В своем докладе я расскажу как эта экспедиция искала морской путь к северу от Американского континента, пытаясь найти таким образом новый торговый путь с востока на запад.
Вложение | Размер |
---|---|
smert_v_artike.doc | 37.5 КБ |
Работа-исследование по окружающему миру:
«Смерть в Арктике»
Работу выполнила:
ученица 4 класса
МКОУ Поповской НОШ
Старатонова Анастасия
Недавно в школе мы проходили тему "Суровая Арктика", где рассказывалось о климате, о животных, о растениях, обитающих в условиях вечной мерзлоты. Но я бы хотела рассказать об одной экспедиции которую возглавлял Джон Франклин в мае 1845 года, о которой я прочитала в книге "Великие тайны прошлого" издательского дома "Ридерз Дайджест".
В своем докладе я расскажу как эта экспедиция искала морской путь к северу от Американского континента, пытаясь найти таким образом новый торговый путь с востока на запад.
350 лет поисков. Экпедиция Франклина, финансировавшаяся и оснащенная Британским адмиралтейством, должна была дать ответ на вопрос, уже 350 лет занимавший англичан: возможно ли пройти по открытой воде к северу от Америкаского континента и найти таким обазом новый торговый путь с востока на запад? Панамски канал будет построен только спустя несколько десятилетий, и единственный морской путь из Атлантического океана в Тихий пролегал в обход Южной Америки, мимо опасного, грозящего штормами мыса Горн. Не выгоднее ли было бы - в смысле времени и расстояния - обойти с севера Канаду и Аляску, чтобы затем через Берингов пролив попасть в Тихий океан? Эта привлекательная идея волновала с конца XV века, но никому из них не удалось доплыть до заподного побережья Америки. Наконец в 1844 году было объявлено о еще одной попытке открыть Северо-Западный путь. Когда сэр Джон Франклин предложил свои услуги, лорды Адмиралтейства заколебались. Они не сомневались в его способностях и упорстве, как и в знании северных заполярных областей. Но их смущал возраст отмеченного многими наградами морского офицера. По заданию Адмиралтейства в 1819 году Франклин начал исследовать земли вдоль северного побережья Северной Америки к востоку от реки Коппермайн. Через три с половиной года невероятных лишений он вернулся на родину, но уже в 1825 году снова отправился в страну вечных льдов. На этот раз он спустился по реке Маккензи до моря Бофорта, чтобы обследовать западную часть северного берега континента. Когда он составил карту арктического побережья протяженностью в сотни километров и опубликовал о жизни индейцев и эскимосов, но, можно сказать, стал национальным героем и в 1829 году за заслугу перед родиной получил дворянское звание.
Зов Арктики. Даже в преклонном возрасте - к 60 годам - страсть путешественника-исследователя у Франкина нисколько не угасла. Когда в 1844 году ему представилась возможность отправиться в Арктику, он тут же за нее ухватывался. Он был полон решимости еще раз бросить вызов крайнему северу, бороться с арктическими льдами, холодом и штормами во имя достижения цели, которую поставила перед ним его страна: открытие морского пути, связывающего Атлантический и Тихий океаны. Парусники "Эребус" и "Террор" были переоборудованны в пароходы с гребными винтами - подобные суда в первые отправлялись в Арктику. На борт погрузили запасы продовольствия на три года. 19 мая 1845 года экпедиция Франклина началась. Прошел год, потом еще один, а от экспедиции не было никаких известий.
Вознаграждение. Адмиралтейство объявило о вознаграждении 20000 фунтов тому, кто найдет пропавшую экспедицию и спасет людей. Леди Франклин добавила к этой 3000 фунтов из собственных средств. Так началась одно из самых крупных спасательных операций в истории. К сожалению, никто не обнаружил ни только следов экспедиции Франклина, но и ни кораблей, ни людей, ни хотя бы их останков.
Первый след. Шел уже 1851 год. Члены экипажа корабля, бросившего якорь у острова Бичи, высадились на берег и нашли там хорошо оборудованный склад - склад Франклина! Это был первый след. Видимо, здесь сэр Джон и его люди провели зиму 1845-1846 года, свою первую зимовку после отплытия из Англии. Неподалеку нашли могилы трех участников экспедиции. На одном надгробном камне стояло имя Джона Торрингтона, унтер-офицера с "Террора", в двух других могилах покоились матрос Джон Хартнелл и солдат морской пехоты Уильям Брейн, оба с "Эребуса". Но не удалось найти ничего, что говорило бы, куда Франклин направился дальше. Но спустя 9 месяцев в Англию вернулся врач Джон Рэй, и оказалось, что он может пролить новый свет на трагедию.
Страшные свидетельства. Рэй привез детали часов, компасов, серебряные ложки и вилки, а также небольшую тарелку, на которой было выгравировано "сэр Джон Франклин". Все эти вещи он купил у эскимосов примерно в 500 км южнее острова Бичи. Эскимосы рассказали ему, что весной 1850 года на острове Кинг-Уильям они встретили белых людей с лодкой и санями, которые шли в сторону материка. Летом того же года, как узнал Рэй, другие эскимосы нашли несколько могил и более 30 трупов на материке и еще 5 на прибрежном острове. Похоже на рассказ из книги ужасов. Но участвовал ли Франклин в этом заключительном акте трагедии? Этот вопрос, как и многие другие, оставался без ответа. Тем не менее для Адмиралтейства дело было закрыто, все поиски прекратились, а доктору Рэю выплатили 10 000 фунтов в качестве вознаграждения.
Последние поиски. Хотя было ясно, что все участники экспедиции Франклина погибли, леди Франклин решила в последний раз предпринять поиски, чтобы найти что-нибудь, что осталось от погибших. На оставшееся состояние она купила паровую яхту "Фокс" и поручила командование капитану Фрэнсису Леопольду Мак-Клинтоку, ходившему на поиски сэра Джона еще с первым отрядом 1848 году. Первого июля 1857 года, через 9 лет после начала первой спасательной операции, Мак-Клинток отправился в новое опасное путешествие. Могло ли крохотное суденышко с экипажем из 25 человек выполнить задачу, с которой не справились более крупные и на много лучше снаряженные суда? Отряд Мак-Клинтока, состоявший только из добровольцев, половина из которых уже плавала в Арктике, был настроен на победу. 20 апреля 1859 года они встретили эскимосов у которых были вещи с "Эребуса" и "Террора" и которые могли наконец поведать о судьбе кораблей Франклина. Один из них раздавило льдами у северо-западного берега острова Кинг-Уильям; второй, получивший серьезные повреждения, участники экспедиции вытащили на берег, но затем бросили. Другая поисковая группа Мак-Клинтока, сделала важную находку в Виктори-Пойнт, на северо-западном берегу Кинг-Уильяма. Под сложенным из камней знаком они обнаружили записку, подписанную лейтенантом Грэмом Гором и датированную 28 мая 1847 года. В ней говорилось, что к исходу второй зимы все идет хорошо и что Франклин руководит экспедицией. Но год спустя приписали печальный постскриптум: "Корабли "Террор" и "Эребус" оставленные экипажами 22 апреля 1848 года, так как с 12 сентября 1846 года они были скованны льдом... Сэр Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года. Завтра, 26-го, отправляемся к реке Грейт-Фиш". Но никто не выжил.
Удача, ускользнувшая от Франклина, улыбнулась экспедиции Роберта Мак-Клура. Посланный на поиски Франклина и его команды, Мак-Клур летом 1850 года через Берингов пролив вошел в арктические воды. Пройдя южнее острова Банкс в пролив Принца Уэльского, видущий в пролив Вайкаунт-Мелвилл и далее в пролив Барроу, он понял, что открыл Северо-Западный морской путь. Однако Мак-Клуру не суждено было пройти по открытому им пути. Его корабль застрял во льдах, после третьей зимовки - когда новая экспедиция отправившаяся на поиски Франклина, предложила доставить Мак-Клура и его людей на родину - корабль пришлось бросить. В Англии Мак-Клура предали военному суду за то, что он оставил судно, но позднее он был прощен, ему было пожаловано дворянство за сделанное им открытие. Прошло более 50 лет, прежде чем норвежскому исследователю Руалю Амундсену удалось пройти Северо-Западным морским путем. Отправившись в плавание от берегов Гренландии на крохотном суденышке "Йоа" с экипажем всего из 7 человек, летом 1903 года Амундсен вошел в залив Ланкастер. После двух зимовок, благополучно проведенных на том самом острове Кинг-Уильям, где погиб Франклин, Амундсен продолжил плавание вдоль берегов Канады. На третью зимовку участники экспедиции остановились совсем близко от Аляски и 30 августа 1906 года, пройдя через Беренгов пролив, успешно завершили поход. В 1969 году супертанкер "Манхэттен" стал первым коммерческим судном, прошедшим по этому маршруту.
Подарок
Сочинение
Заяц-хваста
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Отчего синичка развеселилась