• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Как сэкономить время?"

Опубликовано Артушенко Наталья Викторовна вкл 25.03.2013 - 21:24
Автор: 
Матюшин Иван

Исследовательская работа учащегося 4 класса.

Целью исследования является: выявление резервов времени в течение дня.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

  1. определить алгоритм работы по выявлению резервного времени у младшего школьника;
  2. изучить режим дня младшего школьника;
  3. провести хронометраж рабочей недели;
  4. определить рациональные и нерациональные затраты времени.

Объектом исследования является рабочий день школьника.

Предмет исследования: резервное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matyushin_ivan_kak_sekonomit_vremya.docx.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1»

Седельниковского муниципального района Омской области

Научная статья

Научно-практическая конференция НОУ «Поиск» Седельниковского района

секция: ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Автор проекта:

Матюшин Иван Николаевич,

 учащийся 4 класса

МКОУ «Седельниковская СОШ №1»

Руководитель проекта:

Артушенко Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Седельниковская СОШ №1»

Седельниково, 2013

Оглавление

Введение ………………………………………………..   3

Глава 1. О режиме дня младшего школьника ………..   5

Глава 2. Экспериментальная часть ……………………  7

Глава 3. Презентация исследования и организация

поиска резервов времени одноклассников ……………  9

Выводы ………………………………………………….   10

Список литературы ……………………………………..  11

Приложения ……………………………………………..  12

Введение

Умение организовывать время имеет огромное значение. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем способность конструктивно управлять своей жизнью в целом [1, с. 63].

Наш успех в жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем. Поэтому нередко встает вопрос об обучении навыкам управления временем. Ведь подростка, может быть, и поздно учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, на отдых: он уже привык к тому образу жизни, который ведет.

Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать следить за своим временем в младшем возрасте, объявив войну потерянному времени. 

В школе я часто отказываюсь от участия в различных мероприятиях, потому что понимаю, что не смогу хорошо подготовиться к ним, уделить подготовке к ним должного внимания из-за отсутствия свободного времени. Передо мной встала проблема: как сэкономить время?

Я обратился к учителю с этим вопросом к учителю и мы решили проанализировать мой режим дня, чтобы найти в нем тот скрытый резерв, который я мог бы использовать более продуктивно.

Вначале нашей  работы мы сформулировали цель и задачи исследования, то есть четко определили для чего я провожу исследование.

Целью нашего исследования является: выявление резервов времени в течение дня.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

  1. определить алгоритм работы по выявлению резервного времени у младшего школьника;
  2. изучить режим дня младшего школьника;
  3. провести хронометраж рабочей недели;
  4. определить рациональные и нерациональные затраты времени.

Объектом исследования является рабочий день школьника.

Предмет исследования: резервное время.

При работе над проектом нами были использованы такие методы как: наблюдение, социологический опрос, ведение хронометража личных затрат времени, методы математического анализа.

Глава 1. О режиме дня младшего школьника

Следуя поставленной цели, мы попытались найти информацию о том, как можно сэкономить время в различных источниках: в теоретической литературе, сети Интернет  и нашли каким должен быть режим дня школьника моего возраста.

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма, укрепляет  здоровье и в то же время прививает полезные привычки, навыки, содействует укреплению воли, выработке определенного ритма деятельности[3, с. 45].

Отдых – это состояние покоя либо такая деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности[1, с. 38].

Во всех изученных нами источниках рассказывается о том, что такое «время», «отдых», а также о санитарно-гигиенических нормах затрат на рабочее время и отдых, о режиме дня, в том числе и о режиме младшего школьника, но предложенные режимы не совсем подходят для учеников нашей школы, в частности начало занятий в моей школе в 8 часов 50 минут, некоторые режимы рассчитаны на начало занятий в 8.30, а другие в 9 часов. Есть режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену. Далее продолжительность уроков также не совпадает с продолжительностью уроков в школе, в которой учусь я.

В результате анализа представленных режимов дня школьника, я понял, что одного единственного для всех правильного режима дня не существует, необходимо его корректировать.

Таким образом, в ходе работы по проблеме поиска способов экономии времени, в разряд задач была добавлена еще одна, а именно: составить собственный режим дня, который мы представили в приложении (см. Приложение 1).

Глава 2. Экспериментальная часть

В процессе работы мы составили план проведения исследования. (см. Приложение 2) Для нахождения резервного времени мы дополнили уже известный алгоритм нахождения резервов времени (см. Приложение 3) [2, с. 65].

Для нахождения свободного времени мы провели хронометраж в течение одной недели и выделили те отрезки времени, которые были использованы нерационально.

В соответствии с пунктами плана вначале работы нам нужно было изучить мой режим дня. Так как в процессе исследования мне необходимо найти резерв свободного времени в моем режиме дня, то на этом этапе мы попытались сделать хронометраж дня в течение одной недели. Я отмечал в дневнике наблюдений все, что делал за день и указывал время, которое я затратил. Записывая по минутам всю свою деятельность изо дня в день в течение недели с момента пробуждения и до сна, мы провели анализ затрат личного времени.

Действуя по алгоритму  нахождения резервов времени в процессе наблюдений мы получили следующие результаты:

Таблица 2.1

Анализ затрат рабочего времени




Время в минутах

Рабочее время

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы домой

Выполнение домашнего задания

Помощь по дому

Занятия в музыкальной школе


Итого

Затраченное

25

255

30

120

60

90

580

Необходимое

15

255

15

90

45

90

510

Резервное

10

0

15

30

15

0

70

Таблица 2.2

Анализ затрат свободного времени




Время в минутах

Свободное время

Подъем

Утренняя гимнастика

Водные процедуры

Завтрак

Обед

Компьютерные игры

Ужин

Просмотр телепрограмм

Чтение, игра

на музыкальном инструменте

Итого

Затраченное

25

5

10

0

30

60

20

60

40

250

Необходимое

15

15

10

20

20

30

20

30

40*

200

Резервное

10

0

0

0

10

30

0

30

0

80

*по рекомендации педагога

По данным таблиц 1 и 2 мы выписываем виды деятельности, где есть возможность экономии времени:

  1. 0,5 часа от выполнения домашнего задания (за счет посторонних занятий);
  2. 25 минут от дороги в школу и домой из школы;
  3. 0,5 часа от игр на компьютере;
  4. 10 минут от времени на подъем;
  5. 10 минут  от времени на обед;
  6. 0,5 часа от просмотра телевизионных передач.

Итого: 2,5 часа резервного времени.

Теперь можно потратить сэкономленное время с пользой и запланировать на это время прогулку, спортивную или интеллектуальную игру с друзьями или участие в каком-нибудь конкурсе, общение с родителями и младшей сестрой, поход в библиотеку и многое другое.

Изучив свой режим дня, можно сказать, что мы обнаружили несоответствие некоторых режимных моментов санитарно-гигиеническим нормам.

Глава 3. Презентация исследования и организация поиска резервов времени одноклассников

По результатам данного исследования мы провели детскую конференцию «О потерянном времени…» с учащимися 4 класса, в котором я учусь. До конференции одноклассники получили домашнее задание – найти стихи для детей или  подобрать пословицы и поговорки о времени, которые были использованы для организации мотивированного вхождения в тему конференции. В ходе конференции я представил результаты исследования своего режима дня, и предложил ребятам найти их резервы свободного времени. Для оценки заинтересованности учащихся в выдвинутой проблеме мы предложили им ответить на вопросы анкеты (Приложение  4).  

Анализируя ответы ребят нужно отметить, что часть одноклассников указали отсутствие свободного времени в собственном режиме дня. Далее ребята назвали мероприятия, на которые не хватает времени, а именно: общение с друзьями вне школы, прогулка на свежем воздухе, выполнение работ творческого характера (участие в творческих конкурсах рисунков, стихов и т.п.), занятия спортом (лыжи, хоккей), уход за домашним питомцем, и даже на выполнение обязательной части домашнего задания.

В конце конференции я предложил одноклассникам провести хронометраж времени за сутки в течение одной недели, в эксперименте приняли участие 8 человек. Каждый из них, самостоятельно или с моей помощью, вычислили свое резервное время и выбрали те занятия, виды деятельности, где есть возможность экономии времени.

После того, как все участники закончили эксперимент, мы провели классный час, на котором ребята поделились данными о полученных результатах и своими впечатлениями. Я предложил одноклассникам составить советы тем, кто хочет сэкономить время. За основу были взяты советы одного из авторов познавательного журнала «Школа Жизни.ру» (Приложение 5), который дополнили советами учащихся класса.

Выводы

В процессе проведения исследования я узнал очень много о том, как должен быть организован рабочий день школьника, в частности, мой рабочий день. Также я научился планировать свое свободное и рабочее время, а также получил опыт организации исследовательской деятельности учащихся класса по поиску резервов их собственного времени.

По окончании исследования хочу отметить, что полученные мною навыки управления собственным временем содействует укреплению воли, выработке определенного ритма жизни и  прививает полезные привычки.

Я могу сознательно отказаться от вида деятельности – пожирателя времени, например, от долгой игры в компьютерные игры, так как знаю, что это время могу использовать с пользой – для общения с родными и друзьями, для собственного развития и многого другого.

Результатами нашей работы являются:

  1. буклет с советами тем, кто хочет сэкономить время;
  2. презентация «Как сэкономить время?»;
  3. режим дня ученика младших классов МКОУ «Седельниковская СОШ №1»
  4. опыт поиска резервов времени каждого из участников эксперимента.

Список литературы:

  1. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М., 1995
  2. Организация исследовательской деятельности воспитанников младшего школьного возраста. МОУДОД «ЦДОД «Эврика», Омск, 2007
  3. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство "Азъ", 1992

Интернет-источники:

  1. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7918/
  2. http://www.muzschkola.narod.ru/dok/domzad.doc
  3. http://5-30.com/?p=339

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Режим дня младшего школьника

8.00 - подъем.
8.00-8.30 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.
8.30-8.45 – дорога в школу.
8.50-13.35 (12.40)  - занятия в школе.
13.00-14.30 – занятия в музыкальной школе.

14.30-14.45 – дорога из школы домой.

15.00-15.30 - обед.

15.30-16.30 - отдых, помощь дома по хозяйству.
16.30-18.00 - приготовление уроков.
18.00-19.00 - свободные занятия (по выбору).
19.00 - ужин.
19.00-20.30 - свободное время (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, занятия иностранным языком и др.).
20.30-21.00 - подготовка к сну (личная гигиена).

21.00-8.00 – сон.

Приложение 2

План  проведения исследования по выявлению резервного времени у младшего школьника

  1. изучить режим дня младшего школьника за определенный срок;
  2. провести хронометраж рабочей недели;
  3. выяснить рекомендации специалистов по организации режима дня младшего школьника;
  4. сравнить результаты хронометража моего времени с рекомендуемым специалистами режимом дня младшего школьника;
  5. определить рациональные и нерациональные затраты времени.

Приложение 3

Алгоритм нахождения резервов времени

  1. Вычти из 24 часов время сна.
  2. Все произведенные виды деятельности активного времени распиши в две таблицы: рабочее время и свободное время.
  3. Сосчитай общее количество минут, затраченных на рабочее время, занеси данные в таблицу.
  4. Сосчитай необходимое количество минут на выполнение данной работы и занеси данные в таблицу.
  5. Найди резервное время по формуле: t(з) – t (н) = t(р), где t(з) – это количество минут рабочего времени;  t (н) – это необходимое количество минут на выполнение этой работы; а t(р) – это резервное время. Занеси данные в таблицу.
  6. Повтори пункты 3, 4, 5 для нахождения резервов свободного времени.
  7. Выпиши те виды деятельности, где есть реальная возможность сэкономить время.
  8. Сосчитай сэкономленное время.
  9. Запланируй на завтра полезное проведение сэкономленного времени.

Приложение 4

Анкета

  1. В твоем режиме дня есть свободное время?
  2. На что тебе не хватает времени в течение дня? Напиши:  ___________

______________________________________________________________

Приложение 5

Советы для тех, кто хочет сэкономить время

1. Прежде всего, проведите анализ текущего положения вещей - заведите себе дневник времени. Отмечайте в этом дневнике весь день, а после, пользуясь алгоритмом нахождения резервов времен, определите виды деятельности, где есть возможность экономии.

2. Планируйте всё, что можно планировать! Планом можно считать список предстоящих дел, которые нужно выполнить за определенный промежуток времени. Пишите планы следующего дня, недели, месяца, года.

3. Планируя что-либо, укажите, сколько времени вы отводите на то или иное дело, тогда у вас не будет соблазна растянуть удовольствие на больший срок и вы обязательно успеете выполнить задуманное за отведенное время.

4. Начав что-либо, постарайтесь сделать всё хорошо с первого раза. Со временем это войдёт в привычку. Переделки, кстати, занимают времени не меньше, чем само дело.

5. Постепенно уменьшайте время, потраченное на пустые разговоры, телевизор, компьютерные игры и другие пожиратели времени, которые вы выявили в своем режиме дня в процессе работы с дневником.

6. Старайтесь совместить несколько дел одновременно, например, обедать и прослушивать познавательную передачу, или совместить обед и общение с родителями и другими родственниками.

7. Всегда имейте при себе, что почитать или послушать, если Вы где-то задерживаетесь.

8. Дома, в школе, да и везде старайтесь поддерживать порядок, чтобы не тратить время на поиски чего-то нужного.

9. Учитесь читать быстро.

10. Излагайте свои мысли кратко и требуйте этого от других.

11. И главное! Избегайте общества людей, которые попусту тратят время!

12. В своей комнате развешивай на видных местах напоминания о том, что нужно сделать сегодня или за неделю и т.п. [4]

Приложение 6

Как организовать домашнее задание

Приход ребенка в музыкальную школу является серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для его родителей. Для того чтобы ваш ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь ему в этом.

 Значение начального периода в обучении любому из видов искусств трудно переоценить. Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудиться, тем самым, заложив фундамент для успешного обучения все последующие годы. Не только от учителей, но, может быть в не меньшей мере, и от самих родителей зависит то, насколько успешно ребенок будет учиться в музыкальной школе. Мне хочется обратить внимание на те важные моменты в организации домашних занятий, зная и выполняя которые каждый из вас сможет серьезно помочь своему ребенку в изучении искусства музыки. Не жалейте время и силы на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном деле радовали и самого ребенка, и вас - родителей и, конечно, нас - учителей.

 1. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет расписание дня. Необходимо, чтобы придя из общеобразовательной школы, пообедав и отдохнув ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за инструментом. Такая смена видов деятельности, как утверждают психологи, поможет вашему ребенку меньше уставать и больше успевать сделать за одинаковый промежуток времени.

 Почему еще важно продумать расписание дня? Оно должно быть составлено так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, во время занятий были обеспечены необходимые для этого условия: не был включен телевизор или радио, не было шумных разговоров и т.д.

 2. Домашние занятия обязательно должны быть систематическими, ежедневными. Только регулярные занятия приносят пользу. Если ребенок занимается только перед уроком, такая работа всегда бывает малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится на нет. Для того, чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить волевые усилия как ребенку, так и родителям. Даже если позаниматься 20 минут – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!

 3. Сколько по времени должны длиться занятия? В среднем для детей семилетнего возраста, как правило, достаточно 30-40 минут ежедневных занятий, для учеников средних и старших классов – до двух, двух с половиной часов в день. Хотя в этом вопросе трудно давать общие для всех рекомендации, лучше всего посоветоваться с вашим педагогом. Например, занятия на скрипке имеют свои особенности: в младших классах нужно через каждые 10-15 минут делать перерыв, чтобы руки не уставали.

 4. Как заниматься? Для музыкальных занятий большое значение имеет концентрация внимания, вдумчивая, сосредоточенная на конкретных задачах работа.

 Дошкольники и первоклассники редко бывают способны к длительной сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво, не может долго быть сконцентрировано на чем то одном. Педагоги, как правило, хорошо знают об этом и умеют в занятиях с детьми учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. При домашних занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься чем-то одним в течение долгого времени. Лучше позаниматься минут двадцать, но серьезно, затем сделать небольшой перерыв (поиграть, побегать по комнате), и снова вернуться к занятиям.

 5. Каждый педагог по-своему выстраивает работу с родителями. Некоторые преподаватели приветствуют присутствие родителей на уроках, просят, чтобы родители записывали все замечания педагога и как бы учились вместе с ребенком. Некоторые, наоборот, стараются с самого начала вырабатывать у учеников самостоятельность в работе, давая на начальном этапе очень конкретные, доступные задания. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников. Приверженец каждого из них может легко найти массу аргументов в пользу своей точки зрения, сослаться на авторитет достаточно известных учителей и ученых. Советуем в этом вопросе довериться вашему педагогу, положиться на его личный опыт и талант.

 6. Обязательно следите за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому, что дневник регулярно просматривается.

 7. Купите хороший инструмент. Как ни странно, хороший далеко не всегда значит самый дорогой. Например, покупая пианино, пожалуйста, помните, что вы приобретаете в первую очередь музыкальный инструмент, а не мебель. Обязательно посоветуйтесь с хорошим настройщиком, чтобы не купить некачественный инструмент. И ни в коем случае не покупайте   синтезатор, как бы продавцы вас не убеждали, это то же самое, что и механическое фортепиано, только лучше. Не верьте! Покупая скрипку, домру, флейту, баян, обязательно посоветуйтесь со своим педагогом. Он наверняка подскажет вам, какой инструмент чего стоит. Приучите ребенка бережно относиться к своему инструменту, «ухаживать» за ним.

 8. Музыкальный инструмент должен быть обязательно настроен. Если это пианино, то в зависимости от качества инструмента его нужно настраивать от одного раза в два-три года до двух-трех раз в год. Струнные инструменты: домру, гитару необходимо подстраивать хотя бы раз в одну-две недели.

 9. Следите за посадкой за инструментом. Посмотрите внимательно, как сидит ваш ребенок, ровно ли держит спину, не горбится ли он. Обязательно подберите стул нужной высоты, сделайте сами или закажите школьному плотнику все необходимые подставки. Если ваш ребенок учится не на фортепианном отделении, то купите ему хороший пульт для нот.

 10. И, наконец, самое важное: необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал неподдельную заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите ребенка время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно внимательно прослушать все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами. Плохо, если в исполнении слышно только одно желание - чтобы вы от него побыстрее отстали. Как любит говорить родителям своих учеников одна из наших коллег: «наше дело – учить, ваше дело – любить» [5].

Желаем Вам успехов!


Поделиться:

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Как я избавился от обидчивости

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Сказка "Колосок"

Самый главный и трудный вопрос