• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Институт Природоведения»

Опубликовано Семакина Татьяна Анатольевна вкл 02.05.2013 - 6:10
Семакина Татьяна Анатольевна
Автор: 
Бурмистрова Юлия

 

Город Алатырь, основанный в 1552 г. Иваном Грозным как город - крепость на границе России Казанским и Архангельским ханствами, как один из форпостов Российского государства в борьбе с «Диким полем», являлся опорным пунктом государственного значения в стратегической системе оборонительных сооружений известных как «засечная черта». Впоследствии город развивался как основной торговый и промышленный центр Симбирской губернии. На рубеже XVI-XVII веков г. Алатырь играл важную роль как военно-стратегический, административный, экономический и культурный центр. “Это был бесспорно лучший из уездных городов Симбирской губернии после Сызрани как по богатству населения, так и по наружному виду”. Меня заинтересовало, как обстояли дела в городе с образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon institut_prirodovedeniya.doc105 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc631.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7  

имени Героя Советского Союза

Зои Ивановны Парфёновой »

Учебно-исследовательский проект

«Институт Природоведения»

Выполнила: ученица 10Э класса МБОУ «СОШ №7»

Бурмистрова Юлия

 Руководитель: учитель географии

Семакина Т.А.

                                                           

Алатырь  2013 год.

Содержание.

               Введение.--------------------------------------------------------------------------3

Гл 1.      Довузовское образование в г. Алатырь. ------------------------------------4

Гл 2.      Институт Природоведения.---------------------------------------------------6

        2.1. Открытие института Природоведения.------------------------------------6

        2.2   Структура преподавания института Природоведения

в г. Алатырь.---------------------------------------------------------------------------------7

        2.3 Преподавательский состав Алатырского института

Природоведения.-------------------------------------------------------------------------8

Гл3. Реорганизация института Природоведения в

Педтехникум   Природоведения.-------------------------------------------------------11

              Заключение.---------------------------------------------------------------------13

               Список использованной литературы.--------------------------------------14

                Приложение.-------------------------------------------------------------------15

Введение.

    Город Алатырь, основанный в 1552 г. Иваном Грозным как город - крепость на границе России Казанским и Архангельским ханствами, как один из форпостов Российского государства в борьбе с «Диким полем», являлся опорным пунктом государственного значения в стратегической системе оборонительных сооружений известных как «засечная черта». Впоследствии город развивался как основной торговый и промышленный центр Симбирской губернии. На рубеже XVI-XVII веков г. Алатырь играл важную роль как военно-стратегический, административный, экономический и культурный центр. “Это был бесспорно лучший из уездных городов Симбирской губернии после Сызрани как по богатству населения, так и по наружному виду”. Меня заинтересовало, как обстояли дела в городе с образованием.

   Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут начать работать, заняться бизнесом или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Почти в каждом русском городе есть один или несколько институтов. В Москве и Санкт-Петербурге их десятки. В нашем родном городе тоже есть учебные заведения. Стало интересно, были ли учебные заведения в нашем городе раньше. Так как моя мама получила образование учителя географии в нашем городе, стало интересно какие учебные заведения были связаны с географией раньше.

     В 2009 году в Ульяновске прошли третьи Международные Бутурлинские чтения, посвященные памяти известного российского орнитолога, исследователя Севера, охотоведа, специалиста охотничьего оружия, одного из основоположников природоохранного движения в России - Сергея Александровича Бутурлина.

Чтения приурочены к 90-летию Сурской экспедиции, которую возглавляли С.А. Бутурлин и Б.М. Житков, и основанию ими в 1919 г. в г. Алатыре

уникального учреждения - Института природоведения. Тематика: орнитология, охотоведение, охрана природы, история науки.

          Поэтому моя работа посвящена институту Природоведения. Тему  работы считаю актуальной, так как любой житель города должен интересоваться прошлым своей родины. Должен знать, как развивался его город. А впереди у нас у всех серьезный выбор, в каком городе получить образование. Может быть, узнав об образовании города в прошлом, кто-то решит продолжить обучение в нашем родном Алатыре.

        Цель работы: Исследовать учебные заведения начала прошлого века, в том числе институт Природоведения, которые были в нашем городе.

         Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить каким было довузовское образование в г. Алатырь.
  2. Исследовать работу института Природоведения.
  3. Рассмотреть структуру преподавания института.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: исторический, сравнительно-описательный, картографический.

                Глава 1.  Довузовское образование в г. Алатырь.

   "Алатырь - город республиканского подчинения. Расположен на левом берегу Суры, где впадает в нее река Алатырь. Основан в 1552 году по указу Ивана Грозного во время завоевания Московским государством Казанского ханства"./5/٭

В Присурье г.Алатырь играл важную роль как военно-стратегический , административный, экономический, торговый и культурный центр уже начиная с рубежа ХЛ-ХУП веков. "Дореволюционный Алатырь среди однотипных ему городов выделялся относительно высокой грамотностью населения".

   В 1722 году в городе было открыто первое «русское» училище, затем «математическое», которое со дня своего открытия помещалось в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре; в 1818 г. «русское училище» было преобразовано в уездное духовное училище.( Находилось оно на бывшей Троицкой улице /ныне улица Щорса/.٭٭Училище готовило служителей церкви. Преподавались в нем русский, латинский и греческий языки. На особом месте стояли арифметика, география,    природоведение, чистописание, черчение. География в этом учебном заведении имела характер страноопи-сательный и характер изучения своей местности .

    В 1858-1860г.г. в Алатыре существовал частный женский пансион титулярной советницы Н.Е.Рейгольд. В нем преподавали русский язык, арифметику, историю, географию, чистописание и другие науки.

   В 1876 г. в Алатыре по ходатайству земства открылась мужская прогимназия. Помещалась она в земском доме на Симбирской улице/ныне улица Ленина, здание исполкома районного Совета народных депутатов/. Содержалась гимназия в течение 20 лет на средства казны и земства. "Прилежанием и усердием в работе отличался учитель географии, арифметики и геометрии Михаил Рафаилов. Рафаилов был выпускником Казанской учительской семинарии. Фамилия этого учителя находится в списках, представленных в губернаторский совет для награждения". Он совершал с учениками прогулки в лес, собирали растения, составляли гербарий. Непосредственно на местности проводил определение масштабов и вычисление площадей.

    В прогимназии начинал свое образование А.А. Половинкин, видный советский географ, автор ряда учебников, доктор наук, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

   Сетью просвещения того времени руководил И.Н.Ульянов - инспектор народных училищ. Он проводил огромную работу для улучшения материальной базы и улучшения качества образования, которое давалось в г. Алатыре. Благодаря его хлопотам в городе построили новое здание

   Духовного училища в 80-е годы XIX века, которое было переименовано в Реальное училище


٭приложение 1,2

٭٭Приложение 3

   Развитие образования продолжалось, но перед городом встала проблема нехватки квалифицированных учителей. Не было в достаточном количестве учителей, не хватало наглядного материала, была слабая научная база. Решением этой проблемы стало открытие первого ВУЗА в городе Алатырь. В 1919 году в городе открыт институт Природоведения.

                           Глава 2. Институт Природоведения.

2.1. Открытие института Природоведения.

   Перед Наркоматом просвещения встал вопрос о подготовке советских учительских кадров. Для подготовки учителей в г. Алатыре были открыты учительские курсы, где проходили начальную подготовку для работы в школах. В это время в городе работала мастерская наглядных пособий, которая была создана в начале 1919 года по заданию Главпрофобра. В мастерских изготовлялись чучела, гербарии, наглядные пособия по физике и химии. Руководил всем этим В. И. Петяев, уроженец Симбирского края, который был командирован в Алатырь по заданию Главпрофобра. Несмотря на молодость/27 лет/,он сумел зарекомендовать себя способным ученым. Владимир Иванович занимался разведением птиц в неволе. До работы в Алатыре заведовал Московским зоопарком.

   В 1919 году Наркомат просвещения направляет экспедицию на Суру. В составе экспедиции был Сергей Александрович Бутурлин со своими спутниками. Они неоднократно бывали в экспедициях вместе.

   На этот раз у экспедиции была конкретная практическая задача-обеспечение материалами мастерских наглядных пособий. Центросоюза и Средне-Сурского союза кооперативов, а также помощь в преподавании на учительских курсах.

   Природа Суры не случайно привлекла .Б.М.Житкова и С.А.Бутурлина. Это были их родные места и давний объект изучения. Еще в 1906 году они опубликовали первый том труда по птицам -"Материалы для орнитофауны Симбирской губернии". Исследования не были закончены, и теперь они намеревались их завершить. Кроме того С.А.Бутурлин надеялся разыскать здесь свою коллекцию и научный архив, которые он отправил до 1917 года (во время начала мировой войны) из Везенберга в Усть-Урен Карсунского уезда Симбирской губернии в имение своих друзей Кротновых. Но после революции 1917 года все рукописи, архив и коллекция были переданы в распоряжение Карсунского уездного отдела  народного образования и дальнейшая их судьба неизвестна.

   Летом 1919 года экспедиция была в Алатыре: полевые исследования, охота, знакомство с мастерскими и учительскими курсами. Б.М.Житков и С.А.Бутурлин всегда являлись сторонниками широкого распространения природоведческих знаний. Здесь в Алатыре у них возникла идея преобразования мастерских и учительских курсов в Институт Природоведения и фабрику наглядных пособий.

   В Москве предложение одобрили. И 13 ноября 1919 года по приказу Главпрофобра в Алатыре появилось новое учебное заведение, детище своего времени - производственное, педагогическое и научное. Институт Природоведения относится к разряду техникумов, стоящих над 2-ой ступенью.٭Выпускает специалистов широкого профиля. Изготавливает продукцию - наглядные пособия. Сочетает преподавание и производство,


٭приложение 5

ведет научные исследования. По учебным планам, разработанным С.А.Бутурлиным и Б.М.Житковым, половину учебного времени студенты посвящают изучению природы в экспедициях.

   Высоко оценили замысел института коллегия Наркомпроса, утверждавшая в 1920 году его программа, планы и сметы:

   "Институт Природоведения - весьма оригинальный, единственный в России, может быть в мире, опыт своеобразного учебного заведения. Его название хорошо выражает его сущность"/приложение 6/.Создание института Природоведения - это любопытная страница истории не только Симбирского края, но и развития народного образования в первые годы советской власти.

   Институт организовывался в трудных условиях. Конец 1919 года еще не закончена гражданская война. Уже освобожден Симбирск. Туда вернулись губком и губисполком, эвакуированные в Алатырь на несколько месяцев. Восточный фронт отошел на сотни километров, но Алатырь продолжает оставаться важным пунктом формирования новых армейских частей.

   В городе трудно: не хватает квартир, продовольствия, свирепствует тиф, срочно организуются лазареты, Алатырь, как и вся Симбирская губерния - важная база снабжения войск Восточного фронта. Все действующие предприятия работают для Красной Армии. Но, как и везде, возрождается мирная жизнь, идут работы по благоустройству города, под руководством созданного в 1918 году Совета Народного хозяйства строятся электростанции, водопровод, освещаются улицы. Возникают советские учебные заведения. Одно из них - Алатырский институт Природоведения. Его задача - подготовка учителей. Первоначально он должен был разместиться в двух корпусах красных казарм (бывшее Епархиальное училище). Но вначале там  требовался  ремонт, на проведение которого народный комитет просвещения  отпустил 4 млн. рублей. Поэтому институт временно разместился в 4-х комнатах бывшего дома купца Попова по улице Казанская (ныне улица Кирова).٭

2.2 Структура преподавания института Природоведения в г. Алатырь.

   "Организационная сторона дела решалась быстро: из сотрудников мастерских, преподавателей курсов, специалистов, прикомандированных из Москвы, формируется совет преподавателей, разрабатываются программы и учебные планы, устав института. Проводится дополнительный набор слушателей и, несмотря на недостаточность оборудования, уже в ноябре 1919 года начинаются занятия". Преподавание ведется в четырех лабораториях: геологической, зоологической, ботанической и физической. Обязательные занятия в специальных мастерских наглядных пособий. Слушателей обучали различным наукам и ремеслам: наряду с высшей математикой, химией, физикой, географией, биологическими и сельскохозяйственными науками, политэкономией, проводились занятия по фотографии,


٭ приложение 4

таксидермии/изучению чучел, рисованию, столярному и слесарному делу. Необычным был и режим работы. Занятие продолжалось вести круглый год в утренние и вечерние часы, без летних каникул: с сентября по март -

в мастерских и аудиториях, с марта по сентябрь - под открытым небом на Экскурсионных базах." Активное усвоение знаний по природоведению...и полное овладение техникой производства наглядных пособий - вот цель преподавания.

Заведующим Алатырским институтом Природоведения стал Владимир Иванович Петяев;

деканом - Борис Михайлович Житков;

заведующим ботанической лабораторией - Илья Борисович Волчанский;

заведующим физической лабораторией - Николай Николаевич Пушков

заведующим геологической лабораторией - Борис Филиппович Пылаев.

   В институт принимаются молодые люди старше 16 лет и окончившие курс средней школы/гимназии, реального училища, школы 2-й степени. К слушанию лекций допускаются все желающие, насколько позволяет помещение. Все слушатели являются вольнослушателями. Они могут сдать надлежащие экзамены и зачеты и зачислиться в Алатырский институт Природоведения.

   В 1920 году институту Природоведения был выдан мандат٭,в котором говорилось, что труд профессоров, преподавателей и сотрудников должны оплачиваться по ставкам Высших учебных заведений. Все местные Продорганы и другие учреждения должны оказывать институту Природоведения всяческие содействия, как учреждению Всероссийского значения Ударной Группы.

   В 1920 году в институте насчитывалось 28 преподавателей и 150 студентов, а в 1921 году студентов уже было более пятисот. К этому времени были организованы общежития, столовая, парикмахерская, при институте работали драматический и спортивные кружки. Начались работы по созданию учебных и научных подразделений института: зоологический и ботанический сады, ферма, научно-показательный питомник, музей Родиноведения. Предполагалось создать научное общество животноводства и птицеводства, a также наладить издание конспектов лекций и работ сотрудников.

   Для создания музея необходимы были новые помещения. "При наличии помещений можно будет создать музей по предлагаемым разделам:

1/ отдел естественноисторический;

2/ отдел историко-антропологический;

3/ отдел статистико-экономический;

4/ отдел педагогический."

   Этот музей стал прообразом ныне действующего в городе Краеведческого музея.

   Обучение в институте ведется дифференцировано, так как слушатели Подготовительных курсов  с различной степенью: подготовки. Жаль, что не


٭приложение 5

сохранились все списки студентов института, поэтому о количестве обучающихся можно судить по статистическим данным ٭.Для слушателей вводятся обязательные зачеты: месячные, полугодичные и годичные. Интересна была система оценивания знаний. Знания оценивались по трехбалльной системе - высоко удовлетворительно, удовлетворительно, неудовлетворительно ٭٭.

   "Окончившим курс института Природоведения и сдавшим все установленные зачеты и испытания присваивается звание "Инструктора по Природоведению",предоставляющее ему право:

1/ быть заведующим мастерскими по изготовлению наглядных пособий;

2/ быть заведующими естественноисторическими музеями;

3/ быть преподавателями природоведения в школах 1-й и 2-й ступени и право занимать все иные однородные должности".

2.3 Преподавательский состав Алатырского института Природоведения.

   В 1920 году в институте насчитывалось 28 преподавателей. Это были преподаватели учительских курсов, сотрудники мастерских наглядных пособий, специалисты, прикомандированные из Москвы. Основная часть преподавателей были выпускниками Московских и Казанских ВУЗов ٭٭٭

   Полный список преподавателей института Природоведения не сохранился. Остались лишь сведения о некоторых из них:

1/. Петяев Владимир Иванович, 1892 года рождения. Закончил естественноисторический факультет Казанского университета.

2/. Житков Борис Михайлович, 1872 года рождения. Профессор биологии Московского университета.

3/ Бутурлин Сергей Александровичи 872 года рождения. Закончил курс юридических наук Петербургского Училища Правоведения.

4/. Цельмин Август Карлович - один из лучших препараторов зоологического музея Московского университета, художник-таксидермист.

5/.Коваленко Михаил Григорьевич, 1876 года рождения. Окончил Нижегородское Реальное училище, а затем Петроградскую Академию художеств по классу архитектуры и строительного искусства.

6/. Пылаев Борис Филипповичи887 года рождения. Окончил горный институт по специальности геология и геодезия.

7/. Самарин Дмитрий Александрович. Родился в 1875 году в г.Пермь в семье почтового чиновника. Окончил Казанский Учительский институт 1 Алатыре преподавал химию.


٭приложение 9

٭٭приложение 10

٭٭٭приложение 11

8/. Егоров Владимир Дмитриевич, 1889 года рождения. Окончил Казанский

университет. В институте Природоведения преподавал физику и математику.

9/. Волчанский Илья Борисович, родился в Новороссийске в 1895 году. Окончил Московский Университет. Работал в Алатырском институте ботаником.

10/. Дубицкий Николай Маркович, родился в г.Егорьевск Рязанской губернии. Окончил Московский университет. Работал в Алатыре преподавателем физики и математики. И др.

Глава 3. Реорганизация института Природоведения в         Педтехникум Природоведения.

   Развитию института в Алатыре препятствовали многие трудности. Главной из них стала нехватка средств. Появились разногласия между сотрудниками фабрики наглядных пособий и преподавателями института. Проверяющие из Москвы предложили упростить учебный процесс, изменить срок обучения, словом сделать институт Природоведения обычным техникумом. В Главпрофобре пытались отстоять институт в том виде, в каком он был задуман, но это не удалось. В феврале 1921 года институт преобразовали в Алатырский техникум Природоведения и передали его в введение губерноского отдела народного образования٭ В значительной степени была свернута программа научных исследований, однако принципы преподавания постарались сохранить. Ректором техникума был назначен Б.М.Житков.

   Институт Природоведения был слит со спецкурсами и преобразован в Алатырский техникум Природоведения. Новое учебное заведение имеет четыре курса: три курса из которых общие, а четвертый разделяется по более узкой специализации. Существовало три специализации: дошкольное отделение, школьно-педагогическое отделение и  отделение с большим уклоном в сторону сельского хозяйства.

   Из-за того, что слушатели педагогических курсов были мало приготовлены для обучения в техникуме, необходимо было создавать временные группы и проводить дополнительные занятия. Заведующим учебной частью стал Владимир Дмитриевич Егоров.

   Преподавательский состав частично изменился. Некоторые преподаватели, в том числе Бутурлин, уехали из Алатыря. Приехали новые преподаватели, начали появляться собственные кадры, такие как: Коваленко Сергей Никифорович /студент Харьковского университета/,Залесский Николай Афанасьевич /студент Казанского университета/ и другие .

   Алатырский техникум Природоведения существовал недолго. "Постановлением Коллегии Губпрофобра от 26 октября 1921 года, подтвержденным Коллегией Губоно, Алатырский техникум Природоведения преобразован в Алатырский педагогический техникум Природоведения Народного Комиссариата просвещения Симбирской губернии".

   Алатырский техникум Природоведения и Алатырский педагогический техникум Природоведения готовили кадры просвещенцев для сети массовых учреждений: дошкольных, школьных, внешкольных, библиотечных, по работе с дефектными детьми, инструкторов по труду и физкультуре" /1/

   Эта работа велась двумя формами:

дневная, с отрывом от производства; и без отрыва от производства, которая осуществлялась через дневную, вечернюю и заочную формы обучения. В состав техникума входили подготовительные курсы и подготовительное отделение. Их задачей явилось подготовка контингента для дневного


٭приложение 11

отделения.

   Структурой педтехникума Природоведения являлось:

-во главе педтехникума стоял директор, назначаемый и увольняемый Крайоблоно;

при директоре были помощники, подчиняющиеся ему:

а/ по учебной части;

б/ по административно-хозяйственной части;

в/ по заведыванию вечерним сектором;

г/ по заведыванию заочным сектором;

-        для обеспечения участия общественности контроля над работой педтехникума при нем утверждался совет.

   Список преподавателей почти не изменился .

Далее судьба Алатырского педтехникума Природоведения остается дискуссионным вопросом. По разным источникам у педтехникума разная судьба.

   Кочетков В.Д. в книге "Алатырь. Краткий исторический очерк." пишет:" 16 июня 1922 года из-за недостатка средств педтехникум Природоведения был закрыт..."

   М.Козлова в книге: " Перо розовой чайки" утверждает:"В 1937 году техником был преобразован в учительский институт, а в 1941 г. переведен из Алатыря в Чебоксары."

   В газете Алатырские вести в статье Егорова Е.Г. "Алатырь-город ВУЗовский" читаем:"...Алатырский педагогический техникум преобразован в педучилище, а в 50-х годах переведен в г.Канаш".

   И в исторической справке Алатырского музея Краеведения видим: "...п.4" Рапоряжением Губоно от 15.05.1925 г. за № 4992 Алатырский педтехникум Природоведения переименован в Алатырский мордовский педтехникум Народного Комиссариата просвещения Симбирской губернии...  п.5.С 8.07.36 г. Алатырский мордовский педтехникум переименован в Алатырское педагогическое училище Народного Комиссариата просвещения Чувашской АССР /законодательного акта не обнаружено/. Алатырское педучилище по 1949 г. Сведений о ликвидации не имеется?

    Двадцатые годы - годы больших трудностей и больших замыслов, патриотического подъема, энтузиазма и огромной веры в возможности новой жизни. Неудержимое желание, скорее ее построить, сделать все по-новому порождало грандиозные, порой неосуществимые планы. Многое приходилось делать впервые, в трудных условиях, по скудным средствам. Каждый вносил посильную лепту. Порыв энтузиастов, стремление нести в народ знания - вот что стоит за попыткой создания в глухом городке России необычного института, у колыбели которого стояли Б.М.ЖИТКОВ и С.А.БУТУРЛИН.

Заключение.

   В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

Дореволюционный Алатырь среди однотипных ему городов выделялся относительно высокой грамотностью населения.

   До 1919 года в городе шло довузовское образование: Духовное мужское училище, частный женский пансионат титулярной советницы Рейгольд, мужская прогимназия.

  В дореволюционном Алатыре начал свое образование Половинкин – видный советский географ.

   В ноябре 1919 года в нашем городе началось вузовское образование. Был открыт Институт Природоведения. Он выпускал специалистов широкого профиля. Изготавливал продукцию - наглядные пособия. Сочетал преподавание и производство, вел научные исследования. По учебным планам, разработанным С.А.Бутурлиным и Б.М.Житковым, велись теоретические и практические занятия. Вузовское образование продолжалось в городе до 1940 года. И возобновилось оно в 1994 году, когда в городе был открыт филиал ЧГУ им. Ульянова.

   

Список использованной литературы.

  1. Альбом к 10 годовщине Октября «Алатырский Мордовский педтехникум» /Алатырский  музей Краеведения –с.20-25
  2. Бланки успеваемости учащихся за 1919-1921 г.г. Алатырский архив. Ф 21, Оп.2, Ех.хр №1, с. 1-6,10-30.
  3. Богомазов Г. «Учебные заведения старого Алатыря».// газета «Ленинский  путь», 1985 №42.
  4. Борисов А.В. «Первый ВУЗ в Алатыре».//газета «Алатырские вести»,1994 №40.
  5. Дмитриева Э.Я. Города Чувашии: Экономико-географические очерки. –Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1987. -128с., илл.
  6. Егоров Е.Г. «Алатырь – город вузовский» // газета «Алатырские вести», 1994 №28
  7. Записи Комиссии преподавателей Института «Об образовании Естественно-исторического и педагогического музея при институте Природоведения». Алатырский архив Ф-21.Оп.1,Ех.хр №2, с.42
  8. Козлова М. «Институт природоведения».// газета «Ленинский  путь», 1982 №456.
  9. Праухин Н. «Учительский институт»,//газета «Ленинский путь»,1989 №41

Интернет-ресурсы:

http://volgabirds.ru/articles.php?article_id=24

http://gov.cap.ru/list4/news/rec.aspx?gov_id=56&pos=9&id=702147

http://ru.wikipedia.org/wiki/Алатырь

http://enc.cap.ru/?t=world&lnk=1111

www.monomax.sis.net.ru/main?cmd=view&article=911&…


Предварительный просмотр:

Приложение 1. Схема  города Алатырь.

Приложение 2. Город Алатырь.

Приложение 3.

Приложение 4. здание института Природоведения.

Приложение 13. Бутурлин С.А.

Приложение  14. Житков Б.М.


Поделиться:

Хитрость Дидоны

Усатый нянь

Загадочная система из шести экзопланет

Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши

Нас с братом в деревню отправили к деду...