• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Презентация к уроку информатики в 3 классе по теме "Граф"

Опубликовано Османова Марина Экрамовна вкл 10.03.2013 - 16:35
Османова Марина Экрамовна
Автор: 
Мутовина Тамара

Презентация выполнена к уроку информатики в 3 классе по теме "Граф". Все рисунки созданы с помощью компьютерной графики ученицей МКОУ Черчетской СОШ Мутовиной Тамарой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_volshebnoy_strany.rar1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №23. Тема: ГРАФ. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФОВ

            Цели: 

  1. познакомить учащихся с понятием  «граф», основными принципами его построения;
  2. формировать умение выделять отношения, связывающие объекты; развивать внимание, способность к рассуждению, математическую речь;
  3. воспитывать взаимопомощь, умение работать в коллективе.

     Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах» 3 класс (автор А.В.Горячев), «Карта волшебной страны»- иллюстрация  в виде презентации.

                                                         Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

 Проверка задания №26.

 - Какие дни у вас оказались в пересечении множеств дней, когда зебра каталась на лодке и когда зебра играла в футбол? (Четверг и воскресенье.)

 - Какие дни вошли в круг? (Вторник, пятница.)

 - Какие дни вы отметили в трапеции? ( Понедельник, четверг.)

 - В какую фигуру вы вписали остальные дни? Почему? (Среда и суббота вошли в общий квадрат, так как в эти дни зебра не развлекалась.)

  - Покажите друг другу, какую область вы закрасили желтым цветом.

II. Изучение новой темы « Граф. Построение графов».

Подготовительная работа.

Игра « Невидимая карта».

(слайд 1)

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел лесной человек.

(слайд 2)

              Он обратился к вам с просьбой. Дело в том, что ему нужно пройти через волшебную страну. В этом может помочь карта, но карта эта не простая, она невидимая и открывает свои секреты только тем, кто сможет сам нарисовать путь. Помните, что дорога через волшебную страну только одна и нельзя с нее сворачивать.

     - Лесной человечек прочитает вам путь, а вы проверьте, правильно ли соединены объекты, которые в нем указаны:

(слайд 3)(включить звук)

Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту и попросить у водяного пропуск через мостик. Дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой сосны, от сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре, а она скажет заветные слова. Потом дойти до темной пещеры и сказать заветные слова, тут и откроется выход.

 - Ребята, какие объекты мы соединили?

 - Что у нас получилось? (Путь через страну.)

 - На что похожа наша карта? (На карту дорог, автомобильную карту, план и т.д.)

 - Почему мы ни с чем не соединили горы? (Туда не нужно идти, они не связаны с другим объектом.)

 - Как вы думаете, чем граф отличается от карты? (На нем нет ничего, кроме вершин и ребер, нет дополнительной информации.)

 Выполнения задания №27.

 - Итак, карта у нас есть. В путь!

 - Куда ведет нас карта?  (К болоту, дому Водяного.)

(слайд 4, озвучен)

Я сегодня за обедом

Взял, поссорился с соседом.

Говорил я, что все знаю,

Но вот карт не понимаю.

Загадал сосед задачу,

Два часа уже я плачу.

Мне, ребята, помогите:

Нас с соседом помирите.

 - Поможем Водяному?

 - Задача такая и у нас в учебнике есть. Рассмотрите рисунок. Это карта  сладких стран.

 - Как называются страны?  (Прочитать.)

 - Как можно назвать линии, которые их соединяют? ( Дороги, пути.)

 - Внизу, ребята, вы видите 4 графа. На что похож каждый граф?  (На карту, план.)

 - Какими буквами отмечены точки? (З, к, в, ш.)  Эти точки называются вершинами графа.

 - Как вы думаете, что могут обозначать эти буквы? (Страны.)

 - Что могут обозначать эти линии?  (Дороги.) Они называются ребрами графа.  

 - Посмотрите, графов 4, а карта у нас только одна. Какой же граф правильный, рассмотрите их внимательно, на каком графе показаны верные дороги?

 - Рассмотрите первый граф.

 - Сколько стран на карте? (4.) Сколько вершин графа? (4.) Какой сделаем вывод? (Количество стран и вершин графа совпадает.)

 - Сколько дорог на карте? (4.) Сколько ребер графа? (Столько же.)

 - Какие страны соединяются дорогами? (Зефирия и Конфетия.) Есть на карте такая дорога? (Есть.) (Конфетия и Вафландия.) Найдите эту дорогу на карте. (Такой дороги нет.)

 - Какой вывод мы сделаем? (Этот граф неправильный.)

 - Проведем следующий граф. Посчитайте вершины и ребра. Что интересного узнали?  (Ребер-5, а дорог всего 4, этот граф неверный.)

 - I вариант проверит граф № 3, II вариант – граф № 4. Что получилось?  (Оба графа – верны, так как количество вершин соответствует странам , а количество ребер – дорогам, все вершины соединены верно.)

 - Вот мы и помогли Водяному. А что нового вы узнали, выполняя это задание? (Что такое граф, его вершины и ребра.)

   III. Закрепление материала.

1.Выполнение задания №28.

 - Теперь мы отправляемся к мосту. Кто покажет на карте, куда нам идти дальше? (К избушке на курьих ножках.)

(слайд 5)

 - А вот и Баба-Яга (возможен показ иллюстрации). Кто помнит, что мы должны у нее взять? (Мешок с зерном.)

У Бабы-Яги, ребята,

Перепутались зайчата.

Ей самой не разобраться.

Вам придется постараться.

 - Ребята, прочитаем рассказ о зайчатах.

 - Рассмотрите граф к первому предложению. Что значит: «зайчата жили дружно». Бегун дружил со всеми, Грызун дружил со всеми и т.д.

 - Рассмотрите граф. Что в данном графе обозначают вершины? (Зайчат.) Ребра?(Дружбу.) 

 - Прочитаем второе предложение. Кто поссорился? Это значит, что их отношения прекратились. Чем второй граф будет отличаться от первого? (Не будет ребра П-Г.)

 - Прочитаем третье предложение. Как теперь изменился граф? (Не будет ребра И-Б.)

 - Сколько ребер у третьего графа?

 - Прочитайте последнее предложение. Мама помирила зайчат, значит, они снова все дружат.

 - Обозначим их дружбу: с кем дружит Грызун? (С Бегуном - ребро, с Игруном - ребро, с Прыгуном - ребро.)

 - Покажите, с кем дружит Прыгун.

 - С кем дружит Игрун? Покажите это на графе.

 - Какой зайчик остался? Отметьте на графе, с кем он дружит.

2. Выполнение задания №30.

(слайд 6)

 - Пришли мы к мельнице, смололи муку. Куда идти дальше? (К мышке.)

(слайд 7)         

Моя милая сестрица заблудилась,

В лабиринте все дорожки исходила.

Добрые ребятки, помогите:

В лабиринте мышку отыщите.

 - А вот и лабиринт.

 - Рассмотрите его план. Нужно соединить соседние препятствия.

 - Прочитайте, что обозначают буквы в лабиринте и на графе.

 - Возьмите карандаш и «пойдем» по лабиринту. 

 - Откуда начнем путь? (С входа.) Поставьте там точку.

 - Куда можно пойти? (К низкой арке.) Отметим наш путь на лабиринте и на графе (ВХ-А). (На графе он уже отмечен, значит, все правильно.)

 - Какое следующее препятствие? ( Голодный дракон.)

 - Отметим путь, и быстрее назад. (А-Д)

 - Посмотрите, есть ли дорога от дракона к другому препятствию? (Нет.)

 - Вернемся к выходу, куда модно еще пойти? (К барьеру.) Отмечаем путь (ВХ-Б).

 - Найдите следующее препятствие (пропасть).

 - Какие буквы на графе соединим? (Б-П.)

 - Куда можно пойти дальше? (Два пути.) Отметим на карте и графе оба пути (П-Т, П-У).

 - Если мы пойдем к темному ходу, куда нам идти дальше?  ( Два пути: Т-К, Т-У отмечают.)

 - Куда приведет дорога  от колодца? (К выходу Н-ВЫХ.)

 - Выход мы нашли, а вот мышку нет. Прочитаем записку, которую она оставила:

(слайд 8)

Здесь тесно, как в норке,

Темно, как в колодце.

Увижу  ль когда-нибудь

Милое солнце?

 - Как вы думаете, где же мышка? (В очень темном ходе.)

 - Молодцы, вот мы и нашли мышку.

 - Она дала нам листок с заветными словами.

 - Вот мы у пещеры, прочитаем слова мышки:

(слайд 9)

Если друг с тобою рядом,

Веселей и легче жить.

Вместе все преодолеем,

Нужно дружбой дорожить.

 - Вот и открылся выход для нашего друга. Пожелаем ему доброго пути.

(слайд 10)

IV. Итог урока.    

 - Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? (Граф, вершина графа, ребра графа.)

 - Что могут обозначать вершины графа? (Города; объекты, которые связаны.)

 - Что обозначают ребра графа? (Связь, соединение, дорогу.)

Домашнее задание.

Из учебника:

Задание №29.

Придумать историю и пустой граф (пример: задание 28), на отдельном листе нарисовать заполненный граф.

Выставление оценок за урок, рефлексия. Выбрать и прикрепить на доску тот цвет, который соответствует твоему настроению.

Отлично, мне понравилось!        

Хорошо, я удовлетворен уроком.

Мне не понравилось.

Презентация к уроку составлена учителем информатики Османовой Мариной Экрамовной, рисунки к презентации Мутовиной Тамары.


Поделиться:

Любили тебя без особых причин...

Загадочная система из шести экзопланет

Барсучья кладовая. Александр Барков

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Круговорот воды в пакете