай, люли!
Назад воротился!
- «Рад, рад бы воротиться,
Мой добрый конь не стоит,
Меня маменька бранит,
Ай, люли, ай, люли
Меня маменька бранит,
Мне жениться не велит
Холостому жить велит!
Ай, люли, ай, люли!
Холостому жить велит!
Дружкам:
Я не по горнице катался,
Свет на свадьбу собирался.
Его маменька родная наряжала, наряжала,
Частым гребешком головку чесала, чесала:
«Ты поедем - ка, братишко, на свадьбу, на свадьбу,
Что на то же на девичье на собрание.
Тамо будут девицы песни пети, песни пети,
Душу красную девицу припевати, припевати,
Свет Ниною её называти,
Свет Павловной её величати».
-4-
Из воспоминаний ДементьевойНины Григорьевны, уроженки д.Макаровская Шелотского сельского совета Верховажского района, 1928 г.р., ныне проживающей в д.Леушинская Липецкого сельского поселения Верховажского района:
«Замуж я вышла по любви, хотя многие из ровесников женились, даже прежде не зная друг друга. Дмитрий, мой покойный муж, в1949 году пришёл из армии. Познакомилась я с ним в Шелотах , в деревне Макаровской, на праздновании Троицы. Он сразу стал за мной ухаживать, а там и сватов прислали. Сыграли свадьбу. Свадьба в то время длилась 4 дня: первые два дня у невесты. На второй день невеста преподносила дары новой родне:свекрови дарила передник, чтобы та не сваливала всё хозяйство на «молодуху», свёкру дарила рубаху . За дарами, или «новью», приходила новая родня с утра. Молодая жена сначала угощала их чаем.Что дарить на свадьбе, договаривались ещё при сватовстве. Тогда же, на второй день, в дом к невесте приходила предыдущая пара, у которых до этого была свадьба, и дарила невесте лапоть, который считался переходящим талисманом. Этот лапоть молодые должны были передать следующим молодоженам в деревне. Кроме лаптя дарили куклу. Кукла считалась символом продолжения рода. На третий и четвёртый день все перебирались к жениху. На четвёртый день в доме, теперь уже мужа, угощала гостей молодая жена.
Во время свадебного пира было весело, всё застолье сопровождалось свадебными обрядами. Например, приходили женщины-соседки с маленькой наряженной ёлочкой и подносом для сбора денег с гостей. Они по очереди подходили к каждому из гостей и пели песню:
«Наша ёлочка далёко везена,
Из Москвы она выписывана,
Из Ленинграда она присылана
На весёлую на свадебку
Ко Дмитрию-то Васильевичу.
У Дмитрия-то во поезде
Сидит сватушко хорошенькой
Сидит сватушко пригоженькой.
У него головка гладенькая,
У него глаза весёленькие
Он горазд-то наших девушек дарить
Не рублём и не полтиною,
Золотою светлой гривною».
Каждый из гостей должен был положить на поднос денег. Тут же, когда обойдут всех гостей и пропоют «ёлочку», решается, что нужно купить молодым на собранные деньги.
Ещё один пример свадебного обряда. Приходили всё те же соседи- женщины к сватье ( она же была крестной матерью невесты) с лопатой за «рыбником» с корзиной. В корзину сватья должна была положить рыбный пирог, «выпивку».
-5-
Получив своё, женщины уходили, а затем снова возвращались, чтобы «покачать» сватью, т.е. отблагодарить её. Если к сватье приходили соседки с лопатой, то к свату( он же крестный отец невесты)- с мечом и просили «курева» и «выпивки».
Из воспоминаний Мызиной Нины Петровны, уроженки д.Киселёво Верховского сельского совета Верховажского района, 1925 г.р., ныне проживающей в с. Сметанино Верховского сельского поселения Верховажского района:
« Сосватали меня за незнакомого парня. Я видела только один раз его до свадьбы, да и то издалека, не подозревая, что он будет моим мужем. Это был красивый молодой парень, только что отслуживший в морфлоте. Вернулся он из армии в свою родную деревню Пеженьгу. Родители решили его женить и предложили в жены одну из дочерей Матерухиных , моих родителей. Я в то время работала далеко от дома, в Верховажской МТС. Домой приезжала раз в две недели. Я очень удивилась, когда родители попросили меня приехать домой раньше. Оказалось, что к нам должны были прийти сваты от Василия Мызина (Лёвина, как прозывали их в Пеженьге). Кроме меня в семье было ещё две сестры: Людмила- старшая и Антонина- младшая, но родители предложили именно меня. « Через сноп не прыгают»,-отвечала я родителям,-ведь есть старшая сестра не замужем». Но против воли родительской не пошла. Прожили с Василием почти 50 лет, полтора года до золотой свадьбы он не дожил.
Помнятся и свадебные обряды обряды . В дом, где гуляли свадьбу, были приглашены гости. Там же были сваты, «тысяча» (крёстный отец жениха). Когда гости заходили в дом, столы все были покрыты скатертью. На столе были суп, пироги, пиво. Все гости должны были выпить по «чарочке», прежде чем приняться за еду. Причём пили из рук невесты, которая подзывала по очереди гостей к себе. Молодые на свадьбе почти ничего не ели. Они должны были наестись досыта до застолья.
-6-
Отрадно, что в настоящее время в Верховажском районе д. Мочалово Липецкого сельского поселения нашлись люди, которые пытаются возродить северные обычаи, в том числе и свадебные. В апреле 2010 года там было открытие «гостевого дома», где была продемонстрирована русская свадьба с использованием старинных обрядов. Далее прилагаются фотографии этого мероприятия, такого значимого для нашего района.
-7-
Как напиться обезьяне?
Отчего синичка развеселилась
Рисуем акварельное мороженое
«Течет река Волга»
Притча о гвоздях