• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Самобытный талант"

Опубликовано Старикова Татьяна Викторовна вкл 08.04.2013 - 17:57
Старикова Татьяна Викторовна
Автор: 
Старикова Елизавета

Исследовательская работа  об основных темах и мотивах творчества местного поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isledovatelskaya_rabota_po_teme_camobytnyy_talant.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»

Самобытный талант

Работу выполнила

Старикова Елизавета,

 ученица 9 класса, 15 лет

Руководитель

Старикова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

п. Украинский 2013

Косихинский район Алтайский край

Оглавление


I. Вступление……………………………………………………………………..3

- актуальность проекта;

- цель проекта;

- задачи исследования;

- методы исследования;

- этапы работы над проектом

      II. Основная часть.

  1. Биография поэта ………………………………………………………….4-5
  2. Теоретические исследования

– тема

- мотив………………………………………………………………………5-7

  1. Анализ тем стихотворений:………………………………………………8-12

- тема малой родины

- патриотическая и гражданская лирика

- интимная лирика (лирика дружбы, любви)
- философская лирика

Ш. Заключение………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………..13


Аннотация проекта

 Проект  позволяет познакомиться с творчеством местного поэта Калмыкова В.Д. Оформлена папка материалов, в которой описывается биография поэта, собраны ксерокопии журнальных статей Калмыкова – сотрудника газет «Заветы Ильича», «Ленинская искра» г. Экибастуза, ксерокопии нескольких его стихотворений.



Сколько в поле берез?!

Я их здесь не считаю.

Вот, счастливый до слез,

Я иду по Алтаю!

В.Д. Калмыков

Вступление

Я очень люблю читать стихи, знакома с творчеством писателей и поэтов разного времени. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов – это Вильям Шекспир, Д. Байрон, из отечественных - А. Пушкин, С. Есенин, М. Лермонтов.
     Их произведения таят в себе какую – то вечную загадку для меня, которая будет существовать всегда. Все они жили в разные времена и писали каждый о своем и по - своему. От меня они далеки по времени и по расстоянию. 
    Но есть люди, которые  живут рядом и тоже обладают удивительным даром дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим людям.
В данной работе я рассмотрела творчество мало кому известного нашего односельчанина, юриста, сотрудника нескольких газет  - В.Д. Калмыкова, который тоже может назвать себя поэтом, т.е. человеком, дарящим свой мир другим.

Актуальность проекта

         Сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры родного края. Актуальность темы своего проекта вижу в том, что в наше трудное время, в век новых технологий, в свете проблем развития России лирика местных поэтов помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, своему селу и друг к другу. Об этом я хочу рассказать в своей работе на примере творчества В.Д. Калмыкова.

 Цель проекта

  1. познакомиться с творчеством В. Д. Калмыкова;
  2. популяризировать имя поэта, привлечь интерес учащихся к его творчеству;
  3.  донести до читателей своеобразный мир поэта.

Задачи исследования

  1.  раскрыть основные особенности лирических стихотворений поэта;
  1.  проанализировать наиболее типичные темы и мотивы его лирических    произведений.

Методы исследования
1.Эмпирический: беседа, интервью с поэтом, сбор материала

2.Теоретический: анализ, классификация, обобщение, систематизация полученных результатов.

Этапы работы над проектом

  1. Организационный

  1. Изучение литературы по данной проблеме
  2. Разработка плана исследования

                                                         

  1. Сбор информации

  1. Сбор информации по теме исследования в библиотеке.
  2. Встреча с В.Д. Калмыковым, беседа, интервью  с ним.
  3. Ксерокопирование его стихотворений из сборника, вырезок газет.
  1. Практический

  1. Создание презентации по данной теме, написание исследовательской работы.
  2. Выступление по теме исследовательской работы на уроке.
  3.  Публикация материалов по данной теме в сети Интернет.

       

Чтобы понять поэта, надо попытаться понять эпоху, в которую он жил. В какой эпохе жил В.Д. Калмыков? Кажется, в совсем близкой – в конце 20 века. Он ровесник моих дядей и теть, родившихся во второй половине 20 века, которую называют «временем гласности», «годами перестройки».
            В.Д. Калмыков родился в 1936 году   в небольшом поселке Соколовка (50 дворов)  Михайловского района в семье крестьянина. Отец работал фельдшером. В семье было 10 человек, он  девятый ребенок. Ему было  примерно 5 лет, когда началась война. 3 брата и отец ушли воевать. Один  брат погиб под Старой Руссой.  После войны Владимир Дмитриевич  ездил по местам, где проходили бои его дивизии, в память о нем написано не одно стихотворение.

 Школа в селе - 4 класса, экзамены ходили сдавать за 4 километра в соседнее село Покровка. С 5 – 7 классы учился в Покровке. Зимой жили на квартирах. Закончил здесь семилетку. 8-10 класс учился в районном центре Михайловка. Жили на квартирах, домой ездили на праздники. Запомнился учитель литературы Иван Андреевич Свириденко. Он предлагал  после школы стать учителем литературы, но Владимира Дмитриевича сразу после школы призвали в армию. Сам попросился в Германию, чтобы не оставаться писарем в Бийске. Привезли в Наумбург. Здесь отслужил 3,5 года старшим писарем. После демобилизации не хотели отдавать паспорт в милиции, чтобы удержать в колхозе.

Вскоре родная  Соколовка присоединилась к Покровке: произошло укрупнение колхозов. Нужно было или переезжать туда жить, или уехать совсем. Жить в Соколовке стало совсем трудно.

Недалеко был Казахстан. В Экибастузе добывали открытым способом уголь. В 50 –е  годы Экибастуз был самым крупным в Казахстане угольным предприятием. Начали строить город: требовались рабочие. Строилось жилье - бараки из 19 комнат. Все ринулись туда.

Работал здесь сначала автослесарем  (немного научился в армии). Вскоре забрали инструктором отдела пропаганды и агитации в горком комсомола. Поступил на заочное отделение в БЮЗИ юристом. Консультационный пункт находился в Барнауле, сам институт -  в Москве. Сдал экзамены за 1 курс. А вскоре пригласили работать сначала дознавателем, а потом следователем в милицию. Поступил в высшую школу. Примерно 15 лет работал следователем.

Рядом в Караганде начали строить ГРЭС. Ушел работать сюда в строительное управление “Экибастузский ГРЭС” юрисконсультом. 2 раза ездил на повышение квалификации в Москву. Любовались достопримечательностями. Был в Петербурге: до обеда - на занятиях, после обеда ездили на экскурсию.

В 1960 году женился, в 1996 году ушел на пенсию. В это время распался СССР, Казахстан стал самостоятельным, независимым. В 1961 и в 1962 родились сыновья, а в 1974 году родилась дочь.

        Первое  стихотворение написал в школе по просьбе учителя литературы. Это было стихотворение о войне. Потом, в Казахстане, Владимир Дмитриевич сотрудничал с местными газетами: писал заметки о работе следственных органов, о необходимости назвать одну из улиц города именем Солженицыне, о войне, писал, конечно, и стихи.

На Алтай он приехал в 1997 году. Сейчас он с удовольствием читает различные мемуары, с удовольствием перечитывает стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, продолжает писать стихи.

                          Теоретическая часть исследования
       Чтобы достичь цели своего исследования, я решила сначала изучить, что такое «тема» и «мотив лирического произведения». Для этого я нашла толкование этих понятий в кратком литературоведческом словаре и в материалах  одного из сайтов Интернета.
        1) «Тема – (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.[1]

       Тема литературного произведения (от греч. thema — то, что положено в основу) — круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.[2] 

       В литературе существуют так называемые вечные темы – любовь и смерть, свобода, долг, смысл жизни. Совокупность тем, отраженных в произведении, есть тематика.
             Выбор той или иной темы объясняется своеобразием социально-исторических условий, в которых живет писатель, его взглядами, отношением к жизни, творческой индивидуальностью.

            Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их классификации. Так,  по содержанию стихотворного произведения различают лирику пейзажную, любовную, философскую и др.[3]
Самыми распространенными по тематике являются:
Интимная лирика (дружбы, любви) – выражает чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека. 
Пейзажная лирика – выражает отношение к природе. 
Патриотическая и гражданская лирика - выражает понимание поэтом современной ему общественной жизни.
 Философская лирика – выражает размышления о смысле человеческой жизни.
     
2) Неразрывно с темой связано понятие «мотива».

 Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях.[4]

Есть традиционные мотивы в лирике: мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

Мотив – 1. Мельчайший элемент сюжета; простейший неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся). [5]   Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Мотив бывает иногда очень глубоко скрыт, но чем глубже он залегает, тем большее содержание может нести в себе.[6]

Ведущие темы и мотивы в творчестве русских писателей и поэтов
          Приведу некоторые примеры. 
         Для всего творчества М. Ю. Лермонтова характерна тема одиночества. Мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место. 
        Лирика Ф. И. Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную, гражданскую, философскую. Эти темы тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах народов и России. 
        Основные темы поэзии А. А. Фета - это природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия.
        Тема Родины - одна из главных в лирике С. Есенина.
        Темы в литературе 50 – 80 годов XX века – проблема исторической памяти, тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора, тема охраны и бережного отношения к нашей природе, нравственные проблемы, поиски ответа на «вечные» вопросы. Патриотическая тема, тема родины становится основной в творчестве многих поэтов и писателей, болеющих за судьбу народа, своей страны. 

Вывод
        Таким образом, тщательно изучив, что такое тема и мотив, я могу сделать выводы, какие темы были самые распространенные в творчестве русских поэтов IX и XX веков. Это тема природы, тема Родины, тема любви, философская тема.

                                  Темы и мотивы творчества В.Д. Калмыкова


          Только после знакомства с жизненным  путем  Владимира Дмитриевича Калмыкова я начала понимать многие его стихотворения. Меня привлек слог поэта: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строке.
          Думаю, что стихи Владимира Дмитриевича Калмыкова понравятся  всем.             Невозможно до конца изучить мотивы творчества любого поэта, но думаю, что некоторые важные аспекты лирического творчества автора я смогла понять. 
       
Что такое малая родина для каждого из нас? Для кого-то это всего лишь отметка в паспорте, не более. Для Владимира Дмитриевича это прежде всего родная Соколовка, в которой он родился и вырос, закончил 4 класса, её природа, люди. Это не может не волновать, не пробуждать воспоминаний и чувств. Сегодня от деревни не осталось и следа. Об этом с болью пишет поэт в одном из своих стихотворений.

Я гляжу из оконца

В беспроглядную даль.

В небе вроде бы солнце,

А на сердце печаль.

Жили люди когда-то,

Все росло и цвело.

В чем же, в чем виновато

Это наше село?!

Здесь как надо трудились,

Засевали поля…

В чем же, в чем провинилась

Ты, родная земля?!

Подрастали, любились,

Было нам хорошо…

За какую ж немилость

Как Мамай здесь прошел?..

Затопили деревню,

Как нам жить с той бедой?

И гробы наших предков

Все теперь под водой.

Ты прости, деревушка,

За печальный конец.

Не кукует кукушка,

Не поет нам скворец…

Твою горькую долю

Как нам всем пережить?

И с сердечною болью

Можно ль радостно жить?..

Почти 40 лет Владимир Дмитриевич жил в Казахстане, куда уехал почти сразу после армии. Он стал для него второй родиной.

 Ощущал ли кто-нибудь себя вместе со своим домом частью  огромного, манящего и открытого мира, который мы называем родным краем и который потому любим, бережём и созидаем? Именно такая любовь к родным местам стимулирует творческое вдохновение, становится для поэта двигателем интереса к  жизни и предметом ярких художественных обобщений.  Такое состояние описывается Владимиром Дмитриевичем в замечательном стихотворении «Экибастузская новогодняя»:

Экибастуз – край юности тревожной,

Экибастуз – наш жизненный причал.

Мы для тебя творцы, покоя щит надежный,

А ты для на с – начало всех начал.

Уходят в ночь составы с черным золотом,

И держат небо трубы нашей ГРЭС.

Стучит Экибастуз, стучит рабочим молотом,

Кует страны невиданный прогресс.

Восходит солнце, день погожий будет.

В сияньи вечных ленинских идей

Живите счастливо в труде и в мире, люди,

Экибастуз, цвети, расти и молодей!

             

Так сложилось, что спустя годы поэту пришлось вновь   оказаться на Алтае и связать свою судьбу с этими дорогими сердцу местами.

Я иду по Алтаю.

Сколько в поле берез?!

Я их здесь не считаю.

Вот, счастливый до слез,

Я иду по Алтаю!

Даже страшно сказать-

Сорок лет я здесь не был.

И теперь вот опять

Это русское небо…

Показалося мне:

Снова в детстве я вроде…

И солодка в стерне

Машет: «Здравствуй, Володя!»

Несколько стихотворений Владимир Дмитриевич посвятил нашему поселку Украинскому, в котором он живет с 1997 года, когда вместе со своей семьей переехал в Косихинский район. Прошлое поселка никого не оставит равнодушным: его строили бывшие «кулаки», высланные в наши степи с Украины. Состраданием к ним проникнуты строки:

Земляк! Свои плечи не горби –

Ведь первым трудней. Чем вторым…

Вспомни, как эшелонами скорби

Везли «кулаков» в Нарым.

А что их жалеть… мироедов?..

Ведь главная цель сейчас –

Для полной колхозов победы

Трудяг уничтожить как класс!..

А людям (не будем наивны)

Охота и чай подсластить.

Но лишь «кулаки» С Украины

Умели ту свеклу растить.

Сгрузили людей на полянке…

- Молчком покоритесь судьбе,

Пока здесь копайте землянки

И стройте поселок себе.

Стоит «Украинский» поселок

В степи среди русских берез,

Для всех молодых и веселых

Как память мучений и слез.

Немаловажное место в лирике поэта занимают гражданские стихи  - стихи о волнующих общество проблемах. Его волнуют мысли о современной России, об исторической памяти, о душе человека.   Он размышляет об актуальной сегодня проблеме - проблеме номер один для нашего общества – пьянстве и алкоголизме:

Немцы спешат в Германию,

Евреи – к Земле обетованной.

А русские … - в Алкоманию,

К пивнушке, судьбой уготованной.

Что посеяли, то и уродится.

Пожинать будем молча, без «ах»,

Скорбно смотрит с небес Богородица

Со вселенскою скорбью в глазах.

 Особое место в лирике В.Д. Калмыкова занимает тема памяти перед теми, кто ушёл в вечность.

К обелиску

Боль утрат до сих пор не измерить.

Скорбный список: мужья и сыны.

Здесь перечислены наши потери,

Безвозвратные потери войны.

Здесь не значится, на какой дороге

Упали вы на землю убитыми.

Мы знаем: погибшим на священной войне

Не быть никогда забытыми!

И разницы нет: километров и лет

Кем больше с боями пройдено.

Вы жизни отдали во имя победы -

Вас чтит благодарная Родина!

    А это стихотворение посвящено памяти погибшего под Старой Руссой брата и его боевых товарищей. Оно написано под впечатлением от встречи с теми солдатами, которые остались живы. Они пригласили Владимира Дмитриевича побывать в тех местах, где когда – то гремели бои.

Солдаты Старой Руссы

На земле новгородской деревья шумят,

В небе птицы кружат и алеют закаты.

А в земле вечным сном наши воины спят,

Стражи русской земли –

Старой Руссы солдаты.

Они грудью стояли за Родины честь,

За свободный полет нашей песни крылатой.

Сколько вынесли вы, не измерить, не счесть,

Стражи русской земли –

Старой Руссы солдаты.

На прорыв окруженья водил вас комдив,

Перед боем сказал он: «Прорвемся, ребята!»

И шагнули в бессмертье, смертью смерть победив.

Стражи русской земли –

Старой Руссы солдаты.

В небо новой деревни взметнул обелиск

И победный давно отгремел Сорок Пятый,

Но незримо вовеки в строю остались

Стражи русской земли –

Старой Руссы солдаты.

Наверное, нет такого поэта, который бы не писал о любви к своим близким. Ведь поэзия – это состояние души, а душа – это любовь. Не меньше половины  всего написанного так или иначе связано с семьей, родственниками, знакомыми, друзьями.

Поздравляем! (С. Д. Калмыковой)

                                                                  Все дети, и те, и эти –

Гордятся своими мамами.

На то они мамы и дети.

Только ты у нас САМАЯ – САМАЯ!!!

Ты вышла из сказки и были

Земная и чуть небесная.

Кого б мы еще любили,

Скажи нам, родная, чудесная?!

Всегда оставайся красивой,

Пусть жизнь будет ясной и длинной.

Желаем быть очень счастливой.

Владимир, Борис,  Магдалина.

Один из излюбленных жанров поэта – ода. И это не случайно: он умеет ценить дружбу!

Гляжу в Украинке вокруг –

Народу тьма, почти что – тысячи.

Но лишь один душевный друг:

Пал Палыч – старый мой дружище!

Добру открытая душа,

Историк волей Божию,

Идет по жизни не спеша

Тропой, с военной схожею.

Сегодня восемьдесят семь…

Не думай: сколько их осталось?..

Ты жизни радуйся во всем –

             Забудет сердце про усталость.
          О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. Размышления о назначении человека, о жизни и смерти присутствуют в творчестве почти каждого поэта. В.Д. Калмыков посвятил этой теме, на мой взгляд, очень выстраданные строки:

Тройка – жизнь колесит – не догонишь.

Вот уже не единожды дед.

Значит, все же чего – то ты стоишь

И не зря ты коптишь белый свет!

Не хватал ты чины и тыщи.

Жил не подличал, не «лизал»…

И твоя ли вина, дружище,

Что не все то, что мог, сказал?

Жизнь прожил ты в эпоху застоя,

Где трамплин – партбилет и блат.

Голова – это дело шестое,

Это мыслей ненужных склад.

Ах! Дружище, все так быстротечно,

Жизнь не пряник, да черта ли в нем?!

Лишь бы совесть была безупречной,

В остальном как – нибудь проживем!

(«Себе любимому»)

                                                                                 

                                                                     Заключение
           Рассматривая  направления творчества поэта, я поразилась тому, насколько ярко и чувственно он раскрывает каждую тему. Его лирика совершенно особая. Картины быта, природы  не нашли широкого и глубокого отражения в ней. Наиболее эмоционально в стихах выразилось личное «я» поэта. Тема души звучит  очень  волнующе, пронзительно.  В каждой строчке поэт передает свои самые сокровенные переживания. Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, человека и бытия, жизни и смерти, любви и разлуки. Поэт восхищается многими, забытыми ныне, ценностями, подчеркивает важность народной нравственности и национальной культуры.
Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для всей лирики В.Д. Калмыкова.

                                                       Результаты исследования

             

  1. Обогатила  себя интересными сведениями о местном поэте.
  2. Выяснила основные особенности лирических стихотворений поэта;
  3.  Проанализировала наиболее типичные темы и мотивы его произведений

Использованная литература:

.1. http://enc-dic.com/litved/Tema-264.html  - Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова.  2005

2.www.literatar.ru  - Литература. Краткий словарь литературоведческих терминов

3 http://fb.ru/article/41053/chto-takoe-lirika-ee-vidyi. Что такое лирика, ее виды.

4. http://www.school-essays.info/osnovnye-motivy-v-lirike-a/

5. http://slovo.yaxy.ru/61.html - Краткий словарь литературоведческих терминов

6. http://www.a4format.ru/pdf_files_slovari/4b6bc8a5.pdf- Мотив

 


[1] http://enc-dic.com/litved/Tema-264.html  - Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова.  2005

[2] www.literatar.ru  - Литература

[3] http://fb.ru/article/41053/chto-takoe-lirika-ee-vidyi. Что такое лирика, ее виды.

[4] http://www.school-essays.info/osnovnye-motivy-v-lirike-a/

[5] http://slovo.yaxy.ru/61.html - Краткий словарь литературоведческих терминов

[6] http://www.a4format.ru/pdf_files_slovari/4b6bc8a5.pdf- Мотив.


Поделиться:

Белый лист

Весёлые польки для детей

Огонь фламенко

Сказки пластилинового ослика

Загадка Бабы-Яги