• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Духовно-нравственные основы образования: прошлое, настоящее, будущее»

Опубликовано Тренченко Галина Владимировна вкл 14.12.2012 - 10:53
Автор: 
Волков Дмитрий

Актуальность  исследовательской работы - она дает толчок  для дальнейшего исследования и осмысления нашей истории.

Новизна состоит в том, что роль школы, семьи, как реального противовеса давлению телевидения в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменимы для воспитания психологической и духовно - здоровой гармоничной личности, способной разбираться в сложностях взаимоотношений, ситуаций и делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой.

Знание об общечеловеческих ценностях, нравственности, морали  подтверждают их существование, и помогает молодому поколению выработать собственную морально - нравственную установку.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennye_osnovy_obrazovaniya_1.docx406.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Мошенское»

Исследовательская работа

 «Духовно-нравственные основы

образования: прошлое, настоящее, будущее»

в номинации «Культурное  наследие»

туристско-краеведческого движения «Отечество»

                               Выполнил: Волков Дмитрий,

                                       ученик 10 класса

                                     

                                      Руководитель: Г.В.Тренченко,

         учитель истории МАОУ СОШ с. Мошенское

2011 г

Содержание.                      

  1. Введение. Социальная и психологическая актуальность
    темы  «Возрождение России».        
  2. Основные вехи жизни и деятельности патриарха
    Московского и всея Руси Алексия II.        
  3. Святая земля  Новгородская.        
  4. Православная церковь в жизни Малой Родины.        
  5. Духовность - всеобщий смысл государственной
    политики.

                                                                                                                 

  1. Социальная и психологическая актуальность темы «Возрождение        

      России».

   Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием

российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части - детях.

   Прежние устаревшие стереотипы проведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены.

    Молодое поколение оказалось под давлением всё усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно, а жизненные навыки, позволяющие принять и сохранить свою индивидуальность, выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, отсутствует у подавляющей массы молодого поколения.(1)

    Современные подростки и юноши находятся в нравственном вакууме, многие из них затрудняются в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.

    Это тем более печально, так как школьный возраст - это период, когда формирование моральных, нравственных идеалов проходит весьма активно, являясь одним из новообразований данного периода.

Актуальность  исследовательской работы состоит в том, что она дает толчок  для дальнейшего исследования и осмысления нашей истории.

Цель исследовательской работы – усвоение знаний с целью духовного совершенства человека.

Новизна исследовательской работы состоит в том, что роль школы, семьи, как реального противовеса давлению телевидения в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменимы для воспитания психологической и духовно - здоровой гармоничной личности, способной разбираться в сложностях взаимоотношений, ситуаций и делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой.(2)

Знание об общечеловеческих ценностях, нравственности, морали  подтверждают их существование, и помогает молодому поколению выработать собственную морально - нравственную установку.

     

       Задачи исследовательской работы:

1. Расширение культурного кругозора.

2. Формирование нравственных идеалов у молодого поколения.

3. Вовлечение школьников в активную краеведческую работу.

_________________________________________________________

1.Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия. Духовное возрождение.
      М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук,1999, с.217

     2.А.И. Половинкин. «Православная духовная культура». М., Владос, 2003,

       с. 103-106.

Объект исследования – известные духовные деятели России, земли    Новгородской.

Методы проведения исследования.

 1.Накопление научного материала   (ознакомление с теорией истории

        вопроса, литературными источниками

2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ.

 3. Проверка и уточнение фактов: критика, консультации, выводы

Источники – письменные (газеты, журналы, литература), изобразительные    

(фотографии), устные (беседа, интервью).

  1. Основные вехи жизни и деятельности святейшего патриарха

Московского и всея Руси Алексия II.

          Алексий (в  миру Алексей Михайлович Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллинне, в «независимой» Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949 г.). В 1950 году  рукоположен  в сан священника. Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953 г.). Священник в Тарту (1957 г.). Протоиерей (1958 г.). В 1961 году в Троицко-Сергеевской лавре принял монашеский постриг с именем Алексий. Архиепископ (1964 г.). С 1964 по 1968 года – управляющий делами Московской патриархии. Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-1979 гг.). Митрополит Таллиннский и Эстонский (1968 г.). Член ЦК Всемирного совета Церквей (1961-1968 гг.).   Тесно связан с Валаамским монастырем,  главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986 г.). Сыграл главную роль в канонизации святой Ксении в Петербурге и возвращении мощей святого Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти Патриарха Пимена избран Патриархом Московским и всея Руси (с 7 июня 1990 г.  по 2008 год). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после революции 1917 г. (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал  заявление,  что Декларация Сергия (Старогородского)   не может считаться выражением свободной воли Церкви.)

Международная деятельность  Алексия II.

С 1964 года – постоянный член Священного синода;

с 1966 года - президент Всемирной конференции «церковь и общество»;

 с 1971 года - вице-председатель Президиума и совещательного комитета (КЕЦ);

с 24 января 1990 года - член правления Советского фонда милосердия и    

 здоровья.

Ученые звания и почетное членство.

  1. Святейший Патриарх Алексий;
  2. Почетный член Санкт-Петербургской и Московской Духовных
    академий;
  3. 1992 год - избран действительным членом Российской Академии
    образования;
  4. 1993 год - присвоено звание почетного профессора Московского
    Государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного

возрождения России.

  1. Почетный член Международного фонда милосердия и здоровья.

Церковные награды.

-  Орден святого равноапостольного князя Владимира II;

-  Орден Поместных Православных церквей.

Государственные награды.

 1988 год - орден Трудового красного знамени;

 1997 год - орден «За заслуги перед Отечеством».

Почетные труды.

  1. Более 450 статей работ Патриарха Алексия на богословские,
    церковно-исторические, миротворческие темы. (3)
  2. С 2000 года главный редактор «Православной Энциклопедии».

Исследование «Очерки по истории Православия в Эстонии», за которое в 1984 году удостоен  степени доктора церковной истории.

  1. Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Милосердность. Восшествие на Патриарший престол. Его святейшество Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совпало и с переменами в нашем обществе и в Церкви.

     Церковь прирастает новыми храмами и тысячами храмов восстановленных. Что особенно значимо не только для Церкви, но и для всей русской истории. При патриархе Алексии церковь возвращается и к социальному служению, помогает сиротам и убогим, создает приюты для детей. Православие освящено солнцем искренней молитвы за Россию и служением тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Патриарха Алексия смело можно назвать Алексием - Строителем.

      Выступая на празднике, в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне он сказал, обращаясь к молодому поколению: «Нужно ли через 60, 100 лет писать и говорить о войне? Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи.    

      Старшие  поколения, поколения которые выстояли, победили, показали образцы героизма и мужества,  любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков» (4)

     Надо воспитывать в себе нравственные устои, которые бы создавали духовный мир человека. Человек - это храм. Работать над собой - это задача земной жизни человека. Мне кажется, начинающие жить люди должны строить свой храм, помня о малых делах. Не надо ждать времени. Каких-то особых свершений.

_______________________________________________________

    3.А.Ю. Низовский «Знаменитые люди».- М: Вече,2000. с.53-60.

4.А.Ю. Низовой «Знаменитые люди».- М: Вече, 2000. с.15-17

Улыбнись старому, протяни руку слабому. То же самое мы должны делать и в отношении наших ближних.

 ПАТРИОТИЗМ: патриотизм - это источник нравственности, глубокое, благородное чувство, которое утверждалось в человеке веками. Патриотизм - это любовь к своему народу, к своей Отчизне. Каждый, даже самый малый народ гордится делами своей страны, города, села.  У России достаточно достижений, которые возвышают наше Отечество и которыми гордятся не только соотечественники, но и все человечество. Я  бы сказал, особенно обращаясь к юношам, любите свой народ, любите свою Родину, ближних и берегите свою честь.(5)

  ИСКРЕННОСТЬ: Человек искренен изначально. Человек искренний - это человек более чистый, как мне кажется. Слушайте советы многих людей, особенно опытных, но для себя находите золотую середину, с которой вы согласитесь. С искренностью созвучна способность к дружескому общению, доверительность, достоинство. Находите возможности, чтобы реализоваться в этом мире. Помните, быть личностью - от этого зависит будущее России.(6)

     В 1999 году издана книга Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Россия: духовное возрождение». Это уникальный труд, первый и единственный пока в новейшей истории России, проект по духовному возрождению России, неискаженный прессой, незамутненный сплетнями. Это книга - материал для самопознания, для раздумий и выбора нравственных путей.

                                            Борюсь, чтоб то,  что даровал мне Бог,

                                            Мог людям я отдать все без остатка.

                                            И смысл жизни вижу  в этом,

                                            Что жизни смысл

                                            Я вижу - в стремлении  отдачи постоянно

                                            То истина, то свято  для меня.

                  (Алексий II) (7)

___________________________________________________________________________________________________

 5-6.  Д.А. Кураев «Школьное богословие».- М; Норма, 2005.с.11-12

7.Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия, Духовное возрождения. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.-с.18

  1. Святая земля Новгородская.

     В наше время, время видимой социально - экономической и социально - политической нестабильности России, происходит её очищение от духовных и нравственных пороков, насаждавшихся в течение семидесятилетий господство тоталитарной системы.

      Новгородская земля  также переживает время исторического оправдания и духовно-нравственного возрождения нашего Отечества, когда народ обращается к Русской Православной церкви.

     Русская Православная церковь постепенно возвращает себе историческое место на Новгородской  земле. Большинство новгородцев и мошенчан считают Православие тем источником Духовности, социальной силы, которой способен помочь возродить униженную и оскорбленную страну, помочь выстоять ее гражданам тяжелых житейских заботах, о хлебе насущном.

Духовную жизнь на  Новгородской земле

с 20 июля 1990 г. возглавляет епископ Новгородский и Старорусский  Лев (Церпицкий Николай Львович)

25 февраля 1995 г. возведен в   сан архиепископа.

Дата рождения: 13 апреля 1946 г.

Дата хиротонии: 1 ноября 1987 г.

Дата пострига: 28 марта 1971 г.

Биография: 

  1. Родился в с. Залужье Столбцовского р-на Минской обл. Белоруссии в семье священника.
  2. По окончании средней школы, в 1966-1969 гг., служил в рядах Советской армии.
  3. В 1969 г. поступил в ЛДС, затем — в ЛДА.
  4. 28 марта 1971 г. пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, 20 апреля — во иеромонаха.
  5. С 1972 г. исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).
  6. В 1975 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. В 1975-1978 гг. проходил стажировку в Григорианском университете в Риме.
  7. 8 августа 1978 г. возведен в сан архимандрита, 14 октября назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске и благочинным храмов Олонецкой епархии, одновременно читал курс лекций по сравнительному богословию в ЛДС.
  8. В октябре 1980 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в

г. Рабат (Марокко).

  1. С 1982 г. исполнял послушание в Москве в ОВЦС.
  2. С 13 октября 1983 г. — настоятель Спасо-Преображенского собора в   г. Выборге.
  3. 1 ноября 1987 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан  во епископа Ташкентского и Среднеазиатского.
  4. 20 июля 1990 г. назначен епископом Новгородским и Старорусским.
  5. 25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

Образование: 

Ленинградская духовная семинария.

1975 г. — Ленинградская духовная академия.

Епархия: 

Новгородская и Старорусская епархия 

Награды: 

Церковные:

  1. 1983 г. — орден прп. Сергия Радонежского III степени;
  2. 2001 г. — орден блгв. кн. Даниила Московского II степени;
  3. 2006 г. — орден прп. Серафима Саровского II степени;
  4. 2011 г. — орден прп. Сергия Радонежского II степени.

Светские:

  1. государственный орден «Знак Почета».(8)

  Православие на Новгородской земле не знает границ: это и встречи в школах, крестные ходы, помощь детским домам, домам престарелым, инвалидам войны и труда.  Все это способствует улучшению нравственного и патриотического воспитания населения, особенно молодежи.

  1. Православная церковь в жизни Малой Родины

           Стоит мое село на тихой реке Уверь, берущей начало в живописном озере Карабожа. От Боровичей село отделяет 50 километров, столько же до станции Хвойная. Это выходы к железной дороге Москва – Петербург. До обеих русских столиц всего несколько часов езды.

       Мой  край этот связан с древнейшей историей. Задолго до нашей эры люди проложили здесь путь по реке Уверь, обходя опасные пороги на реке Мста и прокладывая дорогу к северным рекам. Здесь обитали славяне и близкие им народы: финно-угры и балты. По поводу происхождения названия села существует целый ряд версий. Среди них наиболее вероятна связь со словом «мошна» – кошелек, сума, казна. Корни многих мошенских названий есть в новгородских берестяных грамотах и в писцовых книгах.

       В XVI – Х IX веках в Мошенском строились церкви, храмы. Одним из

старинных храмов в Мошенском является храм святителя Николы Чудотворца Мирлекийского. На Никольской стороне церковь каменная, с каменной  

колокольней, построена в 1787 году.

________________________________________________________

8.http://www.patriarchia.ru/db/text/38914.html

      Здание было попорчено разрушениями и переделками. В 1992 году здание передано Новгородской Епархии и снова используется как культовое. Церковь восстанавливали усилиями настоятеля храма и прихожан. Сейчас в храме святого Николая Чудотворца совершаются службы, обряды, возрождается приходская жизнь.

 

     

        В 1722 году в Спасско-Мошенском погосте построена новая церковь “во имя Преображения Господня” (Спаса).

        Внутреннее пространство Спаса-Преображенского храма разделяется 3-мя капитальными стенами на 4 отделения: главный алтарь, средняя часть главного храма, трапезу и притвор.

         Церковная трапеза покрыта железною крышею на два ската, а главный алтарь на пять. Под железною кровлею сохранилась прежняя  деревянная крыша, покрытая в два ряда тесом.  

       Между рядами теса положен ряд бересты. Удалось найти старую небольшую фотографию церкви, сделанную издалека, через реку Уверь с юго-запада. Мелких деталей постройки на ней, к сожалению, рассмотреть невозможно, но общие формы, формы ее частей прочитываются вполне определенно. Уцелела и часть (нижняя) самой церкви. Она приделана с юга к каменной церкви, стоящей поблизости с северной стороны, построенной также в XVIII веке. Эти три источника позволяют в общих чертах судить о первоначальных формах церкви и характере перестроек XIX века. Перед нами предстает солидный храм   (почти собор) XVIII века, срубленный по типу "корабля", преобладавшему в это время. Но купол - продукт XIX века. Сегодня это здание принадлежит районной библиотеке.

         В безлюдном местечке Платаново  Мошенского района возрождена из руин церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1823 года постройки..
        Последний раз колокола звучали в церкви Покрова в 1938 году. Затем, по воспоминаниям старожилов, церковь закрыли, чтобы затем использовать храм как склад для хранения зерна, батюшку расстреляли. Люди старшего поколения до сих пор помнят имя священника — Аркадия Михайловича Остреина. Говорят, добрейшей души был человек, крестил и венчал несколько поколений местных жителей, и больше всего любил маленьких прихожан, часто угощая их яблоками со своего большого сада. Сад не сохранился, но кисло-сладкий вкус тех батюшкиных яблок прихожане, средний возраст которым от 80 до 90 лет, помнят   до сих пор.
      Это был большой одноглавый  храм  с фасадами, украшенный с четырех сторон колоннами. Он был построен на средства генерал-лейтенанта Василия Ивановича Шенина.      

        После отставки меценат получил земли в  Мошенском  районе и построил здесь усадьбу. По словам старожилов, службы в  храме  проходили до 1938 года. Они же говорят, что это была самая богатая и красивая церковь в районе. В годы советской власти  храм  был закрыт и стал аварийным. (9)  

 

___________________________________________________________

9. http://novgorod.allnw.ru/moshensky/adminmosh.html

        Восстановление церкви началось в 2011 году. Инициатором проведения реставрационных работ стал Глава района Алексей Дмитриевич Кондратьев.      

        В 2010 году по приглашению губернатора  Сергея Митина в  Мошенском  районе побывал известный режиссер Никита Михалков. Он пожертвовал на восстановление церкви 500 тысяч рублей. К возрождению  храма  подключились также представители бизнеса, органов власти, жители района. Общая сумма пожертвований составила около 5 млн. рублей.

       В течение весны и лета 2011 года строители сделали новую кровлю,

площадь  которой составляет более 600 квадратных метров, восстановили купола на церкви и колокольне, выполнили с внешней стороны штукатурные и малярные работы. Осенью на колокольне установили три новых колокола. Разрушение  храму  уже не грозит, как это было раньше. К церкви проложили грунтовую дорогу и туда ездят молодожены, реставрировано и место расположения семейного склепа мецената В.И.Шенина.

       Теперь в храме Покрова пресвятой Богородицы всегда будут звонить колокола и проходить службы. Хоть местечко Платаново и безлюдное, не сохранилось здесь ни деревни, ни усадьбы первого мецената, но все же постепенно жизнь здесь возродится.

     Возрождение, по-моему, невозможно без памяти. Изучая историю православной культуры, я подумал, что подрастающее поколение должно знать имена не только тех людей, которые погибли, совершив воинский подвиг,  но имена тех, кто совершили подвиг духовный и тоже погиб. Вот имена этих священнослужителей:

Из Синодика

гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных

священно-церковнослужителей  и мирян боровичского благочиния НОВОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ

ХХ столетие

1. Алексей Алексеевич Верещагин, священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Заозерицы, приговорен Судебной тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 20.02.1933 к 10 годам ИТЛ, 1884 - ? гг.

[1], с.332.

 

2. Михаил Алексеевич Верещагин, священник церкви святителя Николая в с. Мошенское, приговорен Судебной тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 27.02.1930 к 5 годам ИТЛ, 1889 - ? гг.

[1], с.332.

 

3.* Николай Викентьевич Викентьев, священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Красная Горка, приговорен Особой тройкой

управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1882-1937гг.

[1], с.332.

 

4.* Михаил Константинович Константинов, священник, проживал в с. Моисеиха, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1878-1937гг.

[1], с.345.

 

5.* Александр Евгеньевич Смирнов, священник, проживал в с. Заозерицы, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 25.11.1937 к расстрелу, 1889-1937гг.

[1], с.364.

6. Алексей Иванович Смирнов, священник, проживал в с. Клирошанское, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 20.11.1937 к расстрелу, 1876 – 1937гг.

[1], с.365.

 

7. игумения (монашеское имя не известно) (Наталья Тимофеевна Сорокина-Синявина), проживала в с. Лисичиха, приговорена спецколлегией Ленинградского областного суда 14.11.1936 к 10 годам ИТЛ, 1871 - 19?гг.

[1], с.366.

 

8. Сергий Васильевич Талызин, священник, проживал в д. Гришкино Мошенского района, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 29.08.1937 к расстрелу, 1861 – 1937гг.

[1], с.367.

 

9.* Иоанн Тимофеевич Троицкий, священник церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Устрека, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1895-1937гг.

[1], с.369.

 

10.* Александр Осипович Фрегатов, священник церкви святителя Николая в с. Мошенское, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1879-1937гг.

[1], с.372. (10)

  1. Духовность - всеобщий смысл государственной политики.

       «Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных   норм и нравственных установок» (11»

       Поэтому сегодня,   выражая тревогу ростом негативных явлений, бездуховностью и социальным расслоением части населения, снижением общей

___________________________________________________________

10. http://slanist.ru/publ/ 98-1-0-1107

11.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    М., 2011 г.

культуры, учитывая социальный запрос российского общества на духовно - нравственную, творческую, деятельную, патриотическую личность, опираясь на духовно - нравственные национальные ценности и традиции православной культуры, опыт школ по духовно - нравственному воспитанию молодежи, хотелось бы выразить надежду, что руководители органов власти  Новгородской области, работники культуры, педагоги, родители и мы молодежь,  объединят свои усилия в деле духовно-нравственного возрождения России и молодого поколения, которое столь необходимо нашему народу.

        Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Родной край, его история - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

     1.      Костина Т.Я. Православная культура.- М.:Владос, 2003

  1.     Ключевский В.О. Православие в России.- М.: Мысль, 2000
  2.     Низовский А.Ю. Знаменитые люди.- М.: Вече, 2000

4.       Половинкин А.И. Православная духовная культура.- М.:
         Владос, 2003.

5.    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия Духовное
       возрождение. М.: Фонд содействия развитию социальных и
      политических наук, 1999.

6.     http://www.patriarchia.ru/db/text/38914.html

7.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  

    гражданина России.   М., 2011 г.


Поделиться:

И тут появился изобретатель

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Белый лист

Как нарисовать зайчика

Цветущая сакура