• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Семейная экономика"

Опубликовано Хошева Эльвира Юрьевна вкл 10.01.2013 - 20:31
Автор: 
Океанова Анастасия

Цель работы: изучить структуру формирования семейного бюджета, разработать рекомендации по его улучшению. Работа содержит презентацию по материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon issledovat._rabota.zip581.63 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление: экономика

 «СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА»

Исследовательская работа

                                                                  Выполнена ученицей 8 класса

                                                                      МБОУ «Усть-Пинежская средняя

                                                                общеобразовательная школа»

                                                      Холмогорского района

                                                                                     Океановой Анастасией Александровной.

                                                                      Научный руководитель: учитель

                                                                              математики МБОУ «Усть-Пинежская

                                                                              средняя общеобразовательная школа»

                                                      Холмогорского района

                                                                                      Хошева Эльвира Юрьевна.

                                                                           

                                                                                                     

п.Усть- Пинега

2012 год

Содержание

Введение………………………………………………………………......3

I.Что такое бюджет семьи? Доходная и расходная часть бюджета…...4

II. Способы расчёта семейного бюджета………………………………..5

III. Распределение финансовых средств………………………………...7

 Заключение……………………………………………………………….8

 Литература……………………………………………………………….10

Приложение 1…………………………………………………………….11

Приложение 2…………………………………………………………….12

Приложение 3…………………………………………………………….13

Приложение 4…………………………………………………………….14

Введение.

Свою работу я хотела бы начать со слов Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».  Всем хорошо известно, что семейный бюджет – одно из слагаемых благополучия семейной жизни. Каждому из нас знакома ситуация, когда мы обращаемся к родителям с просьбой купить нам ту или иную понравившуюся  вещь, и как часто огорчаемся,  когда родители отказывают нам в нашей просьбе просто потому, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной. В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета.

В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем мудро распределять средства, которыми обладаем, и когда у нас на все  будет хватать денег, тогда в семье наступает спокойствие и благополучие. Исходя из всего вышесказанного, я определила цель своей работы:

изучить структуру формирования семейного бюджета, разработать рекомендации  по его улучшению.

        Задачи:

  1. - определить понятие и структуру семейного бюджета;
  2. - изучить источники доходов и расходов моей семьи;
  3. -выявить формулы вычисления семейного бюджета и составить бюджет моей семьи;
  4. - проанализировать проблемы формирования бюджета и найти способы его улучшения;

Гипотеза: можно ли найти пути бесконфликтного решения по улучшению семейного бюджета?

Методы исследования:

  1. Изучение материалов по данному вопросу;
  2. Обобщение и анализ материалов;
  3. Анкетирование;
  4. Изучение интернет-ресурсов.

Для того чтобы разобраться в основных понятиях и структуре семейного бюджета, я изучила необходимую литературу по данному вопросу: учебник «Технология» 8 кл. авторов Б.А.Гончарова и др.,  А.Скоробогатова «Семейный бюджет на компьютере» и Г.Остриковой «Как правильно составить семейный бюджет», где нашла все необходимые определения и понятия по данной теме.             -3-

Что такое бюджет семьи?

Доходная и расходная часть бюджета.

Бюджет семьи – это структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).[1]

Под  доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждение или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую либо другу  деятельность. Все полученные средства составляют  совокупный доход. [1]

Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг. [1]

Итак, весь бюджет можно представить  в виде весов. На одну чашу помещаем  доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность состоит в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать  наиболее подходящие по весу.                                                                                        

   Если весы находятся в равновесии, т. е расходы равны доходам, - бюджет называют сбалансированным. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.[1] Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей.                                                                                                                                                                                                      Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо  знать основы домашней бухгалтерии и чаще всего домашним бухгалтером является один из родителей.                                                                                              

    Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары и услуги.                                                                                                                                

На уроках технологии мы изучали, что расходы семьи можно разделить на 2 основные группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупки основных продуктов питания, плата за квартиру, подписка на периодические издания, проездной билет и т.д.  

Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

-4-

   К циклическим расходам относятся покупка предметов различного срока пользования (мебель- 10-12 лет, верхняя одежда- 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т.д.).

   Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.п.).

   Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).

   Можно выделить единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. Д.    

        Вывод: на основании изученной литературы можно сделать вывод, что бюджет – это перечень всех доходов и расходов семьи. Грамотно составленный бюджет, это сбалансированный бюджет.

Способы расчета семейного бюджета.

С уроков технологии мне известно, что существует два основных способа расчета семейного бюджета.

В первом случае составляется формула расчета семейного бюджета.  В этой формуле доходную статью бюджета обозначают буквой «Д». Сюда включаются все источники дохода семьи: заработная плата, социальные пособия, пенсии, средства от дополнительного приработка или от продажи чего-либо, и другие источники.

Все обязательные расходы обозначают буквой «О». В эту статью вносят все необходимые платы за месяц: квартплата, коммунальные услуги, питание, расходы на транспорт,  плата за детский сад и др. При необходимости можно использовать дополнительные обозначения, указывающие на конкретные расходы — Ок (плата за квартиру), Ог (расходы на гигиенические принадлежности), От-(расходы на транспорт) и т.д.

Следующая расходная статья – это питание, для обозначения которой вводится обозначение – буква «П». Можно также ввести и дополнительные обозначения: Пд – расходы на питание дома, Пс – питание в столовой и т. П.

Расходы на предметы гардероба (одежду и обувь) обозначим буквой «Г».Также можно использовать дополнительные значки: Гж — женская одежда, Гм – мужская одежда, Гд — детская одежда. Для обозначения других затрат можно использовать различные буквы русского алфавита, но надо   помнить, какие расходы в этом случае имелись в виду.

-5-

В результате получается совсем несложная формула:

Д= О + П + Г +…, где

                                              П = Пс + Пд + …;                                                                                                          

                                              О = Ок + Ог+ От + …;

                                                 Г = Гж + Гм + Гд…

Этой формулой очень легко пользоваться. Достаточно только подставить необходимые цифры и можно увидеть общую картину. Надо отметить, что такой подход планирования семейного бюджета не является рациональным, так как зачастую расходы значительно могут превысить доходы. Будет лучше если правая и левая части этой формулы будут равными. Если все же расходы превышают доходы семьи, то придется или сокращать расходы, или искать еще дополнительные источники доходов. Но все же с помощью такого элементарного подсчета можно немного улучшить финансовое состояние и создать небольшой резерв.

Существует еще один распространенный способ планирования семейного бюджета. Этот способ получил название теории бюджетирования. Он очень похож на предыдущий способ, отличается он только тем, что в этом случае составляется таблица, которая делится на 2 столбца: доходную и расходную части бюджета (таблица 1, Приложение 1). В столбце «Доходная часть» прописываются все основные статьи дохода. В столбце «План» напротив каждой статьи проставляется сумма примерных поступлений в семейный бюджет. Теперь добавляется еще одна строка, озаглавив ее «Итого доходов», можно подсчитать сумму финансовых средств, на которую ваша семья может рассчитывать в следующий месяц.

Переходим к расходной части семейного бюджета. В данном столбце для каждой статьи расходов надо указать примерное значение потраченных сумм. Сравнив доходную и расходную части можно проанализировать на какую статью потрачено средств больше, чем планировалось.                                      

 Такая таблица была мною составлена для моей семьи (таблица 1, Приложение1). Из данной таблицы я обнаружила, что  главной составляющей доходов нашей семьи является заработная плата и детские пособия. Изучив статьи расходов семьи, я отметила, что основную долю семейных трат составляет питание и плата за квартиру.

 

-6-

Вывод: изучив способы расчета бюджета семьи и составив таблицу доходной и расходной частей, я отметила, что моя семья тратит в целом больше, чем зарабатывает, таким образом, семья не контролирует свои расходы и поэтому в семье могут накапливаться долги, которые затем могут переходить из месяца в месяц.

Распределение финансовых средств.

Как правило, во многих семьях распределением финансов семьи занимается кто-нибудь из членов этой семьи. Мне известно, что существует два подхода к распределению финансовых средств. В первом случае все члены семьи складывают все доходы в общую кассу и затем берут оттуда средства на общие и личные нужды. Во втором случае каждый член семьи делит свои доходы на две части: общественную и личную. Общественная часть уходит на оплату семейных нужд (платежи,  покупка продуктов, лекарства и др.), а личную часть каждый тратит на своё усмотрение.

В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело нехитрое», а вот как  грамотно их расходовать с пользой для семьи – это довольно непростая задача. Изучая данную тему, я использовала данные с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и изучила доходы населения нашей области. Анализируя таблицу распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов (в %) я заметила, что к концу 2011 года возросло количество населения со среднедушевыми денежными доходами, составляющими от     15000- до 25000 руб. в месяц на 1 %

                  от 25000 – до 35000 руб. в месяц на 1,5 %

                  свыше 35000 руб. в месяц на 3 %.

Я отметила, что по официальным данным среднедушевой денежный доход населения области в 2010 г составил 19526, 8 рублей, по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 2000 рублей (данные за 2011 г отсутствуют). Итак, доход населения растет, но в тоже время растут и расходы. Для более детального изучения, я провела анкетирование в 8 и 9 классах (Приложение 2). Учащимся и их родителям были предложены вопросы, на которые они  по желанию могли дать ответы.

Анкетирование проводилось среди 15 семей. По результатам опроса семей я вычислила среднемесячный доход семей. Он составил 17300 рублей. Конечно, эта цифра значительно отличается от цифры, названной в  официальных источниках.

-7-

Я отметила, что основной статьей дохода в семьях является заработная плата, но в тоже время во многих семьях называли и другие источники дохода: детские пособия (8 семей из 15), стипендии, пенсии (по 2 семьи) и др. (Приложение 3)

Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установила, что больше всего денежных средств тратится на питание. Это отметили около 53 % семей. На втором месте – обязательные платы. Примерно 27 % респондентов назвали эту статью расходов. И только 20 % опрошенных семей большую часть семейного бюджета расходуют на предметы гардероба.(Приложение 3)

        Надо отметить, что почти половина опрошенных семей не пользуются схемами расчета семейного бюджета. (Приложение 4) При ответе на вопрос: «Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?» мнения разделились. Большая часть респондентов указала на оплату квартиры и коммунальных услуг, оставшаяся часть отметила статью – питание. Невысокий  уровень жизни в сельской местности показал, что немногие семьи пользуются кредитами и ссудами. Это отметили только 40 % респондентов.(Приложение 4)

        Анализируя проведенное анкетирование, я пришла к выводу, что каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.

Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:

- все покупки необходимо тщательно продумывать;

- в условиях сельской местности уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;

- экономить электроэнергию;

- по возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.

        Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.              

Заключение.

Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста  объяснять, откуда

-8-

берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Из проведенного исследования я сделала определенные выводы:

  1. Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное- понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и интернет), ничего не потеряв при этом.
  2. Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т.е. рассчитать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов.
  3. Никогда не экономить на всем подряд, ведь нельзя экономить на здоровье, питании, образовании.

 Если мы своевременно будем вносить некоторые корректировки и наведем порядок в своем бюджете, то со временем у нас выработается грамотный подход к планированию бюджета.

-9-

Литература

  1. Б.А.Гончаров, Е.В.Елисеева, А.А.Электов и др. Технология 8 класс, Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2011 г, 203 с.
  2. А.Скоробогатов «Семейный бюджет на компьтере», М., изд-во «РидГрупп», 2012г, 320  с.
  3. Г.Острикова «как правильно сотавить семейный бюджет, или Кто положил деньги в тумбочку?» М., изд-во «НТ Пресс», 2006 г, 128 с.
  4.  Режим доступа:http://www.sun-hands.ru/6bydgetsostav.htm
  5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. Режим доступа: http://www.arhangelskstat.ru/detault.aspx

-10-

Приложение 1

Таблица 1. «Таблица доходов и расходов моей семьи за месяц»

Доходная часть

Расходная часть

Наименование статьи

план

Наименование статьи

план

  1. Заработная плата
  2. Детское пособие
  3. Мат.помощь                

8000 руб

3500 руб

1500 руб

  1. обязательные расходы:

-плата за квартиру и коммунальные услуги;

-хозтовары (мыло, зуб.паста, порошки и др)

- плата за э/энергию

  1. –питание дома

-в столовой

  1. –расходы на предметы гардероба
  2. –плата за сотовый телефон

5500 руб

400 руб

450 руб

6000руб

1000 руб

от 500 руб

200 руб

Итого: 13000 руб

Итого: 14050 руб

-11-

Приложение 2

Анкета для учащихся и родителей.

  1. Назовите примерный среднемесячный доход вашей семьи.
  2. Что служит источниками дохода в вашей семье: заработная плата, пенсии, стипендии, детские пособия, алименты, другое (подчеркнуть)?
  3. Пользуется ли ваша семья схемами расчета семейного бюджета?(да, нет)
  4. Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?
  5. На какие сферы расходов уходит больше денег в вашей семье: питание, одежда, квартплата, коммунальные платежи (подчеркнуть)?
  6. Пользуются ли в вашей семье кредитами, ссудами?  (да, нет)
  7. На какие нужды в вашей семье чаще всего берут кредит: покупка бытовой техники, покупка теле- и видеоаппаратуры, покупка одежды, покупка автомобиля, другое (подчеркнуть)?
  8. Может ли школьник участвовать в увеличении дохода своей семьи? В чем заключается его роль?
  9.  Превышает ли расход вашей семьи (за месяц) доход (за тот же период)? (да, нет).
  10. За счет чего можно экономить деньги?

-12-

Приложение 3

Диаграмма «Основные статьи доходов семей»

Диаграмма « Основные статьи расходов семей»

-13-

Приложение 4

Диаграмма «Количество семей пользующихся и не пользующихся схемами расчета семейного бюджета (в %)»

Диаграмма «Количество семей пользующихся кредитами и ссудами (в %)»

-14-


Поделиться:

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Как нарисовать китайскую розу

Снеговик

Горка

Проказы старухи-зимы

Комментарии

Медведева Татьяна Петровна

Исследовательская работа

23.12.2017 - 22:01

Спасибо за работу, как раз то, что мне нужно.

Медведева Татьяна Петровна
  • изменить
  • ответить