• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме "Крутая речь или почему мы так говорим?"

Опубликовано Агапова Надежда Александровна вкл 16.05.2013 - 13:23
Агапова Надежда Александровна
Автор: 
Коваленко Артём

 

Работа посвящена проблеме частого использования в речи жаргонных слов. Методы решения задач: изучение и анализ литературных источников, анкетирование, анализ и обобщение полученных данных, интервью. Предметом исследования стали мотивы употребления  жаргонных слов учащимися Ачинской санаторной школы – интерната. Собранный на основе анкетирования материал проанализирован, вскрыты причины употребления жаргонизмов в речи школьников:  желание следовать моде,  стремление к краткости речи, привычка. Сделан вывод: употреблять жаргонизмы не модно и  чаще всего учащиеся используют их внутри своего круга общения. Намечены пути дальнейшей работы по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Гаснет устная словесность, разговорная краса,

Отступают в неизвестность речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо не скудела в наши дни.

Вадим Шефнер

«Что происходит с нашей речью?» - этот вопрос задают сегодня  писатели, учёные, журналисты. Многие люди (и в первую очередь молодёжь) предпочитают выражать свои чувства, оценку чего-либо словами: клёво, потрясно, железно, круто, кайф. Такие слова называются жаргонизмами, а язык, в котором эти слова употребляются,- жаргоном (от французского jargon – щебетание, болтовня, непонятный язык).

Речь современных учеников особенно приводит в негодование учителей, родителей, людей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Жаргонные слова часто встречаются в газетах, в журналах, звучат в рекламных роликах, в телевизионных передачах. Они становятся главным способом выражения мысли, вытесняя слова литературного языка с тем же значением.

Оставаясь мало изученной частью русского языка, жаргонизмы закрепляются в разговорной речи учащихся моей школы. Посетив школьную и  городские библиотеки, я  убедился, как мало представлено литературы по данной проблеме: в основном это  энциклопедические словари, дающие толкование предмету моего исследования. Желание узнать, почему употребляют жаргонные слова школьники Ачинской санаторной  школы - интерната, определило тему моей работы.

Цель исследования - выяснить причины употребления жаргонных слов школьниками разного возраста: старшими учениками начальной школы, учащимися среднего звена, выпускниками 9 класса.

Задачи:

  1. расширить знания о происхождении жаргонных слов, о проявлении интереса к нему со стороны современных исследователей русского языка;
  2. провести анкетирование с учащимися Ачинской санаторной школы-интерната и проанализировать его результаты с точки зрения тематики используемых жаргонных слов, причин их употребления в речи школьников;
  3. сформулировать выводы по теме исследования, представив данные анкетирования в таблицах и диаграммах.

Объект исследования: нелитературная речь - жаргонные слова.

Предмет исследования: мотивы употребления жаргонных слов учащимися 4,  6, 9 классов Ачинской санаторной школы – интерната.

Проблемный вопрос: почему жаргонные слова так часто употребляются  в нашей речи?

Гипотеза: употреблять «крутые» слова модно и современно, потому они широко используются в речи учащихся  моей школы.

Методы решения задач:

  1. изучение и анализ литературных источников;
  2. анкетирование;
  3. анализ и обобщение полученных данных;
  4. интервью.

I. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН – ЧАСТЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. История возникновения жаргона

Ежедневно на улице и дома, при общении с детьми и взрослыми мы сталкиваемся с непонятными словами и выражениями. Этих слов не так уж и мало. Имя им - жаргон.

Жаргон - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией (жаргон лётчиков, программистов), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров), возрастом (молодёжный жаргон).

Жаргон – речь какой- нибудь социальной или иной, объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных [5]

Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников - офеней У этих торговцев всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно сам стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня с начала и задумывалась.

По происхождению офенские слова были самыми разными. Часть из них совпадала по форме с обычными русскими, но имела другое значение: тройка (еда), костёр (город). Другие создавались из русских морфем: грызик (зуб), светлуха (огонь). Некоторые были переделками русских слов: здебесь (здесь), куребро (серебро). Немало офенских слов восходит к греческому языку: декан (десять). Происхождение же большинства офенских слов объяснить трудно, например совасьюха (мышь), псалуга (рыба). К последней группе можно отнести и слово клёво (хорошо), которое стало широко известно и живёт в языке до сих пор. Это слово зафиксировано  в языке В.Даля. [3]

Жаргон – нелитературная форма русского языка, которую население России, использует в непринуждённом личном общении. Различия внутри его связаны с возрастом, характером увлечения, профессией. История жаргонных слов насчитывает далеко не десятки лет, а тысячелетия. В старые времена основной причиной употребления жаргонных слов было желание зашифровать свою речь, чтобы не разглашать тайны и секреты.

1.2. Жаргон в молодёжной среде

При изучении молодёжного сленга следует учитывать возраст его носителей: в основном это лица от 7 до 35 лет. Именно молодёжные жаргонизмы являются тем зеркалом, в котором отражаются вкусы, привычки, стремления молодых людей.  

В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Его часто называют сленгом (от англ. slang). Этот термин появился недавно. Молодёжный жаргон включает в себя  сленг учащейся молодёжи (школьников, студентов техникумов и вузов); солдат;  неформальных молодёжных объединений (хиппи, панков, фанатов и проч.); молодых людей, объединённых общими интересами, как в спортивном, так и в компьютерном отношении.

Широкое распространение молодёжный сленг получил в 70-е-90-е годы 20в.- время глобальных перемен в политике и экономике нашей страны. Бурно развиваясь, он попадает во все сферы употребления языка, в частности в прежде запретные для него радио и телепередачи, на страницы газет.[6] В периодических изданиях нашего города нередко  встречаются подобные случаи: «Чуть не шандарахнуло»[4]

Раскованный, непринуждённый молодёжный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Взрослые  говорят: «Хорошо!» Мы: «Клёво! Классно! Прикол!» Они: «Вот незадача!» Мы: «Облом!» Они восхищаются. Мы «Торчим и тащимся!». Молодёжный жаргон подобен его носителям - он резкий, громкий, дерзкий. Он - результат своеобразного желания переиначить мир на свой манер, а также знак «я свой». Язык здесь выражает внутренние устремления молодых  ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни. Молодёжный жаргон легко  вбирает в себя слова из разных языков (из английского – «мэн»- мужчина, из немецкого - «копф»- голова), из разных диалектов («ухайдокать»-утомить), из уголовного розыска («беспредел»-несправедливость). Поколения молодых сменяются через пять – семь лет, а вместе с ними меняется и жаргон. Никто сейчас не помнит оценок: «Потрясно! Железно!»- хорошо, так широко распространённых в 60-70 гг. 20 в. Новый или старый,  жаргон остаётся с молодёжью как непременное условие непременной игры, как островок естественности и свободы в строго регламентируемом мире взрослых. [1]

Сегодня жаргон школьников - объективная реальность. Больше всего он присущ устному общению, но нередко жаргонные слова можно встретить на страницах газет и журналов. Особенность молодёжного жаргона - его быстрая сменяемость. Одна из самых распространённых причин использования жаргонизмов молодёжью - потребность в самовыражении и встречном понимании.

1.3. Интерес к молодёжному жаргону современных исследователей  русского  языка и  перспективы его развития в будущем

До конца 90-х гг.20 в. в научной литературе периодически появлялись статьи о русском молодёжном жаргоне. Большинство из них, в конечном счёте, сводилось к следующему: запретить или разрешить употребление жаргонизмов. К сожалению, многие учёные обходили стороной вопрос о глубоком лингвистическом исследовании этого языкового явления.

Некоторые современные языковеды, педагоги, психологи подчёркивают, что молодёжный жаргон засоряет нашу речь, не имеет полезной функции, а загромождает русский литературный язык.  Другие глубоко изучают молодёжную лексику, с целью выяснения интересов молодых людей, их запросов. «Первый сводный словарь молодёжного жаргона», выпускает Г.Г Никитина,  представляя в нём не только толкование слов, но и пометы, указывающие на сферу употребления жаргонных слов, их эмоциональную окраску. Исследуя  молодёжный  жаргон, М.А. Грачёв зафиксировал в своём словаре слова, употребляемые молодёжными группами1980-2005гг. Состоянию и развитию русского сленга  в 2000-2003 г. посвящены  работы  Р.И.Розиной.

Причин использования жаргонных слов молодёжью очень много. Это и желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своём языке». Исследователь В.В.Малаховский подчёркивал: «Юность любит выражаться своеобразно и сильно. Отсюда стремление отойти от речевого шаблона, найти свои слова и выражения». Другая причина употребления жаргонизмов - пренебрежение к случаю, опасности, выраженное в слове (например, погореть - «попасться при совершении плохого поступка»). Академик Д.С.Лихачёв писал: «Ещё старые названия жаргона подчёркивают его юмористический, шутливый характер. Он с улыбкой ставит вещи на их собственные места». [2]

Литературный язык развивается не стихийно. Большую роль в выборе пути его развития играет активная или пассивная роль писателей, политиков, журналистов, учителей. В работах современных учёных  прослеживается интерес к молодёжному жаргону как часто  употребляемому средству в речи молодых людей. Современные исследователи оценивают молодёжный жаргон различно. Одни объясняют его появление социальными причинами: бунт подрастающего поколения, обладающего обострённым чувством самостоятельности. Другие  стремлением уйти от обыденности, игрой. Некоторые рассматривают молодёжный жаргон как своеобразную дань моде и возрасту и считают, что со временем жаргонные словечки исчезнут из молодёжной речи.

II.ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ АЧИНСКОЙ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА

2.1. Цель анкетирования

Предметом  исследования послужили жаргонизмы, употребляемые учащимися нашей школы. Исследование речи проводилось с целью выявления наиболее распространённых причин употребления жаргонизмов в речи школьников Ачинской санаторной школы - интерната. Участникам исследования была предложена анкета, содержащая вопросы на выявление наиболее употребительных жаргонных слов, степени их необходимости, отношения к ним  и мотивов их употребления в речи. Для решения поставленных задач мной  было проведено анкетирование учащихся 4, 6, 9 классов. Возраст опрашиваемых: 9-16 лет. Всего в анкетировании приняло участие 49 человек: 4 класс -19уч., 6 класс -18уч., 9 класс- 12уч.

2.2. Анализ анкет

Обработка анкет позволила увидеть следующее: вообще не употребляют жаргонные слова только 3 человека(6%) из 49  опрошенных. Не все слова-жаргонизмы, которые знают школьники, они употребляют в своей повседневной речи. Различия внутри жаргона связаны с возрастом, увлечениями школьников. Большое распространение среди выпускников начальной школы получили жаргонизмы – оценки(26%): классно, клёво, фиолетово, круто, улёт, супер и наименования людей по качеству их характера(59%): олень, неуч, баклан, даун, лопух. Последняя группа слов делает речь грубой, обижает того, к кому обращены эти слова. Среди учащихся 6 класса  кроме жаргонизмов-оценок(28%): угар, круто, велл, очень распространены слова, относящиеся к бытовой технике(62%): дивидюшник, сотик, комп, трубка. Девятиклассники в основном используют компьютерный сленг(56%): крыса, винт, клава, глюк и жаргонные слова из тематической группы, связанной с деньгами(31%): бабло, капуста, зелень. Немногочисленную группу составили слова – глаголы: отвяжись, обойдёшься, слышь, гонишь, зацени, отвали, достала (в 4 классе-13%; в 6-9%; в 9-12%) и устойчивые выражения: мне по фиг, вали отсюда по бырому, я не в теме, мне по барабану, давай до свидания (в 4-2%; в 6-1%; в 9-1%). (Приложение1)

На вопрос для чего учащиеся употребляют жаргонизмы в речи, школьники предложили такие варианты ответов:

Основные причины употребления слов - жаргонизмов учащимися школы

Класс

Модно, современно

Делают речь понятной для  людей моего круга общения

Помогают преодолеть

недостаток слов в речи

Для связи слов



Другая причина

4

10

2

1

1

Веселее общаться(5)

6

4

5

1

2

Проще и быстрее выражать мысль (6)

9

1

3

1

1

Привычка (6)

Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: у учащихся 4 класса основная причина употребления жаргонных слов - дань моде(53%), желание создать свой язык, поднимающий настроение в общении со сверстниками(12%). Для учащихся 6 класса жаргоны удовлетворяют потребность в краткости речи(33%), в организации общения в среде своих сверстников(28%). Девятиклассники употребляют жаргонные слова в основном по привычке(51%) и чаще всего для понимания между собеседниками внутри своего круга общения(25%). (Приложение 2)

На вопрос нужны ли жаргонизмы в речи,  в 4 классе положительно ответили 57% учащихся, в 6 классе - 55%, в 9 классе -42%(53% от числа всех опрошенных школьников). Не видят в них необходимости 9% от числа всех опрошенных школьников. Не задумывались о необходимости жаргонных слов в речи 34% школьников Ачинской санаторной школы – интерната.

Смогли бы учащиеся нашей школы  обойтись без жаргона и стараются ли они не употреблять жаргонные слова в своей речи,  школьники ответили так:

Необходимость в употреблении жаргонных слов   и степень приложения усилий школьников в стремлении не применять их в речи

К

л

а

с

с

Смогли бы вы обойтись без жаргона?

Стараетесь ли вы не употреблять их в речи?

да

нет

не думал

да

нет

не думал

4

5

8

6

6

8

5

6

7

6

5

10

5

3                                                                                        

9

6

-

6

6

-

6

С возрастом снижается острая необходимость в употреблении жаргонных слов. Жаль, что половина учащихся, выпускаясь из школы, не задумывается о качестве своей речи. (Приложение 3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты анкетирования подтвердили гипотезу, что жаргон - частое явление в речи учащихся нашей школы. У представителей исследуемых возрастных групп эти слова  повторяются,  отличаясь количеством их употребления  по определённой теме. Отдельные тематические группы слов, употребляемые старшеклассниками, совсем не используются в речи младших школьников. С возрастом меняется не только тематика, но и причины употребления жаргонных слов  в речи учеников: желание  быть модным, современным сменяется стремлением сделать свою речь более краткой, а потом  переходит в привычку. Все нужные значения слов человек может передать с помощью литературного языка, но некоторым ученикам нашей школы это кажется довольно скучным, и они с удовольствием употребляют  жаргонные слова. Для 6% от числа всех опрошенных учеников жаргонные слова помогают связать слова в предложении, для 10% преодолеть недостаток слов в их речи. Участники анкетирования считающие, что жаргонизмы  имеют право быть в нашей речи, объясняют это следующим: окружение обязывает обновлять словарный состав, средства массовой информации стали более терпимы к их употреблению. Становясь старше, большинство школьников, стараются использовать жаргонизмы только внутри своего круга  общения.

Любой, кто употребляет жаргонные слова, должен понимать, что жаргон не должен становиться главным способом выражения мысли и самоутверждения. Его бездумное употребление делает речь грубой и небрежной, а  это недопустимо в речи современного человека.

Поставленные цели и задачи  моего исследования решены. Как научиться хорошей речи? Это следующий этап работы по проблеме сохранения чистоты и красоты русского языка.

 ЛИТЕРАТУРА

1.Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык.-2-е изд., испр. - М.: Аванта+,2001.с.499

2. Грачёв М.А. Словарь современного молодёжного жаргона. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.с.11

3. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2009 с. 151

4. Новая Причулымка: газ.-14-20 ноября 2012.-№46 с.6

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русс.языка им. В.В.Виноградова,-4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник,1999 с.190

6.Розина.Р.И.Развитие русского сленга.-Режим доступа:www.lib/ua-ru.net/diss/cont/94086.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

1.Напишите жаргонизмы, которые вы знаете

2.Подчеркните те, которые вы употребляете в своей речи

3.Почему вы их употребляете?

4.Стараетесь ли  вы обойтись без них?

5.Нужны ли жаргонизмы в речи?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематические группы жаргонизмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Причины употребления жаргонизмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Степень необходимости употребления жаргонных слов


Поделиться:

Есть ли лёд на других планетах?

Фокус-покус! Раз, два,три!

Знакомимся с плотностью жидкостей

Рисуем пшеничное поле гуашью

Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле