Целью данной работы является изучение звука, образованного при извлечении с поверхности стеклянных бокалов. В ходе работы использованы методы: 1. Теоретический: комплекс мыслительных операций (анализ, сравнение, индукция). 2. Практический: комплекс практических действий (ведение наблюдений, измерения, описание происходящих процессов в словесной и образной формах)
В ходе работы проведены эксперименты по извлечению звука с поверхности бокалов разной формы, с различным наполнением. Экспериментально подтверждены звуковые колебания.
Выявлены:
Различия между простым звуком и сложным
Возникновение волн при излучении звука
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Окружной конкурс исследовательских работ младших школьников
«Я - исследователь»
Секция «Физика и техника»
Название работы: «Как поёт бокал?»
Российская Федерация
Забайкальский край
ГО «Посёлок Агинское»
Автор: Эрдынеев Мунко, 3 «Б» класс
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»
Научный руководитель: Скороход Лариса Юрьевна –
заместитель директора по воспитательной работе.
2012 год
Название работы «Как поёт бокал?»
Автор: Эрдынеев Мунко
Российская Федерация
Забайкальский край
ГО «Посёлок Агинское»
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4», 3 «Б» класс
Краткая аннотация
В данной работе проведены эксперименты по извлечению звука из бокалов разной формы с различным наполнением. Автором работы проделаны опыты для выявления причин звучания бокалов.
Название работы «Как поёт бокал?»
Автор: Эрдынеев Мунко
Российская Федерация
Забайкальский край
ГО «Посёлок Агинское»
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4», 3 «Б» класс
Аннотация
Целью данной работы является изучение звука, образованного при извлечении с поверхности стеклянных бокалов. В ходе работы использованы методы: 1. Теоретический: комплекс мыслительных операций (анализ, сравнение, индукция). 2. Практический: комплекс практических действий (ведение наблюдений, измерения, описание происходящих процессов в словесной и образной формах)
В ходе работы проведены эксперименты по извлечению звука с поверхности бокалов разной формы, с различным наполнением. Экспериментально подтверждены звуковые колебания.
Выявлены:
Название работы «Как поёт бокал?»
Автор: Эрдынеев Мунко
Российская Федерация
Забайкальский край
ГО «Посёлок Агинское»
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4», 3 «Б» класс
План исследований
Проблема: Как поёт бокал?
Гипотеза: если, я найду ответ на поставленную мною проблему, то смогу извлекать необычные звуки, составляя определённую мелодию.
Методы:
1. Анализ и сравнение.
2. Ведение наблюдений и измерений, описание происходящих процессов.
Цель: Изучение звука, образованного при извлечении с поверхности стеклянных бокалов.
Объект: Колебательные движения.
Предмет: Звук бокала.
Задачи:
Научная новизна: извлекая различные звуки с поверхности стеклянных сосудов, постигаем, исследуем сложность движений и тайну красоты мелодии.
Практическая значимость:
Экологически безопасное и экономичное изучение звуковых колебаний с поверхности стеклянных сосудов (бокалов). Составление музыкальных мелодий, что необычно, интересно и увлекательно.
Название работы «Как поёт бокал?»
Автор: Эрдынеев Мунко, 3 «Б» класс
Российская Федерация
Забайкальский край
ГО «Посёлок Агинское»
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»
Научная статья (описание эксперимента)
Звук поющего бокала. Я услышал звуки, которые издают обыкновенные бокалы при лёгком поглаживании. Мне было интересно узнать «Как поют бокалы?». Данный вопрос и стал проблемой моей работы. Я искал материал о поющих бокалах в энциклопедиях, в Интернете. С учителем мы провели исследования по извлечению звука из сосудов разной формы, с различным наполнением.
Работая с книгой, я узнал об известном физике Бенджамине Франклине, который сделал инструмент гласкорд или гармонику Франклина. Старинный музыкальный инструмент, представлял собой вал, помещённый в продолговатый футляр, до определённого уровня наполненный водой. На этом валу было укреплено до сорока полушарий, постепенно увеличивающихся в размере и вдвинутых друг в друга. Вал с прикреплёнными к нему полушариями приводился во вращательное движение с помощью ножной педали (приложение 1). Перед началом игры стеклянные полушария смачивали и, прикасаясь пальцами к тому или иному полушарию, извлекали желаемые звуки. Экземпляр этого инструмента в наши дни можно увидеть в Петербурге, в Музее музыки в Шереметьевском дворце.
В литературе, пишут, что «запеть» можно заставить не всякий бокал (приложение 2). Основную роль в возникновении звука играет сила трения между пальцем и краем бокала. В отличие от силы сухого трения, сила трения со смазкой, роль которой играет вода, зависит от скорости скольжения пальца по краю бокала.
Бокал начинает звучать не сразу, он должен «обтереться» и звук достигает своего максимального звучания тоже не сразу. Тонкие бокалы дают довольно чистый звук, однако стоит руке сделать неверное движение, и звук становится неприятным – сложным (приложение 3).
Звук извлекается при помощи влажного пальца, при этом вода в бокале совершает движения, образуя волну. Достаточно одной бусинки на ниточке, чтобы увидеть колебания: в одних положениях шарики, соприкасающиеся с чашей, не отклоняются, в других отскакивают от бокала.
Мы провели опыты для изучения рисунка и линий, образованных на поверхности воды: в месте, где остановился палец, образуются узловые линии (приложение 4).
Наши исследования доказали, что лучше поют бокалы из простого тонкого стекла.
Кроме извлечения звуков мы провели опыты для того, чтобы узнать, что влияет на звучание бокалов (приложение 5, приложение 6). Для эксперимента нам понадобились: бокалы, ложка, вода, соль, приемник звука - ухо.
№ опыта | Цель | Результат |
Опыт 1. | Получение звука постукиванием ложечкой по бокалу, наполненному чистой водой. | Восприятие на слух. Данный звук возьмём за эталон. |
Опыт 2. | Получение звука постукиванием ложечкой по бокалу, наполненному водой, изменив состав жидкости (в чистую воду добавили столовую ложку соли). | Восприятие на слух. Вывод: Высота тона звука понизилась по сравнению со звуком от эталона, что зарегистрировано ухом |
Опыт 3. | Получение звука постукиванием ложечкой по стенкам, заменив хрустальный бокал бокалом из обычного стекла, наполненный чистой водой. | Зафиксировали звук. |
Опыт 4. | Добавили в воду ложку соли. При её размешивании постукивали ложкой по бокалу, зафиксировали звук. | Высота тона звука понизилась |
Опыт 5. | Вновь заменили бокал: взяли тонкостенный, химический огнеупорный. Наполнили его чистой водой и получили звук постукиванием ложечкой по стенкам. | Зафиксировали звук. |
Опыт 6. | Добавили в воду ложку соли. При ее размешивании постукивали ложкой по бокалу, зафиксировали звук. | Высота тона звука понизилась |
Выводы:
1) Тон звука при добавлении соли в воду во всех случаях понижается
2) Понижение тона различно и зависит от материала, из которого изготовлен бокал
3) Более низкие звуки получены от бокала из обычного стекла, а более высокие – от хрустального
4) Эффект понижения тона звука практически исчезал после полного растворения соли, так как содержащийся в ней воздух высвобождается.
Литература
Басня "Две подруги"
Сочинение
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Новый снимок Юпитера
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны