• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Тишина-залог успешности в обучении

Опубликовано Жидкова Наталья Ивановна вкл 11.05.2013 - 11:32
Жидкова Наталья Ивановна
Автор: 
Савинова Анна , 10 А класс

Тишина, абсолютная тишина и спокойствие – это как глоток свежего воздуха в ежедневной суете и шуме большого города. Она позволяет очистить разум и никуда не спеша поразмышлять о том, что вас волнует в данный момент.

Действительно, тишина всегда  считалась  источником вдохновения и необходимым условием творческого процесса, научных исследований, обучения. Она - вечное «звучание» гармонии сфер, и вечный контекст любого высказывания. Но ведь некоторые люди любят работать при каком-либо шуме. А как же творческие натуры?

Когда я думала, какую тему выбрать для научно-исследовательской работы, я  задумалась о том, как нынешнее поколение подростков, мои одноклассники относятся к  тишине в процессе обучения: при выполнении домашних заданий, при самостоятельной работе на уроках. В наше время тишина почти недосягаема:шум машин, разговор людей,теле- и радиовещание и многое-многое другое. Мешает тишина или помогает? Ведь мы - все разные. Среди нас есть и творческие личности, и «мыслители». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nir_po_psihologii_10_klass.zip296.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя образовательная школа № 1 г. Павлово

Тема: «Тишина-залог успешности в обучении»

Психологическая секция

Работу выполнила ученица 10 класса А

Савинова Анна (15 лет)

Научный руководитель:

Педагог-психолог Жидкова Наталья Ивановна

         

                               

Павлово

2013

Оглавление

Введение        

Глава 1. Теоретические основы творческой и интеллектуальной личности исследователей        

Глава 2. Звук и тишина в жизни людей        

Глава 3. Анализ результатов исследования  условий успешности  в обучении десятиклассников  МБОУ СОШ № 1 г. Павлово        

Заключение        

Список использованной литературы        

Приложение 1        

Приложение 2        

 


Введение

   Тишина, абсолютная тишина и спокойствие – это как глоток свежего воздуха в ежедневной суете и шуме большого города. Она позволяет очистить разум и никуда не спеша поразмышлять о том, что вас волнует в данный момент.

     Действительно, тишина всегда  считалась  источником вдохновения и необходимым условием творческого процесса, научных исследований, обучения. Она - вечное «звучание» гармонии сфер, и вечный контекст любого высказывания. Но ведь некоторые люди любят работать при каком-либо шуме. А как же творческие натуры?

      Когда я думала, какую тему выбрать для научно-исследовательской работы, я  задумалась о том, как нынешнее поколение подростков, мои одноклассники относятся к  тишине в процессе обучения: при выполнении домашних заданий, при самостоятельной работе на уроках. В наше время тишина почти недосягаема: шум машин, разговор людей, теле- и радиовещание и многое-многое другое. Мешает тишина или помогает? Ведь мы - все разные. Среди нас есть и творческие личности, и «мыслители».  

          В своей работе я  поставила цель:

Определение влияния тишины на успешность обучения старшеклассников.

Задачи:
1.   Изучить литературу по данному вопросу.
2.  Подобрать серию  методик.

3.  Провести диагностику и эксперимент для  анализа условий успешности    

     в обучении десятиклассников  с помощью выбранных методик.

4. Проанализировать  полученные данные.  

     

          Изучение влияния тишины на успешность обучения десятиклассников проходило при помощи  диагностического  исследования и эксперимента.

           В исследовании добровольно приняли  участие учащиеся  10 класса МБОУ СОШ № 1 г. Павлово (16 чел). Тестирование проходило в групповой форме  в 18 кабинете 18.01.13 с 13.00 до 13.30. Эксперимент проводился индивидуально 19.01.13 с 10.00.

В ходе работы мы ответим на следующие  вопросы:

  1. Какое место занимает тишина и звук в жизни человека?
  2. В какой обстановке идет лучшее усвоение какой-либо информации?
  3. Является ли тишина залогом успешности в обучении?

Глава 1. Теоретические основы творческой и интеллектуальной личности исследователей личности — «Человека творческого».

          Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые, так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

            Творчество есть выход за пределы заданного. Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.

        Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

        Работы психологов в последние годы достаточно определенно выделяют два типа одаренные людей. Вот мнение по этому поводу советского врача-психиатра В. Леви: «Можно выделить два полюса гениальности, между которыми лежит гамма постепенного перехода. Представителей одного полюса можно было бы назвать, по традиции, гениями «от Бога», представителей другого — гениями «от себя».

          Современная наука утверждает — потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм.

           Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или иного ребенка, с тем что бы составить для него индивидуальный график занятий, порекомендовать ему поступить в специальную школу и так далее?

Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность. Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

  1. независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  2. открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуация конструктивная активность в этих ситуациях;
  4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.

                     Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек.

                       Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.        

        Интеллектуальные способности человека (мыслительные), как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать, рассуждать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

 Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Итак, чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению, к творчеству.

Глава 2. Звук и тишина в жизни людей

           Звук — одно из самых древних ее проявлений, такое же древнее, как и сама Земля. Само рождение нашей планеты шло под несмолкаемый аккомпанемент звуков чудовищной силы и мощи. Природа не затихла и потом, когда Земля остыла и возникла жизнь. По-прежнему шумели волны, гремел гром, свистел ветер, шелестела листва. Голоса природы звучали четко и явственно. Человек всегда жил в мире звука и внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Еще в давние времена рев зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев, журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич помогал устрашить неприятеля. Рог, труба, барабан служили средством связи и искусства. 

          Шум давно пришел и в сельскую местность вместе с ростом числа машин. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления,— децибелах. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 становится для него непереносимым.      

          Звук в 180 децибел вызывает усталость металла, а в 190— вырывает заклепки из конструкций. Неспроста в средние века существовала казнь «под колокол». Шум колокольного звона медленно убивал человека. На многих оживленных магистралях больших городов даже ночью шум не бывает ниже 70 децибел, в то время как санитарные нормы для ночного времени устанавливают предел в 40 децибел. Чтобы эти цифры стали более понятны, приведем такие данные: шум нормального дыхания, шелест травы составляет 10 децибел, громкая речь — 60—70, шум уличного транспорта (мотоцикл, автобус, грузовик) —80—100 децибел. Шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 децибел. Шум и живые организмы

            Исследованиями установлено, что шум наносит весьма ощутимый вред организму человека. Его влияние еще более усиливается, если шум действует одновременно с другими неблагоприятными факторами — вибрацией и пылью. Давно замечено также, что шумы природного происхождения— шум морского прибоя, листвы, дождя, журчание ручья и другие естественные шумы — благотворно влияют на человеческий организм, они успокаивают, усыпляют. Записанные  на носители эти «приятные» шумы можно использовать вместо снотворных средств. В Японии, например, продаются подушки, в которые вмонтирован аппарат, имитирующий звуки дождевых капель, падающих в ритме человеческого пульса.

           Совсем другое действие оказывает транспортный или производственный шум. Он утомляет, раздражает, давит, мешает сосредоточиться. Как только такой шум смолкает, человек испытывает ощущение облегчения и покоя. Шум нередко играет зловещую роль и в возникновении заболевания сердечно-сосудистой системы. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторную деятельность. 

           Тишина — одно из важнейших условий творческого труда и отдыха. Недаром тишину часто называют целебной, творческой. Многие выдающиеся деятели науки и искусства считали тишину, природу источником творчества и вдохновения. Бетховен всерьез и не раз повторял, что свои музыкальные идеи он улавливает в природе, в лесу, в тишине. Великий Гёте был убежден, что «талантливое рождается в тиши...» .

           Тишина — одно из важнейших условий творческого труда и отдыха. Недаром тишину часто называют целебной, творческой. Многие выдающиеся деятели науки и искусства считали тишину, природу источником творчества и вдохновения. Бетховен всерьез и не раз повторял, что свои музыкальные идеи он улавливает в природе, в лесу, в тишине. Великий Гёте был убежден, что «талантливое рождается в тиши...» Тишина-источник творчества и вдохновения.

Глава 3. Анализ результатов исследования  условий успешности  в обучении десятиклассников  МБОУ СОШ № 1 г. Павлово

        

          Проанализировав теоретические данные,  мы провели диагностическое исследование условий  запоминания материала для  десятиклассников нашей школы на   основе следующих  методик:

  1. Тест «Художник или мыслитель» (Приложение 1).

          И.П. Павлов предложил классифицировать характер в зависимости от направления деятельности нервной системы, обусловив такое разделение механизмами работы и взаимодействием левого и правого полушарий головного мозга.

Были выделены следующие типы характера человека:

        Художественный тип - когда человек воспринимает мир не особо анализируя, видит его таким каким он предстает в его глазах (активное правое полушарие, в чистом виде редкий тип).
        Мыслительный тип - когда на восприятие окружающего мира сильно накладывается отпечаток аналитического подхода (активное левое полушарие, в чистом виде редкий тип).

  1. Эксперимент «Попробую запомнить» (Приложение 2).

       За определенное время (3 минуты) нужно было выучить 4 строчки стихотворения в разных условиях:  при чтении сказки, при звучании современной музыки и в полной тишине.

Результаты  теста «Художник или мыслитель» для определения группы творческих личностей и мыслителей зафиксированы на Гистограмме 1:

Гистограмма 1. Процентное соотношение  учащихся эксперимента «Художник или мыслитель»

Вывод: среди десятиклассников нашего класса «художников» и «мыслителей» одинаковое процентное соотношение.

       Результаты эксперимента «Попробую запомнить» зафиксированы в Таблице 1  на Гистограмме 2:

Таблица 1

Обстановка

«Художники»

«Мыслители»

Чтение сказки

50% (4 человека)

82,5% (7 человек)

Современная музыка

62,5% (5 человек)

75% (6 человек)

Полная тишина

62,5% (5 человек)

75% (6 человек)

Гистограмма 2. Процентное соотношение  учащихся эксперимента «Попробую запомнить»

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:

  1. При каком-либо шуме(в нашем случае при чтении сказки) «мыслители» лучше справляются с заданием.
  2. При звучании современной музыки «мыслители» опять же лучше справляются с заданием.
  3. В полной тишине «мыслители» лучше запоминают новую информацию, чем «художники».

        Я опросила тех людей, которые участвовали в эксперименте: в какой обстановке лучше запоминалось стихотворение.

Большинство «художников» (5 человек) ответили, что при чтении сказки стихотворение запоминалось лучше, хуже в тишине (2 человека).

                       Большинство «мыслителей»(6 человек) привыкли работать в тишине, 2 человека- при каком-либо шуме.

Анализируя полученные данные  можно сделать следующие выводы:

  1. Такой тип людей как «мыслители» привыкли работать в тишине.
  2. «Художникам» же нужна особая обстановка, в которой бы они могли работать.
  3. Опрос в социальной сети(vk.com)

Анализ опроса в социальной сети показал, что:

  1. Большинство опрошенных человек (45 чел.) предпочитают работать в тишине;
  2. 10 человек- при каком-либо шуме;
  3. 30 человек - всегда по-разному.

Анализируя  данные  опроса можно сделать следующий вывод:

 большинство опрошенных  предпочитают работать в тишине.

Заключение

        Анализируя научную литературу, я пришла к выводу, что многие учёные считают тишину источником вдохновения и необходимым условием творческого процесса, научных исследований, обучения.

          После опроса в социальной сети  и  проведения эксперимента я пришла к выводу, что тишина является лишь частью творческого процесса,  помогает сконцентрироваться при выполнении какой- либо работы, в том числе и умственной,  но не  является  основой залогом успешности в обучении.

В наше время современная молодежь может работать в любой обстановке. Все люди разные и потребности у всех разные, то есть кому-то нравиться работать в тишине, а кому-то при каком-либо шуме.

Список использованной литературы

  1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.  (2003, 672с.)
  2. Возрастная и педагогическая психология. (Учебное пособие) Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. (2003, 512с.)
  3. Общая психология. Тесты. (Учебное пособие) Айсмонтас Б.Б. (2003, 192с.)
  4. http://zvuki-muziki.ru/z/tishina-kak-sputnik-tvorchestva-poezii-vdoxnoveniya/default.htm

                                                                                                                 Приложение 1

Тест «Художник или мыслитель?»

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?

Интерпретация

Художники

Мыслители

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. 

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.

ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. 

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.

Приложение 2

Стихотворения, которые использовались при эксперименте для заучивания.

1. Аполлон Майков

«Ласточка примчалась ...»

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Все весною пахнет!

2. Михаил Лермонтов

Осень. Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

3. Александр Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

 Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе - вешние звоны,

 Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

 Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

 Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

 Это все у вороны - игрушки,


Поделиться:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Снежная сказка

Что такое музыка?

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Весенняя гроза