• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Культура речи

Опубликовано Глушанина Вера Александровна вкл 25.03.2013 - 15:23
Глушанина Вера Александровна
Автор: 
Гесс Алена

     В наше время очень важно уметь правильно выражать свои мысли в речи Речь - могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Правильность, выразительность и точность речи - необходимые условия общей культуры человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Культура речи72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Пологрудовская СОШ

        

     Выполнила: Гесс Алена,                      ученица 8 класса

        Проверила: Глушанина Вера

                            Александровна

        учитель литературы и русского языка

Дать определение понятия культура речи,

 определить этические нормы речевой культуры, отследить применение этических норм  в  речевой деятельности   учащихся нашей школы.

1) подобрать и изучить литературу по теме;

2) наблюдать за речью  одноклассников и         учащихся школы;

3) проанализировать, какие речевые ошибки

наиболее распространены  

Актуальность…

     В наше время очень важно уметь правильно выражать свои мысли в речи Речь - могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Правильность, выразительность и точность речи - необходимые условия общей культуры человека

Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, издевательская, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника.

.

 

1) часть общей культуры человека;

2) соответствие индивидуальной речи нормам

данного языка, умение использовать языковые

средства в разных условиях общения в соотве-

тствии с целями и содержанием речи;

3) раздел языкознания,  исследующий проблемы нормализации литературного языка.

 

совокупность общеупотребительных языковых

средств и правила их отбора и использования,

признаваемые обществом наиболее пригодны-

ми в конкретный исторический период.

Правила речевого поведения, специфические для

определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения с собеседником. Они позволяют установить контакт с другим человеком в определенной благоприятной ситуации.

Этикет имеет ярко выраженный ситуативный

характер. Необходимость выбора того или

иного этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.

Этикет органически связан с моральными нор-

мами и ценностями общества. Система мораль-

ных установок, определяющая характер обще-

ния у самых разных народов,

включает набор универсальных общечелове-

ческих ценностей: почтительное отношение к

старшим, родителям, женщинам, понятия чес-

ти и достоинства, скромность, толерантность,

благожелательность.

1) Содержательность;

2) Точность;

3) Логичность;

4) Выразительность речи;

5) Чистота речи;

6) Эмоциональность;

Понимание речевой культуры опирается прежде всего на различение правильного и неправильного в речи, а умение различать правильное и неправильное, в свою очередь, ведет нас к понятию языковой нормы.

Различаются нормы:

                            Орфоэпическая                              Орфографическая

                            (произношение)                                   (написание)

Словообразовательная

Лексическая

Морфологическая

(грамматическая)

Синтаксическая

Интонационная                                    Пунктуационная

        

 

        

Владея нормой, т.е. умея правильно выбирать и употреблять средства языка в зависимости от целей и условий речи, носитель литературного языка может позволять себе сознательные отступления от принятой нормы, языковую игру. Этим человек обращает внимание на предмет речи, или передает свое отношение к нему, или обнаруживает перед слушателем свое эмоциональное состояние, свою социальную позицию

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, как бы и др. Это производит очень неприятное впечатление.

        Пристрастие к лишним словам может служить речевой характеристикой человека. Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо слово становится отличительным признаком говорящего. Если же он занимает высокий пост, ответственную должность, то эта особенность речи служит объектом пародирования.

        Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Причиной может быть волнение, но может быть и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Церковь, правительственные учреждения, официальные инстанции всячески препятствовали употреблению бранных, особенно нецензурных, непечатных слов.

В какие-то периоды засорение языка бранными словами получало особое распространение и вызывало протест со стороны писателей, ученых, преподавателей и всех тех, кого волновала судьба русского языка, состояние общей культуры речи.

Я провела наблюдение за речью своих одноклассников и учащихся нашей школы, выявила нарушения норм речи и распределила их по видам .  

. Все нарушения норм речи, которые наблюдаются, связаны с недостаточным уровнем культуры, образования или незнанием некоторых разделов русского языка, особенно орфоэпии.

Типичные ошибки в речи учащихся

Типы ошибок

Типичные ошибки в речи


Ударение в словах














Неправильное употребление слов в определенных формах










Неуместное использование молодежного сленга на уроке, в общении со взрослым


 ба́ловать  вместо балова́ть

 за́видно                зави́дно  

 зво́нишь                 звони́шь

 ката́лог                  катало́г

 на́чался                   начался́

средства́               сре́дства

 танцовщи́к          танцо́вщик

 у́мерший                уме́рший

 ща́вель                  щаве́ль

 ягоди́ца               я́годиац

до́говор               догово́р,.

санти́метров вместо сантиметров

 кило́метров-, километров

 ветеринари́я

добела- добела

 кашляну́ть- кашлянуть


Многие вместо глагола класть употребляют глагол ложить. В литературном языке нет глагола ложить, но есть положить; есть глагол класть, но нет глагола покласть.

Очень распространено в речи употребление вместо притяжательного местоимения их просторечной формы ихний, иеные, ивоные.

Слова тюль, толь, кофе мужского рода.

 Часто их употребляют в женском и среднем роде.

 Неправильное употребление формы слова: стеру (вместо сотру),

свекла (свёкла), афёра (афера), новорожденный (новорождённый)

Наши ребята очень часто путают слова одеть и надеть. Одеть означает “покрыть одеждой” или “ снабдить одеждой кого-нибудь”, а надеть - “ покрыть себя или часть своего тела одеждой (обувью)”.

Часто встречается неразличение форм оба – обе. Числительное

оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода, а обе – с существительными женского рода.

Неправильное образование форм числительных:

 Поздравляем с 23 февралем, 1 сентябрем и т.д. вместо  Поздравляем с 23 февраля, 1 сентября, 8 Марта.


кореш, отксерить, пофиг, погнали, бабки и др.

Молодежь засоряет свою речь словами-сорняками: блин, значит, кого и т.д.


При затруднении в выражении своих мыслей часто употребляют бранные слова.



Использование просторечных выражений ( лаболатория, колидор,

че, отлупить, наклюкаться).




В результате  своих наблюдений я пришла к выводу о том, что речевая культура  наших учащихся находится не на должном уровне. Ребята не просто не умеют правильно ставить ударения в словах, употреблять словарные формы, но  самое печальное то, что в речи наших учащихся часто присутствуют грубые оскорбительные слова, банные выражения. Это не красит ребят нашей школы. И конечно же, не способствует взаимопониманию  друг с другом.

               Культура речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием и задачей высказывания.

 Знакомство с нормами литературного языка необходимо каждому образованному  человеку. Язык — действенное орудие, и им следует умело пользоваться, и стремиться к лучшему овладению им. Слов в русском языке океан, и правильное их использование показывает неизмеримые возможности   и богатства нашего великого языка.      

 


Поделиться:

Иван Васильевич меняет профессию

Рисуем лошадь акварелью

Сила слова

Весенняя сказка

Пустой колос голову кверху носит