• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Компьютер и зависимость

Опубликовано Дунина Наталья Петровна вкл 10.01.2013 - 19:40
Дунина Наталья Петровна
Автор: 
Гончаров Михаил, Ситкалиев Дамир

работа " Компьютерная зависимость"

ученики 9 класса 

 Гончаров Михаил

Ситкалиев Дамир

 Руководитель:

учитель  информатики

Дунина Наталья Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_i_zavisimost.doc165 КБ
Office presentation icon kompyuter_i_zavisimost.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Управление  образования  Краснокутской  районной  Администрации  Краснокутского  муниципального  района

МОУ – Основная  общеобразовательная  школа

с. Чкалово  Краснокутского  района  Саратовской  области

 «Компьютерная зависимость»

учебный предмет: Информатика и ИКТ

Выполнили:

 ученики  9 класса  

  Гончаров Михаил

Ситкалиев Дамир

                   Руководитель:

учитель  информатики

Дунина Наталья Петровна                                          

г. Красный Кут

2011 г.

Введение        

1.        Компьютерная  зависимость        

1.1        Понятие компьютерной зависимости        

1.2  Причины возникновения компьютерной зависимости        

1.3   Симптомы психологической зависимости компьютера        6        

1.4        Группа риска        

1.5        Профилактика компьютерной зависимости        

2.     Изучение влияния компьютера на учащихся Чкаловской основной школы               9

Заключение          

Список использованной литературы         13

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Вопреки Маяковскому современный «хороший мальчик», едва встав на ноги, уж не в книгу тычет пальчик, а в клавиатуру компьютера. Осваивает машину стремительно и виртуозно. Она для ребенка - такой же непременный элемент пейзажа и бытия, как мама, небо, песочница, собачка, телефон.

Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей - только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта "пандемия" неостановима... Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. С развитием компьютерных технологий и расширением игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким факторам:  увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб - серверов в сети Интернет.

Тема «Компьютерная зависимость»  актуальна в наше время, в литературе широко освещается. Много информации можно найти и на сайтах.

Цель исследования данной работы - изучение сведений о компьютерной зависимости, причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- ознакомиться с литературой по данной теме;

- получить целостное представление о компьютерной зависимости;

- провести анкетирование среди учащихся  на выявление компьютерной зависимости.

При работе над данной темой были применены следующие методы исследования:

  1. Анализ литературных данных о компьютерной зависимости.
  2. Разработка анкеты о компьютерной зависимости.
  3. Проведение анкетирования среди учащихся 5 – 9 классов школы.
  4. Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Ценность полученных результатов заключается в том, что получена общая картина  о состоянии влияния компьютеров на учащихся разных возрастов в целом по Чкаловской школе.

  1. Компьютерная  зависимость
  1. Понятие компьютерной зависимости

Если человек относится к компьютеру как к техническому средству, которое облегчает жизнь, это нормально. Но если компьютер для него единственная дверь в мир, - это уже перекос.

Зависимый  от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Чем опасна "компьютерная зависимость"?  Распадом связей, и человеческих, и душевных. Потерей многих важных вещей. Физическими заболеваниями - больная спина и все, что ниже спины (образ жизни ведь сидячий), дефицит свежего воздуха тоже сказывается.[1] 

Психологически компьютерная зависимость опасна заменой. Как путаются день и ночь, так путается и то, что происходит в реале, а что нет. Человек полностью выпадает из жизни, из нормальных человеческих контактов, и его перспектива - жизнь наедине с компьютером. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Под длительным и регулярным нахождением в виртуальной реальности понимают такое поведение человека, когда игровая деятельность занимает более 60 часов в месяц и носит регулярный, систематический характер (перерыв без объективных причин не более 3-х дней).

Под виртуальным миром конкретной игры понимают виртуальную реальность, создаваемую этой игрой, в совокупности с ее отражением в психике играющего и отношением играющего к виртуальной реальности.

Виртуальная реальность - это некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек.

  1. Причины возникновения компьютерной зависимости

  Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.

  1. Усиливается  отчуждение ребенка от структуры семьи. Во многом это связано с нынешними экономическими процессами. Родители все легче переключают ребенка на электронные игрушки, компьютер и не берут на себя ответственность за непосредственное воспитание ребенка.
  2. Зависимости  подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
  1. Симптомы психологической зависимости от компьютера

Нужно понимать, что процесс взаимодействия детей с компьютером и интернетом в первую очередь нарушает действия зрительной системы, опорно-двигательного аппарата, ухудшаются процессы обмена веществ, не говоря уже о том, что бесконтрольное пребывание в интернете, как показывают многочисленные исследования, приводит к искаженной картине мира и не способствует адекватной социализации. В  результате активного пользования интернетом в подростковом возрасте усиливается расщепление личности. Появляется возможность множественного проявления: ребенок входит в контакт под разной личиной, и его индивидуальность формируется не так интенсивно, как должна в подростковом возрасте.

        Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  1. нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  2.  раздражение при вынужденном отвлечении;
  3. неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  4. расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр);
  5. забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  6. пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  7. человек предпочитает, есть перед монитором;
  8. обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.[2]
  1. Группа риска

  Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.

— Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения социальных контактов, — говорят психологи. — А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате — отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, очень высок.

 Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди, отмечают специалисты. Часто они проявляют    агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером. Известен случай, когда самым сильным желанием зависимого подростка было, чтобы не стало его родителей.

— Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами, — утверждают психологи. — И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывает в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана — от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя миру до ухода в себя.

  К сожалению, отмечают психологи, общественность не уделяет этой проблеме должного внимания. Поэтому, и называет компьютерную зависимость бомбой замедленного действия.[3]

Установлено, что каждый пятый-шестой зависимый от компьютера ребенок перерастает эту проблему самостоятельно и без последствий.

  1. Профилактика компьютерной зависимости

А теперь несколько советов для профилактики  компьютерной зависимости.

1) Чётко выделите количество времени для провождения у монитора.

2)  В перерывах между играми выполняйте несложные упражнения—прогнитесь, потянитесь, походите по комнате или попрыгайте.

3) «Стрелялки» и «бродилки» старайтесь заменять играми, которые развивают логическое мышление.

4) Соблюдайте режим дня, прогуляйтесь на улице, пообщайтесь с друзьями.

5) Если долго сидите у компьютера, время от времени проверяйте своё зрение, делайте упражнения для глаз

6) Если вам неуютно от того, что рядом нет компьютера, вы редко фантазируете, а перед глазами герои компьютерных игр—не стесняйтесь и поговорите об этом с родителями, может быть, необходима помощь психолога.


2.  Изучение влияния компьютера на учащихся Чкаловской основной школы.


В представленном ниже разделе хотелось бы сделать акцент на

анкетирование, как способе изучения проблемы  компьютерной зависимости, большей степени которой подвергаются дети. Анкетирование позволяет быстро и качественно изучить мнение людей ни отнимая у них много времени и сил.

Проведено анкетирование респондентов,  которыми явились 52 учащихся 5-9 классов Чкаловской основной школы. Заданные им вопросы указаны в анкете (приложение1). Расчет результатов велся в процентах. Общее количество респондентов бралось за 100% и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.

После того, как заполнены все анкеты, они обрабатываются и результаты можно представить в  виде сводной таблицы(приложение 2).

По результатам анкетирования 100% респондентов согласились с тем, что испытывают хорошее настроение при работе на ПК. Но  и  не испытывают раздражение если не сидят за компьютером с этим согласились 75% опрошенных.(рис 1)

Рисунок 1

Как показал анализ,  среди учащихся 5-7 классов больше увлекаются компьютерными играми девочки, а среди учащихся 8-9 классов –мальчики(рис. 2)

5-7 класс

8-9 класс

мальчики

38 %

66 %

девочки

50 %

34 %

Рисунок 2

Ниже приведена перекрестная таблица (рис 3), отражающая мнение девочек и мальчиков влияния ПК на успеваемость

Влияет на успеваемость

Не влияет на успеваемость

мальчики

33%

25%

девочки

9 %

33%

Рисунок 3

33% опрошенных респондента  считают, что общаться с людьми через интернет легче.  87% опрошенных респондентов  высказали, что увлечены компьютерными играми. В итоги мы установили, что увлеченных ПК 25 % учащихся нашей школы(рис 4).

                             

Рисунок 4

Исследуя компьютерную зависимость учащихся, мы пришли к следующему выводу:

  1. если общий процент ребят 5-9 классов, увлеченных компьютером, по данным социологов, составляет 80%, то в школе он равен  25 %;
  2. учащиеся хорошо осведомлены о влиянии ПК на психическое и физическое здоровье человека из источников СМИ и уроков информатики;
  3. на данный момент высокая компьютерная зависимость школьников отсутствует; на наш взгляд, это объясняется тем, что школьники больше времени уделяют занятиям в кружках, спортивных секциях, подготовке к урокам.

Заключение

Большинство современных детей вообще не представляют себе без компьютера ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.  

При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого. Установлено, что компьютеры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую.  Поэтому эту проблему важно обсуждать и решать.  

Необходима  поддержка со стороны как правительственных, так и неправительственных организаций для проведения серьезных исследований в этой области для научно обоснованных, объективных психолого-педагогических рекомендаций родителям. И еще один шаг — это непосредственная поддержка учреждений здравоохранения, финансирование программ и проектов помощи детям, у которых сформировалась зависимость.

 


Список использованной литературы

  1. Варашкевич С.А. История конверсии компьютерной игры. М.: ИП РАН, 1997.
  2. Виртуальная реальность./ История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
  3. Владыкина Т .№6Февраль 2007//Российская Газета
  1. http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=574
  2. http://e-kresli.lv/kresli_veseliba.htm
  1. http://medicinform.net/comp/comp_zdor9.htm
  2. http://vladnews.ru/2197/Obshhestvo/Monitora_negasimyj_svet_Opasen_li_kompjuter_dla_dete
  1. http://www.games.ru/about
  2.  http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3661
  3. http://www.vitaminov.net/rus-9234-0-0-2974.html
  4. www.myarh.ru

        

Приложение 1

Уважаемый участник!

Мы приветствуем вас и просим принять участие в анкетирование  «Компьютер и человек».

Укажите ваш пол (нужное подчеркните) муж/жен

Укажите ваш возраст (нужное подчеркните)  10 ,11, 12, 13, 14, 15 лет

Вопросы:

Да

Нет

1. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером?

2. У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером?

3. Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?

4. Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером?

5. Вам легче общаться с людьми через интернет, нежели лицом к лицу?

6. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером?

7. Влияет ли отрицательно на успеваемость увлечение компьютером?

8. Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

9. Увлекаетесь ли вы компьютерными играми?

10. С какого возраста вы увлекаетесь компьютерными играми?

11.  Известно ли вам о негативном влиянии ПК на психическое и физическое здоровье?

12. Назовите источники информации.(СМИ, уроки информатики, и т.п.)

Спасибо за участие!

Приложение 2

Общие результаты анкетирования в процентах

пол  муж/жен    54%  /  46%

возраст 11лет – 16%    12лет – 16% 13 лет – 26% 14 лет – 21%    15 лет – 21%

Вопросы:

Да

Нет

1. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером?

100%

0%

2. У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером?

25%

75%

3. Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?

21%

79%

4. Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером?

17%

83%

5. Вам легче общаться с людьми через интернет, нежели лицом к лицу?

33%

66%

6. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером?

54%

46%

7. Влияет ли отрицательно на успеваемость увлечение компьютером?

38%

62%

8. Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

46%

54%

9. Увлекаетесь ли вы компьютерными играми?

87%

13%

10. С какого возраста вы увлекаетесь компьютерными играми?

7лет- 8%

9 лет-13%

10 лет-25%

11лет-8%

12лет-25%

13лет-21%

11.  Известно ли вам о негативном влиянии ПК на психическое и физическое здоровье?

79%

21%

12. Назовите источники информации.(СМИ, уроки информатики, и т.п.)

TV-21%

Печать-13%

Урок Инфо-46%

др.источники-20%


    [1]
  1. http://e-kresli.lv/kresli_veseliba.htm

[2] http://www.vitaminov.net/rus-9234-0-0-2974.html

[3] http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3661


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Компьютерная зависимость» ВЫПОЛНИЛИ : УЧЕНИКИ 9 КЛАССА МОУ-ООШ С.ЧКАЛОВО ГОНЧАРОВ МИХАИЛ СИТКАЛИЕВ ДАМИР РУКОВОДИТЕЛЬ: ДУНИНА Н.П. КРАСНЫЙ КУТ 2011 г

Слайд 2

Цель данной работы - изучение сведений о компьютерной зависимости, причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи  - ознакомиться с литературой по данной теме; - получить целостное представление о компьютерной зависимости; - провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости.

Слайд 3

При работе над данной темой были применены следующие методы исследования: Анализ литературных данных о компьютерной зависимости. Разработка анкеты о компьютерной зависимости. Проведение анкетирования среди учащихся 5 – 9 классов школы. Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.

Слайд 4

Если человек относится к компьютеру как к техническому средству, которое облегчает жизнь, это нормально. Но если компьютер для него единственная дверь в мир, - это уже перекос.

Слайд 5

Чем опасна " компьютерная зависимость "? Распадом связей, и человеческих, и душевных. Потерей многих важных вещей. Физическими заболеваниями - больная спина и все, что ниже спины (образ жизни ведь сидячий), дефицит свежего воздуха тоже сказывается

Слайд 6

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ Интернет (сетеголизм) Компьютерные игры (кибераддикция)

Слайд 7

Причины возникновения компьютерной зависимости Усиливается отчуждение ребенка от структуры семьи. Зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка.

Слайд 8

Симптомы психологической зависимости от компьютера хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

Слайд 9

Группа риска Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения социальных контактов, — говорят психологи. — А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате — отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации.

Слайд 10

3. Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами, — утверждают психологи. — И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывает в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана — от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя миру до ухода в себя . Группа риска

Слайд 11

Профилактика компьютерной зависимости 1) Чётко выделите количество времени для провождения у монитора. 2) В перерывах между играми выполняйте несложные упражнения—прогнитесь, потянитесь, походите по комнате или попрыгайте. 3) «Стрелялки» и «бродилки» старайтесь заменять играми, которые развивают логическое мышление. 4) Соблюдайте режим дня, прогуляйтесь на улице, пообщайтесь с друзьями. 5) Если долго сидите у компьютера, время от времени проверяйте своё зрение, делайте упражнения для глаз 6) Если вам неуютно от того, что рядом нет компьютера, вы редко фантазируете, а перед глазами герои компьютерных игр—не стесняйтесь и поговорите об этом с родителями, может быть, необходима помощь психолога.

Слайд 12

Влияние компьютера на учащихся Чкаловской основной школы 52 учащихся 5-9 классов Чкаловской основной школы 100% респондентов согласились с тем, что испытывают хорошее настроение при работе на ПК. Но и не испытывают раздражение если не сидят за компьютером с этим согласились 75% опрошенных.

Слайд 13

Как показал анализ, среди учащихся 5-7 классов больше увлекаются компьютерными играми девочки, а среди учащихся 8-9 классов –мальчики. 5-7 класс 8-9 класс мальчики 38 % 66 % девочки 50 % 34 %

Слайд 14

Ниже приведена перекрестная таблица, отражающая мнение девочек и мальчиков влияния ПК на успеваемость Влияет на успеваемость Не влияет на успеваемость мальчики 33% 25% девочки 9 % 33%

Слайд 15

23% опрошенных респондента считают, что общаться с людьми через интернет легче. 87% опрошенных респондентов высказали, что увлечены компьютерными играми. В итоги мы установили, что увлеченных ПК 25 % учащихся нашей школы.

Слайд 16

вывод если общий процент ребят 5-9 классов, увлеченных компьютером, по данным социологов, составляет 80%, то в школе он равен 25 %; учащиеся хорошо осведомлены о влиянии ПК на психическое и физическое здоровье человека из источников СМИ и уроков информатики; на данный момент высокая компьютерная зависимость школьников отсутствует; на наш взгляд, это объясняется тем, что школьники больше времени уделяют занятиям в кружках, спортивных секциях, подготовке к урокам.

Слайд 17

Заключение Такая полезная и необходимая вещь, как компьютер , таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого . Поэтому эту проблему важно обсуждать и решать.

Слайд 18

Список использованной литературы Варашкевич С.А. История конверсии компьютерной игры. М.: ИП РАН, 1997. Виртуальная реальность./ История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. Владыкина Т .№6Февраль 2007// Российская Газета http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=574 http://e-kresli.lv/kresli_veseliba.htm http://medicinform.net/comp/comp_zdor9.htm http://vladnews.ru/2197/Obshhestvo/Monitora_negasimyj_svet_Opasen_li_kompjuter_dla_dete http://www.games.ru/about http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3661 http://www.vitaminov.net/rus-9234-0-0-2974.html www . myarh .r u

Поделиться:

Два плуга

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Домик зимней ночью

Под парусами

Пустой колос голову кверху носит