• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Безграмотность рекламных объявлений г.Тынды"

Опубликовано Шугаепова Рузалия Зафаровна вкл 06.03.2013 - 17:41
Шугаепова Рузалия Зафаровна
Автор: 
Тарасова Ирина, Буланова Анна, учащиеся 8 класса МОБУ СОШ №6 г.Тынды

 

Исследование авторов посвящено выявлению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях  г.Тынды.

Целью данного исследования являлось  выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических), ошибок в рекламных объявлениях     г. Тынды.

Авторы исследования проделали большую  работу: изучили материалы из истории рекламы, виды  орфографических, грамматических, речевых ошибок в русском языке; изучили рекламные  объявления, помещённые в газетах «Телепорт», «Авангард», «БАМ»; рекламные щиты, афиши, непрофессиональные объявления г.Тынды.

 Провели опрос жителей г.Тынды, учеников, учителей школы №6 .  Выявили, как респонденты относятся к рекламным объявлениям с ошибками,  обращают  внимание на рекламные объявления. Провели  анализ различных мнений, точек зрения, взглядов на обсуждаемые в исследовании  вопросы.

На городской НПК   ученицы получили  1 место   за данную работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratko_reklama1.doc852.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

              Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

                              «Средняя   общеобразовательная школа №6»

 

                                Исследовательская  работа

                         Безграмотность  рекламных объявлений  г. Тынды

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3

  1. Из истории рекламы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4
  2. Орфографические ошибки в рекламных объявлениях . . . . .    6

1) Виды орфографических ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    6

2) Орфографические ошибки в рекламных объявлениях

    г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……,   7

3) Возможные причины появления  орфографических

ошибок в рекламе г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .….……    7

        III.          Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях . . . . . . .   8

  1. Виды пунктуационных ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   8
  2. Пунктуационные ошибки в рекламных

объявлениях  г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …      8

  1. Возможные причины появления пунктуационных

ошибок в рекламе г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……    9

  1. Речевые (стилистические) ошибки в рекламных

объявлениях  г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……    10

  1. Разновидности речевых недочетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..  10
  2. Речевые (стилистические) ошибки в рекламных

      объявлениях г. Тынды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …….., 10

  1. Возможные причины появления речевых

(стилистических) ошибок в рекламе  г. Тынды . . . . . . …… 11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..  12

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 14

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

                                                    ВВЕДЕНИЕ

 В последнее время  в нашем обществе  растёт общая безграмотность. Главную роль  в развитии  культуры речи играют средства  массовой информации, поэтому  к ним предъявляются  повышенные требования, особенно к печатным изданиям.  В них    должна прослеживаться правильная,  грамотная речь.  Но  мы видим часто обратное.  Всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические, пунктуационные, речевые ошибки.  Они затрудняют  понимание  текста.                                     

Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических), ошибок в рекламных объявлениях     г. Тынды.

Задачи исследования:

  1. охарактеризовать орфографию,  пунктуацию, стилистику, как науку;
  2. проанализировать рекламные объявления и выделить основные виды орфографических,  пунктуационных и речевых (стилистических)  ошибок, распространенных на территории города  Тынды;
  3. объяснить  возможные причины появления распространенных  ошибок в рекламных объявлениях г. Тынды.

Объектом исследования   данной работы являются наружная реклама, реклама в СМИ  г.Тынды,  непрофессиональные рекламные объявления

Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые, (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях  г.Тынды

Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых,  орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.

Основные методы и приемы: анкетирование, сбор информации (рекламные объявления с  ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.

Материал для исследовательской работы был собран на территории города Тынды.

                                         I.   ИЗ   ИСТОРИИ  РЕКЛАМЫ

           Уже  в древности  использовались самые простые  рекламы.  Сначала реклама носила только устный характер. В древнем Риме по улицам ходили торговцы и разные ремесленники, либо нанятые ими глашатаи, наперебой расхваливавшие каждый свой товар, буквально кричащие о своих услугах  Поэтому и само слово «реклама» по латыни звучит как «reclamare», что означает – «выкрикивать, объявлять»

    Начиная с 6-ого тысячелетия до нашей эры,  появляются письменные рекламы. Первой письменной рекламой считается найденный египетский папирус, на котором был написан текст о том, что продаётся раб.

В древнем Египте в городе Мемфис, точнее в его развалинах, нашли столбик, сделанный  из камня, на котором была нанесена следующая надпись: «Тут живу я, Минос, с острова Кипр, по милости богов наделённый способностью толковать сны за весьма умеренную плату».                                                                                                    

              В 1450 г. был изобретён печатный станок немецкого типографа Иогана Гуттенберга.

                В 1839 году была изобретена фотография! Естественно, теперь рекламный текст начинают дополнять фотографиями.

             Развитие рекламы на Руси  начинается с   X-XI вв. с  Киевской Руси.

  Купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал. При этом выделены такие их виды, как заклички,   поговорки, речитативные уговоры. 

               В 16 веке появляется книгопечатанье, а вместе с ним и распространение рукописных книг, листовок и лубочных картинок. В каждом доме имели место быть лубки (потешные картинки), они были очень распространены и несли в себе различную информацию, выраженную в ярких картинках.

               В 1703 году появилась газета «Ведомости», затем появились и «Санкт-петербургские ведомости», и «Московские ведомости», и другие газеты, в которых уже активно начали издаваться различные рекламные объявления.

             Мелкие странствующие торговцы начала-середины XIX в. – офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями

                 В 1878 году один предприниматель, по фамилии Метцель,  открыл фирму объявлений и выдвинул такой лозунг: «Объявление есть двигатель торговли»          

    Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции.

             Но не все рекламодатели ответственно относятся к своей работе - орфографические,  пунктуационные  и речевые (стилистические)  ошибки  стали нормой. Для создателей  рекламы  зачастую важнее креативность мышления разработчика, эксклюзивные идеи, влияющие на восприятие  рекламы  потенциальным покупателем, чем грамотность и «добротность». Необходимо научить население видеть ошибки, понимать причины их появления.

        Нас интересует наружная реклама,  «непрофессиональные» объявления, объявления в СМИ г.Тынды: «Телепорт», «Авангард», «БАМ», которые позволяют судить о культурном уровне населения г. Тынды. 

        Актуальность нашей работы заключается в необходимости сохранения чистоты русского литературного языка.

В  городе Тынде еще не предпринималась попытка анализа рекламных объявлений. Мы решили исправить эту «ошибку» и  проанализировать сложившуюся  ситуацию. Для этого были проведены ряд анкет, опросов. Судя по результатам анкетирования учащихся, учителей,  общественности, которое было проведено в декабре 2012г.,  видно:

Из 100% (82 чел.) респондентов, 73% (60 чел.)- обращают внимание на ошибки, допущенные в наружной рекламе  (Рис.1)                                                                                                                                                    

13% (11 чел.) опрошенных из 100%  - положительно относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)                                                                                                                      

60% (49 чел.) опрошенных из 100% - отрицательно относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)                                                                               27%  (22 чел.) опрошенных -  нейтрально относятся к рекламе с ошибками. (Рис.2)

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ     ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма 

Орфография - раздел  науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой

2. Орфографические ошибки в рекламных объявлениях г.Тынды.

Проанализировав рекламные объявления, мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв.

 «Стоимость металокерамики от 1300 руб.»  (Приложение.   Рис. 1)

Допущена ошибка в написании удвоенной согласной в корне словарного слова: «Стоимость металлокерамики от 1300руб.».

«Куры – бройлер, Окорочка, Крыло…»  (Приложение. Рис.2  ) Допущена  ошибка в написании  прописных букв: «Куры – бройлер, окорочка, крыло…»

«Парикмахер – модельер Земфира – выпускница парикмахерского  искусства «Долорес» Предлагает плетение красивых кос любой сложности» (Приложение. Рис. 3 )  Допущена ошибка в  написании прописной буквы: «Парикмахер – модельер Земфира, выпускница парикмахерского  искусства «Долорес», предлагает плетение красивых кос любой сложности».

«.. изменился телефон  Аварийно-диспетчерской  службы ООО «УК Жемчужина» (Приложение. Рис. 4 ) Допущена ошибка в написании прописной буквы: «.. изменился телефон  аварийно-диспетчерской  службы ООО «УК Жемчужина».

«Только с 25-27 января 2013 г.    Ярмарка – продажа верхней одежды (шубы мутон, норка, бобёр)  (Приложение. Рис. 5 ) Допущена ошибка в написании прописной буквы: «Только с 25-27 января 2013 г.    ярмарка – продажа верхней одежды (шубы: мутон, норка, бобёр)

«Видётся  видеонаблюдение» (Приложение. Рис. 6 )  Допущена ошибка  в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением: «Ведётся видеонаблюдение»

«Требуется продовец» (Приложение. Рис. 7) Допущена ошибка в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением: «Требуется продавец».

«Срочно продам 2-х комнатную  квартиру СМС, рядом с рынком (новые двери, окна, красивый шкаф-купэ, балкон застеклен)» (Приложение. Рис. 8) Допущена ошибка в написании словарного слова иностранного происхождения: «Срочно продам 2-х комнатную  квартиру СМС, рядом с рынком (новые двери, окна, красивый шкаф-купе, балкон застеклен)»

«Продам котедж» (Приложение. Рис. ) Допущена ошибка в написании удвоенной согласной в корне словарного слова иностранного происхождения: «Продам коттедж».

«Квас,  лимонады, продукты питания» (Приложение. Рис. ) Допущена ошибка: существительное «лимонад», имеющее только единственное число, употреблено во множественном  числе:  «Квас , лимонад, продукты питания».

«Розыгрыш состоиться» (Приложение. Рис. ) Допущена ошибка в окончании глагола будущего времени,  мягкий знак пишется в инфинитиве: «Розыгрыш состоится».

 «Визовая  потдержка» (Приложение. Рис.9) Допущена ошибка  в правописании  неизменяемой  приставки  ПОД -  Правильно: поддержка

3.Возможные причины появления орфографических ошибок в рекламе

г. Тынды.

Мы предполагаем, что причин появления орфографических ошибок может быть несколько.

Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции.

Орфографическая ошибка указывает на

  1. незнание орфографических правил;
  2. отсутствие практических навыков.

       III.  ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Пунктуация   раздел науки о языке, в котором   излагается  система знаков препинания и правил  их постановки.

Знаки препинания помогают пишущему  выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее  понять текст и выразительно прочитать его..

          2. Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях  г. Тынды.

Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, вводных словах, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях,  в неполных  предложениях, в употреблении кавычек  в названиях предприятий,  магазинов, фирм.

«Шатура  Хорошим людям _  хорошая мебель. В честь нашего Дня рождения всем покупателям _ скидки до 20%    (Приложение. Рис.10)

  Допущена ошибка, название магазина заключается в кавычки: «Шатура», в неполных простых предложениях, где на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире:   « Хорошим людям - хорошая мебель. В честь нашего Дня рождения всем покупателям -  скидки до 20%»

«Торговый дом «Двенадцать»  за наличный расчёт продадим ещё дешевле – если найдете дешевле!» Приложение. Рис.11)

 Допущена ошибка в  сложноподчинённом предложении с придаточным условия, и предложение  надо начинать с  прописной буквы: «За наличный расчёт продадим  ещё дешевле,  если  найдёте дешевле!»

«Фирма «Амуртурист» предлагает: прямые чартерные рейсы…»  Рис. №12

«Мир компьютеров и оргтехники  предлагаем: компьютеры, ноутбуки, оргтехнику, телевизоры, программное обеспечение…»  

«Осуществляем: ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установка и настройка  программ…»  (Приложение. Рис.13)

Допущена ошибка в постановке двоеточия после слов «предлагаем», «осуществляем»,  так как  нет обобщающих слов перед  однородными членами в предложениях: «Мир компьютеров и оргтехники».  Предлагаем компьютеры, ноутбуки, оргтехнику, телевизоры, программное обеспечение…

Осуществляем  ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установку и настройку программ…»

«Для работы в вагонах-ресторанах требуются: повара 4 разряда, официанты, кухонные рабочие»  (Приложение.Рис.14)

Допущена ошибка в постановке двоеточия, нет  обобщающего слова при однородных членах предложения: «Для работы в вагонах-ресторанах требуются  повара 4 разряда, официанты, кухонные рабочие».

«магазин Продукты    рады видеть вас по адресу  Красная Пресня, 3 (во дворе)»  (Приложение. Рис. 15)

Допущены ошибки в написании  строчных  букв,  в названии  магазина   нет  кавычек. Правильно  так:  «Магазин «Продукты». Рады видеть  вас по адресу:  ул.Красная Пресня,3»

«Масштабные радиоуправляемые игрушки  автомобили, самолёты, вертолёты, катера с электро – и ДВС двигателями» (Приложение. Рис.16)  Допущена ошибка  в постановке двоеточия после обобщающего слова «игрушки» перед однородными членами: «Масштабные радиоуправляемые игрушки:  автомобили, самолёты, вертолёты, катера с электро – и ДВС двигателями»

«Обувь_доступная всем»  допущена ошибка в выделении причастного оборота: «Обувь, доступная всем».

3.Возможные причины появления пунктуационных ошибок в рекламе

г. Тынды.

Появление пунктуационных ошибок в рекламных объявлениях мы  объясняем  низкой грамотностью рекламодателей. Объективными  являются следующие причины :

  1. незнание  пунктуационных норм;
  2. связь с достаточно сложной грамматикой;
  3.  возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу;

            Субъективными являются следующие причины:

  1. неточное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;
  2. незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;
  3. не владение синтаксическим и смысловым разбором предложения;

               РЕЧЕВЫЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ОШИБКИ

                        В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.

 Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

2. Речевые (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях г.Тынды.

Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.

«Осуществляем: ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установка и настройка  программ…» (Приложение. Рис.13)

 Допущена  грамматическая ошибка в нарушении управления:

«Осуществляем  ремонт компьютеров и ноутбуков, лечение от вирусов, установку и настройку программ…»

«Ремонт обуви. Ремонт сумок.

Производим приём и доставку обуви на дом» (Приложение. Рис.   )

Допущена ошибка в построении предложения с однородными членами: «Производим приём обуви и доставку  её на дом»  

3. Возможные причины появления речевых (стилистических) ошибок в рекламе г. Тынды.

Возможно, речевые (стилистические) ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова,  обороты, употребление слов в несвойственных им значениям. А может быть, это обусловлено

  1. незнанием лексического значения слов;
  2. недостаточным владением синонимикой языка (тавтология);
  3. неразличением  значений слов;        
  4. незнанием норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в наружной рекламе, в СМИ,  связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и стилистических  норм, - результат безграмотности «авторов».

Орфографические ошибки – распространенное явление в рекламных объявлениях г. Тынды.   Среди них выявлены   следующие ошибки:

  1. написание словарных слов иностранного происхождения;
  2. проверяемая безударная гласная в корне слова;
  3. окончание глагола;  
  4. правописание    неизменяемых приставок;
  5. удвоенные согласные  в корне слова                                          

Выявленные орфографические ошибки связаны с низкой грамотностью населения, с безответственным отношением рекламодателей  к своей работе.

В рекламных объявлениях г. Тынды были найдены такие нарушения  пунктуационных правил, как:

  1. знаки препинания при однородных членах предложения;
  2. знаки препинания при обобщающих словах;
  3. обособление распространенных определений, выраженных причастными оборотами;
  4. обособление распространенных определений, выраженных деепричастными оборотами;
  5. употребление кавычек  в  словах, обозначающих названия организаций,  магазинов,  салонов и т.д.;
  6. в неполных предложениях;
  7. в сложноподчинённых предложениях.

Рекламодатели часто игнорируют широкую возможность использования знаков препинания, т.е. не расставляют знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах предложения, в предложениях с обособленными членами предложения, предложениях с обращениями - следствие незнания  пунктуационных  норм, вероятно, нежелания «утяжелять» текст.

Речевые (стилистические)  ошибки, в основном,  допускаются из-за незнания правил русского литературного языка.

Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания русского языка, расширении сферы применения знаний.

Реклама проникла во все сферы нашей жизни,  и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу. Вспоминаются  слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».

Заканчивая данный этап исследования, мы хотим написать  статью в городскую газету «Авангард»  по результатам  нашего исследования, обратиться  в тындинский  городской Совет народных депутатов  с просьбой выступить на заседании городской Думы и предложить рекламодателям быть ответственными в оформлении рекламы своей продукции.    

И хочется верить, что скоро придет время, когда  языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.

                                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабайцева, В.В.Русский язык: Теория: Учебник  для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.– 7-е изд., ипр. – М.:Просвящение, 1998 .-287с..
  2. Иванова  В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст]/ В.Ф.Иванова. - М.,1966. – 313с.
  3. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений [Текст]/ Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.-960с.
  4. Орфографический словарь русского языка:  106 000 слов [Текст]/Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26 изд., стер. - М.: Русс. Яз., 1988.- 400с.
  5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке[Текст]/ Д.Э.Розенталь.- М.:Розельф, 1996.-368 с.
  6. http://www.librero.ru/article/meld/ 
  7. http://www.consultant.ru/ Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
  8. http://ru.wikipedia.org

Приложение

                                                     

                                                        

                                        

Выполнили: Тарасова Ирина,  ученица МОБУ СОШ №6;

Буланова Анна, ученица МОБУ СОШ №6

 Руководитель: Шугаепова  Рузалия Зафаровна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №6                      


Поделиться:

Как нарисовать черёмуху

Сочинение

Ералаш

Ах эта снежная зима

О чем поет Шотландская волынка?