• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Комфортность образовательной среды школы№161

Опубликовано Болотских Елена Аркадьевна вкл 21.01.2013 - 15:59
Болотских Елена Аркадьевна
Автор: 
Шелепанова Татьяна

 

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяются тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками. Анализ мониторинга посещаемости учебных занятий показал, что в школе есть учащиеся, которые пропускают занятия из-за нежелания идти в школу. Успеваемость некоторых обучающихся может быть выше, чем есть на самом деле. Причинами такого состояния обучающиеся называют: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации. Отсюда вытекает, что не все обучающиеся чувствуют себя в школе комфортно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komfortnost_obrazovatelnoy_sredy_shkoly.docx189.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

XIII научно-практическая конференция школьников Новосибирского района

Секция психологии

 Комфортность  образовательной

среды школы№161

                        Шелепанова Татьяна

9 класс

МБОУ-ООШ №161

Новосибирского района

Новосибирской области

Руководитель:

Болотских Елена Аркадьевна,

педагог-психолог первой

квалификационной категории,

Контактный телефон 2976 - 446

Ст.Издревая

2011

Введение

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяются тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками. Анализ мониторинга посещаемости учебных занятий показал, что в школе есть учащиеся, которые пропускают занятия из-за нежелания идти в школу. Успеваемость некоторых обучающихся может быть выше, чем есть на самом деле. Причинами такого состояния обучающиеся называют: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации. Отсюда вытекает, что не все обучающиеся чувствуют себя в школе комфортно.

 Принцип психологической комфортности провозглашается современной педагогикой одним из важнейших принципов образования.

Этот принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», которая создает ощущение уверенности, успешности,  продвижения вперед.

Цель исследования: Выявить уровень комфортности образовательной среды.

Объект исследования: учащиеся  5 – 9 классов, общий объём выборки 99 человек

Предмет  исследования –  комфортность  образовательной среды

Гипотезой  нашего исследования выступает предположение о том, что уровень  комфортности образовательной среды недостаточно высокий, его повышение напрямую зависит от активности всех субъектов образовательного процесса.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
  2. подобрать и апробировать  диагностические процедуры, направленные на изучение комфортности образовательной среды;
  3. изучить показатели и компоненты комфортности;
  4. провести анализ  взаимосвязи уровня комфортности с активной деятельностью  участников образовательного процесса.

Методы исследования:

  1. анализ литературы по проблеме исследования;
  2. психодиагностический метод;
  3. количественный и качественный анализ полученных данных.

           Мы предполагаем, если учителя и дети начинают ощущать себя в школе более комфортно, значит, школа развивается.

 В противном случае либо никакого развития не происходит, либо оно происходит за счет психологического здоровья участников образовательного процесса, что в конце концов сказывается на всем, в том числе и на образовательных результатах.

Глава 1.

Теоретические основы понятия «комфортность» и составляющие компоненты

1.1  Понятие «комфортности» в психологии.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют".

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  1. Психологическая
  2. Интеллектуальная
  3. Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

  1. положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
  2. доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу, грубость.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Не все обучающиеся являются успешными в учебной деятельности, не все умеют ставить и добиваться намеченных целей, но каждый ребенок желает видеть рядом с собой верных друзей; добрых, отзывчивых учителей; а учиться в самой лучшей школе, на самых увлекательных уроках.

  1. Составляющие компоненты «комфортности».

В структуру психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении входит 4 компонента:

  1. Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)
  2. Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
  3. Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
  4. Личностный компонент (внутриличностная комфортность)

В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также  4 группы  ее показателей.

            Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ

Компоненты психологической комфортности

Показатели психологической комфортности

  1. Организационный компонент

Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе

  1.  Деятельностный компонент

1)мотивация учебной деятельности;

2)мотивация достижения успехов (избегания неудач);

3)уровень притязаний;

4)отношение к учению;

  1. Коммуникативный компонент

1)удовлетворенность  качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»;

2) удовлетворенность  качеством взаимоотношений в системе «ученик –

учитель»

  1. Личностный компонент

1)преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности);

2)уровень самооценки

                                                             

Глава 2.

Экспериментальное изучение  комфортности образовательной среды

2.1 Описание выборки методов исследования

           Для исследования можно использовать психодиагностические методики, мы взяли по одной методике для каждого компонента:

Компоненты

Показатели психологической комфортности

Психодиагностические методики

1.Организа

ционный

Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе

Методика диагностики удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса (сост.М.В.Лукьянова, Н.В.Калинина; адапт.Н.П.Бадьиной)

2.Деятель

ностный

1)мотивация учебной деятельности;

2)мотивация достижения успехов (избегания неудач);

3)уровень притязаний

4)отношение к учению

Методика изучения мотивации обучения (адапт. М.В.Лукьяновой, Н.В.Калининой)

           Методика определения мотивации достижения успеха и боязни неудачи (А.А.Реан)

Моторная проба (К.Шварцландер)

Методика анализа отношения школьников к учению (Л.Балабкиной)

3.Коммуни

кативный

1)удовлетворенность  качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»;

2) удовлетворенность  качеством взаимоотношений в системе «ученик –

учитель»

Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин)

Анкетирование

4.личностный

1)преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности);

2)уровень напряженности на уроке

2)уровень самооценки

Филлипс-тест

Методика определения уровня беспокойства-тревоги (Ж.Тейлор)

Анкета

Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт. Л.Д.Столяренко)

2.2 Личностный компонент

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке, мы решили провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.

Анкета

Напряженность (для учащихся средних классов)

 

Утверждения

Да

Не знаю

Нет

1

У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности

 

 

 

2

Меня ничто не может вывести и из хорошего расположения духа

 

 

 

3

Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня

 

 

 

4

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах

 

 

 

5

Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета

 

 

 

6

Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса

 

 

 

7

Насмешки одноклассников не портят мне настроение

 

 

 

8

Я спокойно сплю, и меня не преследуют экзаменационные мотивы

 

 

 

9

В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно

 

 

 

10

Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал

 

 

 

11

Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке

 

 

 

12

Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня

 

 

 

13

Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене

 

 

 

14

Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны

 

 

 

15

Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки

 

 

 

16

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе

 

 

 

17

Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя

 

 

 

18

Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство

 

 

 

19

Меня сильно беспокоит мое положение в классе

 

 

 

20

Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости

 

 

 

21

Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня

 

 

 

22

Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом

 

 

 

23

Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала

 

 

 

24

Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассников)

 

 

 

25

Возможные неудачи в учебе тревожат меня

 

 

 

26

Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться

 

 

 

27

Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий

 

 

 

28

Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом

 

 

 

29

Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние

 

 

 

30

После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться

 

 

 

 

Суммарный бал

 

 

 

Подсчет результатов:

Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + кол-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)

Шкала оценки результата анализа анкеты:

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Мальчики

Меньше 8

8 - 11

12 - 15

16 - 18

Выше 18

Девочки,

Меньше 12

12 - 14

15 - 18

19 - 22

Выше 22

Данный тест был проведен среди учащихся 5 – 9 классов, что составило 99 учащихся, принявших участие в мониторинге. Результаты теста можно увидеть в виде таблиц и диаграмм. В нижеприведенной таблице на примере  учащихся 9 класса показано, как оформлять результаты анализа анкеты оценки напряженности.

Результаты анализа анкеты оценки напряженности:

Ф.И. учащихся

Суммарный бал

Уровень напряженности

1.

8

чрезмерное спокойствие

2.

10

чрезмерное спокойствие

3.

18

высокий уровень

4.

15

нормальный уровень

5.

16

нормальный уровень

6.

17

нормальный уровень

7.

19

повышенный уровень

8.

15

нормальный уровень

9.

14

нормальный уровень

10.

18

высокий  уровень

Анализируя результаты тест учащихся, мы подводим итог:

Кол -во учащихся с высоким уровнем напряженности – 3чел. – 30%

А теперь давайте посмотрим распределение оценки напряженности среди 5 - 9 классов.

классы

                             Уровень напряженности

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

9а

2

3

2

2

9б

7

2

1

8

2

8

5

3

7

3

10

5

1

6

4

10

4

6

5

3

13

3

Итого:

14 – 14%

51 – 52%

21 – 21%

13 – 13%

Распределение оценки напряженности среди 5 - 9 классов на диаграмме. Из диаграммы видно, что:

  1. высокий уровень напряженности имеют 21ученик, что составляет -21  %
  2. повышенный уровень напряженности имеют 13учеников, что составляет -13 %
  3. нормальный уровень напряженности имеют 51 человек, что составляет -  52 %
  4. и чрезмерно спокойный уровень напряженности имеют 14 человек – 14%

 

Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой.

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем  сказать, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае не достаточно высокая.

2.3 Коммуникативный компонент

С     целью     получения        содержательной     характеристики     психологического климата коллектива А.Н.Лутошкин предлагает использовать карту-схему. Она состоит из серии полярных      утверждений     с   семибалльной    шкалой.  

В инструкции испытуемым предлагается дать оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в организации. Для этого необходимо прочитать в схеме характеристики сначала слева, затем справа и после этого поставить в средней части листа ту оценку, которую испытуемый выбрал.

Оценки:

+3 свойство проявляется в коллективе всегда (утверждение слева)

+2 свойство проявляется в большинстве случаев (слева)

+1 свойство проявляется достаточно, чтобы его заметить (слева)

0        ни то, ни противоположное свойство не проявляется достаточно

ясно, или в одинаковой степени проявляется и то, и другое свойство

-1 свойство проявляется достаточно заметно (справа)

-2 свойство проявляется в большинстве случаев (справа)

-3 свойство проявляется всегда (справа)

Карта-схема

№ п/п

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

1

Преобладает бодрый,    жизнерадостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение

2

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия

3

Членам коллектива нравится быть вместе

Члены коллектива выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

4

Успехи или неудачи членов коллектива вызывают сопереживание

Успехи вызывают зависть, неуспехи – злорадство

5

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

Каждый нетерпим к мнению коллег

6

Один за всех, все за одного

Каждый сам за себя

7

Чувство гордости за каждого члена коллектива

Равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам

8

Каждый активен, полон энергии

Каждый инертен, пассивен

9

Совместные дела всех увлекают

Никого нельзя поднять на совместное дело

10

В коллективе справедливо относятся друг к другу

Коллектив распадается на привилегированных и отверженных

Обработка результатов:

1.    Сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы        вычесть меньшую.

2.    Полученный результат разделить на 10 (10 шкал).

Оценка: положительные значения конечного показателя соответствуют

благоприятному, а отрицательные – неблагоприятному психологическому

климату.

Результаты:

класс

                   Оценка психологического климата

положительная

отрицательная

9а

9 чел. – 100%

9б

10 чел. – 100%

8

13 чел. – 72%

5 чел. – 28%

7

16 чел. – 84%

3 чел. – 16%

6

19 чел. – 79%

5 чел. – 21%

5

16 чел. – 84%

3 чел. – 16%

Итого:        

                                     

83 чел. – 84%                                                          

16 чел. – 16%

Из анализа результатов методики видно, что не все учащиеся чувствуют себя комфортно в классном коллективе. Таким ребятам сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, они выбирают два пути: агрессию и конфликт или «уход в себя», вплоть до ухода из школы.

2.4 Деятельностный компонент

 В методике Лукьяновой М.И. по изучению мотивации обучения у  старшеклассников

обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.

  1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…
  1. Дальнейшей жизни
  2. Поступления в ВУЗ, продолжения образования
  3. Саморазвития, самосовершенствования
  4. Будущей профессии
  5. Обретения места в обществе
  6. Создание карьеры
  7. Получение стартовой квалификации и устройства на работу
  1. Я бы не учился, если бы…
  1. Не было школы
  2. Не было бы необходимости в этом
  3. Не необходимость поступления в ВУЗ и моя будущая жизнь
  4. Не чувствовал, что это необходимо
  5. Не думал о том, что будет дальше
  6. Обучение в школе и знания необходимы мне для…
  1. Не нравится, когда меня хвалят за…
  1. Знания
  2. Успехи в учёбе
  3. Хорошую успеваемость
  4. Способности и ум
  5. Трудолюбие и работоспособность
  6. Хорошие отметки
  1. Мне кажется, что цель моей жизни…
  1. Получить образование
  2. Создать семью
  3. Сделать карьеру
  4. В развитии и совершенствовании
  5. Быть счастливым
  6. Быть полезным
  7. Принять достойное участие в эволюционном процессе
  8. Пока не определена
  1. Моя цель на уроке…
  1. Получение информации
  2. Получение знаний
  3. Попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала
  4. Выбрать для себя необходимое знание
  5. Внимательно слушать учителя
  6. Получить хорошую отметку
  7. Пообщаться с друзьями
  1. При планировании своей работы я…
  1. Обдумываю её, вникаю в смысл
  2. Сначала отдыхаю
  3. Стараюсь выполнить всё аккуратно
  4. Выполняю сначала наиболее сложную её часть
  5. Стараюсь выполнить её быстрей
  1. Самое интересное на уроке – это…
  1. Обсуждение интересного вопроса
  2. Малоизвестные факты
  3. Практика, выполнение заданий
  4. Интересное сообщение учителя
  5. Диалог, обсуждение , дискуссия
  6. Получить отличную отметку
  7. Пообщаться с друзьями
  1. Я изучаю материал добросовестно, если…
  1. Он мне очень интересен
  2. Он мне необходим
  3. Мне нужна хорошая отметка
  4. Без всяких усилий, потому что делаю это всегда
  5. Меня заставляют
  6. У меня хорошее настроение
  1. Мне нравиться делать уроки, когда
  1. Их мало и они не сложные
  2. Когда я знаю, как их делать и у меня всё получается
  3. Это мне потребуется
  4. Это требует усердия
  5. Я отдохну после школы и дополнительных занятий
  6. У меня хорошее настроение
  7. Материал или задание мне интересны
  8. Всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний
  1. Учиться лучше меня побуждает..
  1. Мысли о будущем
  2. Конкуренция и мысли о получении аттестата
  3. Совесть, чувство долга
  4. Стремление получить высшее образование
  5. Ответственность
  6. Родители или учителя
  1. Я более активно работаю на уроке если…
  1. Ожидаю одобрения окружающих
  2. Мне интересна выполняемая работа
  3. Мне нужна хорошая отметка
  4. Хочу больше узнать
  5. Хочу, чтоб на меня обратили внимание
  6. Изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем
  1. Хорошие отметки – это результат…
  1. Моего напряжённого труда
  2. Труда учителя
  3. Подготовленности и понимания мной темы
  4. Моего везения
  5. Моего добросовестного отношения к учёбе
  6. Моего таланта или способностей
  1. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит…
  1. Настроения и самочувствия
  2. Понимания мной учебного материала
  3. Моего везения
  4. Активной подготовки, прилагаемых усилий
  5. Заинтересованности в хороших отметках
  6. Внимание к речи учителя
  1. Я буду активным на уроке, если..
  1. Хорошо знаю тему или понимаю учебный материал
  2. Смогу справиться с предлагаемыми заданиями
  3. Считаю нужным всегда так поступать
  4. Меня не будут ругать за ошибки
  5. Твёрдо уверен в своих знаниях
  6. Мне иногда так хочется
  1. Если учебный материал мне не понятен…
  1. Ничего не предпринимаю
  2. Прибегаю к помощи товарищей
  3. Мирюсь с ситуацией
  4. Стараюсь разобраться во что бы то ни стало
  5. Надеюсь, что разберусь потом
  6. Вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке
  1. Сделав ошибку при выполнении заданий я..
  1. Выполняю его повторно, исправляя ошибки
  2. Теряюсь
  3. Прошу помощи у товарищей
  4. Нервничаю
  5. Продолжаю думать над ним
  6. Отказываюсь от его выполнения
  1. Если я не знаю , как выполнить учебное задание, то я…
  1. Обращаюсь за помощью к товарищам
  2. Отказываюсь от его выполнения
  3. Думаю и рассуждаю
  4. Списываю у товарища
  5. Обращаюсь к учебнику
  6. Огорчаюсь
  1. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они…
  1. Требуют большого умственного напряжения
  2. Не требуют усилий
  3. Требуют зубрёжки и необходимость действовать по шаблону
  4. Не требуют сообразительности
  5. Сложные и большие
  6. Однообразные и не требуют логического мышления

Предложения 1,2,3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.

Содержательный блок 3 анкеты (предложения 7,8,9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив – 0 баллов

Игровой мотив – 1 балл

Получение отметки – 2 балла

Позиционный мотив – 3 балла

Социальный мотив -4 балла

Учебный мотив – 5 баллов

Ключ  для 1,2,3 показателей мотивации

№ предложений и баллы им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

5

5

4

3

3

3

-

1

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

2

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

3

8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

1

3

5

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации подростков.

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

1

26-29

24-28

24-28

72-85

2

21-25

18-23

28-23

55-71

3

18-20

12-17

24-27

42-54

4

15-17

8-11

9-23

30-41

5

До 14

До 7

До 8

До 29

  1. Очень высокий уровень мотивации
  2.  Высокий уровень мотивации
  3. Средний уровень мотивации
  4. Сниженный уровень мотивации                        
  5.   Низкий уровень мотивации

Анализ мотивации учения обучающихся

классы

                             Уровень мотивации

очень высокий

высокий

средний

     заниженный

9а

7чел. – 78%

2чел. – 22%

9б

2чел. – 20%

6чел. – 60%

2чел. – 20%

8

2чел. – 11%

9чел. – 50%

5чел. – 28%

2чел. – 11%

7

4чел. – 21%

11чел. – 58%

3чел. – 16%

1чел. – 5%

6

6чел. – 25%

8чел. – 33%

6чел. – 25%

4чел. -17%

5

6чел. – 32%

9чел. – 48%

2чел. – 10%

2чел. – 10%

итого

20чел. – 20%

50чел. – 51%

20чел. – 20%

9чел. – 9%

Мы выявили, что такой показатель мотивации, как личностный смысл учения развит у подростков на достаточно высоком уровне.

51% учеников относятся к учебному процессу, как к долгу перед родителями или возможностью получить высшее образование.

20% учеников такой показатель мотивации, как личностный смысл учения понимают в полную силу. Такие ребята являются полностью успешными в учебной деятельности.

20% учеников относятся к учебному процессу довольно серьезно. Процесс обучения в школе и знания необходимы им не только для хороших оценок, но и для саморазвития. Но эти ученики встречаются с трудностями. Иногда не понимают предмет, или у них существуют напряженные отношения с учителями.

9% учеников не хотят учиться вовсе и их успеваемость это подтверждает. Они часто пропускают уроки. Эти подростки боятся неудачи в учебных делах, а поэтому пытаются не брать на себя очень сложные задачи. Таким ученикам необходима помощь со стороны педагогов и родителей. Они не проявляют интереса к учебному процессу, и поэтому не занимаются постановкой каких-либо целей. Успех в учебном процессе их не интересует.

2.5 Организационный компонент

Диагностика психологических условий школьной образовательной среды

                                Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка образовательным учреждением и своим пребыванием в нем.

Цель предлагаемой ниже методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

  1. интенсивность образовательной среды;
  2. эмоционально-психологический климат;
  3. удовлетворенность образовательной средой;
  4. демократичность образовательной среды;
  5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
  6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся

Родители

Педагоги

Интенсивность

образовательной среды

проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально-психологический климат

проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

Удовлетворенность образовательной средой

проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность образовательной среды

проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

Содействие формированию познавательной мотивации

проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

 Учащиеся читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой – номером вопроса.

Обработка результатов: ответы “а” оцениваются в 1 балл; “б” - 0,5 баллов; “в” - 0 баллов.

Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.

Например, учащийся ответил на вопросы анкеты следующим образом:

Бланк ответов

1. б

2. а

3. б

4. в

5. б

6. а

7. а

8. а

9. а

10. в

11. в

12. а

13. а

14. а

15. б

16. б

17. б.

18. а

И

Э

У

Д

М

КО

В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) – 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1.

Оценка результатов: чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

0 – 0,40 – низкий уровень; 0,41 – 0,70 – средний уровень; 0,71 – 1 – высокий уровень.

Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.

Данный ученик отмечает:

  1. высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
  2. высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;
  3. достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;
  4. низкую степень демократичности образовательной среды;
  5. низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.

                         Анкета для учащихся

  1. Устаешь ли ты обычно на уроках?

         а) да;

б) на некоторых;

в) нет.

  1. Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

  1. Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

  1. Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

а) да;

б) в некоторых случаях;

в) нет.

  1. Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

  1. Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе.

а) высокий;

б) достаточный;

в) низкий.

  1. Оцени объем домашних заданий.

а) чрезмерный;

б) оптимальный;

в) недостаточный.

  1. Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

  1. Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей?

а) да;

б) не все;

в) нет.

  1. Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися?

а) да;

б) не всегда или не все;

в) нет.

  1. Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?

а) да;

б) не всегда или не в полной мере;

в) нет.

  1. Пользуешься ли ты услугами репетиторов?

а) нет;

б) редко;

в) систематически.

  1. Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования?

 а) да;

б) уровень требований оптимальный;

в) уровень требований недостаточный.

  1. Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке?

а) да;

б) хотелось бы чаще;

в) практически никогда.

  1. Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в “школьной жизни”?

а) да;

б) не все;

в) нет.

  1. Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

  1. Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

  1. Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?

а) почти уверен, что поступлю;

б) не уверен, что поступлю;

в) почти уверен, что не поступлю.

     класс

Удовлетворенность  обучающихся образовательной средой

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

9а

9 – 100%

9б

2 – 20%

7 – 70%

1 – 10%

8

1 – 6%

15 -83%

2 – 11%

7

2 – 11%

16 – 84%

1 – 5%

6

5 – 21%

14 – 58%

5 – 21%

5

10 – 53%

8 – 42%

1 – 5%

всего

20 – 20%

69 – 70%

10 – 10%

2.6 Анализ результатов исследования

Диагностика психологической комфортности ребенка в школе позволяет выявить ее уровень.

Существуют три уровня психологической комфортности:

  1. Уровень психологического дискомфорта («психотравмирующая среда»).
  2. Уровень психологической безопасности («психологическая нейтральная среда»).
  3. Уровень психологической комфортности («психологически комфортная среда»).

Для подведения итога нашей работы обратимся к сводной таблице:

Показатели комфортности

                               уровни

повышенный

высокий

Средний

норма

сниженный

Напряженность

15%

21%

52%

14%

Психологический климат

84%

16%

Мотивация

20%

51%

20%

9%

Удовлетворенность образовательной средой

20%

70%

10%

По результатам исследования в нашей школе 3-й  высокий уровень – «Психологически комфортная среда

Заключение

Гипотезой  нашего исследования выступало предположение о том, что

уровень  комфортности образовательной среды недостаточно высокий. Гипотеза не нашла подтверждения. Уровень комфортности в нашей школе достаточно высокий.

                         Диагностические методики позволили выявить проблемные области у учащихся, показавших низкие результаты в процессе исследования.  Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в данном направлении. Педагоги и психологи должны как можно больше работать с учениками над развитием позитивных мотивов учебной деятельности. Способствовать росту их внутренней мотивации учения.

Как добиться психологической комфортности в школе?

  1. используйте в своей работе просьбы, а не требования;
  2. используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  3. используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  4. добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
  5. не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  6. создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
  7. используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Как добиться интеллектуальной комфортности в школе?

  1. используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке;
  2. используйте не менее трех видов преподавания;
  3. используйте  методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.
  4. используйте динамические паузы или минуты релаксации;
  5. наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
  6. стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
  7. поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
  8. создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;
  9. справедливо оценивайте ответы учащихся. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Как добиться физической комфортности в школе?

  1. организация горячего питания в школе;
  2. соблюдение питьевого режима;
  3. соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
  4. обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности образовательной среды:

  1. уважайте детей;
  2. не навреди, ищите в детях хорошее;
  3. замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
  4. не приписывайте успех себе, а вину ученику;
  5. ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
  6. на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
  7. не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
  8. хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
  9. только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
  10. не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
  11. оценивайте поступок, а не личность;
  12. дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

Использованная литература:

  1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.
  2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
  3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
  4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
  5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.


Поделиться:

Зимний лес в вашем доме

Извержение вулкана

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Весёлая кукушка