• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа по теме "Родовые черты жанра фантастики в произведениях А. Р. Беляева"

Опубликовано Сайт учителя русского языка и литературы Космачевой Светланы Владимировны вкл 03.02.2013 - 18:20
Сайт  учителя  русского  языка  и  литературы  Космачевой  Светланы  Владимировны
Автор: 
Космачева Яна

ки.

В ходе данного исследования были рассмотрены романы Беляева и на их материале изучены родовые черты жанра фантастики.

  При жизни писателя его произведения были популярны в читательской среде, но замалчивались, критиковались, издавались небольшими тиражами и долго не переиздавались. В последние десятилетия книги А.Р.Беляева выходят миллионными тиражами на многих языках.

  Беляев оставил не только увлекательные художественные произведения, но и около 50 научных предвидений, многие из которых сбылись или принципиально осуществимы, и только 3 считаются ошибочными.

  В наши дни книги А.Р.Беляева заслуженно заняли место в ряду лучших произведений мировой литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belyaev1.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Вольновская средняя                 общеобразовательная школа» Полтавского района Омской области

                               

                            Научное общество учащихся «Поиск»

                             

                                  Родовые черты жанра  фантастики

                                      в произведениях А.Р.Беляева

                           

                          Исследовательская работа по литературе

 

                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                   ученица 8 класса

                                                                                                   Космачёва Я.Ю.

                                                                                                   Руководитель:

                                                                                                   учитель русского                                              

                                                                                                   языка и литературы

                                                                                                    Космачёва С.В.

                                                                                                    Консультант:

                                                                                                    доцент кафедры

                                                                                                    лингвистического

                                                                                                    образования БОУ            

                                                                                                    ДПО «ИРООО»,

                                                                                                    к.ф.н.

                                                                                                    Токарев

                                              2009  

                                                     11

                                           Приложение

    1925г. стал знаменательной вехой в творческой биографии писателя. В журнале «Всемирный следопыт» был опубликован рассказ «Голова профессора Доуэля». Фантастическое произведение, в основу которого была положена история человека, потерявшего своё тело, сразу привлекло внимание к автору. Казалось бы, надуманный сюжет рассказа по существу был глубоко автобиографичен – Беляеву на собственном опыте пришлось ощутить, что значит полная неподвижность и оторванность от окружающего мира. Правдоподобие логических описаний, увлекательная, мастерски воплощённая коллизия обеспечили ему успех у читателей. Широкий интерес вызвала сама идея, которую Беляев избрал в качестве темы своего произведения, - возможность существовать без тела, «конструировать» человека. Вокруг неё развернулись критические дискуссии, которые порой сводились лишь к попыткам выяснить степень «научности» художественного  рассказа. Двенадцать лет спустя Беляев переработает своё произведение. В 1937г. «Голова профессора Доуэля» теперь уже роман, появится на страницах газеты «Смена».

  С 1927г. Беляев начинает сотрудничать в возобновлённом к этому времени журнале «Вокруг света». С первых номеров в нём начинают печатать роман «Человек-амфибия». Его героем становится учёный. Искусные  руки хирурга возродили к жизни человека, чьё существование неотделимо от моря. Наука и фантастика вновь слились в произведении Беляева со стремительным сюжетом, драматическими событиями, в результате которых ломаются жизни персонажей. Для Беляева оказывается важной и социальная сторона происходящего – судьба учёного в обществе. Действие «Человека – амфибии», как и многих других произведений фантаста, происходит в далёкой экзотической стране.

                                                        3

                                                               Введение

   А.Р.Беляев (1884-1942)-  прозаик, очеркист, автор статей по теории      

 научно -  фантастической литературы. Он предсказал многие новые современные технологии. Этого человека по праву можно назвать одним из основоположников научной фантастики. Его волновали проблемы науки и техники будущего: освоение Вселенной, биология, медицина… А.Р.Беляев был разносторонним человеком. Он учился одновременно в юридическом лицее и в консерватории по классу скрипки, серьёзно увлекается театром, фотографией. Беляев был мечтателем, он всегда стремился летать, мечтая о том, что придёт время, когда неизлечимо больного человека смогут вылечить, изменить его форму.

  С детства питавший страсть к приключениям и путешествиям, живо интересовавшийся наукой и техникой, Беляев избирает для себя жанры научной фантастики и приключений.

  А.Р.Беляев сыграл значительную роль в советской научной фантастике 20-х годов. В его лучших романах смелая биологическая гипотеза перерастает в социальный конфликт. Однако считаем, что своеобразие фантастических произведений Беляева представлено в критике недостаточно.

  Объектом исследования данной работы являются романы Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»

  Предмет исследования - представленные в них черты жанра фантастики.

  Задачи:

1.Изучить определение жанра фантастики в различных источниках и определить основные черты жанра в масштабах данного исследования.

2.Познакомиться с биографией и основными этапами творчества писателя.

3.Выявить черты жанра в романах Беляева и определить своеобразие данных произведений.

  Цель работы: рассмотреть заявленные выше романы Беляева и на их материале изучить родовые черты фантастики.

                                                     

                                                    4

                                                      Основная часть

  Фантастика. 2. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная фантастика (в литературе, кинематографе: моделирующая события далёкого будущего на основе достижений науки и техники).

  В Толковом словаре В.И. Даля читаем: «Фантастический - несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке. Подразумеваются два значения: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое;

2) нечто редкое, преувеличенное, необычное.

  Применительно к литературе главным становится первый признак: когда мы говорим «фантастическое произведение», то имеем в виду не столько то, что в нём описываются редкие события, сколько то, что эти события – полностью или частично – вообще невозможны в реальной жизни. Фантастическое в литературе мы определяем по его противоположности реальному и существующему.

  В искусстве происходят постоянные процессы переосмысления, перехода реального в фантастическое и фантастического в реальное. «Обратимый процесс перехода фантастического в реальное демонстрирует научно-фантастическая литература: научные открытия и достижения, представлявшиеся на фоне своего времени фантастическими, по мере развития технического процесса становятся вполне возможными и осуществимыми, а порой даже выглядят чересчур элементарными и наивными».

  Главные виды фантастики определяются по степени отчётливости и рельефности фантастического начала: явная фантастика; фантастика неявная (завуалированная); фантастика, получающая естественно-реальное объяснение, и т.д.

  В первом случае сверхъестественные силы открыто вступают в действие (черти и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя). Фантастические персонажи вступают в прямые отношения с людьми, пытаются повлиять на них.

  В произведениях с неявной фантастикой вместо прямого участия сверхъестественных сил происходят странные совпадения, случайности и т.д.  («Пиковая дама» А.С.Пушкина).

  Третий век фантастического основан на полных и естественных мотивировках (фантастические рассказы Э. По). Фантастика выполняет различные функции, особенно часто функцию сатирическую, обличительную (Свифт, Вольтер, Салтыков-Щедрин, Маяковский). Нередко это роль совмещается с другой - утверждающей, позитивной… Момент опережения – общее свойство фантастики. Научно – фантастическая литература специально посвящена предвидению и прогнозированию будущего (Ж.Верн, А.Н. Толстой, К. Чапек, С Лем, И.А.Ефремов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие).

                                                       

                                                        5

  Часто она стремится запечатлеть весь социально – общественный уклад будущего и приближается к жанрам утопии и антиутопии.

  К.Дхингра считал: «Первоначально термин «научная фантастика» относился только к тем произведениям, которые предсказывали научно – технические изобретения будущего. Однако постепенно технический диапазон произведений этого жанра так расширился, что современная «научная фантастика» необязательно ставит в центре своего внимания науку, а всё чаще включает социальную фантастику. Частные научные проблемы заменяются морально – общественными проблемами».

  А.Ф.Бритиков в книге «История русского советского романа» пишет о том, что …

«писатели этого жанра пользуются методом науки. Их произведения… имеют определенную рациональную основу и на этой основе построены по определённым правилам, по определённому порядку, чтобы иметь логическую связь с современностью.

  Он считает, что научная фантастика – это литература образного выражения научных и социальных гипотез о будущем, настоящем и прошлом, логически проецированных из явлений современности и, поэтому, вероятных.

Так как научная фантастика является частью художественной литературы, разговор должен пойти о человеке, о проблемах, волнующих его.

  Научная фантастика – особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки (17-18вв.) и окончательно формирующийся в 20в. Основан, подобно другим её видам, на «реализации несуществующего» в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально – духовные последствия (социально – философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства.

  Научная фантастика состоит в подчинении художественного воображения логике научно – прогностических приёмов, материалом которых является, однако, не понятие, а художественный образ; поэтому научная фантастика может быть определена как научно-организованная форма художественного воображения. Художественные модели научной фантастики сохраняют научную достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания.

  Специфика научной фантастики остаётся предметом дискуссии. Противоречивые определения её – как жанра, приёма, литературы, научно-технического

предвидения - видимо, не охватывают всех сторон предмета.

  Более адекватной представляется трактовка научной фантастики как нового художественного метода, органически сочетающего принципы научного и художественного мышления.

                                                        6

    В результате проведённой работы выявлены следующие черты фантастики:

1. Вымышленные, сверхъестественные события. Предвидение и прогнозирование будущего, гипотезы о будущем, настоящем и прошлом.

2. Использование метода науки, научное объяснение фантастических явлений.

3. Сатирическая, обличительная функция фантастики.

4. Замена научных проблем социальными, морально-общественными.

5. Авантюрный сюжет произведений, необычная обстановка.

6. Современная тенденция: философское осмысление мира.

                                                            7

 

  В 20-е годы начинается литературное творчество А.Р.Беляева, посвятившего себя целиком научной фантастике.

  В творческой жизни известного фантаста можно заметить два этапа:

1. Произведения 1925-1929гг.

2. Произведения 1930-1941годов.

  Лучшие из них относятся ко второй половине 20-х годов («Голова профессора Доуэля», «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Человек – амфибия», «Борьба в эфире», «Вечный хлеб», «Властелин мира» и др.)

  Главная тема произведений Беляева этих лет – изображение судьбы науки и изобретений при капиталистическом строе. Часто изобретения приводят к напряжённой борьбе между разными силами, стремящимися захватить изобретения. Герои произведений проходят путь, полный приключений. Именно это делает романы Беляева занимательными. Писатель умело воплощает фантастику в реальность, поэтому читатель чувствует себя в знакомой реальной обстановке. Самых больших успехов автор достиг там, где он сумел раскрыть душевный мир человека со всеми его противоречиями.

  В 1930-1932гг. в творчестве Беляева отмечается переломный период. Автор ищет новые творческие пути, пытается отойти от приключенческой формы, уделяет мало внимания и фантастическому замыслу. Произведения этих лет количественно и качественно уступают его произведениям второй половины 20-х годов.

  Проанализировав романы А.Р.Беляева, определили соответствие данных произведений по многим позициям другим фантастическим произведениям.

  1. В романах Беляева присутствует фантастический замысел: возможность конструировать человека.
  2. Автор даёт научное объяснение фантастических явлений, предвидит и прогнозирует будущее.
  3. Очень важными для писателя оказываются социальные и морально-общественные проблемы: судьба учёного и его изобретений в капиталистическом обществе.
  4. События происходят в необычной обстановке (в далёких экзотических странах); наблюдается стремительность сюжета.  
  5. Обличительность произведений. Беляев призывает не допустить, чтобы открытия науки использовались в качестве разрушительной силы.

     В то же время выявлено своеобразие произведений Беляева.

  1. Главная тема-преодоление человеком ограничений, обусловленных его физической природой; моральная ответственность учёного за свои изобретения; острокритичное отношение к обществу социальной несправедливости, основанному на человеческой алчности.
  2.  Умение развернуть фантастические гипотезы в виде захватывающего действия, создать зримые картины.
  3. Драматические события, в результате которых ломаются судьбы героев, происходит напряжённая борьба между разными силами.

                                                   

                                               

                                                 8

  1. Правдоподобие психологических описаний (психологизм в обрисовке характеров), создание ярких персонажей.
  2. Умелое воплощение фантастики в реальность (читатель чувствует себя в знакомой реальной обстановке).

                                                                     

                                                                           

                                                     

                                                     

                                                        2

                                                              Оглавление

  1. Введение.
  2. Основная часть. Специфика фантастики как жанра литературы.
  3. Черты фантастики в произведениях Беляева.
  4. Заключение.
  5. Список литературы и других источников.
  6. Приложение.

                                                         

                                                        9

                                                Заключение

   

В ходе данного исследования были рассмотрены романы Беляева и на их материале изучены родовые черты жанра фантастики.

  При жизни писателя его произведения были популярны в читательской среде, но замалчивались, критиковались, издавались небольшими тиражами и долго не переиздавались. В последние десятилетия книги А.Р.Беляева выходят миллионными тиражами на многих языках.

  Беляев оставил не только увлекательные художественные произведения, но и около 50 научных предвидений, многие из которых сбылись или принципиально осуществимы, и только 3 считаются ошибочными.

  В наши дни книги А.Р.Беляева заслуженно заняли место в ряду лучших произведений мировой литературы.

                                                           10

                        Список литературы и других источников

                                        Исследуемые тексты

Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля: Романы/ А.Р.Беляев. - М.: ООО  «Издательство АСТ», 2002-377.

                                              Литература

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30т. /Председатель Науч.-ред. совета Ю.С.Осипов. Отв. ред.С.Л.Кравец. Т.3. «Банкетная кампания». 1904-Большой Иргиз.-М.: БЭ, 2005-767
  2. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М.Прохоров. 3-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1970.
  3. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.- М.: ООО «А ТЕМП», 2007-944.
  4. Русские писатели 20 века: Биографический словарь/ Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. Редкол.: А.Г.Бочаров, Л.И. Лазарев, А.Н.Михайлов. и.др.-М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву-А.М. 2000-808.
  5. Русские писатели, 20 век. Биобиблиогр. слов. В 2ч. ч 1 А-Л/ редкол. Н.А. Грознова и др., Под ред. Н.Н.Скатова.-М.:Просвещение, 1998-784.
  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков.- М.:Педагогика, 1988-416.
  7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература. / Авт.- сост. Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999-448.

 


Поделиться:

Петушок из русских сказок

Усатый нянь

Подарок

Рисуем подснежники гуашью

Загадка старого пирата или водолазный колокол