• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Прект исследовательский "Тайна названия города"

Опубликовано Калачева Татьяна Петровна вкл 31.03.2013 - 13:15
Калачева Татьяна Петровна
Автор: 
Шаталов АРсений

Данная работа посвящена истории г.Лабытнанги, что с языка ханты обозначает  "7 лиственниц", мальчик собирал материал, посещал музей, чтобы понять почему именно 7 и лиственниц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_vozniknoveniya_goroda_semi_listvennic.docx414.69 КБ
Файл prezentaciya1nfyt.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Загадочное название моего города»

                                Автор работы:  Шаталов Арсений Николаевич

                                          Подготовительная к школе группа   

 

             Место выполнения работы: МАДОУ д.с.»Катюша»,ЯНАО г. Лабытнанги  

  Научный руководитель:  воспитатель МАДОУ д.с. «Катюша»- Калачёва Татьяна Петровна  

2012

                                                               Введение

 Здесь когда-то давно было ветру раздолье и, не зная людей, мыла берег волна. Жил здесь дед одинокий,
старый хант Пулхо-Ики, и стояло семь лиственниц... и цвела тишина...

                                                                                                                 Любовь Конева

Летом я с мамой отдыхал в Джубге. У нас появилось много знакомых, и все они, узнав в каком городе, мы живем, спрашивали, почему он так называется.

И моя мама объяснила, что в переводе с языка ханты, название означает - семь лиственниц.  А почему такое необычное название, ответить не смогла. И мне стало интересно, почему такое загадочное название у нашего города?

Приехав домой, я побеседовал с бабушкой, и она рассказала мне легенду возникновения поселения  Лабытнанги.

 «Лапыт - Нангк в переводе с языка ханты означает «семь лиственниц». Чум старого ханта Пулхо-Ики стоял на Ангальском мысу. Но однажды во время рыбалки дед сказал, что он решил переехать на постоянное место жительство, туда, где растут семь лиственниц. Уложил он в лодку рыбацкие снасти, спальные вещи, одежду, взял с собой двух собак и отправился на - Большую Обь. Его лодка остановилась на том месте, где росли лиственницы.

Он вышел, огляделся, потом наклонился, сгрёб комок земли, прижал к носу и стал нюхать. Нанюхавшись, он резко бросил землю в сторону лиственниц. Собаки смотрели на хозяина и ждали, что же он скажет. Вот здесь – указал старик на место, куда упал комок земли, - поставим свой чум и будем жить.

К зиме Пулхо-Ики сделал землянку. Сёстры – лиственницы с каждым годом подрастали, крепли корнями. У дедушки Пулхо-Ики в молодости было семь дочерей, но все они умерли от страшной болезни. Дед  всегда разговаривал с лиственницами как со своими детьми.

Так дедушка Пулхо-Ики стал «отцом»  и охранником семи лиственниц».

Послушав легенду, я ещё больше заинтересовался историей своего города, ведь даже на его гербе изображены семь лиственниц и голова жертвенного оленя и  решил совершить путешествие в прошлое.

Мне предстояло узнать:

почему именно лиственница,  а не береза, кедр и т.д.?

почему -  семь, а не другое число?

что такое жертвенное место?

Проблема: я и мои товарищи  не знаем историю своего города.

Объект исследования: название города Лабытнанги.

Предмет исследования: лиственница, число семь, легенда, жертвенное место.

Я выдвинул гипотезу: Лабытнанги старинный город, он появился именно на берегу Выл – Посл, потому что там росли семь священных деревьев, и приносились жертвы богам.

Для решения этой проблемы, наметил план действий.

Найти и изучить мифологию народов Севера.

 Ознакомиться с архивными материала в музее.

Посетить «коми –деревню», сфотографировать историческое место.

 Познакомить детей в группе с историей возникновения нашего города.

Загадочное название нашего города заинтересовало меня, и я решил познакомиться с его историей.

 Цель проекта – выяснить,  почему наш город назвали «Семь лиственниц». Найти ответы на вопросы - что означают понятия «семь» и «лиственница» для народов ненцы и ханты. Ведь, если найти объяснения значимости этих понятий, станет ясным ответ, в чем кроется загадочность названия нашего города.

Исследование начал с посещения «коми-деревни» на берегу Выл-Посл, где по легенде растут семь лиственниц, где было жертвенное место, сфотографировал оставшиеся деревья, дома.

Нашел в сети интернет информацию о необычном дереве – лиственнице, о «счастливом числе 7», о значимости их магических сил для людей, изучил литературу о древних традициях народов ханты и ненцы. Посетил Городской краеведческий музей, где мне рассказали, как в начале XIX века на берегу реки Выл-Посл появилось хантыйское стойбище под названием Лабытнанги.

В результате исследования узнал много интересного о культуре северных народов, о своем маленьком городе Лабытна́нги - городе окружного значения в Ямало-Ненецком автономном округе и даже в  нашей стране. В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц - понятие священное вдвойне. Теперь с гордостью могу рассказать историю своего города не только своим друзьям, но и провести мини-экскурсию для гостей нашего города.

Описание работы

Итак, первый вопрос «Почему именно лиственница а, не берёза, сосна и т.д.»,

 О красоте и пользе лиственницы издревле слагают легенды. Красивое морозоустойчивое дерево-долгожитель всегда почиталось жителями Сибири, которые восхваляли нашу героиню в своих сказаниях, почитая её как символ могущества, долголетия и вечно обновляющейся жизни.

Ненцы считали лиственницу священным деревом - символом Света и Добра . Дерево украшали шкурами зверей, рогами оленей, лоскутами ткани.

У народа манси есть легенда, что Бог создал океаны, моря, растения, животных... И пришло время ему создать человека, а для так называемого «сырья», он выбрал прочную лиственницу. Также повествуется о священной роще из семи тысячелетних лиственниц, которым герои эпоса приносили великие

подарки во имя любви, счастья и мира на земле.

По поверьям нивхов, все они происходят из лиственницы. Лиственница считалась деревом  Мира. Лиственница имеет еще одно название -Ведьмино дерево (ведающее дерево -в ней живет дух –хозяйка земли, карающая за непочтительное к ней отношение.) Шаманы обращались к духу дерева, лечили людей корой, хвоей, древесиной почками, шишками и смолой .Согласно древним поверьям веточка лиственницы была оберегом и защитой.

Легенда о лиственнице

В давние времена это было... Человек на человека войной пошел. Кровь лилась... И взмолились женщины и дети: «О, небо! Помоги!».

Посмотрело Небо: человек на человека войной идет, селение на селение, земля на землю... Разрыдалось оно от горя. Слезы на землю хлынули... На мертвого упадут – мертвый оживает, да в дерево превращается.

Так и появились на нашей земле лиственницы. Не деревья они – воины погибшие. Летом наш мир наблюдают – зеленым деревом живут. Зимою в прошлое погружаются – от горя хвоинки роняют.

Вывод: лиственница является священным деревом, божеством.

Вопрос второй «Почему число семь, а не два, и не три..?»

Число «семь» у северных народов имеет магическое значение. В мифологии лесных ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, что аналогично представлениям ханты и манси. Миры расположены вертикально один над другим – Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир – Земля, кроме людей она населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Нижний мир расположен под Землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть.

 «Семерка» — это символ Неба и всего Космоса, так как Небо и Земля имеют по семь слоев. Человеческие органы чувств связаны с семью важнейшими отверстиями: двумя глазницами, двумя ноздрями, двумя ушами и одним ртом. Известно также предание о семи мудрецах и о семи дарах Святого Духа».[1]

Число 7 символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. С древнейших времен она пленяла воображение и вызывала восхищение философов, жрецов, магов. Они считали, что семеричность лежит в основе всей эволюции. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы, семь цветов радуги и т. д. И  на гербе нашего округа тоже отражено это число. В лапах медведя корона с семью лучами, которые символизируют семь районов округа.

Вывод: действительно, число семь имеет магическое значение.

 Вопрос третий: « Правда ли, что здесь было жертвенное место?»

По преданиям, ненцы поклонялись «священным деревьям». Весной, как в храм, шли люди, чтобы повесить на ветви священных деревьев приношения лесным божествам. Здесь же, под сенью могучих великанов, исполнялись посвященные им песни, в благодарность могучему дереву, которое дало им так много необходимого для жизни.
В более северных районах, там, где лиственница не росла, использовали привозную сухую лиственницу, которая устанавливалась на священных местах рядом с деревянным идолами.

На берегу Выл-Посл было, действительно жертвенное место, ведь именно лиственница была священным деревом, а их было семь, значит и место было священным. В начале XVIII века появились «крестители», которые насильно крестили население, именно этот факт повлиял на перенос священного места у семи лиственниц в другое место, а данное место стало возможным для оседлого или полуоседлого поселения остяков (ханты), этому свидетельствуют найденные деревянные идолы.

 И так, легенда оказалась не вымыслом. Наш город действительно возродился на этом месте, благодаря семи лиственницам, о чем свидетельствуют архивы музея.

«Название происходит от хантыйских слов «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»), что возраст лиственниц: 200-270 лет (В 1988 г. Уральским филиалом Академии наук был произведен анализ спила деревьев, расположенных на территории коми-деревни). В сентябре 2005 г. в город приезжал археолог Кочегов Е.И. ООО «Логика - С», который совместно с директором музея проводил  раскопки в «коми деревне», где были найдены черепки, осколки посуды в слое раннего средневековья(V-VI вв н.э.)  и эпохи энеолита - раннего бронзового века (III в. до н.э, что говорит о том, что здесь уже  было поселение. В Тобольском государственном архиве имеется справка, свидетельствующая о том, что «в  сведениях 1868 – 1869 г.г.» (г. Санкт-Петербург, 1871 г.) упоминается населенный пункт с названием  «Лабытнанги». «…Лабытнангский ул. при протоке р. Обь, число дворов- 3, жителей: 20 муж., 18 жен.». В это время здесь уже существовало постоянное поселение.»[2]

Моё исследование доказало  гипотезу, что Лабытнанги старинный город, он появился именно на берегу Выл – Посл, потому что там росли семь священных деревьев, и приносились жертвы богам.

 «Мог ли догадываться старый Пулхо-Ики, что его интуиция не подведет,
что его выбор – просочившись сквозь века, станет судьбоносным для десятков тысяч людей, благодаря ему на карте есть город с названием Лабытнанги . Есть тридцать тысяч людей, которые с гордостью называют себя лабытнангцами.»

Любовь Конева

Список литературы:

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург,1995.
  2. Лар Л. А. Культовые памятники Ямала «ХЭБИДЯ Я».
  3. Книги серии «Что есть что».
  4. Дудников Н. «Семь лиственниц - выбор судьбы».
  5. http://www.culturemap.ru/?region=104&topic=13&subtopic=46&id=2676
  6. http://www.mediakrug.ru/tajna/magazines/articles/13576
  7. http://feeriya-magic777.chudoforum.ru/t4685-topic- 


[1] Цит. по: О.Диксон. Шаманское целительство.

[2] Из архивов Лабытнангского краеведческого музея.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор проекта –Шаталов Арсений Руководитель- Калачёва Т.П. МАДОУ «Катюша» Загадочное название

Слайд 3

легенда Чум старого ханта Пулхо-Ики стоял на Ангальском мысу. Но однажды во время рыбалки дед сказал, что он решил переехать на постоянное место жительство, туда, где растут семь лиственниц. Уложил он в лодку рыбацкие снасти, спальные вещи, одежду, взял с собой двух собак и отправился на - Большую Обь. Его лодка остановилась на том месте, где росли лиственницы. Он вышел, огляделся, потом наклонился, сгрёб комок земли, прижал к носу и стал нюхать. Нанюхавшись, он резко бросил землю в сторону лиственниц. Собаки смотрели на хозяина и ждали, что же он скажет. Вот здесь - указал старик на место, куда упал комок земли, - поставим свой чум и будем жить. К зиме Пулхо-Ики сделал землянку. Сёстры – лиственницы с каждым годом подрастали, крепли корнями. У дедушки Пулхо-Ики в молодости было семь дочерей, но все они умерли от страшной болезни. Дед всегда разго - варивал с лиственницами как со своими детьми. Так дедушка Пулхо-Ики стал «отцом» и охранником семи лиственниц.»

Слайд 4

Почему именно лиственница ЛИСТВЕННИЦА Видишь, лиственница встала На скале береговой Небо синее достала Непокорной головой. Есть предание, что когда-то Обессиливший старик К ней добрался в час заката, Прислонился к ней на миг. И услышал: «Сын мой милый, Я хочу тебе сказать: «От меня займи ты силы Благо мне не занимать»! Отдохнул старик душою, И на утро помогло. Совладать ему с волною Лиственничное весло. Стал надёжней на охоте Крепкий лиственничный лук. Вот и славится в народе Это дерево как друг.

Слайд 5

Священное число «7» рот ноздри ноздри глаза глаза уши уши На щите герба Ямала в серебре олень идет, Под Полярною звездою чистоту и благородство на своих рогах несет. Сине - голубое поле - небо, газ и бездна вод. Два медведя означают, что могучий и единый в Арктике живет народ. В лапах их блестит корона - о богатстве говорит Семь лучей, а в центре вышка – факел нефти там горит.

Слайд 6

Правда ли, что здесь было жертвенное место. Ещё в начале 20 века ханты осуществляли жертвоприношения этим лиственницам. Около них был вырыт большой круг диаметром пятнадцать метров с углублением около трёх метров. Сюда ханты бросали медные монеты, кольца, предметы домашней утвари, приносили свою жертву – убитого оленя, и верили, что таким образом могут общаться с богами, духами, которые в благодарность за приношения услышат их просьбы и одарят удачей на охоте, благополучием в доме.

Слайд 7

Легенда -вымысел иль быль

Слайд 8

Наш город действительно возродился на этом месте, благодаря семи лиственницам, о чем свидетельствуют архивы музея.

Слайд 9

« Мог ли догадываться старый Пулхо-Ики, что его интуиция не подведет, что его выбор – просочившись сквозь века, станет судьбоносным для десятков тысяч людей, благодаря ему на карте есть город с названием Лабытнанги . Есть тридцать тысяч людей, которые с гордостью называют себя лабытнангцами .» Любовь Конева

Поделиться:

Сказка "Колосок"

Снежная сказка

Простые летающие модели из бумаги

"Морская болезнь" у космонавтов

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Комментарии

Купцова Светлана Валериевна

HTML-код: УчМаг пройдя по

03.04.2015 - 8:03

HTML-код: УчМаг пройдя по этой ссылке вы можете пополнить свою профессиональную копилку печатной продукцией интернет-магазина "Учмаг".

Купцова Светлана Валериевна
  • изменить
  • ответить