• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект Плакатная летопись Великой Отечественной войны

Опубликовано В. В. Рязанова вкл 11.04.2013 - 21:52
Автор: 
Саргсян Сатеник, Бирюкова Анна ученицы МАОУ СОШ № 15 г-к Анапа

В работе раскрыты особенности развития плакатного жанра в годы Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon в работе раскрываются особенности плакатной живописи военного времени92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХIII городская с региональным участием научно-практическая конференция среди детей дошкольного возраста, учащихся и студентов

 «Академия»

 секция: История. Историческое краеведение

Тема: «Плакатная летопись Великой Отечественной войны»

                                                                   

Авторы работы:

Бирюкова Анна Александровна

Саргсян Сатеник Айкарамовна

ученицы 10 «А» класса МАОУ СОШ №15

ст. Гостагаевская

Научный руководитель:

Рязанова Валентина Викторовна

учитель истории МАОУ СОШ№15

Анапа 2013

                                                                       

Содержание.

I. Введение…………………………………………………………………………….. 2-3

II. Основная часть…………………………………………………………………….. 4-8

    1. Характерные черты плакатной живописи на начальном этапе Великой

Отечественной войны…………....................................................................................4-5

    2. Особенности плакатного творчества с 1943г. до Великой Победы…………. .5-6

    3. Выдающиеся художники военного периода…………………………................7-8

III. Заключение…………………………………………………………………………9

IV. Перечень использованных источников………………………………………..…10

V. Приложение…………………………………………………………………………11

название работы: «Плакатная летопись Великой Отечественной войны»

авторы работы:   Бирюкова Анна Александровна, Саргсян Сатеник Айкарамовна

Россия, Краснодарский край, МО г-к Анапа, МАОУ СОШ №15, 10 «А» класс

Введение.

На перекрестке двух дорог,
Где полдень пылен и жесток,
Впервые оценил солдат
Твой ладно скроенный плакат.
Он выгорел, как гимнастерка,
Он весь изранен, весь в пыли.
Дождем и ветром краску стерло,
И тени лишние легли.
Но он стоит неколебимый,
Такой простой, необходимый,
Наш верный спутник, наш собрат,
Дорожный выцветший плакат.

И. Гюнетян

                     

       Эта работа – маленькая частица большого общего дела -  изучения истории Отечественной войны. Интерес, вызванный уроками истории, обусловлен еще и тем, что мы сами занимаемся живописью в школе искусств. В интернет ресурсах можно увидеть множество тематических сайтов с многочисленными подборками плакатов времен Великой Отечественной войны, но эти материалы не систематизированы по годам и периодам войны, крайне скудны статьи в которых бы отражалась роль плаката как выразителя общественных настроений и надежд в соответствии с изменением обстановки на фронтах Великой Отечественной. В этом нам представляется актуальность нашего проекта. Таким образом, цель работы: обобщить информацию о развитии плакатной живописи в разные периоды войны и целостно представить ее в популярном для учащихся формате, рассказать о влиянии плакатов на сознание и настроение людей того времени.  Задачи данного проекта: 1. Найти и изучить информацию о деятельности художников, работающих в жанре плакатной живописи и карикатуры, в 1941-1945гг., обобщить собранную информацию, отметить характерные черты плакатов в разные периоды войны. 2. Подобрать необходимый иллюстрационный материал для презентации и выставки. 3. Подготовить презентацию для учащихся средней и старшей школы. Поскольку в рамках учебного курса истории данная тема  представлена в очень узком виде, думается, что данный проект может быть использован на уроках истории в 9-11 классах по теме «Идеология и культура в военные годы» а также для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, уроков мужества.

Основная часть.

         Плакаты времен Великой отечественной являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности. Начавшись в 1919 году со знаменитых «Окон сатиры РОСТА», плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны[1], когда на смену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические, эмоциональные, рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Отзываясь на главные и характерные события времени, плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «ИСКУССТВО». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья.  Одними из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной Войны были «Окна ТАСС». Широкую известность получили периодические плакатные серии: «Слава Героям Отечественной Войны», «Боевые эпизоды» (издательство «ИСКУССТВО»), «Герои и Подвиги (Госполитиздат), «Боевой карандаш» (Ленинградское отделение Союза советских художников), Сатирическое обозрение «Бьем» (Политуправление Военно-Морского Флота (Кронштадт).  [2]

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.  По словам П. Куцки: «плакат был одновременно и хроникой, достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет»[3]. В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл» и 12 республиканских. [4] Плакаты во время войны не были редкостью. Они печатались 20-100 тысячными экземплярами.[5]  Использовались эти изображения активно – наклеивались на стены зданий, на заборы, в кабинетах, на фюзеляжах, самолетов, словом, всюду, где бы их могли  увидеть люди. Рассматривая плакаты того времени можно  увидеть «живую» хронику военных событий. Советский плакат, как органическая часть общенародной борьбы, всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет. Явственно прослеживаются два этапа в  развитии плакатов. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание.   22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».[6]  Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена  суровым, лаконичным изобретательным языком.

Уже впервые дни той страшной войны на улицах городов появился самый знаменитый плакат «Родина - мать зовет!», который выполнил художник Ираклий Моисеевич Тоидзе. Плакат стал своеобразным символом Великой Отечественной войны. На этом плакате изображена женщина на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой каждого бойца.

Плакаты созданы в то время, когда советский народ напрягал все силы в борьбе против немецких захватчиков. Эти плакаты внушали Советским воинам героизм и отвагу перед страшным врагом. Поддерживали их на фронтах и в тылу. В связи с развернувшимся наступлением советских войск и принимавшая все более широкий размах всенародная борьба в тылу врага сокращали возможности фашисткой Германии использовать материальные и людские ресурсы захваченных районов. Фашистское руководство, стремясь восполнить огромные потери  на советско – германском фронте, во все возраставшем количестве угоняло советских людей на каторгу в Германию, чтобы заменить ими мобилизованных на фронт немецких рабочих. Отступавшие немецко – фашистские войска стремились превратить оставляемые советские территории в пустыню. Эти преступления были быстро узаконены  приказами и распоряжениями фашистских властей. [7]   Варварски разрушались памятники культуры. Фашисты пытались сжечь и взорвать все, что не успевали  или не могли вывести при отступлении.

Успехи советских вооруженных сил способствовали подъему всенародной борьбы в тылу врага. Активное, все растущее сопротивление  оккупантам оказывали многочисленные  партизанские формирования, подпольные группы, значительно расширившие свою деятельность. Начало массового изгнания захватчиков из пределов Советской страны создало предпосылки для дальнейшего расширения и активизации борьбы советских людей в тылу врага. Плакат становится выражением общего духовного подъема и надежды на победу.

К лету 1943 г. борьба в тылу врага приобрела еще больший размах. Работы А. Кокорекина «В этой фронтовой сводке есть и мой боевой труд!» 1943 год, Н. Жукова «Передовым колхозам – фронтовое Спасибо!» 1944 год отражают общий трудовой подъем. Складываются  условия для расширения помощи Советской армии со стороны партизанских формирований  подполья в предстоящих сражениях. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей: «Немецкий танк здесь не пройдет» 1943 год.

Советские плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, показывали беду и страдания так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь - «Вся надежда на тебя, красный воин!» 1943 год, В. Корецкий «Боец. Освободи свою Белоруссию!» 1943 год.

 Так же частой была тема гибели детей и матерей: В. Иванов «Заступись товарищ красноармеец!» 1943 год,  В. Иванов «Воин Красной Армии, выручи!» 1943 год.

Таким образом, Советский военный плакат первого периода войны играл роль катализатора: надо было всколыхнуть всю огромную страну, поднять ее на борьбу с врагом . Плакаты призывают каждого человека, каждого бойца встать на защиту своей Родины. Отдать все фронту ради Победы. Вселяют в сердца воинов героизм и отвагу. Они взывали и о справедливом мщении. Именно в этом и заключается их основная заслуга.

      На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!»

Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил характер плакатов на тыловые темы. Призыв отдать все фронту ярко выражен в советском плакате В. Корецкого «Завоюем победу» призывающий увеличить производство продукции для обеспечения победы.  Многие плакаты на тыловые темы отражали роль женского труда. Женщины на плакатах полны оптимизма и веры в своих защитников, сами они изображены активными участниками трудового фронта. Одна из таких женщин изображена на плакате В. Иванова «Колхозная благодарность воинам-героям!» 1944 год.

 К концу войны образы немцев изображались так, что бы внушить к ним отвращение. Они перестали быть «страшной силой», теперь изображение носило более сатирический или даже комичный характер. Этому свидетельствует многие плакаты  Кукрыниксов, один из таких  «Пышки и Шишки» 1943 год, «- Ходил немец в «гости»! – Скоро будет на погосте!»  1944 год.

Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» Этот плакат пронизан верой в скорую победу над Германией. Художник рисовал снайпера Голосова[8], который через год стал героем  плаката «Красной армии – слава!», где он уже стоит на фоне покоренного Рейхстага.

Вместе с переломом в  ходе войны концепция плаката начинает меняться: появляются плакаты оптимистического характера, полные юмора.  Плакаты 1944-1945 годов уже насквозь пропитаны воодушевлением, которое царило в тогдашнем обществе. В плакатах появилось нечто радостное, помпезное. Демонстрировали воинам и то, что они не одиноки в этой войне – что где-то далеко на западе с противником сражаются англо-американские союзники. ( А. Голованов « Красной армии – Слава» 1945 год.)

В условиях войны многие художники откликнулись на призыв партии внести свой вклад в дело борьбы с врагом. Им приходилось работать в тяжелейших условиях, но они  стойко выдерживали  все испытания и продолжали выполнять свой долг. Наибольшей популярностью во времена Великой Отечественной войны, пользовались  такие художники как:      Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфий Крылов и Николай Соколов. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры. Ираклий Моисеевич Тои́дзе грузинский советский живописец и график.  Лауреат четырёх Сталинских  премий.[9]   Один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. Большой эмоциональной и призывной силой обладают плакаты, созданные художником в годы Великой Отечественной войны. Всемирную известность получил его плакат «Родина-мать зовет!» И. М. Тоидзе умер в 1985 году в Москве.   Виктор Борисович Корецкий— советский график. Лауреат двух Сталинских премий. Учился в Московской школе изобразительных искусств. В годы Великой Отечественной войны создал свыше 40 плакатов. Они отличаются остротой построений, эмоциональной напряжённостью передачи драматизма переживаний советских людей. В. Б. Корецкий является автором первой советской почтовой марки, посвящённой Великой Отечественной войне «Будь героем!», которая была выпущена 12 августа 1941 года.[10] В. Б. Корецкий умер 4 июля 1998 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Виктор Семенович Иванов - советский художник. Лауреат двух Сталинских премий. В. С. Иванов родился 29 октября (11 ноября) 1909 года в Москве. В основном работал над  агитационно – политическим и плакатами.  Лучшие плакаты отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы. Работал также в области станковой живописи. В. С. Иванов умер 26 ноября 1968 года в Москве.[11]

Жуков Николай Николаевич — советский  живописец, график, плакатист. Лауреат двух Сталинских премий. Родился 19 ноября (2 декабря) 1908 года в Москве. Жуков работал над книжными иллюстрациями, рисовал плакаты. Значительная часть творчества художника посвящена жизни и деятельности В. И. Ленина, И. В. Сталина, Великой Отчественной войне. Н. Н. Жуков умер в Москве в 1973 году.[12]  В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.


Заключение

         Таким образом, плакат в годы Великой Отечественной  войны по своему духу, по способности мобильного отклика на события текущего дня, оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Советские художники мастерски сумели передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки важнейшие идеологические установки руководства страны и  настроения и надежды простых людей. Каждый период войны со своими особенностями развития событий и ситуацией на фронтах нашел отражение в советском плакате. Вот почему со всем основанием можно считать плакат летописью войны. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. В этом видится вклад советских художников в общее дело борьбы с врагом и нашей Победы. С окончанием войны плакат не утратил своего значения. В годы холодной войны  средствами плаката  успешно решались новые идеологические задачи. Эта тема другого исследования, которым мы хотим заняться в ближайшее время.

Список использованной литературы и источников.

  1. Александров В.Н. Краткий справочник школьника. История Русского искусства. Минск «Харвест», 2003.
  2. Петер Куцка Журнал международной организации журналистов "Interpressgrafik" (Будапешт) 1975, №2
  3. Плакатная летопись ВОВ из фондов Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Краснодар, 2009.
  4. Рябцев Ю.С. История Русской культуры. ООО «Издательства «РОСМЕН – ПРЕСС», 2003.
  5. Советское изобразительное искусство. 1941–1960. М., 1981.
  6. http://bigwar.msk.ru/pages/gallery/posters/page_1.html
  7. http://yahooeu.ru/pics/18429-plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
  8. http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/30129_plakaty_vov_kukryniksy19411945_god
  9. http://www.ionb.ru/prj/vov/plakati.htm
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% 
  11. http://www.plakaty.ru/posters?cid=5&full=1&page=3
  12. http://newsinphoto.ru/v-rossii/plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny/
  13. http://www.nlr.ru/exib/war2/
  14. http://festival.1september.ru/articles/594753/
  15. http://vbgcity.ru/node/2672
  16. http://referat.ukraine-ru.net/?cm=52285
  17. http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva-russia/14.htm
  18. http://kultura.kubangov.ru/html/kula-7rt8y5.html
  19. http://sovposters.ru/theme/Wartime/


[1] Советское изобразительное искусство. 1941–1960. М., 1981.

[2] http://www.plakaty.ru/remarks?rem_id=10

[3] Петер Куцка Журнал международной организации журналистов "Interpressgrafik" (Будапешт) 1975, №2.ш

[4] http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva-russia/14.htm

[5] Рябцев Ю.С. История Русской культуры. ООО «Издательства «РОСМЕН – ПРЕСС», 2003.

[6] http://soviet-posters.chat.ru/text.htm

[7] http://victory.sokolniki.com/eng/History/ThePartisanWar/10114.aspx

[8] http://ryazan.rfn.ru/rnews.html?id=13529&cid=7

[9] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%

[10] http://ryazan.rfn.ru/rnews.html?id=13529&cid=7

[11] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B

[12] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1448340


Поделиться:

За еду птицы готовы собирать мусор

Два морехода

Агния Барто. Сережа учит уроки

Несчастный Андрей

Рисуем белые грибы пастелью