• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сложноподчиненные предложения с различными придаточными

Опубликовано Баяринова Надежда Николаевна вкл 27.05.2013 - 22:23
Баяринова Надежда Николаевна
Автор: 
Юферева Ксения

Данная презентация может быть использована при повторении темы "Сложноподчиненные предложения" как и 9-ом, так и в 11-ом классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_raznymi_vidami_pridatochnyh.rar1.88 МБ

Подписи к слайдам:

Содержание презентации
1. Понятие о сложноподчиненных предложениях 2. Основные типы придаточных предложений3.Как научиться отличать разные виды придаточных предложений?4.Тренировочные упражнения
Понятие о сложноподчиненных предложениях
Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.
Основные типы СПП
Выделяются три основные типа придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.
Как научиться отличать разные виды придаточных предложений?
Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака: 1) вопрос, который можно задать от главного предложения к при­даточному; 2) присловный или неприсловный характер придаточного предложения; 3) средство связи придаточного с главным.
Основные типы придаточных предложений
Придаточные:1.Определительные2.Местоименно-определительные3.Изъяснительные4.Обстоятельственные:а) Образа действияб) Образа степенив) Образа времениг) Образа местад) Условныее) Причиныж) Цели з) Сравнительныеи) Уступительные
Придаточные определительные
Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.В связи с общим значением признака предмета определительные придаточные зависят от существительного (или от слова в значении существительного) в главном предложении и отвечают на вопрос какой? Они присоединяются к главному только союзными словами - относительными местоимениями (который, какой, чей, что) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда). В придаточном предложении союзные слова замещают то существительное из главного, от которого зависит придаточное.
Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелест­ный уголок... (А. Пушкин) - [сущ., ( где ),].Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) - [сущ.], (что).Ночной порой в пустыне городской есть час один, про­никнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [ сущ.], (когда).В главном предложении часто бывают указательные слова тот, такой, например:Это был тот знаменитый артист, которого она виде­ла на сцене в прошлом году (Ю. Герман) - [ ук.сл. тот - сущ.], (которого).
Местоименно-определительные придаточные
По значению к придаточным определительным близки местоименно-определительные придаточные. Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:1) [Всего, (что знал еще Евгений), пересказать мне недосуг) (А. Пушкин) - [мест., (что ),]. 2) [Не то, (что мните вы), природа]... (Ф. Тютчев) - [мест., (что),].
Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что).Ср.: [Тот человек, (который приходил вчера), сегодня не   появлялся] - придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].[Тот, (кто приходил вчера), сегодня не появлялся] - придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто ), ].В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, напри­мер:(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не пре­зирать людей] ... (А. Пушкин) - (кто ), [мест. ].
Придаточные изъяснительные
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы.Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союз­ных слов; 3) с помощью союза-частицы ли.[Ей снится], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) - [ глаг.], (будто бы ).[Я спросила у кукушки], (сколько лет я проживу)... (А. Ахматова) - [глаг.], (сколько).[Обоим очень хотелось узнать, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) - [глаг.], (ли).
Придаточные образа действия и степени
Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено   в   штабе) (К.Симонов) - [глаг.+ук.сл. так], (как) (придаточное образа действия).2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать) (А. Герцен) -[глаг.+ук.сл.столько], (сколько) (придаточное степени).
Придаточные места
Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:1) [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный ум)... (А. Пушкин) - [ ], (куда).2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) (К. Паустовский) - [нар.], (где).3) (Куда река пошла), [там и русло будет] (пословица) -(куда ), [ ук.сл. там ].
Придаточные времени
Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. Например:1) [Когда граф вернулся], (Наташа неучтиво обрадова­лась ему и заторопилась уезжать) (Л. Толстой) .В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:1) [Я сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) (Д. Хармс) - [ ук.сл. до тех пор ], (пока).
Придаточные условия
Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов если, если ... то, когда (= если), когда ... то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Например:1) (Если я заболею), [к врачам обращаться не стану]...(Я. Смеляков) - (если ), [ ].2) (Раз мы начали говорить), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн) - (раз ), [то].
Придаточные цели
Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др. Например:1) [Я разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог) (А. Чехов) - [ ], (чтобы);2) [Он  употребил  всё своё красноречие],  (дабы  отвратить Акулину от её намерения) (А. Пушкин) - [ ], (дабы);3)(Для того чтобы быть счастливым), [надо не только любить, но и быть любимым] (К. Паустовский) - (для того чтобы), [ ];
Придаточные причины
Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Напри­мер:1)  [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - [ ], (потому что)2) [Всякий труд важен], (ибо облагораживает челове­ка) (Л. Толстой) - [ ], (ибо).3) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые   пьесы),  [театр   наш   довольно   охотно   посещался] (А. Куприн) - (благодаря тому что ), [ ].
Придаточные сравнительные
1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
Придаточные уступительные
1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:союзов: хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»), пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;союзных слов: как, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни.3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.Например: Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).
[   ], (хотя – союз).
Тренировочные упражнения
Упражнение 1. Укажите вид придаточного и расставьте запятые. Выделите главное и придаточное предложение.1)Наступление шло так как было предусмотрено в штабе.2)Полярное лето промелькнуло как его и не было. 3)Я шёл в глубь лесного массива пока не услышал шум мотора. 4)Чаще всего я возвращался конечно туда где сидела девушка.5)Как бы ни говорили девушки по всему белому свету всё становится милым в их устах.
Упражнение 2. Определите тип придаточного.1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________
Проверь себя
Упражнение 1.[Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) – образ действия[ Полярное лето промелькнуло], (как его и не было). – образ действия[Я шёл в глубь лесного массива], (пока не услышал шум мотора). – время [Чаще всего я возвращался, конечно, туда], (где сидела девушка). - место (Как бы ни говорили девушки по всему белому свету), [всё становится милым в их устах]. - уступительное
Упражнение 2.1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. 2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. 3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. 4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. 5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. 6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. 7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. 8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. 9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. 10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором.
Местоименно-определительное
Условие
Условие
Время
Сравнительное
Изъяснительное
Определительное
Причина
Причина
Поделиться:

Дерево в снегу

Нарисуем попугая цветными карандашами

Ночная стрельба

Госпожа Метелица

Рисуем белые грибы пастелью