• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Конкурс "права человеа в современном мире"

Опубликовано Рублева Ольга Николаевна вкл 05.03.2013 - 0:27
Рублева Ольга Николаевна
Автор: 
Парфенова Любовь

Работа направлялась на конкурс "Я - Гражданин", номинация "Права человека в современном мире". Призер регионального  этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ

«Ольховская средняя      общеобразовательная школа»

п. Мирный Вытегорского района, Вологодской области

Конкурс исследовательских и творческих работ

«Права человека в современном мире»

Тема: «Право ребенка на образование: декларация или реальность?»

        Исследовательская работа

Работу выполнила ученица 9 класса

МОУ «Ольховская средняя

общеобразовательная школа»

Парфёнова Любовь

п. Мирный Вытегорского района

Вологодской области

Руководитель работы:

Рублёва Ольга Николаевна

учитель истории, обществознания,

I категория

2010 год

В своей работе я хочу рассмотреть, как реализуется право на образование в нашем регионе, т. е. на территории сельского поселения «Кемское». Актуальность данной темы подтверждается тем, что на протяжении вот уже 15 лет на территории поселения, а когда-то сельского совета (как это ни грустно звучит) закрываются школы.

Для анализа сложившейся ситуации мне необходимо выяснить:

-  что такое «право»;

-  кого в Российской Федерации Можно отнести к понятию «ребёнок»; 

- где закреплено право ребенка на образование;

 -если закрываются близлежащие школы, то не ущемляется ли таким образом право живущих на этой территории детей  на образование.

           Большая Советская Энциклопедия говорит, что «право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия».

Это определение вполне можно отнести и к праву ребенка на образование.

О праве на образование  мы узнаем из документа Организации Объединенных Наций «Декларация прав ребенка», принятого 20 ноября 1959 года, где принцип 7 гласит:

«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях...;

общество и органы публичной власти должны прилагать усилия, к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права».

Также на основе «Декларации прав ребенка» был принят еще один документ – это «Конвенция о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.)

Статья 1 определяет, кто является ребенком:

«Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.»

Далее, что касается права на образование.

Статья 28 Конвенции о правах ребенка говорит:

«1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.»

Как мы видим, международные правовые документы закрепляют право ребенка на доступность образования. Российская Федерация присоединилась  к «Декларации прав ребенка и «Конвенции о правах ребенка». Поэтому, в Конституции, основном законе страны, также провозглашается право ребенка на образование.  

Глава 2 «Права  и свобода человека и гражданина», статье 43 говорит следующее:

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.»

В данном случае общедоступность подразумевает под собой возможность ребенком посещения образовательного учреждения независимо от его пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения. Но есть еще и так называемая территориальная доступность. Вот именно это обстоятельство я и попытаюсь проанализировать в своей работе.

Итак, я , Парфёнова Любовь, проживаю на территории сельского поселения «Кемское», в п. Мирный, учусь в 9 классе Ольховской средней общеобразовательной школы. Я из многодетной семьи, есть еще сестра, ученица 2 класса и младшая сестра, которой нет еще и двух лет. В нашем классе 10 учащихся. Конечно, у каждого из нас разные планы на будущее, но многие мои одноклассники планировали закончить 10 -11 классы в этой же школе.

Почему «планировали»? Потому, что в следующем учебном году, возможно, уже не будет десятого и одиннадцатого класса. Вот тут –то я и вспомнила про Конституцию и другие документы, касающиеся права ребенка на образование и решила разобраться в данной проблеме.

Наша школа находится на территории сельского поселения «Кемское». В него входит 26 населенных пунктов. Расстояние от самого дальнего составляет 40 км. До 1995 года здесь находилось 3 школы: Исаевская начальная школа, Чернослободская начальная школа и Ольховская средняя школа. В Исаевской начальной школе, которая находилась в деревне Панкратово, обучались дети из близлежащих деревень: Анциферовская, Евсинская, Большой Двор.

В Чернослободской школе, которая находилась в деревне Прокшино обучались дети из деревень: Татариха, Прокшино, Кузнецово и др.

В 1995 году была закрыта Исаевская начальная школа. Ровно через 10 лет, в 2005 году, закрылась и Чернослободская начальная школа. Теперь, чтобы обучаться, детям необходимо было ездить каждый день в Ольховскую школу, преодолевая  в любую погоду около 20  км на стареньком колхозном автобусе (только с 2007 г. появился новый).

Исходя из данных фактов, можно говорить, что реализация права на образование у детей, живущих в вышеперечисленных деревнях, оказалась затруднена, т. к. нарушилась территориальная доступность

образовательного учреждения.

В то же время помимо уже упомянутых правовых статей, есть еще статья 3 «Конвенции прав ребенка», которая напоминает: 

«1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.»

Я считаю, что при закрытии  школ интересы детей не были учтены.

Сказалось закрытие двух школ, на мой взгляд, и на демографической ситуации сельского поселения Кемское:

Вывод: население сократилось на 118 человек.

Как мне кажется, среди разного рода причин, приведших к сокращению численности населения, можно назвать и отсутствие близлежащей (доступной) школы. Как правило, люди стараются жить в таком населённом пункте, районе города, где рядом расположены школа, детский сад.

 Мою мысль подтверждают следующие данные по миграции населения за 2004 – 2008 гг.:

 

Вывод: уровень выбывших жителей из поселения превышает уровень прибывших на 44 %.

Также мне показалось интересным узнать, какова численность детей в семьях, проживающих на территории поселения Кемское в 2008 г.:

Вывод: на территории поселения Кемское преобладают семьи, в которых один и двое детей.

        Таким образом, можно сказать, что закрытие только двух начальных школ привело к сокращению  численности населения, к уменьшению количества детей в семьях, ухудшению социально- бытовых условий и к нарушению реализации прав ребенка на доступность образования.

        Но, как говорилось выше, есть вероятность того, что будут закрыты 10- 11 классы Ольховской средней школы. Будущим десятиклассникам придется ездить за 80 км в интернат Белоручейской школы. То есть произойдет еще большее нарушение прав ребенка на доступность образования.

        Поэтому, я делаю однозначный вывод о том, что право детей  на доступность образования (т. е. на близость школы к месту проживания) сельского поселения «Кемское» будут продолжать нарушаться, а также ухудшится демографическая ситуация в данной местности.

        Хочется также отметить, что данная проблема характерна и для других отдаленных сельских поселений Вытегорского района, так и для Вологодской области в целом.

Источники информации:

  1. Большая Советская Энциклопедия
  2. Материалы периодической печати: газета «Красное знамя»
  3. Текущий архив сельского поселения «Кемское»
  4. Интернет- ресурсы


Поделиться:

Сказка "Морозко"

Сочные помидорки

Нора Аргунова. Щенята

О чем поет Шотландская волынка?

Попробуем на вкус солёность моря?