Творческая работа ученицы 9 класса,написана по теме"Происхождение Древнерусского государства".В работе присутствует анализ исторических источников,теорий и взглядов на проблему.Собранный материал является только теоретическим,т.к в большей мере носит описательный характер.
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskoe_gosudarstvo.docx | 26.91 КБ |
Творческая работа
Тема: «Происхождение Древнерусского государства»
Выполнил: Костомарова Наталья
Ученица 9 кл. МБОУ СОШ №98
Происхождение Древнерусского государства
План:
Введение
1.Происхождение термина «Русь»
2.Географическое положение
3.Призвание варягов
3.Укрепление государства
4.Политический и экономический строй Древнерусского государств
Заключение
Введение. Образование государства можно рассматривать в двух концепция. Первая классовая и вторая договорная. Согласно классовой концепции государство возникает в период распада родовых отношений в результате появления имущественного неравенства, социальной дифференциации, собственности на орудия труда и землю и т.д.(1). Договорная говорит о том, что государство возникает вследствие договора между людьми.(1). Возникновение государства у восточных славян историками рассматривается с трех точек зрения. Первая теория славянская (антинорманнская) – отрицает роль варягов в образовании Древнерусского государства, вторая теория (центристская) подразумевает, что Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. И третья теория (норманнская) – Древнерусское государство создано норманнами с добровольного согласия славян. Я считаю, что нельзя отрицать ни роли варягов, ни того что у славян уже было создано государство. Большинство историков считают, что варяги были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как, правило, мирным путем.(1) Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей.
Происхождение Древнерусского государства
1.Происхождене термина « Русь». Образование древнерусского государства в 9-10 вв. представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали как внутренние (общественная эволюция местных, прежде всего вост . - славянских племён), так и внешние факторы (активное проникновение в Восточную Европу военно-торговых дружин варягов-выходцев из Скандинавии). Роль последних в строительстве древнерусской государственности является основой т.н. норманнской теории, согласно которой норманны (варяги) считались основателями государства в Древней Руси (формулировалась во 2й четв . 18в Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и др.; временами приобретали политическое звучание). К норманнской проблеме тесно проникает вопрос происхождения названия «русь». Попытки найти скандинавские корни слова «русь» не привели к успеху. Вместе с тем достаточно многочисленные византийские, западноевропейские, арабо-персидские источники утверждают, что в 9- 1-й пол. 10вв. название «русь» прилагалось именно к варягам и что русь в то время отличали от славян. [1] По преданию, отразившемуся в «Повести временных лет» и в предшествовавшем ей летописном своде кон. 11 в., варяжское присутствие в Восточной Европе поначалу ограничивалось взиманием дани со славянских племён словен кривичей, а также с финских племён чуди , мери и, возможно, веси. В результате восстания эти племена избавились от даннической зависимости, но начавшиеся внутренние раздоры заставили их призвать в качестве князей варягов Рюрика и его братьев, правление которых, по всей видимости, было обусловлено договором. Часть варяжской дружины Рюрика во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика его родственник князь Олег захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав, т. о., основу Древнерусского государства. Нет оснований не доверять этому приданию, но летописная хронология событий (изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира в 852, Рюрика в 879,захват Киева Олегом в 882) явно условна. Договор Олега с Византией заключенный осенью 911, позволяет датировать появление Олега в Киеве примерно рубежом 9 – 10 вв., а призвание Рюрика – последней четв. 9в. Данные археологии дают возможность отвести появление скандинавского этнического компонента в финском и славянком окружении на севере Восточной Европы к периоду от сер. – 2 – й пол. 8 в. (Ладога) до сер. – 2 – й пол. 9 в. (Рюриково городище, Темерёво, Сарское городище) и рубежа 9 – 10 вв. (Гнёздово). Местонахождение этих центров в целом совпадает с очерченным в летописи ареалом варяжской дани. В тоже время первые определенно датированные достоверные сведения 1 - й пол. – сер. 9 в. о народе «русь», норманнском по происхождению, связаны не с севером, а с югом Восточной Европы. Арабо – персидские географы (ал – Истархий, Ибн Хаукаль) прямо говорят о двух группах руси 9в.: южной, киевской («Куйаба»), и северной, новгородско – словенской («Славийа») каждая из которых имеет собственного правителя (упоминаемая в этих текстах третья группа, «Арсанийа», не подается локализации). Т. о., независимые данные подтверждают рассказ древнерусской летописи о двух очагах варяжского присутствия в Восточной Европе в 9 в. (северном, с центром в Ладоге, а затем Новгороде, и южном, с центром в Киеве), но заставляют отнести появление варяжской Руси на юге ко времени более раннему, чем призвание Рюрика. Однако археологические скандинавские древности 9 в. в Киеве не обнаружены, что позволяет предполагать быструю ассимиляцию первой волны пришлых варягов славянским населением на юге Руси.[2]
2. Географическое положение .Большинство письменных свидетельств о Руси 9 в. относится к Южной, киевской Руси, история которой , в отличие от Северной, может быть в общих чертах обрисована. Территориально летопись связывает Южную Русь с областью племенного княжения полян. Историко-географические данные гл. обр. 12 в. позволяют с известной вероятностью считать, что, наряду с собственно полянской землёй, Южная Русь включала в себя водораздел между бассейнами Припяти и Днестра, часть днепровского Левобережья с позднейшими городами Чернигова и Переяславля (ныне Переяслав-Хмельницкий). Точно определить её вост.границу затруднительно. Южная Русь была достаточно мощным образованием, которое, аккумулировав экономический и военный потенциал славян Среднего Преднепровья, сумело организовать морские походы на земли Византийской империи( наиболее известен поход 860 на Константинополь) и соперничало с Хазарским каганатом. Хазарский каганат- этнически неоднородная государство, включавшее в себя не только тюркские ( хазары, булгары и др.), но также иранские ( аланы) и др. компоненты, простиралось от Северного Прикаспия и нижней Волги до Подонья и Крыма. В 8в. в даннической зависимости от него оказались северяне, радимичи и вятичи. О влиянии Хазарского каганата свидетельствовало, в частности, принятие правителем Южной Руси хазарского ( тюркского по происхождению) верховного титула «каган» (эпизодически применялся к киевским князьям вплоть до 11в.). Вероятно, с русско-хазарским противостояниям было связано и посольство «кагана Руси» к византийскому императору Феофилу во 2-й пол. 830-х гг. с предложением мира и дружбы, и развернувшиеся в то же время с помощью Византии крепостное строительство хазар. Кроме Саркела на нижнем Дону, было построено св.10 крепостей в верховьях р.Северский Донец и по р. Тихая Сосна ( притоку Дона), что свидетельствует о притязаниях Южной Руси на часть славянской даннической сферы хазар ( по крайней мере, на северян). Обширны были торговые связи Южной Руси, купцы из которой на западе достигали среднего Дуная ( в районе совр. Верхней Австрии), на северо-востоке - Волжско-Камской Булгарии ,на юге-византийских причерноморских рынков, откуда до Дону, а затем Волги добирались до Каспийского м.и даже до Багдада.[3]
3. Ассимиляция варягов в Северной Руси шла много медленней, чем в Южной, что объяснилось, очевидно, постоянным притоком новых скандинавских групп, гл. занятием которых, как и на юге, служила международная торговля. Упомянутые места концентрации скандинавских археологических древностей (от Ладоги до Гнёздова) носили ярко выраженный характер торгово-ремесленных поселений с этническим смешанным населением. Многочисленные и порой огромные клады арабского монетного серебра на территории Северной Руси, фиксируемые с рубежа 8-9 вв., позволяет думать, что именно стремление обеспечить себе доступ к богатым высококачественной арабской серебряной монетой рынка Волжко-Камской Булгарии (в меньшей степени- к далеким причерноморским рынкам по волховско - днепровскому пути «из варяг в греки») влекло военно-торговые дружины варягов в Восточную Европу. О том же свидетельствует и другой яркий факт: именно арабский дирхем лег в основу древнерусской денежно-весовой системы. Несомненно, мобильные, сплоченные и хорошо вооруженные группы варяг были наиболее деятельным элементом организации международной торговли в Северной Руси. Признание Рюрика повлекло за собой, вероятно, политическую консолидацию Северной Руси, что и сделало возможным ее объединение под властью сев. Варяжской династии Рюриковичей с более выгодно торговом и военно-стратегическом отношениях расположенной Южной Русью. [4]
4.Укрепление государства. Походы на Константинополь, организованные в 907 и 941 князьями Олегом и его и преемником Игорем, равно как и заключенные в результате мирного договоры 911 и 944, обеспечившие рус. Купцам исключительные торговые привилегии на константинопольском рынке, свидетельствуют о резко возросших военно-политических и экономических возможностях Древнерусского гос-ва. Слабевший Хазарский каганат лишился возможности собирать дань с северян и радимичей, и мог препятствовать набегом рус. Морских дружин на богатые города Южного Прикаспия (ок.910 при Олеге и в 940-х гг. при Игоре). Видимо, в это время Русь закрепилась в Тмутаракани и Корчеве (Керчь). Военно-политические усилия Руси были направлены так же вдоль сухопутного торгового пути на средней Дунай: в данническую зависимость от Киева попали славянские племена волынян и даже лендзян (к западу от верховья Буга). После гибели Игоря во время восстания древлян (после 945) правление оказалось в руках его вдовы-княгини Ольги, главные усилия которой, после умиротворения древлян, были направлены на внутреннюю стабилизацию Древнерусского гос-ва. Активная военная экспансия возобновилась в правление Святослава Игоревича (после 960-972): под властью Руси были приведены вятичи, в 965 разгромлен Хазарский каганат, после чего он оказался в зависимости от Хорезма, а вскоре вообще сошёл с политической арены. Два кровопролитных дунайских похода 968 и 970-71 не привели к желанной цели-закреплению Руси на нижнем Дунае. Поражение от войск византийского императора Иоанна I Цимисхия заставило Святослава летом 971 подписать мирный договор, который заметно ограничивал политическое влияние Руси в Северном Причерноморье. После гибели Святослава весной 972 Русь оказалась отделённой между тремя Святославичами: Ярополком, княжившим в Киеве(972-978), Олегом, получившим землю древлян, и Владимиром, стол которого находился в Новгороде. Победителем начавшиеся вскоре междоусобицы вышел Владимир, в 978 захвативший Киев. Правление Владимира Святославича (978-1015) открывает эпоху подъема Древней Руси в кон. 10-сер. 11вв [5]
5.Политический и экономический строй Древнерусского гос-ва в правлении первых киевских князей вырисовывается лишь в общих чертах. Правящая верхушка состояла из княжеского рода (очевидно, довольно многочисленного) и существовавшей за счет княжеских доходов дружины князя. Гос.зависимость входивших в состав Древней Руси преимущественно славянских племён выражалась в выплате регулярной (вероятно, ежегодной) дани и в обязанности участвовать в военных предприятиях киевских князей. В остальном сохранялись и племенной быт, и власть племенных князей. Летописные вост.-славянские племена 10в. представляли собой объединения с достаточно высокой политической организацией. Остается неясным, были или нет честью Древнерусского гос-ва существовавшие 970-х гг. на вост.-славянских землях политические образования под властью других (помимо Рюриковичей) варяжских династий (династии князя Рогволода в Полоцке, князя Туры в Турове) и когда они возникли. Сбор дани осуществлялся в форме полюдья – объезда даннической территории в течении осенне-зимнего сезона князь или лицо, которому князю уступал её сбор, с дружиной (в это время данники обязаны были также за свой счет содержать их). Дань взималась как натуральными продуктами (в т.ч. товарами предназначенными для экспорта- мехами, мёдом, воском), так и монеты, гл. обр. арабского чекана (ежегодная дань с Новгорода составляла, напр., 300 гривен, т.е. ок. 60кг серебра). С именем княгини Ольги отразившееся в летописи предание связывает административно-даническую реформу сер. 10в., состоявшую, как можно думать, в том, что дали, объем которых был пересмотрен, теперь свозились самими данниками в постоянные пункты (погосты), где прибывали представители княжеской администрации. Дань подлежала разделу в определённой пропорции между сборщиком дани и субъекта гос.власти, т.е. княжеским семейством: первому шла 1/3, последнему -2/3 дани. Среди важнейших компонентов экономического механизмы были снаряжения и отправка ежегодных торговых караванов с собранными в ходе полюдья товарами вниз по Днепру на международные рынки Причерноморья , подробно описанная в сер. 10в. в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей».[4] В Константинополе рус. купцы прибывали по несколько месяцев в году, имели собственные подворье при монастыре СВ. Маманта и получали денежное содержание из имперской казны, которая брала на себя также расходы по снаряжению обратного плавания. Внешнеторговая направленность экономики Древней Руси определила наличие особой социальной группы- занятого международной торговлей купечества, которое ещё в сер. 10в. было, как и княжеский род, преимущественно варяжского происхождения. Судя по тому, что представители этой социальной группы участвовали в заключении договоров Руси с Византией, она имела самостоятельный голос в делах гос. Управления. Данные археологии позволяли думать, что именно такое купечество составляло социальную и имущественную верхушку в древнерусских торгово-ремесленных поселениях 10в. типа Гнёздова или Тимерёва. [6]
Список литературы:
1.Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина СПб.,2010
2.Бушуев С.В.История государства Российского :историко-библиографические очерки.9-16в. М.,1991г
3.Данилов А.А. История России М.,2001г
4.История России с древнейших времен до конца 17в/отв редактор Сахаров А.Н.,- М.,1996г
5.Тихомиров Н.М. Древняя Русь. М.,1975г
6.Шульгин. Культура Руси 9-20 век М.,1996
7.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.,2007
http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер.
Позвольте, я вам помогу
Мастер-класс "Корзиночка"
Рождественские подарки от Метелицы
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Твёрдое - мягкое
Комментарии
Вера Александровна, простите,
Вера Александровна, простите, а в чём здесь творчество? Девочка скопировала из интернета текст и всё?