• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Бабушкина медаль (История награды и трудового пути жительницы Седельниковского района)"

Опубликовано Артушенко Наталья Викторовна вкл 25.12.2012 - 18:01
Автор: 
Николаев Данил

В прошлом году к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы готовили материал о наших прадедушках, прабабушках, дедушках и бабушках, которые жили во время войны или принимали участие в войне.

Дома у родителей я узнал, что моей бабушке Криворотовой Зинаиде Лукьяновне было 9 лет, когда шла война. В семье бабушки было пятеро детей. Мужчины уходили на фронт, а женщины как могли, старались заменить их. Все дети помогали взрослым - трудились в колхозе, вот и моя бабушка Зинаида выполняла разную работу: пасла телят и коров, полола хлеб, заросший осотом.

Ребята-одноклассники представляли свои материалы (фотографии) и рассказывали о войнах и их наградах. Наград за труд во время войны у бабушки нет, но после войны в 1957 году моей бабушке была вручена медаль «За освоение целинных земель».   

 Мне стало интересно, за что награждали людей такими наградами. Из рассказов бабушки я знал о ее трудном детстве, о нелегкой жизни после войны. Когда я рассказал в классе об этом, показал свой проект (Приложение 1), одноклассники заинтересовались и подходили ко мне с вопросами, что это за «целинные» земли, где моя бабушка их осваивала и как, что именно бабушка делала.

Чтобы ответить на все эти вопросы мы с классным руководителем решили рассказать ребятам о людях, осваивающих целину. Для этого мы провели исследование истории этой награды и попытались разобраться за какой труд была награждена моя бабушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nikolaev_d.s._nir_babushkina_medal_mkou_sedelnikovskaya_sosh_no1.zip2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Научная исследовательская работа

БАБУШКИНА МЕДАЛЬ: История награды и трудового пути жительницы Седельниковского района

Содержание

  1. Актуальность темы……………………………………………………………. 3
  2. Цели и задачи проекта………………………………………………………... 3
  3. Основная часть………………………………………………………………… 4
  4. Анализ результатов анкетирования……………………………………….. 6
  5. Конференция «История моей семьи»: подготовка, проведение и

результаты………………………………………………………………………….. 8

  1. Заключение …………………………..………………………………………… 9
  2. Список литературы…………………………………………………………… 9

Приложения………………………………………………………………….…….. 10

  1. Актуальность темы

Почему мы выбрали эту тему для исследования?

В прошлом году к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы готовили материал о наших прадедушках, прабабушках, дедушках и бабушках, которые жили во время войны или принимали участие в войне.

Дома у родителей я узнал, что моей бабушке Криворотовой Зинаиде Лукьяновне было 9 лет, когда шла война. В семье бабушки было пятеро детей. Мужчины уходили на фронт, а женщины как могли, старались заменить их. Все дети помогали взрослым - трудились в колхозе, вот и моя бабушка Зинаида выполняла разную работу: пасла телят и коров, полола хлеб, заросший осотом.

Ребята-одноклассники представляли свои материалы (фотографии) и рассказывали о войнах и их наградах. Наград за труд во время войны у бабушки нет, но после войны в 1957 году моей бабушке была вручена медаль «За освоение целинных земель».    

 Мне стало интересно, за что награждали людей такими наградами. Из рассказов бабушки я знал о ее трудном детстве, о нелегкой жизни после войны. Когда я рассказал в классе об этом, показал свой проект (Приложение 1), одноклассники заинтересовались и подходили ко мне с вопросами, что это за «целинные» земли, где моя бабушка их осваивала и как, что именно бабушка делала.

Чтобы ответить на все эти вопросы мы с классным руководителем решили рассказать ребятам о людях, осваивающих целину. Для этого мы провели исследование истории этой награды и попытались разобраться за какой труд была награждена моя бабушка.

  1. Цели и задачи проекта

Цели исследования:

  1. узнать историю  награды;
  2. узнать, за что награждали медалями «За освоение целинных земель»;
  3. проследить трудовой путь  моей бабушки.

   Методы исследования:

  1. подумать самостоятельно;
  2. поработать в библиотеке: посмотреть книги о том, что исследуем и материалы сети Интернет;
  3. побеседовать с мамой и бабушкой,
  4. спросить у специалистов, взять у них  интервью.

Объектом моего исследования является история страны в послевоенное время.

Предмет исследования – история жизни бабушки в это время.

Исследовательскую работу я начал с изучения истории награды и истории жизни моей бабушки.

  1. Основная часть

Изучение истории медали «За освоение целинных земель»

Во время изучения истории награды я узнал, что к целинным землям относятся земли, — в Северном Казахстане, Южной Сибири, Поволжье, обладающие естественным плодородием, которые никогда не распахивались, либо не обрабатывались последние 70-100 лет. Целинную землю покрывает естественная, главным образом степная, растительность. В отличие от старопахотных в почве целинных земель больше полезных веществ, они свободнее от сорняков. Расположены целинные земли в зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения. Осваивались целинные земли в 50-60-х гг. В те времена целинные земли давали  почти половину сбора зерновых культур.

Медалью «За освоение целинных земель» награждались  колхозники, работники совхозов, МТС, строительных и других организаций, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские работники за хорошую работу на освоении целинных и залежных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Северного Кавказа.

На лицевой стороне медали изображен самоходный комбайн во время уборки урожая и на горизонте поля элеватор, внизу медали в три строки надпись «За освоение целинных земель».

На оборотной стороне медали изображены: внизу серп и молот с расходящимися от них солнечными лучами, вверху пятиугольная звездочка, с левой стороны пшеничный колос и с правой стороны кукурузные початки.

Все надписи и изображения на медали выпуклые. Края медали с лицевой и оборотной стороны окаймлены выпуклым бортиком.

Для прикрепления к одежде медали служит пятиугольная колодка. Колодка представляет собой пятиугольную пластину, обращённую одним углом вниз. Пластина имеет в нижнем углу фигурный вырез для прикрепления медали к колодке. На оборотной стороне пластины приспособление в виде булавки для прикрепления колодки к одежде.

Колодка покрыта шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм. Лента тёмно-зелёного цвета с двумя продольными жёлтыми полосками по краям. Ширина полосок по 3 мм каждая.

Медалью награждались  колхозники, работники совхозов, МТС, строительных и других организаций, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские работники за хорошую работу на освоении целинных и залежных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Северного Кавказа.

К награждению медалью "За освоение целинных земель" представляются работники, проработавшие в районах освоения целинных и залежных земель, как правило, не менее двух лет.

На представляемых к награждению медалью "За освоение целинных земель" по каждому колхозу, совхозу, МТС, предприятию, учреждению, организации составлялись списки  работников, представляемых к награждению, списки направлялись на рассмотрение объединений трудящихся, которые выносили по ним соответствующие решения и выходили с представлениями о награждении в Президиумы Верховных Советов.

Вручение медали "За освоение целинных земель" производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР председателями, заместителями председателей и членами Президиумов Верховных Советов республик и комитетов краевых, областных, районных и городских Советов депутатов трудящихся по месту жительства награжденных.

Вместе с медалью вручалось удостоверение о награждении установленной формы.

Медаль "За освоение целинных земель" носится на левой стороне груди.

Награжденный должен служить примером добросовестного выполнения своего гражданского долга [7].

Дальше я расспросил бабушку о её жизни, чтобы понять – за какой труд она была награждена медалью.

Трудовой путь бабушки Зинаиды

Детство моей бабушки, Криворотовой Зинаиды Лукьяновны, прошло во время войны.  Семья бабушки была многодетной, вместе с ней у её родителей было пятеро детей. Бабушка работала с малых лет: полола хлебные поля от сорняков, поила колхозных телят, пасла колхозных телят и коров, работала на заготовке сена, а также на уборке льна. С 17-ти лет – была отправлена на ферму, чтобы  работать дояркой.

Сейчас труд доярки не такой тяжелый, как в те времена, когда не было машин-помощников, приходилось все делать своими руками. Доярки вставали в 4 часа утра и на дойку добирались пешком за 7 километров. Бабушка рассказывает, о том, что в обязанности доярок входило не только подоить вручную каждой по 12-13 коров, но и увезти молоко на приемный пункт, который находился в нескольких километрах от места дойки. Отвозили молоко на телегах, но не на лошади, а на быках, так как лошади работали в поле, на сенокосе и т.п. Доярке нужно было вынести молоко в емкостях по нескольку десятков литров (в флягах), поднять и поставить флягу на телегу, а на месте разгрузки – снять её на землю.

Кроме этого нужно было еще вести домашнее хозяйство. В каждом хозяйстве были и куры,  и корова, и овцы, и свиньи для собственных нужд. Домашние работы выполняли только после колхозных, зачастую уже затемно. Не было особых машин-помощников и здесь: ни привычной нам теперь газовой плиты, на которой мы можем быстро приготовить пищу – им нужно было готовить на печи,  ни электрической маслобойки или тестомесилки, микроволновки и тому подобного. И всю тяжелую работу во дворе и огороде тоже выполняли вручную, некоторые работы (обработку огорода) выполняли на лошади, которые были далеко не в каждом хозяйстве.

Было очень трудно, но люди старались не унывать, старались надеяться на лучшее, жили с мыслью о лучшем будущем если не для себя, то для своих детей, внуков.

27 марта 1957 года бабушке секретарь райкома Криченков Сергей Дмитриевич вручил медаль «За освоение целинных земель» в Елизаровском деревенском  клубе. Такими же медалями были награждены и Сысоева Домна Георгиевна, Сабаева Васса Ивановна, Дорошкевич Анна Поликарповна и мой прадедушка Фомин Лукьян Михайлович.

Бабушка работала в колхозе до 55 лет. Общий трудовой стаж бабушки -  45 лет, в 1991 году она вышла на пенсию. 12 марта 1996 года получила звание «Ветеран труда», которое дает ей право пользоваться льготами. Бабушка пользуется льготами по  оплате коммунальных услуг (газ, электрическая энергия),  а также на бесплатный проезд [6].

Изучив историю награды и трудовой путь моей бабушки, я понял, что она прожила свою жизнь в нашем Седельниковском районе, который подпадает под определение «целинных земель», находясь по географическому положению в Сибири, и была награждена медалью за хорошую работу в колхозе «Россия» Ельничного сельского совета.

Свою исследовательскую работу я продолжил анкетированием учащихся  нашей школы.

  1. Анализ результатов анкетирования

Мной были опрошены 30 человек, это ученики 3-их классов. Нами была составлена анкета, которая представлена в приложении 2. Результаты анализа анкет представлены ниже, в том числе на диаграммах 1, 2 и 3.

На вопрос: «Что вы знаете о целине?»

Мне  попытались ответить 9 человек и то с помощью родителей, 21 человек написали, что не знают ничего об этом (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Вопрос №2 «Что вы знаете о том, как жили ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки  после Великой Отечественной войны?» вызвал затруднение среди учащихся (Диаграмма 2). Ответы были не распространенными, общими - типа: «бедно и тяжело», «много работали».

                       Диаграмма 2.

И, конечно, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни своих предков.

Из ответов на последний вопрос анкеты: «Знаешь ли ты, кто может помочь тебе узнать больше о жизни твоих родных?», можно сказать, что ребята не знают, кто может помочь им узнать больше о том, как жили люди даже в недалеком прошлом, как жили их предки –  100% опрошенных указывают родственников, как источник получения информации о той жизни, а также в 47% анкет при ответе на данный  вопрос ребята  назвали работников музея (Диаграмма 3).

                       Диаграмма 3.

После анализа ответов на вопросы  анкеты мы решили организовать в классе детскую конференцию «История моей семьи», с целью помочь ребятам узнать побольше о жизни их предков.

 

  1. Конференция «История моей семьи»: подготовка, проведение и результаты

Во время конференции я рассказал о судьбе своей бабушки Зинаиды Лукьяновны, затем ребята работали по группам. В каждой группе были выделены роли: хронометрист, докладчик, генератор идей, оценщик идей. Деление на группы проходило путем выбора участниками цветного жетона.

 Каждая группа получила задание ответить на вопрос «Где можно получить информацию о том, как жили ваши предки: прадедушки, прабабушки, дедушки и бабушки?». Каждая группа предложила свои варианты ответов на этот вопрос. Ребята вспомнили о том, что кроме того, что можно узнать нужную информацию у родителей и у работников музеев, еще есть энциклопедии, книги памяти, а также архивы.

Мы предложили различные источники для поиска информации о своих предках ребятам и каждый получил задание: осуществить поиск и представить устный отчет о судьбе предка, то есть найти какую-либо информацию о них в Книге Памяти, в книгах по истории нашего района Морозовой Н.Ф. и Шевченко Р.С. «В заиртышских далях: Очерки истории Седельниковского района» и «Щи из горькой лебеды», а также в сети Интернет. Некоторые участники конференции смогли выполнить задание и сообщили о содержании своих находок всем присутствующим. Остальным мы предложили поискать исторические сведения о своих родственниках в местном музее или расспросить родителей.

Ребята представили нам свои проекты во второй части нашей конференции, которая прошла через две недели. Одноклассники отметили, что раньше, до конференции и анкетирования, особо не задумывались о том, как жили их родные, а им стало интересно приоткрыть для себя некоторые страницы истории своей семьи. Проекты ребят, с их разрешения, представлены в приложениях 3 и 4.

  1. Заключение

Без знания истории своей семьи мы не сможем полноценно развиваться. Не зная того, что пережили наши предки, о чем они мечтали, как добывали необходимое, как работали и отдыхали и тому подобного мы – потомки не сможем оценить их труд и настойчивость, упорство и трудолюбие, волю и терпение.

Я стал по-другому относиться к своей бабушке. Теперь, зная о всех тяготах и лишениях, которые она испытала в своей жизни, мне хочется помочь ей чем-нибудь, защитить её, то есть дать бабушке чуточку тепла и заботы, чтобы она почувствовала нашу благодарность за все что пережила, выстрадала.

В ходе своей работы я выяснил:

  1. историю  медали «За освоение целинных земель» и за что ею награждали;
  2. проследил трудовой путь  моей бабушки.

А также в процессе решения задач исследования  мои одноклассники заинтересовались судьбой своих предков. Проявленный интерес школьников и их проекты стали своеобразным подтверждением актуальности нашей работы.

  1. Список использованной литературы:
  1. Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. В заиртышских далях: Очерки истории Седельниковского района.-Омск: Книжное издательство, 1999.
  2. Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. Щи из горькой лебеды.-Омск: Книжное издательство, 2009.
  3. Солдаты Победы. Т.4. – Омск: ГУИПП «Омский дом печати», 2001.
  4. Книга Памяти. Т.1 и 8. Омск – Омское книжное издательство, 1995.
  5. http://images.yandex.ru
  6. http://www.finansy.asia/ligoti_veteranam_truda
  7. ru.wikipedia.org/wiki

Приложения


Поделиться:

Невидимое письмо

Акварельные гвоздики

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Сочные помидорки

Про пингвинов