Исследовательская работа включает в себя:
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Материалы опроса школьников.
2.2. История происхождения и значение школьных терминов
2.3. Выводы
3. Заключение
4. Приложение
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_proishozhdeniya_i_znachenie_shkolnyh_terminov.doc | 536.5 КБ |
Исследовательская работа
История происхождения и значение школьных терминов
Выполнил ученик 1 Г класса
Тихонов Захар
Руководитель – учитель
начальных классов
Астахова Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Материалы опроса школьников.
2.2. История происхождения и значение школьных терминов
2.3. Выводы
3. Заключение
4. Приложение
1. Введение
В русском языке существует множество слов, которые все произносят, не задумываясь над тем, что они означают, откуда произошли? И очень часто даже не подозреваем, что обозначают они совсем не те понятия, что мы в них вкладываем. Мы решили выяснить значение и происхождение некоторых учебных предметов и понятий, связанных со школой. Мы взяли для исследования слова, наиболее часто употребляемые школьниками – школа, каникулы, парта, портфель, тетрадь, карандаш, пенал, альбом, акварель, цифра.
Тема исследования:
«История происхождения и значение школьных терминов».
Объект - учебные предметы и понятия
Предмет - значение и происхождение учебных предметов и понятий.
Цель работы – выяснить значение и происхождение некоторых учебных предметов, вещей и понятий, связанных со школой.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести опрос школьников с целью выяснения знаний о происхождении и значении школьных терминов.
2. Определить источники информации, которые помогут выяснить значение и происхождение школьных терминов.
3. Выяснить значение и происхождение терминов: школа, каникулы, парта, портфель, тетрадь, карандаш, пенал, альбом, акварель, цифра.
Источниками проведения исследования стали детские энциклопедии, словари, материалы периодической печати.
При исследовании были использованы методы:
изучение литературы, опрос, описание, сравнение, обобщение, систематизация полученных результатов.
Считаем, что наши исследования помогут не только расширить кругозор школьников и их словарный запас, но и вызвать внимание и интерес к слову, более осмысленному его использованию и подбору родственных слов.
2. Основная часть
2.1. Материалы опроса школьников
Ежедневно, в разговоре учеников звучат слова, которые знакомы им с первого школьного дня - уроки, каникулы, парта, пенал.
И вряд ли когда-нибудь кто-то задумывался над тем, что они означают.
Чтобы выяснить это, мы провели опрос не только учеников начальной школы, но и ребят старших классов. Было опрошено 12 человек, из них - 3 человека учащиеся 2 кл., 1 -3 кл., 1 – 4 кл., 2 – 5 кл., 5 – 6 класса.
Мы задали им вопрос: знают ли они, что означают слова «школа», «каникулы», «цифра», «портфель», «тетрадь», «карандаш», «пенал», «альбом», «акварель», «парта»,
Результат опроса показал, что только 25 процентов знает значение таких часто употребляемых слов. Да это и не мудрено. Ведь за сотни лет с этими словами произошли такие удивительные изменения, которые порой даже трудно объяснить.
2.2. История происхождения и значение школьных терминов
Например, слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало оно вовсе не учебное заведение, а «досуг», «праздность», «отдых». То есть очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу – как очень приятное и полезное занятие. И надо сказать, они были правы. Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов – философов со своими учениками о
разных науках.
Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия.
С большим нетерпением ждут школьники во время учебы каникулы. А что же означает это слово? В буквальном переводе «каникулы» означает «собачонки» от латинского «канис» - собака. Каникулой» - собачонкой именовали римляне звезду Сириус, считая ее, охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда Сириус появлялся на небосклоне), в Риме начинались самые жаркие летние дни, (происходило это с середины июля до конца августа) и тогда объявлялся перерыв во всех занятиях. Естественно, он и получил название каникулы. Слово перешло в русский язык, и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Мы знаем, что сейчас есть каникулы зимние, осенние и весенние.
Каждый день на уроках математики мы пользуемся цифрами и знаками.
А кто из вас знает, что означает слово «цифра»? Это слово пришло к нам из арабского языка. Кружочек или ноль у арабов назывался «сифра». Так и появилось слово «цифра», только им обозначали уже и другие знаки
Всем школьникам с первого класса знакомо стихотворение С. Маршака:
Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь, приятель ваш.
Все учебные принадлежности мы носим в портфеле. Слово «портфель» -французского происхождения. Первая часть этого слова - «порт» - означает «нести», вторая - «фель» - лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради.
«Тетрадь». «Тетра» в переводе с греческого языка означает «четыре», «сложенный в четверо».
Интересна история появления тетради. Раньше люди писали в восковых тетрадках, которые появились еще во времена древних греков. Это были деревянные дощечки, покрытые воском коричневого или черного цвета. Их связывали шнуром в книжечку и писали палочкой, которая была одновременно и карандашом и ластиком. Один конец был заострен, а другой тупой, в виде лопаточки, им стирали все написанное. Кроме восковых в старину были и железные тетради, вернее дощечки , на которых не писали, а вырезали буквы острым резцом. Вот такие тетрадки были у тогдашних школьников.
Существует загадка: « Длинный парнишка по полю бежит, а за парнишкой дорожка лежит». Это карандаш. Слово это по происхождению не русское. Пришло к нам из тюркского языка. Первая часть - «кара» - означает «черный», вторая - «таш» -камень. Очень интересна история появления карандаша. Появился он случайно. В конце 18 века чешский фабрикант Гартмурт, изготавливающий химические чашки тигли, нечаянно уронил одну из них. Осколок чашки, падая на пол, прочертил четкую линию на бумаге, потому что в глину добавляли немного порошка графита. После недолгих опытов Гартмурт нашел их оптимальное соотношение, и вскоре его фабрика начала делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке, потому что они часто ломались и пачкали пальцы. Тогда французский ученый Конте изобрел для них «деревянную одежду». И вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные «рубашки».
Пенал - для школьника необходимая вещь в портфеле. А произошло оно от латинского слова «пенна», которым называли перо. Поэтому ящичек для хранения перьев назвали пенал.
Всем, кто любит рисовать, знакомы альбом и акварель. Слово «альбом» произошло от латинского слова «альбус», что означает «белый». Действительно, листы в альбоме белые и чистые.
«Акварель». Слово «аква» в переводе с латинского – вода, акварель-водяная прозрачная краска, а так же живопись такими красками.
Вы наверное заметили, что все слова, которые мы исследовали, пришли к нам издалека . А вот школьная парта - это наше российское изобретение. В конце 18 века в уральский город Брусняты Белоярского района за участие в деятельности тайного революционного общества народников «Земля и воля» был сослан студент Петербургского Университета Петр Феоктистович Коротков. Работая в школе учителем, он изобрел стол с наклонной верхней плоскостью, за которой можно было писать не горбясь.
За свое изобретение в 1887 году получил серебряную медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке.
Конструкция оказалась очень удачной, и вскоре распространилась повсеместно. А вот почему это изобретение назвали «парта» даже ученые не все ясно себе это представляют. В результате исследования, мы выяснили, что слово это произошло от французского « apart» , что означает «особо», «в отдельности», когда - то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным многоместным общим школьным столам и скамьям.
2.3. Выводы
В результате наших исследований установлено, что из опрошенных нами школьников, только 25 процентов могут пояснить значение избранных для исследования школьных терминов.
Исследуя выбранные источники с целью выяснения значения и происхождения школьных терминов, мы пришли к выводу, что из 10 исследуемых школьных терминов 4 имеют латинские корни, 2 слова заимствованы из французского языка, 2 - из греческого, 1 слово арабского происхождения, 1 слово из тюркского языка.
3.Заключение
В дальнейшем мы думаем продолжить исследование этой темы, так как это очень интересно и может пригодиться на уроках. Зная историю слов, легче запомнить их правописание, и разобраться, какой был их изначальный смысл. Данный материал можно использовать в работе с учащимися младших классов на занятиях в школе.
4.Приложение
Школа (греч.) «схолэ» -досуг, отдых, праздность.
Каникулы (латин.) «канис» - собачка.
Цифра (араб.) «сифра» - ноль, кружок.
Портфель (франц.) «порт» -нести, «фель» - лист.
Тетрадь (греч.) «тетра» - четыре.
Карандаш (тюрк.) кара» -черный, «таш» - камень.
Пенал (латин.) «пенна» - перо.
Альбом (латин.) «альбус» - белый.
Акварель (латин.) «аква»-вода.
Парта (франц.) «апарт» - в отдельности, особо.
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Усатый нянь
Зимовье зверей
Есть ли лёд на других планетах?