Работа была представлена на школьной и городской научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
9_ozy.rar | 22.96 КБ |
Автор работы: Оганесян Мелине, ученица 10 класса МОУ СОШ № 3,
с. Алакуртти, Мурманской области.
Научный руководитель: Водолазская О.А., учитель химии, МОУ СОШ № 3,
с. Алакуртти, Мурманской области.
ТЕМА: «Школьные тетради через призму экономики и экологии».
Экономика - это наука о рациональном ведении хозяйства. Прародиной экономики можно считать Древнюю Грецию. Именно в античности были сформулированы первые правила рационального ведения хозяйства.
В результате научно-технического прогресса изменились условия жизни человека, жизнь его стала более комфортабельной, но вместе с тем произошёл разрыв единения человека с окружающей его природой, доминирующим стало утилитарное, потребительское отношение к ней. Лишь рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому её проявлению, к её красоте даёт возможность обеспечить будущее нашей прекрасной Земли.
Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. Ежегодно загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов.
наносят хозяйству только нашей страны ущерб, оцениваемый в 50 млрд. рублей. Ущерб загрязнения атмосферного воздуха составляет16 млрд. рублей в год.
А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой вклад в дело охраны природы. Причём для этого совершенно не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли рационально?
Трудно представить школьника без тетрадей. На изготовление тетрадей требуется много бумаги, а бумага – древесина, вода, энергия, труд большого количества людей. Всегда ли школьники это понимают, всегда ли рационально используют тетради?
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить структуру расходования школьных тетрадей учащимися 8-9 классов в процессе обучения.
В этой исследовательской работе мы поставили перед собой задачи:
1. Познакомиться с историей создания бумаги и тетрадей.
2. Провести социологический опрос среди учащихся 8-9 классов, чтобы определить оптимальное количество тетрадей, необходимых для учёбы на год.
3. Провести социологический опрос среди учителей-предметников с целью определения оптимального количества тетрадей, необходимых учащимся для учёбы на год.
4. Сравнить и проанализировать полученные данные.
5. Осуществить расчеты.
6. Оценить полученные данные и сделать выводы.
Материалы и методы исследования:
- социологический опрос учащихся 8-9 классов и учителей, работающих в 8-9 классах;
- визуальные наблюдения;
- изучение литературы:
- математические расчеты, анализ и обобщение полученных данных.
АННОТАЦИЯ
Телом и словом письмо облекает
безгласные мысли, говорящий листок их относит к векам….
Фридрих Шиллер.
Давным-давно человек сделал замечательное открытие - изобрёл бумагу. Лист бумаги, некогда полученный впервые древними мастерами, был грубым, шершавым, ломким. Чтобы он стал хотя бы таким, как в школьной тетради, понадобился труд не одного поколения рабочих, мастеров, специалистов разных профессий. Жизнь бумаге даёт лес. Древесина для неё – основной вид сырья. Вряд ли за уменьшение лесов на планете можно винить только отрасль, изготавливающую бумагу. Тем не менее, для неё рубятся и падают в лесу деревья. А как мы относимся к бумаге? На 12% уменьшилось количество лесов на планете за последние 50 лет. По данным ЮНЕСКО, если человечество так будет использовать природные ресурсы, то ни травинки, ни деревьев, ни животных, ни птиц, ни рыб к 2050 году не останется на Земле.
На фабрике бумажной, где, Ужель на месте леса пни
искусны торчат
Машины, где огромные Лишь для того, чтобы бумагу
котлы, черство
Мне вспоминались строки Извёл в тупом усердье
писем грустных, бюрократ
Как сводят лес, как падают стволы, И графоман в потугах стихотворства!
Я омраченный взгляд бросал Ужель сведенный лес
украдкой, столетья рос
Вопросы, задавая невпопад, И пал на землю, топору
На сохранивший запах хвои послушный,
сладкой - Чтоб злопыхатель написал донос,
Уже не лес, а полуфабрикат Дурак придумал циркуляр ненужный?
Готовые к жестоким И все ж не зря погибли
превращеньям, дерева,
Лежали брёвна – бывшие В тетрадях, не исписанных
леса, впустую,
Где обитали белки и олени Малыш начертит первые слова,
И ветки упирались в небеса. Мудрец закон великий
И вот листы бумажные белы, обоснует.
А я гляжу и думаю Поэт любимый ночи напролет
с тоскою: Глаз не сомкнёт и озарит
Чтоб им родиться, ветки и страницы,
стволы И лес столетний в слове оживёт,
Сошли на нет, пожертвовав Запахнет хвоя, защебечут
собою. птицы.
Р.Гамзатов.
Трудно вообразить существование человечества в целом и отдельной личности без возможности писать, без этого счастья передать другим то, что открылось твоей душе, уму, твоему народу, твоему времени, наконец.
На протяжении своей истории человечество использовало для письма самые разные материалы: камень, глину, растения (папирус, бересту, пальмовые листья), кость, кожу (пергамент), а также ткани и металлы. Но по-настоящему всемирным материалом для письма и книгопечатания стала только бумага.
Она была изобретена во втором веке нашей эры китайцами, которые вообще были мастерами на разного рода изобретения. Изобретателем бумаги называют советника императора Хо-Цай Луня. Как сообщают хроники, в 105 году он « сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес её императору, за что удостоился величайшей похвалы». Позднее китайцы научились делать бумагу из стеблей льна, рисовой соломы, а также древесины дуба и шелковицы.
В VI-VII вв. бумагу умели делать в Корее, Индии, Японии, и с VIII в. секрет её производства начал постепенно распространяться по миру.
В России производство бумаги началось в XVI века во времена Ивана IV Грозного, но качество её было невысоким, так что отправлявшимся в Московию иностранцам настоятельно советовали иметь с собой бумажный запас. Петр I обратил на эту отрасль особое внимание, при нём в России появились первые государственные бумажные мельницы, а затем и многочисленные частные предприятия. Уже к 1825 году в России имелось 87 бумажных фабрик.
Вплоть до середины Х1Х век в Европе бумага делалась только из тряпичного сырья. Бумагу, в состав которой помимо этого входили и древесные стружки, впервые изготовил в 1845 году Ф.Г.Келлер в Германии, и предназначалась она для газет.
На Руси бумага впервые была использована для изготовления «Договорной грамоты» великого князя Сименона Гордого(1340) и старейшей рукописной книги «Поучения Исаака Сирина»(1381).
С середины XIX века, когда удалось выделить из древесины целлюлозу, появилась и более качественная бумага. Химия позволила придавать ей различную степень белизны и плотности, а механические способы обработки – гладкость.
Как только была изобретена бумага, почти сразу же появилась и тетрадка. Два листа бумаги, сшитых между собой шелковой нитью, являются прабабушкой современных тетрадей.
Примерно с 40-х годов начат фабричный выпуск школьных тетрадей - тонких, разлинованных в клетку или линейку, обычно в синей бумажной обложке. К концу столетия уже в основном сложился тот же ассортимент, что существует и доныне: помимо школьных тетрадей еще и общие для старшеклассников и студентов, альбомы для рисования, различные записные книжки и т.д.
В 1900 году в мире было произведено 5 млн. тонн бумаги и картона, в 2000 году- 255 млн. тонн.
На душу населения в 1900 году приходилось 3,1 кг бумаги и картона, а в 2000 году уже -45,6 кг. Ежегодно на производство этого количества бумаги расходуется более 3 млрд. м3 древесины, 40-45 млн. тонн условного топлива, 380-400 млрд. кВт часов электроэнергии, 65-70 млрд. м 3 воды,
68 млрд. тонн макулатуры.
В России в 2000 году бумаги изготовлено 6,5 млн. тонн (первое место в Европе и пятое в мире-после США, Японии, Канады и Китая). На производство такого количества расходуется 40 млн. м3 древесины в год, 18-20 млн. тонн условного топлива, 16-18 млрд. кВт часов электроэнергии.
Без воды нет бумаги. Целлюлозно-бумажным предприятиям нужно много воды - в несколько раз больше, чем для металлургического производства. В среднем на 1 тонну целлюлозно-бумажной продукции расходуется 150м3 воды.
Во всём мире бумага вычерпывает из природной кладовой свыше 60 миллиардов кубометров, в России- 3,7 миллиарда или примерно 10 миллионов в сутки. Такого количества достаточно, чтобы обеспечить водой жителей двух таких городов, как Москва.
До того как человек начал заниматься земледелием и производством с использованием древесины, на Земле существовало 6 миллиардов гектаров лесов. К настоящему времени их осталось 4 миллиарда гектаров, из которых только 1,5 миллиарда гектаров - нетронутые, девственные леса. При этом половина лесных массивов исчезла в период с 1950 по1990 годы.
Ещё Пётр I издал указ о штрафах за самовольную порубку леса: за дуб-15 рублей, за иное дерево-10 рублей. Кроме штрафа, порубщику грозил кнут и другие « воспитательные меры».
Объёмы вырубки лесов могут быть значительно снижены за счёт контроля над отходами, и увеличения использования вторичных материалов.
Школьное хозяйство (домашнее) – это тоже потребление природных ресурсов и, изменив его, каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно, если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых.
В этой работе мы решили узнать какое количество тетрадей необходимо иметь для успешной учёбы в году среднестатистическому ученику 8-9 классов. С этой целью были заданны следующие вопросы ученикам и учителям-предметникам.
1. Какое количество простых тетрадей необходимо иметь для занятий в течение года?
2. Какое количество общих тетрадей необходимо иметь для занятий в течение года?
Таблица № 1 «Результаты опроса учителей-предметников и учеников».
Предметы | Ответы учеников | Ответы учителей | ||
Общие тетради (штук) | Простые тетради (штук) | Общие тетради ( штук) | Простые тетради ( штук) | |
Русский язык | - | 20 | - | 10-15 |
Литература | 1 | - | 1 | - |
Алгебра | 2 | 5 | 1 | 2 |
Геометрия | 2 | 5 | 1 | 2 |
История | 1 | - | 1 | - |
Обществознание | 1 | - | 1 | - |
География | 1 | - | 1 | - |
Биология | 1 | - | 1 | - |
ОБЖ | 1 | - | 1 | - |
Музыка | 1 | - | 1 | - |
Химия | 1 | 2 | 1 | 1 |
Физика | 1 | 2 | 1 | 1 |
Английский язык | 1 | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 15 | 40 | 12 | 22 |
На диаграмме видно расхождение в количестве тетрадей, необходимых для учёбы, по мнению учителей, и приобретаемых учащимися.
Часть тетрадей покупается зря, то есть нерационально тратятся бумага, следовательно, и все природные ресурсы, необходимые для её производства, и, конечно, нерационально тратятся деньги из семейного бюджета.
Общие тетради Простые тетради
15 12 40 22
Посчитаем количество денег, потраченных на покупку простых тетрадей:
Цена одной простой тетради = 1,5 рублей.
Сумма денег, потраченных на покупку простых тетрадей:
40 ∙ 1,5 = 60 рублей.
Сумма денег, которую надо было потратить:
22 ∙1,5 = 33 рубля.
Итого, мы получаем разницу: 60-33=27 рублей.
Посчитаем количество денег, потраченных на покупку общих тетрадей:
Цена одной общей тетради =10 рублей.
Сумма денег, потраченных на покупку общих тетрадей:
15∙ 10= 150рублей
Сумма денег, которую надо было потратить:
12∙10= 120 рублей.
Итого, мы получаем разницу:
150 – 120 = 30 рублей.
В общем, каждый ученик потратил на приобретение тетрадей на 57 рублей больше, чем надо было потратить(27 рублей + 30 рублей = 57 рублей). Конечно, это небольшая сумма денег, но в нашей стране в 2006 году за парты село 14 миллионов учащихся, не трудно посчитать, что общая сумма денег, которую они переплатили, покупая тетради =798000000 рублей. А это уже совсем другие деньги.
В Мурманской области на 1 сентября 2006 года приступило к обучению 90000 учеников, и, наверное, каждый из них тоже приобрёл тетрадей больше, чем надо, как бы на запас.
Нас заинтересовало, куда деваются неиспользованные школьниками тетради. Ученикам 8-9 классов было предложено ответить на вопрос:
Как вы используете оставшиеся тетради?
Предлагали 5 вариантов ответов:
А) - оставляем на следующий учебный год;
Б) – используем для черновиков:
В) – отдаём младшим братьям или сестрам для рисования;
Г) – используем в неординарных целях;
Д) – сдаём на макулатуру.
Было опрошено 50 учащихся. Получили следующие результаты:
Вариант А – 15 учащихся;
Вариант Б – 10 учащихся;
Вариант В – 9 учащихся;
Вариант Г – 16 учащихся;
Вариант Д – 0 учащихся.
В процентном отношении мы получили следующие результаты:
Вариант А – оставляют на следующий год – 30 %;
Вариант Б – используют для черновиков -20 %;
Вариант В – отдают младшим – 18%;
Вариант Г – используют в неординарных целях – 32%:
Вариант Д – сдают на макулатуру –0%.
|
30% 20% 18% 0% 32%
Проанализируем полученные ответы:
- только 30 % купленных тетрадей используется в следующем учебном году;
- 20% хороших тетрадей используют под черновики;
- 18 % тетрадей отходят младшими братьями и сестрами для рисования;
- 0 % тетрадей сдаётся в макулатуру.
Нас заинтересовал ответ учащихся об использовании тетрадей в неординарных целях, ведь 32% опрошенных выбрало именно этот вариант. Мы попытались выяснить, что под этим подразумевается. Наше внимание привлекли обычные школьные корзины для мусора, которые есть в каждом классном помещении в каждой российской школе. За один школьный день в мусорной корзине накапливается изрезанной, измятой, исписанной бумаги примерно на одну простую школьную тетрадь. В нашей школе 23 классных помещения, из этого следует, что только за один школьный день выбрасывается в мусор 23 тетради. За учебный год- 5474 тетрадей.
Одна простая тетрадь весит 37 г, следовательно, вес этих тетрадей составляет- 202,5кг.
Ученикам 8-9 классов было задано ещё два вопроса:
1. Участвуете ли вы в сборе макулатуры?
Так как мы на 100% были уверены, что на этот вопрос мы получим отрицательный ответ, то сформулировали второй вопрос:
2. Если будет организован сбор макулатуры, примете ли вы участие?
Из 50 участвующих в опросе учеников 43 ученика ответили положительно.
Мы узнали вес 22 простых тетрадей и 12 общих (такое количество тетрадей необходимо иметь одному ученику для успешной учёбы), он составил 2074 г, если бы их сдали в макулатуру после использования, то это помогло бы сохранить часть леса от вырубки. Каждый ученик, собирая и сдавая только школьные тетради в макулатуру, внес бы неоценимый вклад в сохранение леса.
14 миллионов учеников нашей страны в среднем могли бы сдать в макулатуру 28000 тонн бумаги ежегодно. К сожалению, в настоящее время школы не занимаются сбором макулатуры.
Раньше в стране собирали макулатуру и за счет переработки 2,3 миллионов тонн макулатуры экономили 160 миллионов м3 древесного сырья.
Известно, что 1 тонна макулатуры сберегает от вырубки 17 больших деревьев.28000 тонн бумаги, сдаваемой школами в среднем в год, сберегли бы 476000 деревьев. Это целый лесной массив. Подсчитано, что выработка бумаги из макулатуры (взамен древесины) уменьшает расход энергии и воды на 60%, одновременно снижаются на 60-70% загрязнения атмосферы и 13-14 % стоков бумажного производства.
Известно, как велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. За один день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных – около 100 тонн.
В Англии и Германии в качестве макулатуры возвращается в производство до 32%, а в Италии- 39%, в различных районах США - от 15 до 30%.Использование вторичных ресурсов даёт значительный экологический и экономический эффект. Утилизация отходов позволяет экономнее
расходовать природные ресурсы. Нынешние масштабы сбора и переработки макулатуры дают возможность ежегодно сберегать от вырубки более 75 тыс. га лесных массивов.
Из всего этого следует, что от каждого школьника зависит будущее лесов на планете, чистого воздуха, чистой воды. Около 1500 лет назад средневековый философ по имени Боэций написал сочинение « О дисциплине школьников». Среди других хороших советов в нём есть и такой: « Не отбрасывай от бедра табличку, школьник». В то время древние греки использовали для записей гладко выструганные дощечки, покрытые воском. На таких дощечках школьники писали, решали задачи, чертили и рисовали. Именно о них писал Боэций в своём наставлении школьникам.
Современным школьникам, которые пишут, решают задачи, рисуют и чертят в тетрадях из бумаги,
тем более нельзя их выкидывать в мусор. Мы тоже даём советы современным школьникам.
Выводы и предложения:
1 - учащимся надо покупать строго определенное количество тетрадей, и докупать по мере использования (тогда будет более бережное отношение к тетрадям).
2 - учителям требовать от учащихся ведения тетрадей аккуратно и до последней страницы;
3 - нужно выпускать в стране специальные тетради для черновиков (из менее качественной бумаги);
4 - в каждой школе организовать сбор макулатуры;
5 - возобновить сбор макулатуры в масштабах страны;
6 - организовать в средствах массовой информации работу по объяснению важности сбора макулатуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Детская энциклопедия. Книга от А до Я. Москва. Олимп,1997.
2. Дёжкин В. Беседы по экологии. Москва. Молодая гвардия,1975.
3. Кузнецова В.Н Экология России. Хрестоматия. - Москва,1990.
4. Марчукова С.М. История естествознания и техники.- Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант,1999. 5. Новиков Ю.В. Природа и человек. – Москва: Просвещение, 1991.
6. Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. Москва. Лесная промышленность,1985.
7. Сквернюков П. В мире говорящих листков. Москва. Знание,1990.
Композитор Алексей Рыбников
Кто должен измениться?
Свадьба в Малиновке
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Снег своими руками