• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сколько весит здоровье

Опубликовано Евгения Васильевна Ерёмкина вкл 24.04.2013 - 2:38
Автор: 
Бондаренко Елизавета, Неговорова Дарья

 

 

« Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его только можно заработать собственными постоянными усилиями. Наша задача - беречь свое здоровье.   Здоровье человека – самая главная ценность.    

   В данной исследовательской работе показано, что правильная осанка играет большую роль в здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondarenko_e._skolko_vesit_zdorove.docx49.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа

«Сколько весит здоровье»

Номинация: биология, медицина

         Авторы: Бондаренко Елизавета,

               Неговорова Дарья – обучающиеся 9 класса МОУ «СОШ №  3

                                                 г.Вольска Саратовской области»

               

Руководитель: Ерёмкина Евгения Васильевна – учитель   биологии

                           МОУ «СОШ № 3 г.Вольска Саратовской области»

Вольск – 2012 г.

Выбор темы.

Пусть эпиграфом к работе послужат слова, которыми можно описать здоровье.

« Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его только можно заработать собственными постоянными усилиями. Наша задача - беречь свое здоровье.   Здоровье человека – самая главная ценность.    

   В данной исследовательской работе показано, что правильная осанка играет большую роль в здоровье человека. Плакат «Сиди правильно», который учитель демонстрирует детям на каждом уроке в начальной школе, показывает правильную позу ученика за партой во время чтения и письма. Физкультминутки в течение урока дают детям возможность поменять статическую позу ученика, расслабиться.

     Но ещё одним из главнейших факторов, влияющих на здоровье человека, на его правильную осанку является правильный или, как мы его назвали,  «безопасный» вес портфеля.

В данной работе мы рассматриваем такие вопросы:

  1. Сколько весит сегодня школьный портфель ученика?
  2. Рационально ли  составлено расписание уроков на первое полугодие 2012-2013 учебного года для учеников 9 А класса нашей школы?
  3. Как  влияет тяжелый портфель на здоровье ученика?
  4. Как правильно выбрать портфель?

Объект исследования: ученики 9 А класса, их осанка как основа здоровья

Предмет исследования: портфели учащихся 9 А класса

Цель исследования: выяснить - безопасен ли для здоровья вес школьного портфеля.

Гипотеза исследования: «Если правильно подобрать вес своего портфеля (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью»

Задачи:

  1. проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
  2. проанализировать данные о состоянии здоровья позвоночника 9 А класса, проконсультировавшись у школьного фельдшера;
  3. изучить (с помощью учителя) «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы;
  4. провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;
  5. описать, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
  6. провести опрос учащихся 5 – 9 классов «Какой портфель они выбирают»
  7. доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
  8. предложить свои способы решения проблемы.

Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, интервью, сбор информации из книг, Интернета, других источников, эксперимент, фотографирование, работа с медицинскими документами.

Исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение и навыки наблюдения, умение классифицировать, делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.

                                               ПЛАН  ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Встреча со школьным фельдшером (узнать о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса).
  2. Изучение научно-популярной литературы по вопросу эксперимента.
  3. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
  4. Изучить (с помощью учителя) «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы.
  5. Провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля; сравнить их с гигиеническими нормами.
  6. В течение недели наблюдать за изменением веса портфеля в связи с расписанием уроков.
  7. Доказать, что тяжёлый и неправильно подобранный портфель вредит здоровью.
  8. Описать, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
  9. Дать рекомендации детям, родителям, учителям (повесить памятку на раздевалку учащихся начальной школы, раздать памятки учащимся 5 – 9 классов);

РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Состояние опорно-двигательной системы учащихся 9 А класса на 1.09.2013 год (по результатам изучения медицинских карт, выполнения практической работы) :

№

                     ФИО

Дата

рождения

Физи-ческое

разви-тие

Груп-па

здоро-вья

Физкуль-турная

группа

Диагноз

на

1 сентября

2004 г.

(1 класс)

Диагноз

на 1 сентября

2012 г.

(9 класс)

Антипина Кристина

28.11.97

2

N

Осн.

здоров

Бондаренко Елизавета

23.07.97

2

N

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Бурова Эвелина

28.10.97

2

N

Осн.

Деформация  грудной клетки

Деформация  грудной клетки

Волошина Виктория

24.12.97

2

N

Осн.

здоров

Евдошенко Максим

10.08.97

2

N

Осн.

Деформация  грудной клетки

Деформация  грудной клетки

Заигралов Дмитрий

09.01.97

2

N

Осн.

здоров

Зенюк Екатерина

18.09.97

2

N

Осн.

здоров

Иргизцева Екатерина

01.08.97.

2

д/м

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Кабанов Даниил

17.04.97

2

N

Осн.

здоров

Уплощенная стопа

Колесникова Яна

05.12.97

2

N

Осн.

здоров

Предбрюшинная липома

Крылова

Дарья

09.07.97

2

N

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Логинова Анастасия

05.09.97

2

N

Осн.

здоров

Максименко Сергей

01.06.97

2

N

Осн.

здоров

Меркулов Николай

09.05.97

2

N

Осн.

здоров

Уплощенная стопа

Неговорова Дарья

11.04.97

2

N

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Оргинов Алексей

08.05.97

2

и/м

Осн.

здоров

Павлов

 Андрей

19.01.98

1

N

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Ромашов Сергей

25.07.97

2

д/м

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Севастьянов Павел

28.06.97

2

N

Осн.

здоров

Седенкова Александра

10.04.98

2

N

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Сергеев

Артем

11.12.96

2

N

Осн.

здоров

Старшинова Оксана

30.07.97

2

N

Осн.

здоров

Тихонова Надежда

26.02.98

2

N

Осн.

здоров

Нарушение осанки

Трушкин Андрей

26.05.97

2

N

Осн.

здоров

Шеменев Дмитрий

07.07.97

2

N

Осн.

здоров

Вывод: Состояние опорно-двигательной системы у меня и моих одноклассников неудовлетворительное, наблюдаются нарушения  у 12 человек (48 %):

Вид нарушения ОДС

Количество учащихся

девочки

мальчики

Нарушение осанки

6

2

Уплощенная стопа

0

2

Деформация  грудной клетки

2

0

2) Изучение научно-популярной литературы по вопросу эксперимента.

     Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки  влияют хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая по росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие и дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам также портят тяжёлые ранцы, особенно портфели, так как регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

     Учёные провели эксперимент и сделали выводы. Чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине. Начиная с 20% от веса тела ребёнка давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое - 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме. А средний вес ранца школьника обычно составляет 22% от веса тела. Перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки. Учёные установили: правильный портфель весит пустым 300-500 г; правильный вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле:

Вес ученика  · 10  : 100 (меньше 10% от веса ученика)

Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.

   3)   «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»

Вес учебного издания для возрастной группы не должен превышать

  1. для 1-4 кл. - 300 г.
  2. для 5-6 кл. – 400г.
  3. для 7-9кл. – 500г
  4. для 10-11кл. – 600г

Вес школьных учебников:

учебник

вес

учебник

вес

История

400г.

Информатика

450г.

Русский язык

380г.

Биология

460г

Литература

450г.

Экология

400 г.

Алгебра

330г.

Дневник

225г.

Геометрия

375г.

Папка для тетрадей

70г.

Физика

350г.

Тетрадь

100г.

Обществознание

475г.

Пенал

350г.

Химия

380г.

Атлас

130г.

ОБЖ

270г.

Портфель

750г.

Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца не должна превышать  допустимых гигиенических норм для переноса ученикам веса на расстоянии до 3 км:

  1. 5-6 классы – 2,3 – 3 кг
  2. 7-8 классы – 3 – 3,5 кг
  3. 9-11 классы – 3,5 – 4,5 кг

4) Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы достигает 5 - 6 кг, что почти в 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы.

Это связано:

с количеством учебных дисциплин,

с наличием дизайнерского оформления,

с наличием ненужных вещей в ранце.

Результаты проведения эксперимента (взвешивание портфелей учащихся 1 А класса и сравнение с весом  детей)

№

                     ФИО

Дата

рождения

Вес тела.

кг

Вес

пустого

ранца,

кг

Правильный

вес ранца

для этого ученика, кг

Реальный вес ранца,

кг

Выводы

1

Алистер Карим

01.06.06.

25,2

2,500

4,500

уменьшить вес на 2 кг

2

Березюк

 Анна

23.11.05.

25

2,500

2,200

норма

3

Бондарева Диана

16.03.05.

23

0,300

2,300

3,000

уменьшить вес на 700 г

4

Бухлина Наталья

12.08.05.

21

2,100

1,200

норма

5

Волкова Карина

18.10.05.

22

2,200

2,100

норма

6

Глазков Тимофей

18.04.05.

27

2,700

1,800

норма

7

Горбачева Виктория

19.08.05.

22

2,200

2,300

уменьшить вес на 100г

8

Громова Екатерина

10.08.05.

34,5

3,450

3,000

норма

9

Емелина Анастасия

18.07.05.

19

1,900

1,800

норма

10

Игнатьев Артем

07.12.05.

29,5

2,950

2,700

норма

11

Косолапова Елизавета

19.10.05.

24

2,400

2.300

норма

12

Костенко Кирилл

04.10.05.

19,2

1,920

1,200

норма

13

Крашенинникова Виктория

12.07.05.

23

2,300

2,100

норма

14

Литвишко Иван

30.11.05.

22

2,200

3,100

уменьшить на 900г

15

Лященко Валерия

12.05.05.

24

2,400

2,100

норма

16

Николаева Алина

10.03.05.

25,5

2,550

2,200

норма

17

Петров Максим

28.11.05.

22

2,200

2,100

норма

18

Полянская Яна

22.09.05.

29,5

2,950

2,800

норма

19

Потемкина Диана

24.03.05.

24,5

2,450

1,800

норма

20

Сапогова Марина

21.07.05.

21

2,100

2,100

норма

21

Тихонова Виктория

30.09.05.

24

2,400

2,900

уменьшить на 500г

22

Токарева Дарья

22.12.05.

27

2,700

1,800

норма

23

Фошина Анастасия

13.03.06.

28,5

2,500

2,900

норма

24

Хрустицкая Софья

01.10.05.

21,5

2,150

2,000

норма

25

Чернышова Екатерина

03.05.05.

22,5

2,250

2,000

норма

Выводы:

  1. Вес «правильного» ранца соответствует реальному весу: у 20 чел. (72%)
  2. Вес «правильного» ранца не соответствует реальному весу: у 5 чел. (28%)
  3. Вес пустого ранца соответствует  норме (300-500 г) : у 25 чел. (100%)  
  4. Вес пустого ранца не соответствует гигиеническим нормам: нет 

  Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной многих заболеваний.

По результатам исследования можно сказать, что родители многих ребят 1 А класса побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности, его осанки.

Рекомендации ученикам:

  1. Не носите лишнего в ранцах.
  2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вынуть из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям:

        - Не покупайте тяжелые ранцы!  (средний вес пустого ранца -  300 г)

        - От тяжелых нагрузок портится осанка.

        - Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

5. Анализ расписания уроков и сравнение результатов с санитарно- гигиеническими требованиями.

         Морфофункциональные возможности организма учащихся школ, незавершенность развития важных для обучения систем, прежде всего центральной нервной системы, зрительного, слухового анализаторов, опорно-двигательной системы определяют высокую чувствительность организма к неблагоприятным внешним влияниям. Поэтому организация учебной деятельности должна основываться на учете  псиxофизиологическиx особенностях детей и полностью соответствовать иx возрастным функциональным возможностям. Изменение функционального состояния организма детей в процессе обучения и воспитания зависит от величины суммарной учебной нагрузки, режима занятий и всего дня, а также других факторов.

  1. Первый принцип составления расписания формулируется как "учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета".

График дневной и недельной нагрузки должен иметь вид одногорбой кривой.   Проведя исследование расписания уроков,  массы учебников  мы увидели следующее:

- Максимальная нагрузка для нашего класса должна составлять 36 часов вместе с групповыми занятиями.  Сейчас мы имеем 36 часов. (норма) 

            Современными научными исследованиями доказано, что наиболее повышенный биологический оптимум умственной работоспособности у школьников приходится на интервал времени 10- 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения учебного материала при минимальных псиxофизиологическиx затратах организма.

               Поэтому в расписании уроков  для школьников основные трудные предметы для усвоения, как математика, физика, химия, иностранные языки должны проводиться на 2-3-4 уроках.   На этих уроках самый большой и трудный материал.   Предметы, требующих больших умственных затрат времени на выполнения домашних заданий не должны   включаться в один день учебного расписания. Это отрицательно может повлиять на утомляемость   детей.

- В нашем расписании:

    Понедельник, четверг - физика – 5,6 урок , пятница – химия – 5 урок.

     Вторник (все устные предметы) –биология, искусство, история идут подряд 2,3,4 уроками.

  Уроки физкультуры, музыки и труда, рисования в школьное расписание должны включаться после трудных основных предметов для эффективной разгрузки учащихся и повышение иx динамического стереотипа, а не выноситься на конец рабочего дня.

  1. Второй принцип правильного составления расписания уроков можно сформулировать как "чередование предметов по их сложности".

При этом можно поставить рядом два достаточно сложных предмета как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом русский язык и литературу, физику и химию не рекомендуется (предметы однотипные). В расписании уроков данный принцип соблюдается не всегда, что, по-видимому, количеством параллельных классов, кабинетов, количеством учителей, их нагрузкой и пожеланиями.

  1. В качестве третьего принципа рационального составления расписания можно назвать «избегание сдвоенных уроков по одному предмету». Это связано с тем, что сдвоенные уроки вызывают весьма значительное утомление.

             По санитарным требованиям расписание строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учеников. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница).

               Какие же предметы считать сложными, а какие — простыми? Сложность предмета — понятие субъективное, ведь ученики имеют разные способности и склонности, неодинаково и эмоциональное восприятие данного предмета. Трудность предмета зависит и от профессионального мастерства учителя. Тем не менее, многочисленные исследования позволили классифицировать предметы по их сложности, в основу классификации была положена выраженность объективных признаков утомления, регистрируемых после того или иного урока.  

                 Мы нашли шкалу И.Г.Сивкова, по которой все учебные  предметы ранжированы в баллах и захотели проверить свое расписание класса на первое полугодие. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник или среду. На эти дни в расписании включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие предметы, но в большем количестве.  Наибольшее количество баллов всех предметов должно приходиться на вторник и среду.

         -  В нашем расписании:  понедельник – 45 баллов,  вторник -39 баллов,  среда -45 баллов, четверг – 42 балла,  пятница -48 баллов,  суббота-33 балла.  

           Как видно из данных самым тяжелым для нас днем является понедельник, среда  и пятница, четверг легче понедельника. В пятницу все устные предметы, поэтому в эти дни нам приходится носить большое количество учебников в школьной сумке.  

 В расписании уроков данный принцип соблюдается не всегда, что, по-видимому, связано с количеством параллельных классов, кабинетов, количеством учителей, их нагрузкой и пожеланиями.

6. Результаты наблюдения за изменением веса портфеля в связи с расписанием уроков.

     - Мы специально взвесили все  учебники для 9 класса, учебные принадлежности и спортивную форму. К радости, все учебники соответствуют норме. Однако можно заметить, что на урок английского языка мы вынуждены носить дополнительно словарь и это создает определенные трудности.

Если будем сравнивать общий вес  наших учебников с допустимыми гигиеническими нормами, то наша возрастная группа должна иметь вес учебников до 3,5 кг без учета массы портфеля.

     - Понаблюдав в течение недели за весом наших портфелей, мы обнаружили, что носим за плечами: понедельник-3,7 кг, вторник – 3,4 кг,  среда -3,6 кг,  четверг – 4,1кг,  пятница -3кг, суббота -3 кг.

          Получается, что три раза в неделю наши школьные портфели превышают допустимые нормы. Ещё одна проблема – всё больше ребят используют вместо удобного ранца модные сумки. Вес школьных принадлежностей в таком случае приходится на одну сторону.

Результаты опроса «Какой портфель ты выбираешь»

В чём Вы носите школьные принадлежности?

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

М.

Д.

М.

Д.

М.

Д.

М.

Д.

М.

Д.

Ранец

14

12

18

15

11

12

10

6

13

4

Сумка

1

6

3

10

5

10

5

15

8

21

  По данным опроса видно, что в основном девочки предпочитают школьные вещи носить в модных сумках. Следуя поговорке «Красота требует жертв». Девочки не задумываются о последствиях.

Анализируя полученные данные мы пришли к выводу,  что  на  формирование осанки большое влияние оказывает тип школьного портфеля.            

  Специалисты бьют тревогу: все больше школьников страдают от проблем с осанкой. И если отбросить разного рода травмы, то нагрузка на спину, получаемая в основном во время учебы – основная причина повреждения спины. Отчего, собственно говоря, начинаются проблемы с осанкой.

  От школьного медработника мы узнали информацию о состоянии опорно-двигательной системы учащихся нашего класса: о нарушении осанки,  проявлениях сколиоза и искривлении позвоночника. Выявили,  что у 8 человек ( 6 – девочки) нарушения опорно-двигательной системы появились в период обучения в школе.

Вывод и рекомендации:

1.   Таким образом, правильное составление расписания уроков в школе, с учетом особенностей детского организма необходимо для профилактики утомления среди детей школьного возраста. Последнее время среди учащихся отмечаются случаи заболеваемости вегето-сосудистой дистонии и неврозы.  Проведенный анализ расписаний свидетельствует о том, что расписание 9 А класса  на первое полугодие составлено неправильно, с нарушением гигиенических требований.  

2.    Школьные занятия сочетают в себе психическую, статическую и динамическую нагрузку на отдельные органы системы и на весь организм в целом, поэтому необходимо не забывать о проведении особенно по начальному и среднему звену классов о комплексе специальных упражнений физкультурных минуток для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомлений с плечевого пояса, рук и туловища.

3.  Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

4.  Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже около 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми, и, чтобы сохранить здоровье детей и предупредить болезни, мы предлагаем:

  1. обеспечить соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса;   расписание уроков составлять в соответствии этими  требованиями.
  2. желательно иметь в каждом кабинете комплект учебников для данного класса, что позволит избежать большого количества учебников в школьном портфеле и облегчит его вес.  Спортивную форму можно было бы оставлять в школьном спортзале или кабинете, закрепленном за данным классом.
  3. При покупке школьных портфелей обращать внимание на вес изделия, практичность, удобство, т.к. «тяжеловесы», сумки  с одним ремнём могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной системы и сердечно - сосудистой систем.
  4. Рекомендации ученикам: не носите ничего лишнего в портфеле, не забывайте вынимать из него ненужные учебники.
  5. на уроках систематически проводить физкультминутки с целью снятия утомляемости.

Заключение

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы.

Однако острота ситуации может быть снята тогда, когда будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

Список использованной литературы:

  1. Журнал «Здоровье».
  2. Всё обо всём. Энциклопедия. – М: Слово, 1994.
  3. Дурейко Л. Детская энциклопедия. Здоровье. М.: Белорусская энциклопедия, 2001.
  4. Журнал «Здоровье детей».
  5. Твоё здоровье. Школьный иллюстрированный справочник.
  6. СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях

Интернет – ресурсы

Сайт «Ортопедический портал»

http://ortho-m.ru/popularlyaboutdifficult/lookofprofessional/97-bearing.html

Сайт «Википедия, свободная энциклопедия» - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Сайт «Здоровье.майл.ру» - http://health.mail.ru/content/patient/30/


Поделиться:

Именинный пирог

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

В Китае испытали "автобус будущего"

За чашкой чая