В работе представлен творческий и жизненный путь поэта Л.Г. Самолюк, жительницы пос. Седаново Усть-Илимского р-на Иркутской области. Анализ стихотворения выполнен по строкам «вслед за автором». Особо рассмотрены художественно-изобразительные средства, подобрана музыка. Данная работа имеет большую практическую направленность и может быть использована на уроках литературы и на занятиях по школьному курсу «Писатели Восточной Сибири».
Презентацию к работе можно посмотреть, перейдя по ссылке http://project.1september.ru/work.php?id=601309
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_naryady.doc | 192 КБ |
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МЫСЛЬ. СЛОВО. ОБРАЗ»
Комплексный анализ стихотворения
Л.Г. Самолюк «Осенние наряды»
Исследовательская работа
Автор: Боровская Екатерина Валерьевна,
ученица 5 класса МОУ «Седановская СОШ»
Руководитель: Ложникова Елена Филимоновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Седановская СОШ»
Российская Федерация
Иркутская область
Усть-Илимский район
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..…………....3
Заключение ……………………………………………………………………………………...…10
Список использованной литературы…………………………………………………………......11
ПРИЛОЖЕНИЕ I………………………………………………………..…………………………12
ПРИЛОЖЕНИЕ II……………………………………………………………………………...…..13
ВВЕДЕНИЕ
Много хороших слов уже было сказано об осени. Но видимо их недостаточно, коль возникает желание сказать ещё больше. Это время года вызывает у меня самые яркие эмоции и самые хорошие воспоминания, которые я часто описываю в своих стихах. А что из этого получается судить вам, уважаемые читатели.
Л. Г. Самолюк к стихотворению «Осенние наряды»
Изучением творчества Самолюк Л. Г., моей бабушки, я занимаюсь с 8 лет. С детства она читала мне стихи о природе, о временах года, о родном крае, детские произведения. В 2010 году я издала сборник стихотворений моей бабушки «Калейдоскоп природы», в который вошли произведения о природе родного края и мои иллюстрации.
В настоящее время, изучая литературу в школе, я стала по-другому воспринимать стихотворения, видеть в них не только события и картины, но и обращать внимание на основную мысль, идею, художественно-изобразительные средства. Поэтому я решила продолжить изучение творчества моей бабушки Самолюк Л.Г. с литературоведческой точки зрения.
Тема моей исследовательской работы: «Комплексный анализ стихотворения Л.Г. Самолюк «Осенние наряды».
Целью работы является комплексный анализ стихотворения о природе «Осенние наряды».
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели и решения всех задач были использованы следующие методы: изучение научной и практической литературы, беседа с Самолюк Л. Г., приём анализа стихотворений «по строкам, вслед за автором», метод сравнения и сопоставления.
БИОГРАФИЯ МОЕЙ БАБУШКИ
Моя бабушка, Самолюк Людмила Григорьевна, родилась 13 декабря 1956 года на Украине. Там же получила восьмилетнее образование и окончила профессиональное училище по специальности пекарь-кондитер.
В 1975 году вышла замуж и переехала на постоянное место жительства в посёлок Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, где в данный момент и проживает вместе с мужем, тремя детьми и шестью внуками.
С 1979 года работала в дошкольном образовательном учреждении «Ёлочка» п.Седаново. Сначала работала няней, а после того, как в 1982 году заочно поступила учиться в Братское педагогическое училище, перешла работать воспитателем. В данный момент времени находится на заслуженном отдыхе.
Стихи сочиняет с раннего детства. Поводом для творческой деятельности служит всё, что её окружает, поэтому она не может конкретно сказать, о чём любит писать больше. Пишет о том, что видит, чем живёт, чему удивляется или радуется, чем восхищается и гордится. В её творческой копилке есть стихи о любви, о природе, о детях и для детей, о родном посёлке, о ярких событиях, происходящих в жизни. В последнее время, видимо оттого, что она стала старше, стали появляться стихи о том, чем живут и что чувствуют люди её возраста.
У моей бабушки более 100 стихотворений. Анализируя стихотворения, можно отметить, что больше всего бабушка пишет о природе, о красоте родного края, о временах года, о явлениях природы.
Результатом её многогранного творчества стало то, что с ноября 2008 года она является членом литературного объединения «Поиск», созданного на базе газеты «Усть-Илимская правда». Теперь её стихотворения регулярно печатаются в газетной рубрике «Литературная страничка». Весной 2009 года моя бабушка заняла 1 место в районном конкурсе «Твои знаменитые земляки» и стала победителем в номинации «Портрет моего современника», где представила стихотворение о воинах-афганцах «Юность, опалённая войной». Летом 2009 года вышел сборник стихов поэтов Усть-Илимского района «Поэзия - Вселенная моя…», где были напечатаны стихотворения не только поэтов-земляков, но и стихи моей бабушки.
С декабря 2010 года бабушка является членом литературного Интернет-объединения «Клуб начинающих писателей-любителей», где успешно участвует в различных конкурсах и регулярно добавляет свои новые работы в личную страничку (http://clubnps.ru/).
В текущем году в рамках акции литературного агентства «Новые писатели» принимала участие в международном Интернет-конкурсе русскоязычной литературы «Новые писатели 2011 года». Результат: её стихи успешно прошли конкурсный отбор и размещены на страницах международного Интернет-сайта (WWW.NEWWRITERS.RU).
В свободное время бабушка занимается домашним хозяйством, выращивает цветы на приусадебном участке и активно участвует в общественной жизни нашего посёлка.
Её жизненное кредо: Жить, дерзать и наслаждаться, с хандрой и скукою не знаться.
Идти по жизни не спеша, чтоб молодой была душа!
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПО СТРОКАМ, ВСЛЕД ЗА АВТОРОМ»
Из всех стихов моей бабушки мне больше всего нравятся стихотворения о природе и детские стихи. В начальной школе я издала две книжки: сказку в стихотворной форме с готовыми иллюстрациями «Про то, как утюг обиделся» и сборник стихотворений «Калейдоскоп природы». Изучив бабушкины стихотворения, для своего сборника я выбрала те, которые наиболее красочно передают богатство нашей природы. В сборник вошли стихи о временах года, о явлениях природы, о нашей знаменитой реке Ангаре, о деревьях, о цветах, о рассвете.
Выпуская иллюстрированный моими рисунками сборник «Калейдоскоп природы», я нарисовала следующий рисунок к стихотворению «Осенние наряды» (смотри Приложение I и Приложение II).
В настоящее время, владея некоторыми навыками комплексного анализа текста, я решила проанализировать данное стихотворение и сделать вывод, насколько моё видение два года назад соответствует действительности. Выполнить комплексный анализ нам поможет приём «по строкам, вслед за автором». Начинаем, как обычно, с заглавия. Стихотворение называется «Осенние наряды», главное слово в этом словосочетании «наряды». Подберём синонимы: костюм, красивая одежда. Кто может надевать красивую одежду? Предполагаемый ответ: человек. Теперь обращаем внимание на прилагательное – «осенние». Значит, речь идёт о времени года. Исходя из этого, мы можем выдвинуть гипотезу, что речь пойдет об одежде человека, которую носят осенью.
Читаем первую строфу: Внезапно осень к нам подкралась
С росой холодной по утрам.
И с серебристой паутиной,
Что растянула тут и там.
В данных строчках автор отмечает, что наступила осень, при этом автор удачно подбирает слова: «внезапно» - значит быстро, её никто не ждал, глагол «подкралась» подчёркивает то, что осень наступила тихо, никто не заметил её появления. Наступление осени сопровождается наличием «холодной росы» и «серебристой паутины». Почему роса холодная? Роса образуется по утрам, когда на улице прохладно, значит прилагательное «холодное» употреблено в значении «низкая температура», следовательно, не является образным. А вот паутина – «серебристая». Обратим внимание, что серебристая, а не серебряная. Слово «серебряная» имеет значение «сделанный из серебра, драгоценного металла», а «серебристый» - «блестяще-белый, с серебряным блеском». Отчего паутина осенью может стать серебристой? Ответ между строчками строфы: от солнечных лучей, отражающихся по утрам в капельках холодной росы. И вот перед нами возник красивый образ, а помог нам его увидеть эпитет «серебристый». Вернёмся к нашей гипотезе и сделаем вывод: к первой строфе наша гипотеза применима, так как неожиданно наступила осень, по утрам стало холодно, самое время надевать осеннюю нарядную одежду.
Переходим к следующим строчкам:
В мгновенье ока всю округу
Одела в праздничный наряд:
С самого начала встречаются непонятные слова – «в мгновенье ока». На помощь нам приходит фразеологический словарь под редакцией А. И. Фёдорова. Находим, что данный фразеологизм означает «моментально, очень быстро, вмиг». Таким образом, автор продолжает мотив внезапности в действиях осени, с которым мы уже встретились в первой строфе. На этот раз действие осени обозначено словом «одела». Поработаем с этим словом. Часто в повседневной жизни можно встретить речевую ошибку, связанную с неправильным употреблением слов «надеть» и «одеть». Рассмотрим подробнее особенности употребления этих глаголов.
Надевают что-то: надеть пальто, надеть кольцо, надеть платье.
Одеть кого-то: одеть ребёнка, одеть человека.
В стихотворных строчках перед нами глагол одела, осень одела всю округу в наряд. Зная особенности употребления данного глагола, мы уже на данном этапе анализа может отметить несостоятельность выдвинутой нами гипотезы. Из второй строфы становится ясно, что речь идёт о нарядах осени, а не человека. В связи с этим в дальнейшем анализе посмотрим, в какие наряды одела осень округу.
В рассматриваемой нами строфе наряд обозначен как «праздничный». Можно ли считать данное определение предмета эпитетом? Оставим пока этот вопрос открытым.
В конце второй строчки после слова «наряд» стоит двоеточие. Вся последующая часть стихотворения посвящена описанию этого наряда у разных деревьев и кустарников нашей местности: осин, берёз, рябин, кедров, сосен. Проанализируем эту часть.
С утра осины на пригорке
Костром неистовым горят.
Во время первого прочтения строчки не совсем понятны, но после внимательного и вдумчивого чтения можно перестроить предложение: «Осины горят, как неистовый костёр», а значит перед нами сравнение через творительный падеж. С его помощью автор в одной строке рисует яркий выразительный образ: осины горят костром. А почему осины сопоставляются с костром? Здесь нам поможет личный жизненный опыт. Ведь каждый знает, что листья осины осенью становятся красными, издали очень даже похоже на костёр. Обратим внимание, что костёр у автора «неистовый». Использование прилагательного «неистовый» создаёт образ буйной и безудержной красоты осин на пригорке. Следовательно, определение «неистовый» является эпитетом.
Читаем следующую строфу: Берёзы в платьях с позолотой
Танцуют с ветром менуэт,
А у рябин, в янтарных бусах,
Бордовый, красочный берет.
С самого начала выясним значение непонятного для нас слова – «менуэт». Обратимся к толковому словарю под редакцией Д. Ушакова. Менуэт – старинный французский танец, изящный и плавный. В этих строчках слышится музыка, медленная, романтичная, загадочная. В стихотворении менуэт танцуют берёзы с ветром, и мы решили подобрать музыкальное произведение, которое поможет нам представить этот осенний танец (Бетховен, «Менуэт»).
В данном стихотворении любимым приёмом автора является олицетворение. Природа дышит, живёт, жизнь природы подобна жизни человека. В первой строфе осень «подкралась», а в третьей строфе берёзы танцуют с ветром, берёзы в платьях, а рябины в бусах и берете. Осенью листья берёз становятся жёлтыми, и это позволяет поэту нарисовать образ платья с позолотой. За бордовым беретом рябин скрываются красные гроздья ягод. Остановимся на определении, относящемся к существительному бусы. В стихотворении бусы «янтарные». В словаре Д. Ушакова янтарный цвет объясняется как прозрачно-жёлтый. Но где такой цвет найти у осенней рябины? Однако в Интернет-ресурсах мы нашли, что янтарь бывает и тёмно-красного цвета. Поэтому употребление данного прилагательного вполне оправданно и настраивает читателя на обдуманное чтение и работу мысли. А теперь вернёмся к вопросу, поставленному ранее: «Можно ли считать определение «праздничный» эпитетом?». Исходя из проведённого анализа образов и средств художественной выразительности, мы можем дать положительный ответ.
Переходим к заключительной строфе: И только кедры-великаны
Да сосны с кроной до небес,
Как островки былого лета,
Бодрят зелёным видом лес.
Внимательно прочитав эти строки, мы пришли к выводу, что они построены по принципу антитезы по отношению ко 2- 3 строфам стихотворения. Свои наблюдения мы представили в виде таблицы.
Антитеза в стихотворении.
2-3 строфа | 4 строфа | |
Цвет | Красный, бордовый, жёлтый – краски осени | Зелёный – краска лета |
Образы | 1.Осина 2. Берёза 3. Рябина Образы женственные, красивые, изящные | 1.Кедр (существительное мужского рода) 2. Сосна Образы величественные, могучие (кедры-великаны, у сосен кроны до небес) |
Значение образов | Подчёркивают красоту осени | Напоминание о лете (сравнение – как островки былого лета) |
ОСНОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
В теории лингвистического анализа текста существует анализ композиционного уровня, согласно которому в тексте различают сильные позиции. Анализ сильных позиций текста помогает понять основную мысль автора, ведущее настроение стихотворения. Найти сильные позиции можно с помощью математических расчётов. Для начала в стихотворении необходимо посчитать количество строк, включая заголовок. В нашем случае это число равно 17. Теперь найдём сильные позиции текста.
1. Абсолютное начало 0,146*17=2,482, округляем до 2. Абсолютное начало – 2 строка «Внезапно осень к нам подкралась».
2. Гармонический центр 0,618*17=10,506, округляем до 11. «Танцуют с ветром менуэт»
3. Абсолютный конец 0,944*17=16,048, округляем до 16. «Как островки былого лета»
Теперь проанализируем найденные нами сильные позиции. В строке «Внезапно осень к нам подкралась» внимание читателя акцентируется на слове «осень». Наступление осени вызывает у человека чувство грусти и тоски. В гармоническом центре, «Танцуют с ветром менуэт», логическое ударение падает на слово «менуэт». Мы слышим медленные плавные звуки, и ощущение тоски нас не покидает. И в абсолютном конце, «как островки былого лета», мы обращаем внимание на слово «былого», которое указывает нам на прошедшее лето, связанное с радостью. Таким образом, анализ сильных позиций помогает нам определить основное настроение стихотворения как грусть, тоску, печаль по ушедшему лету, но эта грусть светлая, мажорная. Кроме того, основное настроение грусти, тоски передаётся стихотворным размером – ямбом.
В тексте есть описание красоты осеннего леса, яркие выразительные образы, но мы не можем утверждать, что поэт восхищается картинами осени и радуется её приходу. Главным аргументом для этого является отсутствие восклицательных предложений. Все предложения повествовательные, в конце которых стоят точки.
СООТВЕТСТВИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ СТИХОТВОРЕНИЮ
На иллюстрации, выполненной мной два года назад, преобладают жёлтый и красный цвета. Они передают красоту осенних нарядов природы. Осины сплошь осыпаны красными листьями. На иллюстрации их тоже можно сравнить с костром. Рябина изображена мной именно как кустарник (сравните с изображением деревьев). Её листья и плоды окрашены в ярко-красный цвет (отмечаю свой недочёт: нужно было в бордовый). Отметим, что на берёзах встречаются не только жёлтые, но и зелёные листья, между тем, как в стихотворении при описании берёз, нет зелёного цвета. Правильно ли я их изобразила? Думаю, что ошибки здесь нет. Ведь автор пишет о платьях берёз «с позолотой», а не полностью золотых. Из жизненных наблюдений мы знаем, что листья осины мгновенно становятся красными, в то время как берёзы желтеют постепенно. Вдали мы видим сплошной лес, в изображении которого зелёными мазками я нарисовала «островки былого лета» - кедры и сосны. Не случайно лес изображён на заднем плане иллюстрации: у зрителя создаётся впечатление, что он достаёт «до небес». Таким образом, мне удалось подчеркнуть его величественность. На иллюстрации есть деталь, о которой нет упоминания в стихотворении. Это тучи. Вероятно, с их помощью я хотела подчеркнуть чувство грусти, возникшее после прочтения стихотворения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый нами анализ стихотворения «по строфам, вслед за автором» позволяет сделать вывод о соответствии моей иллюстрации содержанию стихотворения.
Анализ стихотворения показал несостоятельность нашей гипотезы о том, что речь в стихотворении будет идти о нарядах человека осенью.
Стихотворение Самолюк Л. Г. впервые было рассмотрено с точки зрения комплексного анализа текста. Проведённый анализ позволяет нам утверждать, что стихотворение поэта достойно высокой художественной оценки. Мы можем говорить о профессионализме Самолюк Л. Г.. В её стихотворении видна работа мысли, точный подбор слов для выражения идеи, образность, эрудиция, умелое использование средств художественной выразительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
3. Фразеологический словарь русского литературного языка / Под ред. А. И. Фёдорова. – М.: Топикал,1995.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд. – М.: Рус. яз.,1990.
5. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Ушакова. – М: ТЕРРА,1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Осенние наряды.
Внезапно осень к нам подкралась
С росой холодной по утрам.
И с серебристой паутиной,
Что растянула тут и там.
В мгновенье ока всю округу
Одела в праздничный наряд:
С утра осины на пригорке
Костром неистовым горят.
Берёзы в платьях с позолотой
Танцуют с ветром менуэт,
А у рябин, в янтарных бусах,
Бордовый, красочный берет.
И только кедры – великаны,
Да сосны с кроной до небес,
Как островки былого лета,
Бодрят зелёным видом лес.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Как я избавился от обидчивости
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Солнечная система. Взгляд со стороны
Как нарисовать небо акварелью
Заколдованная буква