• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Наблюдатели в избирательном процессе

Опубликовано Ломиворотова Людмила Николаевна вкл 05.05.2013 - 18:48
Ломиворотова Людмила Николаевна
Автор: 
Ломиворотов Ян

 

Исследовательская работа приняла участие в зональном конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Нам выбирать будущее»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алтайский край  Новичихинский район

МБОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа

659738, с. 10 лет Октября, ул. Гагарина, 41, тел/факс 8(385-55) 29-3-16 e-mail Okt1648@yandex.ru

=========================================================

 

Исследовательская работа

Наблюдатели в избирательном процессе

              Работу выполнил: Ломиворотов Ян –

ученик 10 класса МБОУ Октябрьская СОШ

с. 10 лет Октября Новичихинского района Алтайского края

тел. 8-385-55-29314

Руководитель: Ломиворотова Людмила Николаевна -

учитель МБОУ Октябрьская СОШ

тел. 8-9235614566

                                                                  2013 год

                                       Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………3-5
  2. Статус наблюдателя…………………………………………………..5-7
  3. Этапы наблюдения…………………………………………………....8-12
  1. Начало наблюдения
  2. Наблюдение за ходом голосования
  3. Выдача избирательных бюллетеней в помещении для голосования
  4. Голосование по открепительным удостоверениям
  5. Голосование вне помещения для голосования
  6. Завершение голосования и подведение его итогов
  7. Заполнение протокола об итогах голосования
  8. Завершение работы наблюдателя.
  1. Заключение. ……………………………………………………………13-14
  2. Использованные источники информации…………………………….15
  3. Приложения …………………………………………………………….16-18

Введение.

    Участие наблюдателей на выборах не является новым явлением в жизни нашей страны. Но события конца 2011 года изменили отношение многих людей к самому институту выборов и собственной роли в избирательном процессе. Так, уже в марте 2012 года наблюдателями стали десятки тысяч человек по всей стране.

   Никогда еще на выборах не было столько наблюдателей и видеотрансляций. Более суток без сна провели активисты с партбилетами и без, дежурившие на избирательных участках как наблюдатели.                                                                                            Особенностью этих выборов стало беспрецедентное количество наблюдателей от партий и общественных организаций. Количество "горячих линий", принимающих звонки от граждан о ходе голосования, к вечеру уже не поддавалось исчислению так же, как и точное число наблюдателей, число штабов наблюдателей и их адрес. По данным русскоязычной версии журнала Forbes за ходом голосования и подсчёта голосов наблюдали 690 000 наблюдателей, представляющих как кандидатов, так и различные неправительственные организации, российские и международные. Больше всего наблюдателей выставил кандидат в президенты Геннадий Зюганов — 300 000 человек, то есть примерно по 3 наблюдателя на один участок. 190 000 человек стали наблюдателями от Владимира Жириновского, 90 000 человек от Сергея Миронова, 75 000 от Владимира Путина и 30 000 от Михаила Прохорова.

  (Википедия  Президентские выборы в России  2012)

    Наблюдение на выборах, организованное в соответствии с законодательством Российской Федерации    является одним из важных условий открытости и гласности избирательного процесса.

  Наблюдение на выборах имеет важное значение для повышения доверия к избирательному процессу, способствует защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости выборов.

Осуществляя свою деятельность, наблюдатели должны вести наблюдение объективно и качественно для получения полной картины организации голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, подсчета голосов избирателей и составления итогового протокола

Подпункт 42 статьи 2 ФЗ «Од основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан РФ » гласит: «Наблюдатель – гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума»

Правовыми  основами организации наблюдения за выборами являются:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон  от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  3. Федеральный закон  от 18 мая 2005 года № 51- ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 19 июля 2009 года №196-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
  5. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии

   Период работы наблюдателя устанавливается  частью 5 ст.29 ФЗ  О выборах депутатов,  п.3 ст.30 ФЗ Об основных гарантиях- с момента начала работы УИК в день голосования, в дни досрочного голосования и до принятия вышестоящей избирательной комиссией протокола УИК об итогах голосования, а так же при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках. Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха и других местах временного пребывания избирателей.

   Наблюдатели, направленные в соответствующие комиссии вправе присутствовать при установлении этими комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдая за процессом голосования, подсчетом голосов, наблюдатель представляет свои оценки  и выводы относительности подлинности итогов выборов на соответствующем избирательном участке.

   Так  итогам выборов Президента РФ 4 марта 2012 года была дана оценка  международной группой независимых наблюдателей (50 представителей 21 страны Европы и США).Они заключили, что выборы президента России прошли "в соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством РФ, с соблюдением принципов всеобщего равного избирательного права, открытых, гласных, свободных выборов".Наблюдатели поставили процессу голосования оценку "хорошо" на 89% посещенных ими избирательных участках, "удовлетворительно" - на 10% и плохо - лишь на одном, сообщил представитель группы Клайн Престон на пресс-конференции в Москве. "Подсчет голосов, несмотря на отдельные проблемы и замечания, оценивается как "хорошо" на 100% избирательных участков", - отметил он. (интернет-сайт  Википедия  Президентские выборы в России  2012 года)

Статус наблюдателя.

( части 1-4ст.30 ФЗ О выборах депутатов  и п. 7 ст. 30 ФЗ  Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.)                                                                                                                                                          Наблюдателем может быть назначен гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет и обладающий активным избирательным правом. «Наблюдатель» – это «гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума» (пункт 42 статьи 2 ФЗГ).  Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.

   Полномочия наблюдателей удостоверяются в письменном направлении, выданным политической партией, интересы которой представляет данный наблюдатель. Согласно пункту 7 статьи 30 ФЗ об основных гарантиях на таком направлении должна быть соответствующая печать.  

 Пунктом 12 ст.23 ФЗП  определены полномочия наблюдателя. Наблюдатель  в  УИК вправе:

  1. Знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися  в УИК открепительными удостоверениями, реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования;
  2. Находиться  в помещении для голосования участковой избирательной комиссии соответствующего избирательного участка в любое время  в период, указанный в п.5 ст. 23 ФЗП;
  3. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
  4. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
  5. Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся  в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любыми заполненными и незаполненными избирательными бюллетенями при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в п.5 ст.23 ФЗП (ст.23. п.5.ФЗП С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а так же в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать…наблюдатели, иностранные (международные)наблюдатели) 
  6. Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования  к председателю УИК;
  7.  Знакомиться с протоколами УИК об итогах голосования , с документами , прилагаемыми к протоколу об итогах голосования, получать от участковой избирательной комиссии заверенную копию указанного протокола;
  8. Обжаловать решение и действия (бездействия )участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую территориальную избирательную комиссию или в суд;
  9. Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

    Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» наряду с правами наблюдателей так же определены  и некоторые ограничения. Согласно п.13 ст.23 ФЗП наблюдатель не имеет права:

  1. Выдавать избирателю избирательный бюллетень;
  2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
  3. Заполнять за избирателя избирательный бюллетень;
  4. Предпринимать действия , нарушающие тайну голосования;
  5. Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней;
  6.  Совершать действия, препятствующие работе участковой избирательной комиссии;
  7. Проводить агитацию среди избирателей;
  8. Участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

     Работа наблюдателя на избирательном участке подразумевает  взаимодействие с руководителями избирательных комиссий, с организаторами выборов. Чтобы избежать конфликтов, выполнить свою работу и не создавать помех в  работе членов УИК наблюдатель должен выстраивать свои отношения с избирательной комиссией на основе таких принципов:

  1. Корректность;
  2. Компетентность и законность;
  3. Терпеливость и настойчивость;
  4. Решительность;
  5. Общительность.

Этапы наблюдения.

Начало наблюдения.      Избирательный участок начинает свою работу в 8-00. На избирательном участке наблюдателю необходимо появиться за 30 минут до его открытия. Работа наблюдателя начинается с предъявления председателю УИК своего направления и паспорта. Затем наблюдателю необходимо осмотреть помещение для голосования. В помещении для голосования должны быть:

  1. кабины для тайного голосования;
  2. информация об избираемых кандидатах
  3. образец заполнения избирательного бюллетеня
  4. увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования
  5. переносные и стационарные ящики для голосования.

   После осмотра помещения для голосования наблюдатель для дальнейшей своей работы узнает у председателя или секретаря УИК следующие данные:

  1. Количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования;
  2. Количество избирателей, получивших открепительные удостоверения(по реестру выдачи открепительных удостоверений);
  3. Количество избирательных бюллетеней, полученных УИК от ТИК(по акту передачи избирательных бюллетеней);
  4. Количество открепительных удостоверений, полученных УИК от ТИК (по акту передачи удостоверений).

     Перед началом голосования наблюдатель   имеет право на ознакомление со списком избирателей, на основании подпункта 1 п.12 ст. 23 ФЗП или подпункта «а» п.9 ст.30  ФЗГ.     В списке не должно быть лишних пометок и подписей избирателей. Так же наблюдателю надо знать, сколько избирателей подали заявки на голосование вне помещения. Они должны быть внесены в реестр заявок на голосование вне помещения. Этот реестр может пополняться избирателями на основании устных и письменных заявлений до 14-00 дня голосования.

    После объявления председателем об открытии избирательного участка для голосования, избиратели могут войти в помещение.  После этого председатель УИК предъявляет пустые ящики для голосования (стационарные и переносные), затем опечатывает их. Наблюдатель обращает внимание на то, чтобы опечатанные ящики для голосования оставались в его поле зрения все время.

Наблюдение за ходом голосования.     Наблюдатель весь день следит за ходом голосования. Отлучаться из помещении можно, но желательно, чтобы в помещении хотя бы один наблюдатель всегда оставался. Особое внимание наблюдатель уделяет работе членов УИК со списком избирателей. Также надо наблюдать за стационарными ящиками для голосования и за выдачей избирательных бюллетеней.

Выдача избирательных бюллетеней в помещении для голосования.           Избирательный бюллетень должен выдаваться только по предъявленному паспорту (или документу его заменяющему, п.16 ст.2 ФЗГ). Запрещено выдавать одному избирателю более одного избирательного бюллетеня. Если избирателя нет в списке избирателей, нот он предъявил паспорт с пропиской на данном избирательном участке, то этот избиратель дополнительно вносится в список избирателей, который находится у секретаря (или председателя) УИК. В этот же список вносятся избиратели, голосующие по открепительным удостоверениям.

Голосование по открепительным удостоверениям.      Статьей 68      Открепительное удостоверение ФЗП определено, что открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Избиратель, голосующий по открепительному удостоверению, предъявляет паспорт и открепительное удостоверение. Данные такого избирателя после сверки данных его паспорта с данными открепительного удостоверения вносят в список избирателей, при этом у него обязательно изымается отрывной талон открепительного удостоверения. Избирателю выдается избирательный бюллетень.

Голосование вне помещения для голосования.     Федеральный закон подробно регламентирует (статья 71 ФЗП) процедуру голосования вне помещения для голосования (голосования на дому, выездного голосования). Обычно вне помещения для голосования участковой избирательной комиссии голосует небольшой процент избирателей. Главное правило, которое должно соблюдаться при голосовании вне помещения для голосования участковой избирательной комиссии:  члены УИК, проводящие голосование вне помещения для голосования, имеют право выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, которые заранее внесены в специальный реестр заявок на голосование вне помещения для голосования (пункт 11 статьи 71 ФЗП).Заявки подаются в УИК по телефону или устно, самим избирателем или его знакомыми по его просьбе. Каждая заявка фиксируется в реестре заявок по определенной форме (пункты 2 и 3 статьи 71 ФЗП). В реестре должны быть указаны фамилия, имя, отчество избирателя, его адрес, время поступления заявки. Если заявка передана не самим избирателем, то в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства лица, передавшего заявку (это требование обычно нарушается, когда подаются массовые заявки).                                                               Для проведения голосования вне помещения для голосования выезжают (выходят) не менее двух членов УИК с правом решающего голоса.  С  ними могут поехать и наблюдатели, при условии, что в помещении для голосования в это время также будет находиться  наблюдатель. Выезжающие члены УИК должны взять с собой выписку из реестра заявок, в которой указаны избиратели, подавшие заявки на голосование вне помещения для голосования. Члены УИК, проводящие голосование вне помещения, получают под расписку избирательные бюллетени в количестве заявок, указанных в выписке из реестра. От наблюдателя требуется особое внимание при проведении процедуры голосования вне помещения для голосования. Необходимо :

  1. Перед выездом членов УИК для проведения голосования вне помещения для голосования  попросить председателя УИК предъявить выписку из реестра заявок на голосование вне помещения;
  2. Запомнить   количество избирателей, внесенных в эту выписку, и фамилию последнего внесенного в нее избирателя.
  3. Также узнать, сколько избирательных бюллетеней получили члены УИК для проведения выездного голосования.
  4. После возвращения членов УИК, проводивших выездное голосование, попросить предъявить выписку из реестра и убедится, что там осталось столько же фамилий, сколько было перед выездом.  

 

 

Завершение голосования и подведение его  итогов.

     В установленное время председатель комиссии объявляет участок закрытым. После этого получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. Порядок подсчета голосов подробно описан в статье 73 ФЗП. В первом пункте этой статьи записаны главные правила всех действий после закрытия избирательного участка (окончания времени голосования в помещении для голосования участковой избирательной комиссии): «Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса» (пункт 1 статьи 73 ФЗП). То есть все действия должны производиться на глазах у наблюдателей и после каждого этапа результаты подсчета должны вноситься в увеличенную форму протокола УИК об итогах голосования. После окончания голосования начинается этап подсчета голосов. Этот этап происходит без перерывов до тех пор, пока ни будет подписан протокол УИК об итогах голосования и наблюдателям ни будут выданы заверенные копии протокола (пункт 2 статьи 73 ФЗП). Подсчет голосов является не только очень ответственной, но и наиболее сложной процедурой.

Заполнение протокола об итогах голосования

    УИК должна   составить два экземпляра протокола об итогах голосования По Федеральному закону в процессе подсчета заполняются как увеличенная форма протокола, так и сам протокол. Для наблюдателей важно то, чтобы после каждого  этапа полученные результаты оглашались  и вносились именно в увеличенную форму протокола, которая должна находиться недалеко от места, где производят подсчет. Такое требование установлено для того, чтобы все исправления, которые УИК делает в процессе подсчета, делались на виду у наблюдателей.   Если председатель УИК не выполняет этих требований, от наблюдателя требуется  напомнить ему о них.

  Очень важно, чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в том порядке, в котором они описаны в Федеральном законе:

  1.   Погашение избирательных бюллетеней,
  2.   Работа со списком избирателей,
  3.  Извлечение избирательных бюллетеней из переносных и стационарных ящиков для голосования
  4. Подсчет голосов.

    Нарушение такой последовательности может привести к нарушению избирательного законодательства. В этом случае наблюдатель должен написать заявление о нарушении.

Завершение работы наблюдателя  

    Наблюдатель может покинуть помещение УИК только после того, как он убедится в том, что УИК не будет составлять повторный протокол (протокол с пометкой «Повторный»).   После получения заверенной копии протокола  наблюдатель сообщает об этом уполномоченным представителям своего кандидата. Копия передается указанным уполномоченным представителям в установленном ими порядке.   Главное, что должен обеспечить наблюдатель, – оперативную передачу копии протокола и копий поданных им заявлений о нарушениях (в случае их составления)  уполномоченным представителям своего кандидата.   В штабе копии протоколов будут сопоставлены с официальной сводной таблицей ТИК. В случае существенных нарушений или расхождений итоги голосования могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке, в том числе оспорены в судебном порядке. Работа наблюдателя окончена.

Заключение.

 Быть наблюдателем на выборах конечно может любой гражданин. Но, по моему мнению, это очень ответственный шаг как по отношению к себе, так и по отношению к кандидатам, чьи интересы представляет наблюдатель  на избирательном участке в день голосования. Большое число наблюдателей на прошедших выборах Президента  РФ 4 марта 2012 года говорит о том, что народ активно участвует в политической жизни своей страны и ему не безразлично будущее своей страны. Итоги социологического опрос наблюдателей на выборах Президента России 4 марта 2012 года подтверждение этому.

 Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провел опрос наблюдателей с целью выявить их мотивацию и ожидания от участия в выборах, отношение к выборам и власти, а так же опыт предшествующей общественной активности.

     Опрос проводился в электронной форме в два этапа – до выборов и после. В первом опросе приняли участие 1028 наблюдателей, во втором – 587. Заполнение анкеты производилось в режиме он-лайн. Ссылка на первый опрос была отправлена на группу Google, объединяющей все электронные адреса участников проекта «Гражданин наблюдатель», будущих наблюдателей на Президентских выборах. Последним вопросом первой анкеты был вопрос о согласии принять участие во втором опросе. В случае ответа «да», наблюдатель заполнял строку с указанием своей личной почты, на которую впоследствии было отправлено письмо с ссылкой на второй опрос.      Опрошенные решили стать наблюдателями по разным причинам,  но основная – желание предотвратить нарушение закона. Этот вариант ответа выбрали 57 % респондентов. Второе и третье по значимости место разделяют желание убедиться, что выборы пройдут без нарушения закона и мнение о том, что наблюдение является гражданским долгом. 

Большинство наблюдателей ожидали, что «представители правоохранительных органов будут препятствовать им в осуществлении функций наблюдения» (67%) и что «на них будет оказано давление» (82%). В то же время большинство наблюдателей считает, что их не заставят покинуть избирательный участок (70%) и они смогут предотвратить фальсификации (80%). Практически все наблюдатели (92%) ожидали, что будут присутствовать при подсчете голосов, 61% считает, что он будет проходить честно.

Абсолютное большинство (89%) опрошенных планируют в будущем принимать участие в выборах в качестве наблюдателя, причем оставшиеся 10% сомневаются и только 1% ответили категорично «нет». В течение последнего года наблюдатели проявили высокую общественную активность. Они по собственной инициативе принимали участие в акциях протестах, митингах пикетах (74%) и мирных демонстрациях (64%), высказывали свое мнение в интернете (66%),  треть (33%) участвовали в деятельности общественных организаций, четверть (24%) участвовали в акциях помощи людям, попавшим в трудную ситуацию.

Во время наблюдения две трети (64%) опрошенных обращались за помощью и консультацией к другим наблюдателям, реже (42%) в координирующие центры (Лига избирателей, Голос, Гражданин наблюдатель). Каждый третий (32%) обращался за помощью и консультацией к членам УИК, ТИК и вышестоящих комиссий, а каждый пятый (19%) – к представителям быстрого реагирования. 12% наблюдателей ни к кому не обращались за помощью и консультацией.

Использованные  источники информации

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон  «О выборах Президента Российской Федерации». Москва Центральная избирательная комиссия Российской Федерации  2011. (ФЗП)
  3. Федеральный закон  « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». Москва Центральная избирательная комиссия Российской Федерации  2011. (ФЗГ)
  4. Памятка наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации    4 марта 2012 года»  Москва Центральная избирательная комиссия Российской Федерации  2011.
  5. Интернет -сайт  Википедия. Президентские выборы в России  2012 года.
  6. «Российская газета»- Неделя № 5723 (50).
  7. Интернет-сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  Мониторинг состояния гражданского общества.

Приложения

Анкета  «Наблюдатели на выборах»

  1. 4 марта 2012 года прошли выборы Президента. Вы голосовали?
  1. Да
  2. Нет
  1. Были ли наблюдатели на вашем избирательном участке?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Кто, по вашему мнению,  может быть наблюдателем?
  1. Член какой-либо партии
  2. Любой гражданин    от 18 до 35 лет
  3. Любой гражданин  от 36 до 60 лет
  1. Вы бы хотели быть наблюдателем?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не  знаю
  1. Нужны ли наблюдатели на выборах?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Кому, по вашему мнению, нужны наблюдатели?
  1. Кандидатам, участвующим в выборах
  2. Избирателям. Чтобы быть уверенными в честных выборах

Результаты анкетирования.

В анкетировании приняли участие 25 человек старше 18 лет. Результаты представлены  в процентном соотношении.

  1. 4 марта 2012 года прошли выборы Президента России. Вы голосовали?

  1. Были ли наблюдатели на вашем избирательном участке?

     

  1. Кто, по вашему мнению,  может быть наблюдателем?

 

  1. Вы бы хотели быть наблюдателем  на выборах?

  1. Нужны ли наблюдатели на выборах?

  1. Кому, по вашему мнению, нужны наблюдатели?

Вывод.  Результаты анкетирования «говорят», что на выборах нужны молодые наблюдатели. И нужны они как кандидатам, так и избирателям. Ведь все заинтересованы в том, что бы выборы проходили честно и открыто.


Поделиться:

Проказы старухи-зимы

Как я избавился от обидчивости

Зимовье зверей

Сказка "Колосок"

Рисуем акварельное мороженое