• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Компьютер в жизни современного школьника-друг или враг""

Опубликовано Ивашова Татьяна Васильевна вкл 10.05.2013 - 23:39
Автор: 
Дергунов Дмитрий Денисович

Компьютеры вошли в нашу жизнь пусть не давно, но, вероятно, навсегда. Что такое компьютер знает каждый.  Ученик определяет  цель работы:       

 – выявить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера в жизни школьников, ответить на главный вопрос: компьютер – это друг или враг?

В практической части в сравнении  раскрывается значение компьютера в жизни  учащихся 3 и 11 классов , как относятся к компьютеру одноклассники и какую роль играет компьютер  для самого ученика.                 Даётся  памятка пользователю ПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dima1.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Исследовательская работа

«Компьютер в жизни

современного школьника-

друг или враг?»

Автор: Дергунов Дмитрий

Ученик 3 «а» класса

МОУ СОШ № 10

Научный руководитель:

Ивашова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

Соруководитель:

Дергунова Н.Н.

г. Печора

2013

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________  
  1. Актуальность темы______________________________________________ с.3
  2. Цель и задачи исследования_____________________________________  с.3


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ__________________________

  1. Проблемный вопрос___________________________________________ с.4
  2. Гипотеза_____________________________________________________с.4
  3. План исследования____________________________________________ с.4

6. Практическая значимость исследования___________________________  с.4

7. Компьютер-это друг!__________________________________________  с.5

  1. Компьютер-это враг!______________________________________________ с.5


III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ______________________________________  

  1. Компьютер в жизни школьников 3-х и 11-х классов__________________ с.6
  1. Компьютеры и одноклассники___________________________________с.8
  2. Компьютер и я_______________________________________________  с.9


IV. ВЫВОДЫ____________________________________________________

V. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ_____________________________________   с.10

Приложение 1._________________________________________________  с.10

Приложение 2._________________________________________________  с.11

Приложение 3._________________________________________________  с.12

Приложение 4.____________________________________________________с. 13

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ____________________________________   с.14

  1. Введение

Компьютеры вошли в нашу жизнь пусть не давно, но, вероятно, навсегда. Что такое компьютер знает каждый. Компьютеры в современном мире можно встретить везде: в образовательных учреждениях, на организациях и предприятиях, магазинах и даже в поездах и самолетах. Почти у каждого дома есть компьютер или ноутбук. На компьютере можно делать различного рода вычисления, презентации, исследовательские и научные работы, с их помощью мы общаемся на расстоянии, они же являются своеобразной «базой хранения» различной информации и так далее. Кто-то использует компьютер для работы, кто-то для учебы, находя всю необходимую информацию в сети интернета. Можно очень долго перечислять возможности компьютера. Кажется, уже никто не может представить жизнь без этого «железного помощника».

Как используют компьютер современные школьники? Какую опасность имеет для нас компьютер? Как избежать эту опасность? На эти вопросы мы постараемся дать ответы в данной исследовательской работе «Компьютер в жизни современного школьника – друг или враг?».

Цель работы:       

 – выявить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера в жизни школьников, ответить на главный вопрос: компьютер – это друг или враг?

Задачи:   

  1. Выяснить, какую пользу  приносит компьютер  школьнику
  2. Исследовать влияние компьютера на здоровье детей
  3. Провести анкетирование школьников 3 и 11 классов, чтобы узнать, какое место компьютер занимает в их жизни.
  4. Сформулировать правила безопасной работы за компьютером  и  дать рекомендации при работе с компьютером
  5. Учиться работать в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point.

     

  1. Основная часть.

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно – ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер для подрастающего поколения порой даже заменяет друзей, родителей, школу...

Влияние компьютера на здоровье человека является одной из важных проблем современного мира. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. И особенно уязвимы в этом плане дети, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Компьютер вытесняет из жизни многих детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Это и не удивительно: ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Возможности компьютера используются очень широко: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на весь организм человека, на его здоровье. Возникает вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Именно на него я и постараюсь ответить, а также выяснить, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.

Гипотеза:

Компьютер оказывает на человека как положительное, так и отрицательное влияние, может быть другом и врагом.

План исследования:

1. Найти и изучить в литературе и интернете сведения о влиянии  компьютера на детей.

2. Узнать существуют ли правила, которые необходимо соблюдать детям, пользуясь компьютером.

3. Провести анкетирование у учащихся 3 и 11 классов с целью выявления роли компьютера в их жизни.

4. Проанализировать собранную информацию.

5. Выработать Памятку по безопасному пользованию ПК.

6. Выполнить презентацию по собранному материалу.

 7. Участвовать в проведении классного часа с использованием презентации.

8. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.

Практическая значимость исследования.

Материалы работы можно использовать при проведении уроков информатики, окружающего мира, классных часов и бесед с учениками начальных классов, родительских собраний.

Компьютер прочно вошел в жизнь взрослых и детей. Для большинства школьников компьютер-

  1. это источник информации
  2. развивающая среда
  3. обучающее устройство
  4. средство общения
  5. помощник в отдыхе

Компьютер-это друг:

Создание текстовых документов

Электронная почта

Выход в Интернет

Электронные презентации

Вычислительные возможности

Создание видеофильмов.

Музыкальный инструмент

Развивает быстроту реакции

Мелкую моторику рук

Память и внимание

Логическое мышление

Компьютер-это враг:

 

 

III. Практическая часть

Компьютер в жизни школьников 3-х и 11-х классов

Для того, чтобы изучить и сравнить роль компьютера в жизни школьников начальных и выпускного класса было проведено анкетирование среди учащихся 3-х, 11-х классов МОУ «СОШ № 10» (Приложение 1).

Всего в опросе приняли участие 69 человек. Из них у 68 дома есть компьютер или ноутбук. Только один человек из 69 отметил, что родители не разрешают ему сидеть за компьютером.

Чем конкретно Вы занимаетесь, сидя за компьютером?

Из данной диаграммы видно, что ученики 11 класса играют в компьютерные игры гораздо меньше учеников 3 класса.

Сколько времени в день Вы проводите за компьютером?

Эта диаграмма показывает, что 11-классники проводят за компьютером больше времени, чем ученики младших классов. Возможно, это связанно с тем, что во-первых, родители меньше контролируют старшеклассников, а во-вторых, 11-классникам необходимо больше времени проводить за компьютером для выполнения заданий по учебе.

Если по каким-то причинам компьютер неисправен, чем Вы заняты?

Из этой диаграммы видно, что большинство учеников 3 класса предпочитают заниматься творчеством, а ученики 11 класса почти в равной степени занимаются тем или иным времяпровождением.

Свое свободное время Вы бы с удовольствием посвятили….

Диаграмма показывает, что ученики 3 классов предпочитают прогулки и творчество, тогда как ученики 11 классов в равной степени занимаются всем,  кроме просмотра телевизора.

Компьютер в жизни одноклассников

А чем заняты ученики 3-х классов, сидя за компьютером? Используют ли его для учебных целей? Или только играют? А может быть смотрят фильмы или сидят в интернете? Чтобы ответить на эти вопросы, я с помощью классного руководителя Ивашовой Т.В., провел анкетирование среди одноклассников. В опросе приняли участие 24 человека. Опрос проводился в виде устных ответов на вопросы анкеты (Приложение 2).

№

Вопрос

Количество человек

%

1.

Есть ли дома компьютер?

24

100

2.

Есть ли выход в интернет?

23

95,8

3.

Использую для учебы

20

83

4.

Использую только для игр,

общения,

просмотра фильмов

20

18

19

17

Данные таблицы говорят о том, что из 24 обучающихся компьютер есть у 24 чел.-100%, из них используют для учёбы 20 человек, что составляет  83%. Следовательно, оставшимся 17%  опрошенным  компьютер нужен для игры, общения, просмотра фильмов.   По результатам исследования получилось, что большая часть одноклассников пользуется Интернетом  для поиска полезной информации к урокам. Столько же человек  использует  только игровые  возможности компьютера.  Меньшая часть класса использует  ПК для общения.

Компьютер и я.

Я ученик 3 класса, и для учебы мне просто необходим компьютер. Во 2 классе я научился работать в Microsoft Word. В этом учебном году - делать презентации в программе Microsoft Power Point. Много информации, которая нужна мне для учебы, я беру из интернета. Иногда я играю в компьютерные игры, смотрю на компьютере фильмы. Я считаю компьютер своим помощником. А теперь, зная правила работы за компьютером, он будет и безопасен для меня!

Что же такое компьютер – друг или враг? Стоит ли отказываться от компьютера? Я думаю, что без компьютера в современном мире не обойтись. Но и нельзя забывать про вред, который может он нанести. При хорошем оборудовании рабочего места, выполнении простых правил при работе за компьютером (Приложения 3,4)., компьютер превращается из «жуткого монстра» в «хорошего помощника».

  1. Выводы

Наше исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха. 

Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения определенных правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.

Мы советуем выполнять правила памятки, которые мы составили, и тогда компьютер не будет вам врагом.

Приложение № 1

  1. Класс  ____________________
  2. Есть ли у Вас дома компьютер?

а) Да                б) Нет

  1. Разрешают ли родители пользоваться компьютером?

а) Да                б) Нет

  1. Чем конкретно Вы занимаетесь, сидя за компьютером?

а) Интернет     б) Игры     в) Для учебы

  1. Сколько в день Вы проводите за компьютером по времени?

а) Менее 30 мин   б) От 30 мин до 1 ч   в) От 1 ч до 2 ч  г) Более 2 ч.

  1. Если по каким-то причинам компьютер неисправен, чем Вы заняты?

а) Чтение   б) Просмотр телевизора  

в) Творчество (рисование, бисероплетение и т.п.)  г) Прогулка

  1. Свое свободное время Вы бы с удовольствием посвятили….

а) Чтение   б) Просмотр телевизора  в) Творчество

г) Прогулка  д) Компьютер

Приложение № 2

Опрос одноклассников

  1. Есть личный компьютер?  Да, нет
  2. Есть выход в интернет?     Да, нет
  3.  Для каких целей ты используешь компьютер?

а) учебные задания (подготовка докладов, проектов);

 б) игры (какие);

 в) общение

 г) для просмотра фильмов

Приложение № 3

Памятка пользователю ПК

  1. -Выбрать оптимальный размер экрана, расстояние до монитора-45-60 см, правильное освещение- естественный свет слева ,а в темное время суток –лампа ,освещающая только документ.
  2. -Каждые 10 мин отводить взгляд на 5 - 10 секунд в сторону от экрана.
  3. - После каждых 40 минут работы необходима физкультурная пауза - вращение глазами по часовой стрелке и обратно, простые гимнастические упражнения для рук.
  4. - Подобрать удобную мебель.
  5. Клавиатура обязательно должна располагаться ниже локтя
  6. Руки не должны быть на весу - следует опираться на подлокотники кресла
  7. Голова должна быть слегка наклонена вперёд
  8. Экран монитора должен быть абсолютно чистым
  9. Мойте руки после работы с мышкой и клавиатурой
  10. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его
  11. Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера

                                                                                                                                    Приложение № 4

ПАМЯТКА - «ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ»

  1. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
    (закрываем оба глаза).

  1. Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
    (продолжают стоять с закрытыми глазами).

  1. А теперь мы их откроем,
    Через речку мост построим
    (открываем глаза, взглядом рисуем мост).

  1. Нарисуем букву «О», получается легко
    (глазами рисуем букву «О»).

  1. Вверх поднимем, глянем вниз,
    (глаза поднимаем вверх, опускаем вниз).

  1. Вправо, влево повернем
    (глаза смотрят вправо, влево).

  1. Заниматься вновь начнём.
    (глаза  смотрят вверх, вниз).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура. 2000. №13
  2. Коляда С.  Умные игрушки // Коммерсант. Деньги. 2000. №33
  3. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер. - М.: Терра, 2000.-384с.:ил.
  4. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2.

        

Информационные ресурсы

  1. http://computermania.narod.ru/.
  2. http://www.anima-agency.ru
  3. http://www.mumskids.ru
  4. http://www.patee.ru 
  5.  http://pospelova.ucoz.ru 


Поделиться:

Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши

Лист Мёбиуса

Муравьиная кухня

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Юрий Визбор. Милая моя