• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Куда исчезла вода".

Опубликовано Кисиль Лилия Николаевна вкл 15.11.2012 - 20:12
Автор: 
Горнеев Евгений

Исследуется смысл понятия "испарение воды" и определяется свойство воды - испарение (на уровне 1 класса). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воде принадлежит важнейшая роль в истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода самое удивите75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской  научно-практический  марафон

 «Шажок в науку. Юниор»

СЕКЦИЯ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

КУДА ИСЧЕЗЛА ВОДА?

Исследовательская работа

                                                                                          Выполнена учеником

                                                                                               1 «Б» класса МОУ СОШ

                                                                                                      «Школа № 226» г. Заречный

                                                                                                              Горнеевым Евгением

                                                                                                  Научный руководитель

                                                                                                                учитель начальных

                                                                                             классов I категории

                                                                                                            МОУ СОШ «Школа № 226»

                                                                                      Кисиль Лилия

                                                                                 Николаевна

г. Заречный

2011г.

Введение

Обоснование актуальности темы:

 - Дождь вынудил меня идти домой. Вернувшись с прогулки, я оставил у порога грязные мокрые следы. Интересная программа увлекла меня, и я забыл протереть следы. После передачи пошёл убирать за собой. То, что я обнаружил, очень удивило меня. От мокрых следов остались узорные кучки песка – отпечаток от подошвы кроссовок.

«Куда же исчезла вода?»

    С этим вопросом я обратился к родителям. На что они с усмешкой ответили: «Она не стала ждать, когда ты протрёшь пол, и испарилась».

    Мне стало интересно, что значит испарилась. Я стал читать и наблюдать за всем, что связано с водой.

Цель работы:

• выяснить смысл понятия «испарение воды».

Задачи исследования:

ознакомиться с различными энциклопедическими  и литературными источниками о воде;

провести исследование и определить свойство воды - испарение;

проверить эти свойства на опытах.

Методы исследования: работа с литературой, беседа, консультация с учителем физики, опыты.

Объект исследования: мокрые следы.

3

Глава I

«Три состояния воды»

   

       Если посмотреть на нашу планету из космоса, то вернее её можно было бы назвать не Землёй, а  Водой. Гидросфера занимает 71% поверхности Земли. Воде принадлежит важнейшая роль в истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов.

      Вода самое удивительное вещество на планете. Это единственное известное нам вещество, которое встречается на поверхности Земли в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Вода в жидком состоянии – это обычная вода. Вода в твёрдом состоянии – это лёд или снег. А в газообразном состоянии – это водяной пар. И все эти превращения зависят только от температуры.

      Вода – вечный путешественник по воздушному океану. После воздуха она самое подвижное вещество на планете, она совершает путешествия на огромные расстояния. Вода есть повсюду. Она находится в состоянии бесконечного круговорота. Проследить её путь нелегко.

      Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается вверх, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх. Капельки лёгонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, плывут и всё время перемещаются. Их подталкивают новые потоки тёплого воздуха.

      Воду испаряют все растения, эти пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз.

      Вода – жидкость без запаха, вкуса, цвета (в толстых слоях голубоватая). Как и любое вещество, вода состоит из невидимых глазу мельчайших частиц – атомов.

      Химическая формула воды Н²О. Это означает, что каждая молекула воды состоит их  двух атомов водорода (Н), и одного атома кислорода (О). Молекула – это мельчайшая частичка вещества. Каждая молекула какого-нибудь вещества обладает всеми свойствами этого вещества. Всё вокруг состоит из атомов. Мы их не можем видеть – они слишком малы. Их можно разглядеть лишь под микроскопом. В капельке воды содержится огромное количество воды, которая находится в постоянном движении.

Глава II

«Испарение»

      Такое же загадочное явление произошло и со следами, оставленными мною на полу. Молекулы воды от следов, находясь в постоянном движении, попали в тёплый поток воздуха. Нагреваясь, они начали двигаться быстрее и подниматься вверх в более тёплый воздушный слой, т. к. в комнате ближе к потолку температура воздуха  выше, чем у поверхности пола.

4

Произошёл переход воды из жидкого состояния в газообразное (пар). Произошло испарение, то

о чём мне говорили родители. Газообразная вода (пар) легче воздуха, поэтому она поднимается вверх. Молекулы пара при этом разбегаются довольно далеко друг от друга и свободно распространяются в воздухе. Вода нагрелась, превратилась в пар и испарилась.      

                                                                                                                                         

Глава III

«Конденсат»

        После того, как я всё это выяснил, решил найти дома воду во всех её состояниях. Я, конечно, легко нашёл дома воду в жидком состоянии (в водопроводе) и в твёрдом (в морозильнике). А вот сфотографировать пар из чайника было труднее, он незаметен. Я стал вспоминать, где ещё можно увидеть пар (на морозе пар идёт изо рта; пар в чайнике; в ванной; запотевшее окно, зеркало).

        Но самое главное я узнал у учителя физики Владислава Михайловича. Оказывается, то, что мы видим при кипении воды или при дыхании на морозе, вовсе не пар, а конденсат – мельчайшие капельки воды, которые образуются от разности температуры. То есть это опять-таки жидкое, а не газообразное состояние воды.

        Пар невидим, поэтому и сфотографировать его невозможно. Пар всё время есть в воздухе. Даже если в комнате, например, в данный момент нет воды, она присутствует в виде пара.

        По телевидению нам ежедневно показывают влажность воздуха – это и есть количество водяного пара в воздухе. Владислав  Михайлович показал мне прибор для определения влажности, который состоит из двух термометров, а также предложил провести небольшой опыт. Он протёр мою руку влажной тряпочкой, и я почувствовал прохладу на коже. Учитель объяснил мне, что это испаряется вода с моей влажной кожи.

Глава IV

«Круговорот воды»

        Подобное явление – круговорот воды  происходит  постоянно и в природе. Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности океанов, морей, рек, озёр, а также с поверхности суши постоянно под действием тепла, поступающего от солнца, происходит переход воды из жидкого состояния в газообразное. Поднимаясь вверх, она охлаждается, вновь переходит в жидкое состояние – мельчайшие капельки воды (иногда в твёрдое – лёд), которые образуют облака. Из облаков выпадают осадки в виде дождя или снега (в зависимости от температуры воздуха). Так завершается круговорот воды.

5

Глава V

«Экспериментальная часть»

        Мне захотелось воочию проследить за этим процессом в ускоренном виде, и решил провести опыт. Попросив у мамы стеклянную кастрюльку, налил в неё воды и поставил на газовую плиту. Вода закипела, и над кастрюлей появился пар. Я понял, что вода превратилась из жидкого состояния  в газообразное. Затем я накрыл кастрюлю крышкой и через некоторое время крышка запрыгала. Это молекулы пара, поднимаясь вверх, выталкивали её. Когда я поднял крышку,  молекулы   воды,  попав   в   более   прохладный   воздушный   поток,  стали  медленнее  двигаться, сжиматься и собираться в капельки воды, т. е. произошёл переход воды из газообразного состояния в жидкое.

        Таким образом, я узнал, куда исчезла вода. Она просто-напросто перешла из жидкого состояния в газообразное и поднялась вверх – испарилась.

Заключение

        При выполнении работы «Куда исчезла вода?», я обращался к научной литературе, такой как:

• Справочник школьника;

• Справочник школьника для начальных классов;

• Естествознание: Учебник - хрестоматия для 2 класса;

• Хрестоматия по природоведению;

• «Скажи мне, почему?...» детская энциклопедия.

       Я познакомился   с новой для меня наукой – физика и её преподавателем, Фадиным Владиславом Михайловичем. Владислав Михайлович помог получить ответы на интересующие меня вопросы в области физики.

       Я познакомился с такими понятиями, как:

1) химический состав воды;

2) три состояния воды;

3)  круговорот воды в природе;

4)  конденсат.

        Выяснил смысл такого физического явления, как испарение воды.

6

Содержание

Содержание                                                                                                                          с. 2

Введение                                                                                                                               с. 3

Глава I «Три состояния воды»                                                                                            с. 4    

Глава II «Испарение»                                                                                                           с. 4 - 5

Глава III  «Круговорот воды»                                                                                             с. 5

Глава IV «Экспериментальная часть»                                                                                с. 5 - 6

Заключение                                                                                                                            с. 6

Литература                                                                                                                             с. 7

2

Литература

1. Справочник школьника. 1-4 классы / Г. П. Шалаева, И. Г. Терентьева, Н. В. Курбатова. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2007г.

2. Справочник школьника для начальных классов. – М.: ЭКСМО - Пресс; СПб.: Сова, 2000г.

3. Естествознание: Учебник - хрестоматия для 2 кл. трёхлет. нач. шк. / Авт.-сост. Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец.- М.: Просвещение, 1996г.

4. Хрестоматия по природоведению. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1995г.

5. А. Леокум «Скажи мне, почему?...» Детская энциклопедия, Москва, «Джулия», 1992г.

7

Тезисы

«КУДА ИСЧЕЗЛА ВОДА?»

Исследовательская работа.

Цель работы: выяснить смысл понятия «испарение воды».

Задачи исследования:

ознакомиться с различными энциклопедическими  и литературными источниками о воде;

провести исследование и определить свойство воды - испарение;

проверить эти свойства на опытах.

Обоснование актуальности темы:

   - Дождь вынудил меня идти домой. Вернувшись с прогулки, я оставил у порога грязные мокрые следы. Интересная программа увлекла меня, и я забыл протереть следы. После передачи пошёл убирать за собой. То, что я обнаружил, очень удивило меня. От мокрых следов остались узорные кучки песка – отпечаток от подошвы кроссовок.

«Куда же исчезла вода?»

     С этим вопросом я обратился к родителям. На что они с усмешкой ответили: «Она не стала ждать, когда ты протрёшь пол, и испарилась».

     Гидросфера занимает 71% поверхности Земли. Воде принадлежит важнейшая роль в истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов.  

      Вода – жидкость без запаха, вкуса, цвета. Как и любое вещество, вода состоит из невидимых глазу мельчайших частиц – молекул, а молекулы из атомов.

     Химическая формула воды Н²О. Каждая молекула воды содержит два атома водорода (Н) и один атом кислорода (О). Всё вокруг состоит из атомов.    Вода самое удивительное вещество на планете. Это единственное известное нам вещество, которое встречается на поверхности Земли в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Вода в жидком состоянии – это обычная вода. Вода в твёрдом состоянии – это град, лёд или снег. А в газообразном состоянии – это водяной пар. И все эти превращения зависят от температуры.

     Вода находится в состоянии бесконечного круговорота. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается вверх, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх.

     Такое же загадочное явление произошло и со следами, оставленными мною на полу. Молекулы воды от следов, находясь в постоянном движении, попали в тёплый поток воздуха. Нагреваясь, они начали двигаться быстрее и подниматься вверх в более тёплый воздушный слой. Произошло испарение,  вода из жидкого состояния перешла в газообразное (пар).

     Я решил найти дома воду во всех её состояниях. Я легко нашёл воду в жидком состоянии и в твёрдом (в морозильнике). А вот сфотографировать пар из чайника было труднее, он незаметен.

    Но самое главное я узнал у учителя физики Владислава Михайловича. Оказывается, то, что мы видим при кипении воды или при дыхании на морозе, вовсе не пар, а конденсат  - мельчайшие капельки воды, которые образуются от разности температуры. То есть это опять-таки жидкое, а не газообразное состояние воды. 

    Пар невидим, поэтому и сфотографировать его невозможно. Пар всё время есть в воздухе. 

    По телевидению нам ежедневно показывают влажность воздуха – это и есть количество водяного пара в воздухе. Владислав Михайлович показал мне прибор для определения влажности, который состоит из двух термометров, а также предложил провести небольшой опыт. Он протёр мою руку влажной тряпочкой, и я почувствовал прохладу на коже. Учитель объяснил мне, что это испаряется вода с моей влажной кожи.

    Подобное явление – круговорот воды  происходит  постоянно и в природе. Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности океанов, морей, рек, озёр, а также с поверхности суши постоянно под действием тепла, поступающего от солнца, происходит переход воды из жидкого состояния в газообразное. Поднимаясь вверх, она охлаждается, вновь переходит в жидкое состояние – мельчайшие капельки воды (иногда в твёрдое – лёд), которые образуют облака. Из облаков выпадают осадки в виде дождя или снега. Так завершается круговорот воды.

    Мне захотелось воочию проследить за этим процессом в ускоренном виде, и решил провести опыт. Попросив у мамы стеклянную кастрюльку, налил в неё воды и поставил на газовую плиту. Вода закипела, и над кастрюлей появился пар. Я понял, что вода превратилась из жидкого состояния  в газообразное. Затем я накрыл кастрюлю крышкой и через некоторое время крышка запрыгала. Это молекулы пара, поднимаясь вверх, выталкивали её. Когда я поднял крышку, молекулы воды, попав в более прохладный воздушный поток, стали медленнее двигаться, сжиматься и собираться в капельки воды, т. е. произошёл конденсат.

    Таким образом, я узнал, куда исчезла вода. Она просто-напросто перешла из жидкого состояния в газообразное и поднялись вверх – испарилась.

Заключение

     В ходе работы я познакомился   с новой для меня наукой – физика и её преподавателем, Фадиным Владиславом Михайловичем. Владислав Михайлович помог получить ответы на интересующие меня вопросы в области физики. Выяснил смысл такого физического явления, как испарение воды.

Познакомился с такими понятиями, как:

1) химический состав воды;                            3)  круговорот воды в природе;

2) три состояния воды;                                     4)  конденсат.

      Выяснил смысл такого физического явления, как испарение воды.


Поделиться:

Одна беседа. Лев Кассиль

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Сказки пластилинового ослика

Ералаш

Снегири и коты