• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Конфликты в начальной школе: причины и способы профилактики

Опубликовано Федына Наталья Валерьевна вкл 06.12.2012 - 21:29
Федына Наталья Валерьевна
Автор: 
Андреус Кристина

Это исследовательский проект, ученицы 10 класса (2009 год), в котором рассмотрены причины возникновения конфликтных ситуаций между учащимися начальной школы и способы профилактики их возникновения. В рамках проекта ученицей, совместно с психологом, были разработаны и проведены развивающие занятия для учащихся 2-3 классов, направленные на снятие эмоционального напряжения в классе и повышение общей культуры общения между учащимися, что привело к снижению конфликтности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty_v_nachalnoy_shkole.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 569

Невского  района Санкт-Петербурга



Конфликты в начальной школе:


причины и способы профилактики


Исследовательская работа

Ученицы 10 а класса Андреус Кристины

Руководитель:
Федына Наталья Валерьевна,

педагог-психолог
высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

Март 2010 года

Оглавление

Введение        

Глава1. Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе        

1.1.        Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста        

Глава2. Конфликты в начальной школы в психолого-педагогических исследованиях        

2.1. Причины конфликтов в начальной школе        

2.2.        Способы решения конфликтов в начальной школе        

Глава 3. Профилактика возникновения конфликтов в начальной школе на базе ГОУ школы № 569        

3.1.        Причины конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ № 569        

3.2.        Профилактика конфликтов у учащихся 2-х классов ГОУ СОШ № 569        

Заключение        

Приложение 1.        

Список литературы        


Введение

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]

Потребность в общении формируется на основе биологических, материальных, социальных и духовных потребностей, которые приводят к появлению различных мотивов.

Мотив – это осознанная или неосознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. К мотивам относятся влечения, интересы, убеждения, стремления. (Лисина М. И.) Придерживаясь концепции деятельности Леонтьева, мотив – это «опредмеченная потребность», это значит, что мотив деятельности совпадает с её предметом. Значит, мотивом общения служит другой человек, его конкретные качества.

Анализируя развитие потребностей в общении ребёнка, можно выделить три группы мотивов:

  1. познавательные, когда взрослый или другой ребёнок выступает в качестве источника новых сведений и организатором новых впечатлений;
  2. деловые или деятельные, когда взрослый или другой ребёнок является партнёром по совместной практической деятельности, помощником и образцом правильных действий;
  3. личностные, когда взрослый или другой ребёнок является личностью, влияющей на формирование самооценки у ребёнка, на развитие ребёнка, как члена общества. [1]

Поскольку мотивы направлены на достижение целей, то ребёнку необходимо овладеть определёнными средствами.

Средства любой деятельности по А.Н. Леонтьеву – это те операции, с помощью которых достигается цель действия. М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения:

  1. экспрессивно-мимические, т.е. улыбка, взгляд, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации и т.п.;
  2. предметно-действенные – локомоторные, предметные движения и позы (приближение, удаление, вручение предметов, притягивание к себе, отталкивание и т.п.);
  3. речевые средства общения [1].

От сформированности средств зависит качество общения, его продуктивность.

Однако общение для ребёнка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать себя и других.


Глава1. Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Для возникновения конфликта необходимо наличие инцидента – когда одна сторона ущемляет другую. Выделяют разные типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.

Межличностный конфликт — когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

Конфликт между личностью и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Для возникновения любого конфликта, т. е. для перехода конфликтной ситуации в конфликт, необходим инцендент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на требования учителя, или действия одноклассника, проявленные в грубой форме, с угрозой, в форме ультиматума и др. Инцендент возникает тогда, когда обе стороны вступают в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить. Чаще всего конфликты возникают в подростковом возрасте.

О "кризисе подросткового возраста" знают сейчас все.

Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя.

Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.

В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств, как отделение себя от родителей и их опеки — это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью. Этот конфликт основан на недавнем кризисе развития 7 лет (коммуникативная компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как коммуникативная компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления.

Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка.

Поэтому наше исследование направлено на определение путей предупреждения конфликтов в начальной школе.


  1. Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста

Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.

Рассмотрим подробнее причины конфликтов в начальной школе и способы их решения и профилактики.


Глава2. Конфликты в начальной школы в психолого-педагогических исследованиях

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.

Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко описана специфика возникновения и развития конфликтов в начальной школе.


2.1. Причины конфликтов в начальной школе

По мнению некоторых авторов, таких как В.И. Андреева, Х. Бродаль и других, причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

- возрастные особенности младшего школьника;

- специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

 Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее).

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: 'а я привез себе ручку из Парижа', а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы!»

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.


2.2.        Способы решения конфликтов в начальной школе

Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов, существующие в теоретической и практической литературе. Это необходимо для того, чтобы, определить, насколько существующие пути разрешения и профилактики конфликтов могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.

В этой связи мы выделяем три аспекта:

- управление конфликтной ситуацией / конфликтом;

- непосредственно пути разрешения конфликта;

- профилактика конфликтов.

Итак, согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт.

Таким образом, если конфликт - это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними.

По мнению Х. Бродаля [11] существует пять основных аспектов диагноза:

1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация;

2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;

3) стороны конфликта, будь то личности или группы;

4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;

5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия.

Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач.

Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта

Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным.

По мнению А.Г. Почебут и В.А. Чикер, управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умело управляя конфликтом, можно разрешить его, то есть устранить проблему, вызвавшую данный конфликт.

Согласно позиции авторов, управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и так далее.

Отечественный исследователь Т.С. Сулимова выделяет следующие основные модели управления развитием конфликта:

Модель

Описание модели

Игнорирования конфликта

Условия использования: нет достаточных средств для результативного завершения конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может быть негативным.

Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации.

Негативные последствия использования: 1. если конфликт требует незамедлительного завершения; 2. один из субъектов может получить негативный результат.



Соревнования

Используется при условиях: у субъектов равные возможности в достижении результата; необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации.

Результат: при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта.

Негативные последствия использования: 1. если необходимо сохранение прочных партнерских отношений между субъектами; 2. если конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер.

Компромисс

Используется при условиях: равные возможности субъектов в достижении желаемого результата; заинтересованность в положительном результате; необходимо сохранить партнерские отношения.

Результат: каждый субъект конфликта достигает определенного компромиссного результата; полученный результат в определенной мере и на данном этапе удовлетворяет его.

Негативные последствия использования: 1. компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату; 2. субъект вынужден был принять компромиссное решение, но оно его не удовлетворяет и он рассматривает его как временную уступку.

Уступок

Используется при условиях: у субъектов конфликта нет достаточных средств для получения более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее сохранить партнерские отношения; результат завершения конфликта для субъекта не имеет важного значения.

Результат: 1. получение желаемого результата для одного из субъектов конфликта; 2. сохранены партнерские отношения между субъектами.

Негативные последствия использования: кто-то из субъектов согласился на уступку, но имеет отрицательный для себя результат.

Сотрудничество

Используется при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта; заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность завершения конфликта взаимоприемлемым результатом.

Результат: 1. взаимовыгодный результат, 2. сохранены партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества.

Известный психолог и гроссмейстер Н.В. Крогиус считает, что одним из условий успеха соперников является лучшее понимание себя и противника. Следовательно, разрешению конфликта должен предшествовать процесс познания и самопознания субъекта конфликтной ситуации.

Разрешение конфликта - это заключительная стадия развития конфликта. Отечественные и зарубежные специалисты предлагают способы разрешения конфликтов в зависимости от различных подходов к изучению их сущности. Мы считаем целесообразным рассмотреть данные пути разрешения конфликтов, чтобы на их основе выработать свои подходы применительно к задачам данного исследования.

Исследователь социальных конфликтов Т.С. Сулимова указывает, что конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом принуждения и методом убеждения. Первый метод предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. Второй метод ориентирован прежде всего на поиск компромиссов, взаимовыгодных решений. Основным его средством является убедительная аргументация своих предложений, а также знание и учет устремлений другой стороны. Именно поиск возможностей и путей достижения компромисса является одним из основополагающих при использовании данного метода.

Н.И. Шевандрин и Л.А. Петровская говорят о том, что разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации, и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Такое разрешение может быть как частичным, (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается), так и полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

В педагогических исследованиях прослеживаются следующие позиции по вопросу о разрешении конфликтов. П.А. Сергоманов и А.Б. Добрович  предлагают примерно однотипные методы. Исследователь педагогических конфликтов П.А. Сергоманов называет их подавление и синтез, а А.Б. Добрович - прямыми и косвенными методами угашения конфликта, при этом оба замечают, что первые менее эффективны, так как проигрывают оба участника. Е.А. Тимоховец, считает, что педагогическое разрешение конфликтов - это процесс целенаправленного воспитательного воздействия на отдельного школьника или коллектив в целом, включающий диагностику конфликта, разрешение возникших противоречий и побуждение к саморегуляции поведения участников ситуации. Мы согласны с позицией данного автора, который считает, что во многих конфликтных ситуациях определение действительной, а не ложной причины столкновения - это наиболее сложный этап в разрешении конфликта, так как она часто замаскирована субъективными оправданиями учащимися своего поведения. В этой связи следует отметить, что обычно вместо истинных причин дети выдвигают побочные, а искаженное восприятие ситуации участниками конфликта не способствует его полному разрешению. По мнению автора, соответствие между действительными причинами и причинами, о которых говорят дети, наблюдается только в том случае, когда конфликт возник из-за аморального поведения школьника, что испортило отношения со всем коллективом.

Кроме того, возникновение и разрешение конфликта тесно взаимосвязано и с отношением конфликтующих друг к другу и их отношения к предмету конфликта, с нравственной позицией оппонентов. То есть, если конфликт произошел между двумя субъектами учебно-воспитательного процесса, которые до этого находились в доброжелательных или нейтральных отношениях, то стороны сделают все возможное, чтобы быстрее выйти из этого конфликта, конструктивно разрешить его. И, наоборот, если такая ситуация возникла между враждующими сторонами, то конфликт примет затяжную форму, будет усугубляться сторонами. Таким образом, наряду с оппонентами и объектом конфликта, такие исследователи педагогических конфликтов, как М.М. Рыбакова и И.М. Курдюмова вычленяют и нравственную сферу, включая вид деятельности, цели деятельности, результаты, а также средства общения, и указывают следующие стратегии выхода из конфликта: агрессивного поведения; проявления гибкости; уклонения от столкновения; образование союзов; приспособления вплоть до сдачи позиций.

Разрешение конфликта В.И. Андреевым определяется как процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Исходя из этого, автор в своих исследованиях приводит следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:

1) установить действительных участников конфликтной ситуации;

2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;

3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;

4) определить истинную причину возникновения конфликта;

5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин;

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

В.И. Журавлев и И.М. Курдюмова предлагают аналогичные способы разрешения конфликтов: контроль эмоций, выяснение причин, поиск и выбор правильного решения, то есть покомпонентный анализ ситуации.

Исследователь школьных конфликтов Н.В. Самоукина пишет, чтобы успешно блокировать конфликт необходимо перевести его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную, а в качестве одного из методов выхода предлагает метод интроспекции, то есть постановки себя на место другого.

Следует упомянуть объектно-субъектный подход к разрешению конфликта. Он предполагает использование двух моделей: модели арбитража и посреднической модели. Суть первой в том, что сначала арбитр изучает суть проблемы, затем обсуждает ее с участниками конфликта, и в конце выносит окончательное и обязательное для выполнения обеих сторон решение.

Другой автор Н.И. Леонов так говорит о разрешении конфликта: это то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Поэтому, по мнению исследователя, полезно, чтобы все действия по разрешению конфликта совершались не только третьей стороной, но и самими субъектами.

В рамках модели арбитража, по мнению Н.И. Леонова, работают следующие отечественные исследователи: А.Г. Ковалев предлагает педагогический и административный путь разрешения конфликта, суть первого в объективации конфликта (перевод его с эмоционального на рациональный уровень), второго - в учете возможностей аффекта у обоих или у одной из сторон, сборе необходимых сведений о конфликтующих сторонах, и выборе соответствующего способа разрешения конфликта, организации наблюдения за вышедшими из конфликта.

Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что универсальных приемов решения конфликта не существует. Поэтому большинство исследователей конфликта предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. По мнению Н.В. Самсоновой, эта общая схема выглядит следующим образом:

- действия, направленные на предотвращение инцидента;

- действия, связанные с подавлением конфликта;

- действия, дающие отсрочку;

- действия ведущие к разрешению конфликта.

В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры. Но нет описанного опыта применения данных способов с помощью учащихся средней или старшей школы.

Поэтому мы решили остановиться на предложенных методах профилактики – беседы и психологическая игра, но реализацию методов будет осуществлять ученица 10 класса.


Глава 3. Профилактика возникновения конфликтов в начальной школе на базе ГОУ школы № 569

В процессе изучения проблемы конфликтов в начальной школы у нас сформировалась гипотеза, что при организованном воздействии на учащихся начальной школы с участием ученика старшей школы, процесс формирования навыка бесконфликтного поведения будет более эффективен.

Исходя из гипотезы, была сформирована цель экспериментального исследования –определение способов профилактики конфликтов в начальной школе.

В соответствии с целью, были поставлены и решены следующие задачи:

  1. определить основные причины возникновения конфликтов в начальной школе
  2. разработать и провести ряд тематических бесед с учащимися начальной школы;
  3. разработать и провести психологическую игру направленную на формирование умения бесконфликтного взаимодействия
  4. определить эффективность выбранных способов профилактики конфликтов в начальной школе.

3.1.        Причины конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ № 569

В результате  проведенного эксперимента были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ №569. К ним относятся:

  1. Трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 42% учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 44% - редко и 14% никогда. Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило как не случающуюся никогда – 61%, и только 16% отметило, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.
  2. Агрессивные формы общения, которые отметили 30% учащихся, как частое проявление, 39%, как редкое;
  3. Не понимание со стороны одноклассников, как частую причину отметили только 12% учащихся, большинство (54%) не отметили эту причину, и 35% отметили, как редкую.

Таким образом, основными причинами конфликтов учащихся 2-х классов ГОУ СОШ №569 являются трудности в общении.

  1. Профилактика конфликтов у учащихся 2-х классов ГОУ СОШ № 569

Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения были разработаны следующие тематические беседы:

  1. Дружба
  2. Ссоры и мир
  3. Отношение к людям
  4. Ценность каждого

Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.

Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

Во время бесед мы смогли показать детям возможность бесконфликтного взаимодействия, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом.

Заключительным этапом встреч с учащимися была игра «Необитаемый остров». Цель игры – показать учащимся значимость каждого в достижении общей цели.

В ходе игры ребятам надо было выполнить ряд различных заданий, направленных на достижение общей цели. Задания были продуманы таким образом, чтобы каждый ученик класса смог проявить себя. В процессе игры учащиеся смогли увидеть своих одноклассников с лучших сторон, что было подчёркнуто в обсуждении. Некоторые учащиеся отмечали, что они не знали о способностях своих одноклассников и теперь относятся к ним лучше.

В результате проведенной работы отмечается снижение количества учащихся вступающих в конфликтные ситуации. Повысился интерес учащихся к занятиям в этом направлении. Можно считать, что выбранные нами способы эффективны, гипотеза подтверждена.


Заключение

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.

Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

В ходе проведенной работы, мы доказали нашу гипотезу. Мы отметили снижение частоты возникновения конфликтов во вторых классах, так же повысился интерес учащихся к занятиям. Произошли изменения и у меня: я стала лучше относиться к детям младшего возраста, изменила своё отношение к окружающим, преодолела барьер публичных выступлений.

В целом можно сказать, что такая работа помогает не только тем на кого она направлена, но и тому, кто её проводит.

Мы планируем продолжить работу в этом направлении в следующем году.


Приложения

Приложение 1.

Опросник.

Инструкция: Ребята при ответе на вопросы 1-6, вам надо отметить свой ответ определенным цветом. Если описанное в вопросе событие происходит с вами часто, то вы закрашиваете квадратик красным цветом, если редко – синим, никогда – зелёным

При ответе на вопрос 7, если вы считаете, что ваш класс не дружный, то закрашиваете квадратик красным цветом, если не очень дружный – синим и дружный – зелёным.

Бланк ответов.


Список литературы

  1. Лисина М.И.  Проблемы онтогенеза общения - М.:1986г.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / комплексная программа – СПб: 2002г.
  3. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста.// Психолого – педагогические проблемы общения. – М.: 1979г.
  4. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону.: 2003г.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения / тесты и коррекционные игры. - М.: 2001г.
  6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в конфликте – М.: 1991г.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М.: 1998г
  8. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ – метод цветовых выборов. – СПб.: 2002 г.
  9. Леонтьев А.А. Деятельность и общение. – Вопросы философии – 1979, - М,
  10. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование. 1995.
  11. Бродаль X. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны // Знание-сила, 1991. № 11.
  12. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.
  13. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,1982
  14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 1978
  15. Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997


Поделиться:

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Глупый мальчишка

Прекрасное далёко

Заколдованная буква

Четыре художника. Осень