Вложение | Размер |
---|---|
ОДЕЖДА НЕМЕЦКИХ КОЛОНИСТОВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ | 25.36 КБ |
Приложение | 1.33 МБ |
Одежда немецких колонистов
Оренбургской области
номинация: Выставка «Кукла в национальном костюме»
автор: Коллективная работа
Мартенс Анастасия, Слепнева Ксения
Руководитель: Манякова Татьяна Владимировна
Массовая эмиграция немцев меннонитов в Оренбургскую губернию началась в конце XIX века. Переселенцы из Екатеринославской, Саратовской, Таврической губерний образовали на территории нынешнего Красногвардейского района села: Красиково, Подольское, Кутерля, Луговское, Калтан, Плешаново, Богомазово (Токское), Юговка, Донское, Долинское, Ишалка, Клинок.
Народный костюм возник с одной стороны, по требованию климата, с другой стороны - на основе находящихся в распоряжении материалов. Но прежде всего с учётом развития сельского хозяйства, домашнего животноводства и бытового хозяйства. Мода почти не влияла на одежду немецких колонистов. Наоборот следует отметить ее постоянство.
Отличительной чертой немецкого костюма являлась его цветовая гамма. Любимыми цветами были: белый, черный и коричневый, реже - темно-синий и болотный. Предпочитаемым рисунком - клетка и полоска.
Одежду рабочую и для дома шили сами, из сатина или ситца. А праздничную изготовляли немецкие мастерицы, которые были в каждом селе. Свадебные наряды и одежду для умершего, так же заказывали у мастеров, поскольку она должна была быть красивой, с выбивной вышивкой и из дорогой ткани.
Костюм представлял собой единое целое из широкой юбки и блузы под горло с узкими рукавами. Юбки имели длину до щиколотки и состояли из 4, 6 или 8 полотнищ, по линии талии собирались в складки по 5см., которые не заглаживались. К юбке пришивался широкий пояс. Верхняя юбка (фалдерок) шилась более длинная, чем нижняя. Ее подол мог украшаться кружевом или оборкой (фото 1).
В деревнях не носили корсетов, но силуэт женской одежды был приталенным. Блузки шились "в талию", могли быть отрезными по линии талии, с баской. Застежка делалась спереди, по всей длине блузы, застегивалась на пуговицы. Рукава были втачными, имели сосборенный окат, к низу рукава пришивался манжет. Воротник чаще всего шился стойкой. Поверх блузы женщины носили безрукавку (вэстэ) в тон верхней юбки.
Характерной деталью женской одежды был фартук: для дома – черный сатиновый; на выход, для праздника – белый, украшенный кружевом. Фартуки были прямые и круглые, сзади завязывались на бант. Нарядный фартук мог быть с грудкой, на лямках. По краю фартука пришивали оборку, а на груди вышивали инициалы хозяйки.
Отличительной особенностью немецкой одежды было ношение женщинами нижнего белья: нижних длинных рубашек, нижних длинных юбок. Такие длинные лифы шили также и детям: к нижней части лифа пришивали резинки, которые пристегивались к чулкам, чтобы они не спадали. Нательные рубашки и женское белье было вышито в технике "решелье" (фото 2, 3)
Женская одежда немцев меннонитов отличалась всегда своей практичностью, обычное платье с помощью кружевного белого воротничка и манжет становилось праздничным. Кружево вязали из хлопчатобумажных ниток крючком. Чаще всего нитки были белого цвета, но, например, украшение на голову вязали из ниток темных цветов. Кружевом украшали все: белье, блузки, платья, юбки, чепцы, фартуки. Детям вязали большие кружевные воротники.
Праздничная одежда от будничной отличалась не покроем, а тем, что шилась из более дорогих тканей, богато украшалась, была новой. Потом ее донашивали дома, часто перешивали на детские вещи. Маленьких мальчиков до 3 лет одевали так же, как и девочек - в платья и чепчики, а более старшим, шили рубашечки и штаны на лямках, которые скрещивались на спине, а спереди пристегивались на пуговицах.
Девушки носили платья приглушенных тонов, волосы украшали лентами. Женщины закалывали волосы гребнем с бантом или кружевами. Замужние женщины носили на голове платок обязательно, это было их отличительной чертой с тех пор, как им повязывали платок на свадьбе. Одежда замужних женщин была черная или очень темных тонов. Среди женщин среднего и пожилого возраста большой популярностью пользовались сарафаны неотрезные по талии, под низ также одевалась блуза, в праздник белая или очень светлых оттенков, если повседневный сарафан, то блуза соответственно была темных тонов. На голову надевался чепец с завязками, передник соответствовал ему по цвету (фото 4).
В воскресенье в церковь старались надеть платье черного цвета и также черный платок (дук).
Мужчины носили брюки и рубашки, покрой которых менялся незначительно. Раньше были в моде рубашки очень широкие, которые носили навыпуск, подпоясав ремнем, или рубашки из ткани с рисунком "в клетку". Воротники были и отложные, и стойкой, брюки - широкие и узкие, пиджаки - длинные и короткие.
Характерной деталью мужского костюма был жилет. Жилеты были разных оттенков темного цвета и из ткани разных структур, в зависимости от предназначения, но всегда были украшены большими блестящими пуговицами.
Основной верхней плечевой одеждой мужчин являлся черный или темный однобортный пиджак. Изредка на фотографиях в качестве праздничной одежды можно встретить двубортный сюртук приталенного силуэта, доходящий до колен (фото 5).
Брюки шили из той же ткани, что и пиджак, умеренно широкие, стрелки не заглаживали. Это было характерно для всей первой четверти XX в. и составляло отличие от чисто городской традиции. Поскольку традиционный немецкий костюм в полной его форме не сохранился, национальная специфика проявляется прежде всего в деталях, отдельных элементах одежды (фото 6, 7).
В летний период носили "шлеры" – башмаки, изготовляемые в колониях, на деревянной подошве и с кожаным верхом. Шлеры одевали вместе с чулками и в них ходили все - от мала до велика, хотя это и была очень грубая, жесткая и тяжелая обувь. Шлеры мог изготовить любой мужчина, но чаще их делали специальные мастера или профессиональные плотники. Для подошвы шлер брали заготовки хорошо просушенного дерева и вырезали пластинку толщиной 3 см. по форме ноги с небольшим каблуком. Треугольный носок выкраивали из одного куска кожи, преимущество отдавали телячьей коже. Носок иногда переходил в небольшие бортики, которые доходили до середины подошвы. На место соединения носка с подошвой накладывали полоску кожи и прибивали гвоздями с небольшими шляпками. Шлеры носили до 50-х годов XX века.
Вспоминает Татьяна Петровна Янцен: мы, дети, все лето носили шлеры. В селах даже проводили соревнования – бег в шлерах. Сегодня шлеры иногда можно встретить в немецких домах, хотя изготавливать их перестали.
Суровый климат Оренбуржья привел к появлению у немцев зимнего комплекта одежды, многие элементы которого были позаимствованы у местного населения. Но случилось так, что многие вещи немцы стали делать лучше, например, валенки. Способ изготовления валенок был заимствован немцами у русских. Так как никакая другая обувь не сравнится с валенками по удобству и теплоте в суровые зимы, они настолько прочно вошли в быт немцев, что многие из них считают валенки своей традиционной немецкой обувью.
Зимой носили много вязаных вещей из овечьей пряжи: варежки, носки, жилеты, свитера, чулки и гольфы, платки и шали. Из головных уборов мужчины носили шапки-ушанки из зайца или овчины, а женщины платки из овечьей пряжи. Детям такие платки надевали поверх шапки и шубы, перекрещивая, и завязывали узлом на спине.
Самым ярким обрядовым элементом одежды был свадебный венок у невесты и цветочная розетка с лентами на лацкане пиджака у жениха. Свадебный венок является символом чистоты и непорочности, его могла надеть только "непорочная" невеста. Цветы для венка делали из воска или парафина, крепили на проволочный каркас (раньше для этой цели использовали свиную щетину). В старину венки были очень большие: высокие как корона, и по бокам цветы спускались на плечи. К венку крепилась белая фата. Цветочная розетка у жениха также была крупной, а ленты были такими длинными, что волочились по земле. В 1950-е годы венок невесты и розетку жениха начали заменять цветами из ткани, гирлянда иногда заменялась вышивкой гладью (фото 8).
Свадебный наряд невесты состоял из длинного черного или темно-синего суконного платья, приталенного или с поясом. Юбка была достаточно широкая. Из-под подола выглядывала темная нижняя юбка, в тон платью. Верхняя часть платья представляла собой облегающий, полностью закрытый под горло лиф, украшенный кружевом в тон платья. Ворот украшался белым атласным или кружевным воротничком. Белый или цветной венок украшал голову невесты. Фата так же была белого цвета, или прозрачная и украшена по краю и низу красивой вышивкой ручной работы.
Вспоминает Людмила Федоровна Фрезе: в 60-70-тых годах платье невесты по подолу, венок невесты и розетка в лацкане пиджака у жениха украшались вьющимся аспарагусом[1].
Немецкий народный костюм, сложившийся в конце XIX - начале XX века в русле общеевропейских тенденций развития одежды, сохранял в себе ряд самобытных черт, вплоть до 1930-х годов. В дальнейшем традиционный комплекс одежды был почти полностью утрачен, сохраняясь в отдельных элементах лишь в обрядовой одежде.
В нашем Красногвардейском районе в селе Подольск есть народный музей. Жители нашего района и мы, школьники, очень любим посещать этот удивительный дом старинных вещей, который рассказывает о быте и традициях нашей земли. А хранительницы этого музея: директор ― Валентина Эдуардовна Сизикова и экскурсовод-смотритель ― Шмелева Людмила Викторовна
Пройдя по комнатам музея, мы вошли в Немецкий зал, где хранятся вещи и предметы, сохранившие теплоту и историю прошлого. Старинная раздвижная кровать, детская люлька, секретер, шифоньер, комод и много другой утвари, посуды, всяких вещей, которые мы видели впервые. Нам показали старинные платья и нижнее женское белье расшитое в технике "решелье", подзорники на кровати связанные крючком, какая тонкая работа. Такое платье могла носить моя бабушка и прабабушка.
Мы благодарны работникам музея за интересный рассказ, за их самоотверженный труд и предоставленный материал для создания нашей исследовательской работы, а также жителям нашего села Долинск за их рассказы и фотографии.
Куклы в немецких костюмах
[1] Спа́ржа (лат. Aspáragus) — род растений семейства Спаржевые
Рыжие листья
Прекрасное далёко
Отчего синичка развеселилась
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Пчёлки на разведках