• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

О речевом этикете

Опубликовано Борзых Наталья Михайловна вкл 27.03.2013 - 22:42
Борзых Наталья Михайловна
Автор: 
Смирнова Владлена
Цель: показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации. Работа была представлена на районном конкурсе исследовательских работ "Старт в науку". Ученица стала победителем в гуманитарной секции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rechevoy_etiket.ppt2.44 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Куровская СОШ №6» Реферат по русскому языку на тему: «КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ (О ПРАВИЛАХ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА)». Выполнила ученица 7 Б класса Смирнова Владлена Руководитель: Борзых Наталья Михайловна

Слайд 2

Цель: показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

Слайд 3

Задачи: выработать классификацию формул речевого этикета; исследовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником; познакомить с историей развития русского речевого этикета установить взаимосвязь между функциональными и структурными особенностями формул речевого этикета разных национальностей; научиться правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; провести наблюдение о применении речевого этикета одноклассниками, учениками школы и жителями города Куровское.

Слайд 4

"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Мигель де Сервантес

Слайд 5

ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ФОРМУЛЫ БЛАГОДАРНОСТИ ФОРМУЛЫ ИЗВИНЕНИЯ ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА ФОРМУЛЫ ПРОСЬБЫ И ПРИГЛАШЕНИЯ

Слайд 6

… Здравствуйте! — Что особого тем мы друг другу сказали?.. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин) ЗДРАВСТВУ И ЗДРАВСТВУ Й (форма повелительного наклонения глагола здравствовать) «БУДЬ ЗДОРОВ» «ПОЖЕЛАНИЕ ЗДОРОВЬЯ» ЦЕЛОВАТЬ (ЛОБЗАТЬ) «ЖЕЛАТЬ БЫТЬ ЦЕЛЫМ, НЕВРЕДИМЫМ, ЗДОРОВЫМ» Фр. ALLER («идти») Фр. ALLONS («ну») «телефонное» слово АЛЛО Буквально «ИДЕМ, ПОШЛИ»

Слайд 7

Междометие ПОКА Формулы прощания ПО КАкое МЕСТо ПО+КА+МЕСТ = ПОКАМЕСТ ПОКА МЕСТО (сращение частей) наречие ПОКА Повелительное наклонение глагола ПРОЩАТь Первоначальное значение «прости (если что не так)» Фразеологизм «прощай, не поминай лихом» ПРОЩАЙ АДЬЮ – «с Богом, до свидания» от фр. A (предлог) + DIEU (Бог)

Слайд 8

«Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». С.И.Ожегов от старинного пожелания «СПАСИ БОГ» СПАСИБО БЛАГО + ДАРИТЬ («ДАРИТЬ ДОБРО») БЛАГОДАРЮ

Слайд 9

1) Пожалуйста, 2) Будьте добры, 3) Будьте любезны, 4) Если тебе не трудно, 5) Если вас не затруднит, + глагол в форме повелительного наклонения 1) Я хочу вас (тебя) попросить… 2) Мне хочется вас (тебя) попросить… 3) Я прошу вас (тебя) … 4) Мне нужно попросить вас (тебя)… 5) Я просил(а) бы вас (тебя)… + глагол в форме инфинитива ( передать, принести…) Формулы просьбы – приглашения. ПОЖАЛУЙ («окажи милость») + СТА (сокращение слова «государь»)

Слайд 10

Формулы вежливого отказа. Этикетные формулы выражения вежливого отказа отказа Грубое, невежливое выражение отказа, не соответствующему речевому этикету. 1. К сожалению, я не смогу этого сделать. 2. Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 3. Сейчас мне некогда, как-нибудь в другой раз. 4. Мне жаль, но я очень занят. 5. Решительно отказываюсь! 1. Почему я должен это делать? 2. Да не стану я этого делать! 3. Еще чего!

Слайд 11

Умейте говорить друг другу комплименты! — Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. — Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Слайд 12

Как здоровье? Как потеете? Вы сыты?

Слайд 13

Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п. Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.

Слайд 14

Голос только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. (С. Волконский) 2) Только в устном рассказе, только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов и даже обратный смысл. (И. Андроников)

Слайд 15

«Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной,» - слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив». Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

Слайд 16

за внимание

Поделиться:

Рисуем весеннюю вербу гуашью

Две лягушки

Глупый мальчишка

Просто так

Загадка Бабы-Яги