• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Витамины:нужны ли они людям?

Опубликовано Пряхина Татьяна Васильевна вкл 17.03.2013 - 10:31
Автор: 
Карпушевич Максим

Максим познакомил с названием основных видов витаминов, их назначением. Убедил в необходимости регулярного приема витаминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt.doc633 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект:

«Витамины. Нужны ли они людям?»

         

Подготовил: Карпушевич Максим

учащийся 4 С(к)класса

Руководитель: Пряхина Татьяна Васильевна

г.Кыштым,2013 год

Содержание:

  1. Введение
  2. История появления витаминов
  3. Исследовательская работа
  4. Немного о минералах
  5. Практическая работа
  6. Выводы
  7. Литература

1. Введение

Проблема

В окружающей жизни мы часто слышим о пользе витаминов. А для чего они нам нужны? Сможем ли мы прожить без них?

Актуальность

Своим исследованием я хочу сформировать у детей понимание того , что здоровье зависит от той пищи , которую мы употребляем . О необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов.

Цель исследования

Формирование сознания ценности сбалансированного питания и употребления витаминов.

Задачи:

- научиться бережно относиться к своему здоровью;

- работать с научным текстом , выделять в нём главную мысль ,

   анализировать;

- привлечь учащихся класса к исследованию и познакомить их с результатом

  исследования.

Гипотеза

Я предполагаю ,что не все учащиеся класса знают о необходимости употребления витаминов.

Методы исследования

Анализ , опрос , наблюдение , сбор информации из книг , практическая работа.

2. История появления витаминов

Витамин – органическое вещество , первоисточником которого обычно служат растения , необходимое для нормальной жизнедеятельности организма , а также препарат , содержащий такие вещества .                                          

                (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

  Бич моряков и путешественников

Этой непонятной , но всегда неизбежной , болезни в течение многих веков боялись мореплаватели и путешественники . В плавание к неизведанным землям уходили здоровые , сильные люди , но половину из них уносила страшная болезнь. Оставшиеся в живых были похожи скорее на развалины , чем на людей .Сначала заболевшие ощущали слабость , вялость , начинало сдавать сердце , лопались сосуды , и кровь изливалась под кожу и в суставы . Потом присоединялись кровоточащие десны , зубы выпадали , тело становилось отекшим , и человек погибал.

Причин болезни никто не знал . От неё жестоко страдали экипажи Васко да Гама и Магеллана , Джеймса Кука и других мореплавателей . Без преувеличения можно сказать , что в эпоху парусного флота болезнь унесла больше жертв среди моряков , чем все морские сражения.

Имя этой болезни – цинга . Много веков сражаясь с этой болезнью , человек делал кое-какие выводы . Люди начинали замечать связь между появлением цинги и отсутствием в пище зелени , свежего мяса . Ведь рацион моряков и путешественников состоял из сухарей ,сушёной рыбы . В экспедиции стали брать квашеную капусту , отвар из хвои , лимонный сок .

Сегодня мы знаем , что причиной цинги является недостаток витамина С , аскорбиновой кислоты.

 Загадка пеллагры

В первой трети 20 века в США свирепствовала странная болезнь . Десятки тысяч американцев умерли от этой болезни . Это заболевание получило название пеллагры , что в переводе с итальянского значит «сухая кожа». Кроме поражения кожи , наблюдалось расстройство кишечника и тяжёлые нарушения нервной системы вплоть до полного умственного расстройства и смерти больного.

Сначала болезнь считали инфекционной. Однако , несмотря на все усилия, возбудителя болезни найти не удалось. Тогда обратили внимание на то , что она свирепствовала только в бедных районах , где основной пищей была кукуруза. Как только заболевшим стали давать мясо , яйца и молоко , болезнь отступала. Стало ясно , что пеллагра – это один из видов авитаминоза. Но только в 1937 году было выяснено ,какой витамин отсутствует при пеллагре.

В 1937 году учёным удалось вылечить пеллагру с помощью никотиновой кислоты . Поэтому никотиновую кислоту уже тогда называли витамин РР – это две начальные буквы английской фразы : предохраняющий от пеллагры.

Ножные оковы

В 90-х годах прошлого столетия голландское правительство попыталось выяснить причины возникновения эпидемии бери-бери на острове Ява.

«Бери» - по-сингальски  «слабость» , иначе «ножные оковы». Сначала у больного появляются лёгкая усталость , потеря аппетита , судороги , паралич и больные погибают .

Комиссия , отправившаяся на Яву ,не добилась успеха. Медики пришли к      ошибочному мнению , что бери-бери – заразная болезнь. Только военный врач Эйкман не согласился с этим. Он остался на острове один , без средств , без помощи правительства и продолжил исследования. Иногда ему не хватало средств на прокорм подопытных кур. Тогда он брал остатки вареного риса из тюремной больницы. Каково же было удивление Эйкмана , когда куры заболели бери-бери. Но стоило им добавить в пищу рисовые отруби , как куры выздоравливали. Эти наблюдения привели Эйкмана к выводу , что при очистке риса из него вместе с отрубями удаляется какое-то вещество , предохраняющее от бери-бери.

Теперь мы знаем , что это вещество – витамин В1 – тиамин. Этот витамин содержится в ячмене , овсе , фасоли , картофеле , печени.

Витамин А и аварии на дорогах

 Витамин А , или ретинол ,нормализует обмен веществ. При недостаточном содержании витамина А могут возникнуть сухость кожи ,сыпь. Могут выпадать волосы , ухудшаться зрение. Наблюдается так называемая «куриная слепота» - неспособность видеть в сумерках.

Казалось бы , и так много может этот витамин , содержащийся в моркови , листьях салата ,капусте , печени ,яичном желтке , сливочном масле и других продуктах.

Но недавно витамин попал в почти детективную историю. В городе Карлсруэ (Германия) был проведен интересный опыт со 152 шофёрами , которые не смогли сдать экзамен по вождению и имели большое число аварий. Им стали ежедневно давать по 150 миллиграммов витамина А , и результаты показали «поразительное повышение профессионального уровня водителей».

Итак , чтобы у вас были хорошая реакция , самочувствие и здоровье на долгие годы , дружите с витамином А.

Скелет и рахит

Все кости вместе составляют скелет. Зачем он нужен? С одной стороны , скелет – это «доспехи» , внутри которых спрятаны наши органы. «Доспехи»  защищают органы от ударов и других вредных воздействий внешнего мира. С другой стороны , скелет – это опора , в некотором роде «вешалка» , необходимая для того , чтобы тело не мялось , не выглядело бесформенной массой.

Для того , чтобы стать надёжной защитой и опорой , скелет должен вырасти и окрепнуть. Новорожденный младенец не может не только ходить , но даже сидеть и ползать. Пройдёт 7-8 месяцев , прежде чем ребёнок встанет на свои ножки. Но и потом , до 18-20 лет , кости будут развиваться и крепнуть. Для того чтобы кости формировались правильно необходим витамин Д.

 Рахит заболевание раннего детского возраста , характеризующееся расстройством роста костей. Рахит может оставить свой след на всю жизнь. К последствиям рахита относится деформация костей. Происходят искривления позвоночника и ног. Прорезывание зубов происходит с запозданием , при этом эмаль зубов слабая , и зубы быстро портятся.

Возникает рахит из-за недостатка в детском питании витаминов , в первую очередь витамина Д.

Для прочности костей нужен ещё и кальций , а для того , чтобы этот кальций костная ткань могла усвоить , нужен витамин Д .

 

Вывод:

Витамины – важнейшая составляющая часть питания человека вместе с углеводами , белками и жирами. Если в пище витаминов не хватает , то наш организм начинает работать с перебоями.

3. Исследовательская работа

От латинского слова «жизнь» образовалось название привычных  нам уже витаминов. А ведь ещё в конце прошлого века о их существовании не знали. В 1880 году русский учёный Н. И. Лунин на опытах с мышами доказал существование совершенно необходимых в пище небольших доз дополнительных факторов. Эти факторы получили название витаминов.

Производятся витамины в основном растениями . Животные , питаясь растительной пищей ,накапливают их в своих органах и тканях. Поэтому источником витаминов для человека служит как растительная , так и животная пища. Некоторые витамины вырабатываются бактериями , живущими в нашем кишечнике.

Витамины – очень нестойкие вещества. Они разрушаются при длительном хранении пищевых продуктов , при нагревании и доступе воздуха.

При длительном недостатке в организме  какого-нибудь витамина возникает заболевание , называемое авитаминоз. Если организм витамин всё-таки получает ,но недостаточно ,возникающая болезнь называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания , связанного с переизбытком какого-либо витамина. Чаще всего возникают гиповитаминозы.

Витамины принято обозначать латинскими буквами. Известны витамины: А; В; С; Е; Р и другие.

Значение витаминов для организма человека трудно переоценить. Понятно , что витамины ,а точнее , их нужное количество и баланс просто необходимы для нормального роста и развития детей.

Вопрос лишь в том , как обеспечить этим необходимым количеством и балансом. Достаточно ли мы получаем витаминов с питанием ? Чем мы питаемся ? Рафинированными  продуктами, содержание витаминов в которых невелико , зато вкусовых добавок и другой    химии – хоть отбавляй! Сюда уже подмешиваются и геномодифицированные продукты , вред или пользу которых мы увидим только в следующем поколении. Что же мы любим : чипсы , чупа-чупс , киндер-сюрприз ,мороженое…

Мы должны заботиться о том , чтобы организм не испытывал недостатка ни в одном витамине. Для этого питание должно быть полноценным . Нужно есть с радостью не только мороженое и конфеты , но и лук , и рыбу ,и петрушку..

Чтобы удовлетворить потребность растущего организма в витаминах ,питание должно быть очень разнообразным. Но это ещё не всё. Витамины у нас ассоциируются с фруктами и овощами , и многие из нас полагают , что одного яблочка и пары листиков салата в день будет достаточно. Но дело в том, что, например , для того , чтобы обеспечить ребёнка суточной нормой витамина В 1 , нужно , чтобы он скушал полкилограмма чёрного хлеба.

А для восполнения необходимого количества витамина С надо выпивать не менее 2-х литров яблочного сока ежедневно! И так далее… Реально ли это ? Даже (пофантазируем) ,если всё это количество необходимых продуктов будет съедено и организм сможет их переработать , то куда девать калории ,которые придут с этой пищей , при нашем-то сидячем образе жизни. Получается , что одними продуктами нам нехватку витаминов не восполнить.

4. Немного о минералах

В пище обязательно должны содержаться минеральные вещества. Они участвуют во всех процессах , происходящих в органах и тканях. Сегодня на планете обнаружено около 100 минералов , инее менее 20 из них необходимы человеку. Есть гипотеза , что в человеческом организме присутствуют все минеральные вещества. Просто пока нет приборов для их обнаружения. Чтобы человек был здоров и жил долго , некоторых веществ требуется значительное количество – до нескольких граммов. Но есть крайне необходимые элементы , содержание которых в организме – всего тысячные доли процента. Поэтому их и называют микроэлементами. Это йод , цинк , медь , фтор и некоторые другие. Для чего они нужны? В основном микроэлементы – ускорители обменных процессов в организме. Без них могут возникнуть серьёзные нарушения в нервной системе.

Вывод :

Витамины очень важны для нормального роста и развития. Они участвуют в процессах кроветворения , являются регуляторами всех обменных процессов, способствуют повышению сопротивляемости к различным заболеваниям. Поскольку витамины практически не вырабатываются в организме  (исключение: отдельные витамины группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике и витамин Д вырабатывается в коже под воздействием солнечных лучей ) ,то они должны поступать в организм с пищей и в виде синтетических препаратов . Количество витаминов и минералов должно соответствовать потребностям организма в них.

А что знают о витаминах одноклассники ?

Среди учащихся была проведена анкета:

1. Что ты знаешь о витаминах?

а) знаю все;

б) знаю кое-что;  ( 13 чел.)

в) ничего не знаю.

2. Как ты считаешь ,у тебя полноценное питание?

а) да; ( 3 чел.)

б) нет;  ( 3 чел.)

в) не совсем. ( 7 чел.)

3. Какое твое любимое блюдо?

5 чел. - торты

2 чел.- суп

3 чел.- жареная рыба

1 чел.- пельмени

2 чел. жареный картофель.

4.  Как часто ты им лакомишься?

Торты – по праздникам

Суп – каждый день

Рыба – редко

 Пельмени – редко

Картофель - часто

5.  Как ты считаешь , в каком виде витамины лучше усваиваются?

а) при употреблении сырых фруктов и овощей;  8 чел.

б) при употреблении кулинарно обработанных овощей и фруктов; 2 чел.

в) при употреблении витаминно-минеральных комплексов. 3 чел.

6. Какие витамины ты принимаешь ?

 Компливит -9 чел.

Супрадин -2 чел.

7. Как часто их принимаешь?        

а) 1 раз в год;    2 чел.

б) 2 раза в год;  7 чел.

в) постоянно;      3 чел.

г) не принимаю вообще. 1 чел.

Вывод :

Проведя анкетирование в классе , я пришёл к выводу , что  ученики нашего класса мало  знают о витаминах, не всегда правильно питаются, не регулярно употребляют витамины.

5. Практическая работа

Какие витамины можно употреблять детям?

Чтобы найти ответ на этот вопрос я отправился в аптеку . Придя туда я увидел множество коробочек , баночек с яркой этикеткой. Одни таблетки в виде драже , другие в виде жевательных таблеток ,некоторые надо просто проглотить и запить водой , а эти вообще сиропом и гелем . Что же делать ? Как выбрать? Обратимся за помощью к фармацевту . Вот что я узнал о витаминах .

«Знаете ли вы , что 70% россиян страдают от дефицита витамина С , а 80% испытывают нужду в витаминах группы В ? Между тем ,  для работы головного мозга необходимы как раз В1 , В6 , а ещё витамин Е , селен , йод , железо , цинк … Каждый третий ребёнок на Земле не достигает заложенного природой интеллектуального потенциала из-за нехватки витаминов и минералов в ежедневном рационе .

К сожалению , запастись витаминами впрок практически невозможно . Исследования , систематически проводимые специалистами Института питания РАМН , показывают : значительная часть детского населения России получает с пищей недостаточно витаминов и находится в состоянии гиповитаминоза . Летом и осенью ситуация к лучшему не меняется – ведь многие жизненно важные витамины и минералы содержатся не только в овощах и фруктах , но и в зерновых , мясе , рыбе, масле , а этих продуктов ребенок летом ест столько же , сколько и зимой , а может быть , даже меньше .

Дети , вернувшись после продолжительных летних каникул в город ,с головой погружаются в учёбу . А это означает , что дефицит витамина Д снова стал для них актуальным , как для всех горожан . В городе , да ещё осенью , ультрафиолетовых лучей маловато . Вряд ли ребёнок ест так много рыбы или масла , чтобы полностью восполнить дефицит этого важнейшего витамина . Получается , для того , чтобы насытить организм всеми необходимыми витаминами и минералами , ребёнку нужно есть очень много . Между тем , современные дети не тратят так много калорий,  как их далёкие предки без машин , метро и лифтов . Вот и растёт не по дням , а по часам количество детей с избыточным весом . Как же поступить ? Видимо нужно выбрать поливитаминный комплекс для школьника .

Витамины дают детям всё необходимое для здоровья и успехов в школе , в спорте , в творчестве : иммунитет , концентрацию внимания , повышение умственных способностей , улучшение памяти , весёлые улыбки , крепкие кости , здоровые зубы , хорошее настроение .  

Витамины нужно подбирать по возрасту .  Для каждого возраста рекомендованы свои основные витамины и минеральные компоненты, необходимые для полноценного развития ребёнка именно в этом возрасте .

Например : детям от 1 года необходимы 9 основных витаминов , участвующих в регуляции важнейших биохимических процессов в организме .

Детям с 4 лет необходимы 10 витаминов , а также кальций и  фосфор – основные минеральные компоненты костной ткани и зубов .

Детям с 7 лет необходимы 11 основных витаминов , а также железо , йод и селен – для поддержания иммунитета .

Вам можно порекомендовать  «Компливит Актив» .  Он содержит только необходимые витамины и минералы , в соответствии с особенностями Вашего возраста и рациона российских детей .

 «Пиковит Форте» . Обеспечивает суточную потребность в витаминах школьников , испытывающих повышенные физические и эмоциональные нагрузки .

Супрадин Кидс  - это витаминный комплекс , содержащий омега-3 и холин .

Омега-3 – улучшает познавательную активность  , улучшает концентрацию внимания .

Холин – является важнейшим строительным материалом для мозга , улучшает кратковременную память , положительно влияет на умственную способность детей.

Вкусные жевательные таблетки «Мульти-табс» , которые принимаются 1 раз в сутки .

Для любителей натуральных продуктов существуют и пастилки с фруктовым соком . Например : «Натурино» . Это пастилки с натуральным соком и 10 витаминами.  Эти витамины улучшают насыщение клеток кислородом , стимулируют обмен веществ , укрепляют сосуды , улучшают состояние кожи , стимулируют иммунитет ,стабилизируют нервную систему .

Есть витамины на любой вкус и выбор остаётся за вами .

Одно остаётся неизменным – витамины необходимо принимать всем, независимо от возраста .»

Вывод по работе.

Работая по данной теме «Витамины . Нужны ли они людям ?» , мы поняли ,как важны витамины для организма человека , особенно растущего организма ребёнка . Проведённая работа доказывает необходимость дополнительного употребления витаминно – минеральных комплексов . Проведённое анкетирование показало , что не все мои одноклассники понимают необходимость дополнительного питания организма .Чтобы одноклассники всегда были здоровы , мы разработали для них рекомендации:

- выполнять режим дня ;

- правильно питаться ;

- принимать витамины .

                          Куда ты идёшь

                           ( Вполне серьёзный тест )

Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5 % - от работы медиков. Остальные 85%  в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что тебя ждёт в будущем : здоровая долгая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

                                             Тест рассчитан на

                 девочек и мальчиков от 7 до 12 лет

                                                                                                    Очки

  1.  Как часто ты моешь руки:

- около 20 раз в день                                                   0

- только перед едой и после туалета                       5

- когда сильно в чём – нибудь испачкаю                20

    2.  Сколько раз ты чистишь зубы:

          - 2 раза ( утром и вечером )                                         0

          - 1 раз                                                                                 5

          - вообще не чищу                                                            15

    3.  Как часто ты моешь ноги :

          - каждый вечер перед сном                                         0

         - когда заставит мама                                                     10

        - только когда купаюсь целиком                                  20

   4.  Как часто ты делаешь зарядку :

    - ежедневно                                                                          0

    - когда заставят родители                                                 15

    - никогда                                                                                25

5. Как часто ты простужаешься :

    - 1 раз в 2 года                                                                      0

    - 1 раз в год                                                                           5

    - несколько раз в год                                                          15

6.  Как часто ты ешь сладости :

    - по праздникам и воскресеньям                                     0

    - почти каждый день                                                           20

    - когда и сколько захочу                                                     30

7.  Как часто ты плачешь :

    - не могу вспомнить , когда это было                             0

            в последний раз

    - пару раз на неделе                                                            15

    - почти каждый день                                                           25

8.  От чего ты плачешь :

    - от боли                                                                                  0

    - от обиды                                                                              10

    - от злости                                                                              20

9. Сколько ты гуляешь :

    - ежедневно от 1,5 до 2 часов                                          0

   - ежедневно , но меньше часа                                           0

   - иногда по выходным                                                          20

10.  Когда ты ложишься спать :

    - в 21 – 21.30                                                                           0

    - после 22 часов                                                                     10

    - после 24 часов                                                                     35

11.  Соответствует ли твой вес росту и возрасту:

    - соответствует или чуть меньше                                      0

    - немного больше                                                                 10

    - значительно превышает норму                                      30

12.  Сколько времени ты проводишь у телевизора :

    - не больше 1,5 часов ,часто с перерывом                       0

    - больше 3 часов                                                                      10

    - смотрю всё, что нравится и сколько хочется                 30

13.  Сколько времени ты тратишь на уроки :

    - около 1,5 часов                                                                      0

    - почти 2 часа                                                                            15

    - больше 3 часов                                                                      30

14.  Можешь ли ты взбежать на 5 этаж :

    - с лёгкостью                                                                            0

    - под конец устаю                                                                   15

    - с трудом и одышкой                                                           25

    - не могу                                                                                    35

15.  Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок

    - да                                                                                              0

    - нет                                                                                             15

                               Теперь займёмся подсчетом

Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!

От 20 до 70 – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но сними пока нетрудно бороться.

От 70 до 110 – ты стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

От 110 и выше – можешь даже не считать! Как ты ещё не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!

Литература.

  1.  С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»
  2. Н. Ю. Буянова , О. Г. Хинн  « Я познаю мир» , 1999 г.
  3. Д. В. Хорсанд  «Зачем и почему болеют дети» , 2008 г.
  4. Е. О. Хомич « Что? Зачем? Почему?» , 2008 г.
  5. Интернет

 

 


Поделиться:

"Морская болезнь" у космонавтов

Растрёпанный воробей

Компас своими руками

Сказка на ночь про Снеговика

Петушок из русских сказок